Мудрый Юрист

Уголовная ответственность за экологические преступления в области охраны вод в США

Брославский Лазарь Израилевич - доктор права, США.

В США уголовная ответственность за экологические преступления в области охраны вод установлена рядом федеральных законов, регулирующих данную сферу окружающей среды. Это прежде всего Закон "О чистоте вод" 1972 г., с изменениями и дополнениями 1977 и 1987 гг. (Clear Water Act - CWA) <1>, являющийся основополагающим законом общего характера, направленным на охрану вод от загрязнения и обеспечение тем самым их надлежащего качества. Кроме того, уголовная ответственность за такие преступления установлена в ряде специальных Законов: "О запрещении выброса в океан материалов и веществ" 1972 г. (Ocean Dumping Ban Act - MPRSA) <2>, "О предотвращении загрязнения вод морскими судами" (Prevent Of Pollution From Ships Act - APPS) <3>, "О безопасности питьевой воды" 1988 г. (Safe Drinking Water Act - SDWA) <4>, а также Законами "О мусоре и отходах" (Refuse Act) и "О реках и портах" (Rivers and Harbors Act) <5>, принятыми еще в 1899 году и действующими до настоящего времени.

<1> 33 U.S.C. §§ 1251 - 1387.
<2> 33 U.S.C. §§ 1401 - 1445.
<3> 33 U.S.C. § 1908.
<4> 33 U.S.C. §§ 300 F - N 300 J - 26.
<5> 33 U.S.C. §§ 407, 411.

Статьи об уголовной ответственности, наряду с административной и гражданско-правовой ответственностью, включены в раздел перечисленных законов "Enforcement" - меры правового воздействия, направленные на реализацию закона, его неуклонное соблюдение и исполнение. Обусловлено это особенностями системы уголовного права и, соответственно, структуры уголовного законодательства. В США нет федерального уголовного кодекса, в котором были бы кодифицированы все составы преступлений и меры наказания за их совершение. А изданный Американским юридическим институтом (American Law Institute) Примерный Уголовный кодекс (Model Penal Code) носит рекомендательный характер и используется при разработке уголовных кодексов, принимаемых каждым штатом.

Все преступления подразделяются на федеральные (federal crimes), ответственность за совершение которых предусмотрена федеральным законодательством, и преступления, за которые ответственность установлена законодательством отдельных штатов (state crimes). Преступления в области охраны вод так же, как и другие экологические преступления, - это, прежде всего, федеральные преступления, поскольку в результате загрязнения рек, озер, прудов, болот, заливов, морей и других водотоков и водоемов экологический ущерб может быть причинен нескольким штатам. Поэтому уголовная ответственность за их совершение предусмотрена названными федеральными законами.

Статьи об уголовной ответственности за экологические преступления, предусмотренные законодательством штатов, обычно включаются не в уголовные, а в иные кодексы штатов, к примеру водные, об охране здоровья и безопасности граждан, о рыболовстве, судоходстве и навигации и др. Эти кодексы как бы дополняют федеральное законодательство с учетом специфики отдельных штатов.

Загрязнение вод относится к числу наиболее распространенных экологических преступлений, и по данным федерального Агентства по охране окружающей среды (Environmental Protection Agency - EPA), количество их постоянно увеличивается.

Объект преступления - водные ресурсы страны, поверхностные и подземные воды, используемые для производственных или иных хозяйственных нужд; личного потребления и, прежде всего, питья; судоходства; отдыха и развлечений; рыболовства; разведения водной фауны и флоры и др. По общему правилу жизнь и здоровье людей не являются непосредственным объектом экологического преступления; причинение смерти или вреда здоровью человека либо угроза этого могут быть результатом ухудшения качества вод, особенно в системе общественного водоснабжения, в результате выброса токсичных и других загрязняющих веществ.

Объективная сторона преступления характеризуется противоправным действием или бездействием, в результате чего причинен или может быть причинен значительный ущерб водной фауне и флоре, жизни и здоровью людей, их имуществу и другим объектам собственности. Экологический ущерб может выражаться также в невозможности использования определенных водотоков или водоемов либо отдельных их участков по целевому назначению: для отдыха и развлечений, рыбоводства, судоходства, орошения сельскохозяйственных полей и др. Наступление таких последствий, причинение фактического ущерба не являются обязательным условием для признания законченного состава преступления. Достаточно, чтобы в результате несоблюдения или нарушения установленных норм и требований возникла такая реальная опасность. Уголовно наказуемыми могут быть также деяния, связанные с ведением документации.

В отличие от российского права, субъект уголовной ответственности в США - и физическое, и юридическое лицо. Это относится и к экологическим преступлениям. Закон о чистоте вод так же, как и все основополагающие федеральные законы в области охраны окружающей среды, дает определение понятия "лицо" (person), которое может быть привлечено к уголовной ответственности. Это физические лица, корпорации, компании, акционерные общества, фирмы, ассоциации, объединения и другие организации, а также отдельные штаты, муниципалитеты, органы управления штатов и межштатные.

Основная применяемая к юридическим лицам уголовно-правовая санкция - штраф. Кроме того, им нередко устанавливается испытательный срок, а в подавляющем большинстве случаев - также обязанность возмещения причиненного ущерба (убытков), причем как при вынесении обвинительного приговора, так и по самостоятельному гражданскому иску.

Субъективная сторона как элемент состава преступления по общему правилу предполагает наличие вины в форме умысла или неосторожности (небрежности). В отдельных, предусмотренных законом случаях юридические лица несут уголовную ответственность и при отсутствии вины (strict liability).

Все преступления, в зависимости от их характера и общественной опасности, подразделяются на две категории: тяжкие (felony) и особо тяжкие (aggravated felonys), за совершение которых уголовное законодательство предусматривает лишение свободы на срок от одного года до пожизненного заключения и даже применение высшей меры наказания; и иные не относящиеся к тяжким (misdemeanor), за совершение которых, наряду со взысканием штрафа и применением иных мер ответственности, предусматривается лишение свободы на срок до одного года. При повторном совершении преступлений обеих категорий сумма штрафа и срок лишения свободы могут быть удвоены.

Экологические преступления, относящиеся к категории тяжких, - это деяния, совершаемые, как правило, с умыслом; иные экологические преступления (misdemeanor) могут быть совершены и умышленно, и по неосторожности.

Закон о чистоте вод (CWA) предусматривает уголовную ответственность за умышленный или совершенный по неосторожности (небрежности) выброс в воды загрязняющих веществ с нарушением установленных требований (§ 1319 (c)). При этом дается отсылка к другим разделам и статьям данного Закона, анализ которых позволяет определить понятие "установленные требования".

Закон закрепляет так называемую национальную программу прекращения загрязнения вод (The National Pollutant Discharge Elimination System), которая включает в себя также изданные в развитие федерального Закона законы отдельных штатов и принятые на всех уровнях управления нормативные акты, в числе которых следует назвать и нормативно-технические документы - стандарты.

Охрана вод от загрязнения относится к компетенции двух федеральных ведомств - Армейский корпус инженеров (US Corps of Engineers - Corps) и EPA. На выполнение строительных работ на равнинах и низменностях, постоянно или в течение определенного периода времени покрытых водой, производителю на основании его ходатайства выдается сертификат службой Corps или органом штата, которому он предоставил такое право. В сертификате указываются, с учетом характера гидрологии, почвы и растительного мира, нормы и требования, обязательные для соблюдения при выполнении строительных работ, и определяется конкретный участок, где они могут производиться. EPA вправе наложить вето на выдачу сертификата.

Таким образом, нарушение установленных требований, т.е. правонарушение, квалифицируемое в соответствии с названным Законом как экологическое преступление, заключается в несоблюдении норм и требований сертификата, выданного определенному источнику загрязнения на выброс в воды загрязняющих веществ, а производителю указанных строительных работ - на их проведение либо если соответствующий сертификат не был выдан.

За совершение преступления по неосторожности Закон предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 2,5 тыс. до 25 тыс. долларов за каждый день нарушения или лишения свободы на срок до одного года либо оба наказания одновременно. При повторном нарушении: размер штрафа - до 50 тыс. долларов, лишение свободы - до двух лет(§ 1319 (c) (1) CWA - Negligent Violation).

Если преступление совершено умышленно, размер штрафа - от 5 тыс. до 50 тыс. долларов за каждый день нарушения, срок лишения свободы - до трех лет. Оба наказания могут также применяться одновременно. При повторном нарушении штраф - до 100 тыс. долларов, лишение свободы - до шести лет (§ 1319 (c) (2) CWA - Knowing Violation).

Edward Hanousek, Jr. работал дорожным мастером Pacific & Arctic Railway and Navigation Company. Как должностное лицо среднего звена он непосредственно руководил прокладкой железнодорожной ветки между Аляской (США) и Юконом (Канада), и по заключенному с компанией трудовому договору на него была возложена ответственность за надлежащее выполнение и обеспечение безопасности всех работ, как основных - укладка рельсовых путей, так и дополнительных работ, в том числе возведение на горной дороге, находящейся примерно на 200 футов выше русла реки (Skagway River), каменного ограждения между железнодорожным полотном и проходящим параллельно, в нескольких футах от него, участка нефтепровода протяженностью в шесть миль. Взорванные скальные породы грузились на железнодорожные составы с помощью экскаватора, установленного на специальной платформе, и перевозились по ходу прокладки путей. Для защиты нефтепровода от возможных повреждений на него укладывались шпалы, балласт, насыпался песок, а также принимались другие меры предосторожности. Однако при проведении погрузочных работ часть каменных глыб скатилась с платформы на оказавшийся незащищенным участок нефтепровода. В результате разрыва этой части нефтепровода примерно от одного до пяти тыс. галлонов горячей нефти вылилось в реку.

Приговором федерального суда с участием жюри присяжных Hanousek ответственный за безопасность работ был признан виновным в загрязнении вод по неосторожности, и ему были назначены в качестве меры наказания шесть месяцев лишения свободы, шесть месяцев нахождения под надзором правоохранительных органов и штраф в размере пять тыс. долларов.

Ellen, специалист по строительным работам на примыкающих к водоемам равнинных участках земли, для которых установлен специальный правовой режим (wetlands), по договору с владельцем фермы руководил работами по очистке территории, прокладке дороги и рытью пруда. Ферма была расположена в низине, окруженной поросшим лесом и кустарниками, болотами и топями, в которых обитали охраняемые законом биологические виды: белки редкой породы, лысые орлы, лесные утки, перелетные птицы. Ellen знал, что для выполнения указанных работ, связанных с заполнением близлежащих вод грунтом, производитель обязан получить сертификат. Однако, несмотря на предупреждение представителя контролирующего органа (Corps), Ellen в нарушение требований закона продолжал строительные работы.

Суд квалифицировал эти действия в соответствии с § 1319 (c) (2) CWA и приговорил Ellen за умышленное неоднократное выполнение работ, связанных с выбросом в воды загрязняющих веществ, без сертификата к шести месяцам лишения свободы.

К особо тяжким относится такое преступление, когда виновное лицо сознает, т.е. осведомлено и вполне обоснованно полагает, что в результате умышленного нарушения им установленных требований в области охраны вод другие лица подвергаются непосредственной опасности (Knowing endangerment). За умышленное загрязнение вод при наличии отягчающих обстоятельств предусмотрены взыскание штрафа до 250 тыс. долларов или лишение свободы сроком до 15 лет либо оба наказания одновременно. Если виновный является также и юридическим лицом, т.е. имеет свой собственный бизнес, размер штрафа может быть увеличен до 1 млн. долларов. (§ 1319 (c) (3)).

Такие экологические преступления достаточно редки. В основном они связаны с нарушением законов о чистоте атмосферного воздуха, консервации и утилизации отходов, контроле за токсичными веществами и материалами.

Уголовно наказуемыми являются умышленная фальсификация официально представляемых данных о соблюдении установленных требований путем внесения заведомо ложной информации в отчеты и другие документы, манипулирование контрольным оборудованием или нарушения в процессе мониторинга методик в целях получения желаемых результатов (False Statement). Закон предусматривает в этих случаях наказание в виде штрафа - до 10 тыс. долларов или лишения свободы на срок до двух лет либо оба наказания одновременно (§ 1319 (c) (4)).

По этой статье был осужден к 33 месяцам лишения свободы директор водоочистной станции за представление заведомо ложных сведений в отчетах о мониторинге сброса загрязняющих веществ в муниципальные воды.

Учитывая особую опасность загрязнения вод в результате слива в них нефти и выброса нефтепродуктов, Конгресс США принял в 1990 г. специальный Закон - "О загрязнении окружающей среды в результате утечки нефти 1990 г." (Oil Pollution Act - OPA), направленный на усиление контроля и повышение ответственности за такого рода правонарушения. В связи с принятием этого Закона были внесены дополнения в Закон о чистоте вод (§ 1321 (b)).

Сброс в воды, примыкающие к береговой линии или соединенные с другими водотоками или водоемами, определенными источниками загрязнения, находящимися на берегу или в открытых водах (различного рода предприятия, сооружения, нефтяные площадки, корабли и др.), нефти и нефтепродуктов в количестве, которое может причинить вред людям или окружающей среде, по общему правилу запрещается. Допускаемое количество (нормативы) сброса определяется EPA, исходя из степени их токсичности (§ 1321 (b) (3) (4)).

Сброс нефти и нефтепродуктов сверх этих нормативов квалифицируется как экологическое преступление, и виновные могут быть привлечены к уголовной ответственности за загрязнение вод по неосторожности или умышленно на основании рассмотренных ранее статей (§ 1319 (c) (1) и § 1319 (c) (2) CWA).

Большой общественный резонанс имела экологическая катастрофа, происшедшая у берегов Аляски 24 марта 1989 г. Она широко обсуждалась в печати, комментировалась в научно-популярной и специальной литературе. В течение более десяти лет она была предметом судебных разбирательств. Анализом причин и последствий этой катастрофы занимался Конгресс США. В результате был принят вышеназванный Закон, направленный на борьбу с загрязнением вод из-за утечки нефти. Различные правовые аспекты рассмотренных судами гражданских и уголовных дел до настоящего времени анализируются в юридической литературе.

24 марта 1989 г. супертанкер Exxon Valdez, на борту которого находилось примерно 53 млн. галлонов сырой нефти, потерпел аварию в заливе Prince William Sound у берегов Аляски. Незадолго до этого капитан Joe Hazelwood принял решение несколько отклониться от обычного курса с тем, чтобы обойти льды, сползавшие с ледника Columbia Glacier, и затем вернуться на прежний курс. Выполнив маневр по обходу льдов, танкер не успел вернуться обратно и на полной скорости наскочил на рифы Bligh Reef. Капитан Hazelwood немедленно поднялся на капитанский мостик и, несмотря на, то что нефть хлестала из пробоин в обоих бортах, дал команду "задний ход", пытаясь снять танкер с рифов. Эти действия представляли еще большую опасность, так как танкер мог бы вообще затонуть, что привело бы к гибели людей и потере всего груза. К счастью, этот маневр не удался; танкер прочно сидел на рифах. В результате аварии в воды вылилось 11 млн. галлонов нефти. В последующие дни другие танкеры сняли с него экипаж и оставшиеся 42 млн. галлонов нефти. Эти спасательные работы были исключительно опасны, поскольку они производились в водах, полностью покрытых нефтью и представляющих собой настоящее "нефтяное озеро". Малейшая искра могла вызвать взрыв и пожар и привести к самым трагическим последствиям.

Был причинен огромный экологический ущерб. Воды вдоль береговой линии были покрыты нефтью на протяжении приблизительно 200 миль. Высокая степень загрязнения представляла серьезную опасность для людей и живой природы. Погибло 300 тюленей, 2800 морских выдр, 250 лысых орлов, примерно 22 кита и 250 тыс. перелетных птиц. Естественно, что последствия экологической катастрофы отразились на популяции этих и других биологических видов и будут сказываться еще долгие годы. По мнению специалистов, этот многомиллиардный экологический ущерб пока еще невозможно оценить в денежном выражении.

Проведенным расследованием было установлено, что никаких технических неисправностей, отказа оборудования и т.п. не было. Причина аварии одна - исключительно человеческий фактор. К уголовной ответственности были привлечены капитан Joe Hazelwood, компания-перевозчик (Exxon Shipping Company), владелец танкера и корпорация, в состав которой эта компания входила (Exxon Mobil Corporation).

Прокуратура штата Аляска возбудила уголовное дело против капитана Hazelwood. Суд с участием жюри присяжных установил его вину в форме небрежности. Hazelwood, достаточно опытный мореплаватель, незадолго до аварии находился в состоянии алкогольного опьянения. Вместо того, чтобы остаться на капитанском мостике и проконтролировать правильность и своевременность выполнения своих команд, он спустился в каюту для работы с документацией, поручив управление танкером третьему помощнику, к этому моменту слишком долго находившемуся при исполнении служебных обязанностей, крайне уставшему и не способному должным образом выполнить возложенные на него функции. К тому же капитан Hazelwood дал помощнику лишь самые общие указания, хотя последний не имел опыта, необходимого для того, чтобы самостоятельно провести танкер через залив в сложившихся условиях. Капитан Hazelwood знал из докладов подчиненных и о том, что находившийся у штурвала в момент аварии рулевой не обладал достаточными навыками для выполнения соответствующих маневров в данной ситуации. Кроме того, по приказу капитана Hazelwood танкер двигался в режиме автопилота на повышенной скорости для того, чтобы быстрее обойти льды.

Суд квалифицировал действия капитана Hazelwood, не обеспечившего экологической безопасности вод при перевозке морским путем потенциально опасного для окружающей среды груза - нефти, как экологическое преступление, предусмотренное § 1319 (c) (1) CWA - загрязнение вод по неосторожности. После почти девятилетнего рассмотрения судебными инстанциями апелляций на приговор суда первой инстанции капитану Hazelwood были назначены в качестве меры уголовного наказания 1000 часов исправительно-трудовых работ и взыскание штрафа в сумме 50 тыс. долларов в возмещение причиненного ущерба.

Отдельное уголовное дело было возбуждено федеральной прокуратурой против компании-перевозчика (Exxon Shipping Company), владельца танкера (в дальнейшем - компания) и корпорации - грузоотправителя нефти (Exxon Mobil Corporation) (в дальнейшем - корпорация). Причем транспортная компания входила в состав корпорации, т.е. была ее дочерним предприятием. Возложив на них ответственность за действия капитана Hazelwood, находящегося на службе у транспортной компании, суд отметил, что руководство компании и корпорации доверило управление супертанкером, транспортировавшим груз, представляющий опасность для людей и окружающей среды, хроническому алкоголику, у которого, несмотря на длительное лечение и временную реабилитацию, снова начались рецидивы злоупотребления алкоголем при исполнении служебных обязанностей. Компании и корпорации было предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных Законом о чистоте вод (загрязнение вод по небрежности) и Законом о мусоре и отходах (выброс загрязняющих веществ без соответствующего разрешения). В соответствии с приговором суда с корпорации и компании совместно в качестве меры уголовной ответственности был взыскан штраф - 25 млн. долларов, и, кроме того, в возмещение причиненных убытков (restitution) они уплатили 100 млн. долларов. Эти суммы идут в доход государства, в данном случае - в федеральный бюджет.

Согласно Закону соответствующие лица (физические и юридические) обязаны немедленно направить уведомление о сбросе нефти и нефтепродуктов в количестве, превышающем допустимые нормативы (reportable quantity), уполномоченному государственному органу - Национальному центру (National Response Center), входящему в систему федерального агентства Береговой охраны (Coast Guard). Представляемые ими сведения не могут быть использованы против них, если, конечно, эти сведения являются достоверными, и они освобождаются от уголовной ответственности за загрязнение вод. Иммунитет от уголовного преследования не освобождает, однако, виновных в этом правонарушении от взыскания штрафов и возмещения убытков в гражданско-правовом порядке.

Невыполнение обязанности направить такое уведомление относится к категории тяжких преступлений, и Закон предусматривает за это уголовную ответственность в виде штрафа и (или) лишения свободы сроком до пяти лет (§ 1321 (b) (5) CWA).

Объективная сторона данного состава экологического преступления - бездействие лица, которое знало или должно было знать о факте выброса нефти или нефтепродуктов в количестве, о котором в установленном порядке необходимо было направить уведомление, однако в нарушение своих обязанностей не сделало это. Закон не определяет, какие лица могут привлекаться к уголовной ответственности по данной статье. Судебная практика исходит в большинстве случаев из того, что это и юридические, и физические лица, как собственники и руководящие работники, так и работники среднего и низшего звена и даже не находящиеся в штате консультанты, на которых в силу их служебных или контрактных обязанностей возложена ответственность за направление уведомления.

Законом "О запрещении выброса в океан материалов и веществ" (MPRSA) запрещены их вывоз из США с целью выброса в воды Мирового океана, а также транспортирование и выброс их во внутренние воды США без сертификата, выдаваемого EPA и Corps. Умышленное нарушение этого запрета квалифицируется как тяжкое преступление. Наказание - штраф или лишение свободы сроком до пяти лет либо оба наказания одновременно (§ 1414 (b)).

Грузовой корабль должен был доставить 15 тыс. галлонов бытового мусора и отходов, вывезенных из г. Филадельфии на Багамские острова, где в специальном отведенном для этого месте производилось уничтожение мусора и отходов в мусоросжигающих установках (печах). Не найдя это место, корабль повернул назад и на обратном пути сбросил весь этот груз в океан. В соответствии с указанной статьей Закона президент пароходной компании Reilly был приговорен к 37 месяцам лишения свободы с последующим испытательным сроком три года и уплате штрафа - 7,5 тыс. долларов, а вице-президент компании - к пяти месяцам лишения свободы, пяти месяцам пребывания под домашним арестом и уплате штрафа - 20 тыс. долларов.

Законы "О мусоре и отходах" и "О реках и портах" запрещают соответственно: выброс отходов и мусора в воды с кораблей и других плавсредств, а также пристаней, верфей и находящихся на берегу предприятий; выемку грунта, земляные работы и засыпку вод без разрешения (сертификата), выданного уполномоченным на то государственным органом. За совершение этих правонарушений предусмотрена уголовная ответственность - штраф до 2,5 тыс. долларов и лишение свободы на срок до одного года.

Органы прокуратуры нередко стремятся использовать названные Законы для уголовного преследования, поскольку их толкование позволяет сделать вывод, что обвинение не обязано доказывать наличие вины в форме умысла или неосторожности, т.е. уголовная ответственность может применяться и без вины. Сложившаяся судебная практика стоит в основном на этой позиции, по крайней мере, когда речь идет об уголовной ответственности юридических лиц.

На основании Закона о мусоре и отходах была привлечена к уголовной ответственности корпорация (Ashland Oil Co.) за утечку из резервуара-хранилища 500 тыс. галлонов нефти. В качестве уголовно-правовой санкции с нее был взыскан штраф - 2,25 млн. долларов.

Закон "О предотвращении загрязнения вод морскими судами" (APPS) принят Конгрессом США в целях реализации положений Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов, участником которой являются и США.

Трансформируя международно-правовые нормы в национальное законодательство США, Закон предусмотрел уголовную ответственность за умышленное нарушение установленных требований - загрязнение вод в результате превышения нормативов выброса и фальсификацию отчетных данных о такого рода фактах. В соответствии с § 1908 (a) Закона эти действия квалифицируются как экологические преступления, относящиеся к категории тяжких.

В результате расследования, проведенного совместно службами Береговой охраны и EPA, было установлено, что с океанского лайнера (M/V Magellan Phoenix in Gloucester, штат Нью-Джерси) в период с декабря 2004 г. по март 2005 г. систематически сбрасывались в океан отработанное жидкое топливо и отходы нефтепродуктов без предварительной очистки при помощи специального оборудования - сепаратора для разделения нефти и воды, что в соответствии с названными Международной конвенцией и Законом США является обязательным требованием для кораблей такого класса.

Федеральная прокуратура возбудила уголовное дело против главного инженера лайнера, признанного виновным в загрязнении вод и фальсификации в судовом журнале данных о сбросе в океан загрязняющих веществ с целью сокрытия фактов нарушения установленных требований. Обвиняемый признал себя виновным и был приговорен к лишению свободы сроком на один год и один день с последующим испытательным сроком три года.

Главная задача Закона о безопасности питьевой воды (SDWA) - правовое обеспечение надлежащего качества питьевой воды и безопасности функционирования системы общественного водоснабжения.

Порча питьевой воды путем сброса или введения иным способом загрязняющих веществ в систему общественного водоснабжения с целью причинения вреда людям, а также покушение или угроза этого квалифицируется как тяжкое преступление. За совершение этого преступления предусмотрено, наряду со взысканием штрафа, лишение свободы на срок до 20 лет, а за покушение или угрозу совершения этого - до 10 лет (§ 1432 (a) (b)).

Необходимое условие охраны питьевой воды от загрязнения - обеспечение чистоты подземных вод, являющихся ее основным источником. Строительные работы, связанные с инжекцией (бурение, вдувание, нагнетание, впрыскивание, ввод), представляют потенциальную опасность для водоносных слоев, поскольку могут привести к их разрушению и загрязнению токсичными и иными загрязняющими веществами. Поэтому согласно Закону на эти работы утверждаются стандарты и для их проведения требуется сертификат EPA.

Умышленное нарушение установленных для таких работ требований, а также их выполнение без сертификата квалифицируется как тяжкое преступление. Наказание - штраф и (или) лишение свободы на срок до трех лет (§ 1423 (b)).

Вице-президент нефтяной компании (штат Мичиган) приговорен к трем месяцам лишения свободы, а компания к уплате штрафа - четырех тыс. долларов за нарушение установленных требований и манипулирование результатами испытаний в процессе бурения нефтяных скважин с целью скрыть факты нарушений стандартов.

Закон запрещает использование емкостей, содержащих свинец или имеющих свинцовое покрытие. Нарушение этого запрета - умышленное производство и реализация предназначенных для питьевой воды таких охладительных аппаратов, камер, установок, агрегатов, цистерн и иных емкостей является тяжким преступлением. Наказание - штраф и (или) лишение свободы сроком до пяти лет (§ 1463 (c) SDWA).

Достаточно долгая история действия законодательства США об уголовной ответственности за экологические преступления в области охраны вод и обширная практика ее применения позволяют высказать ряд соображений о возможных путях совершенствования российского уголовного законодательства, внесения в него изменений и дополнений.

Ответственности за экологические преступления в сфере охраны вод посвящены две содержащие специальные составы статьи УК РФ: ст. 250 "Загрязнение вод" и ст. 252 "Загрязнение морской среды".

Предусмотренный ст. 250 УК РФ состав - материальный, поскольку одним из квалифицирующих признаков является причинение существенного вреда. Этот вред в соответствии с формулировкой данной статьи можно рассматривать как реальный ущерб. Между тем вред может выражаться также в невозможности использования вод в результате загрязнения, засорения и истощения по их целевому назначению (судоходство, купание людей и место отдыха, рыболовство, орошение сельскохозяйственных земель и др.), что влечет за собой дополнительные расходы по очистке или пополнению водных объектов.

Однако самое главное заключается в том, что состояние водных ресурсов и загрязнение водных объектов как в России, так и в США таковы, что было бы весьма своевременным и эффективным введение уголовной ответственности за нарушение установленных норм, требований и правил, регламентирующих деятельность, представляющую потенциальную опасность для качества вод, независимо от причиненного вреда. Только в этом случае уголовная репрессия выполнила бы полностью свою предупредительную, превентивную роль.

Соответственно, ст. 250 УК РФ следовало бы дополнить еще одной частью, предшествующей действующей первой части. Именно по такому принципу установлена уголовная ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 252 УК РФ "Загрязнение морской среды". Предусмотренный ею состав - формальный, и для привлечения виновных к уголовной ответственности не требуется причинение вреда. Непонятно поэтому, почему законодатель не закрепил такую же норму в ст. 250 УК РФ. Ведь речь идет об аналогичных преступлениях, причем правонарушения, подпадающие под действие ст. 250 УК РФ, по-видимому, представляют большую потенциальную опасность по сравнению со ст. 252 УК РФ.

Квалифицирующими признаками, разграничивающими предлагаемый состав преступления от административных правонарушений, могли бы быть загрязнение, засорение и истощение вод, совершаемые в нарушение установленных требований неоднократно либо вопреки запрету или в случаях невыполнения предписаний и указаний контрольно-надзорных органов.

Статьи 250 и 252 УК РФ предусматривают уголовную ответственность, как правило, за умышленные действия, и лишь в случае причинения смерти человека предусмотрена неосторожная форма вины. Думается, что имеет смысл установить уголовную ответственность за все предусмотренные указанными статьями деяния и при неосторожной форме вины, по крайней мере, если это была грубая неосторожность (небрежность). В США уголовная ответственность наступает и при простой неосторожности (небрежности).

Если санкции за экологические преступления в области охраны вод в соответствии с уголовным законодательством США представляются чрезмерно суровыми, то санкции по УК РФ являются, по нашему мнению, недостаточными.

Наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности совершенного преступления. Это принцип любого уголовного закона. Однако ч. 1 ст. 250 УК РФ предусматривает менее строгое наказание по сравнению с ч. 1 ст. 252 УК РФ, хотя в первом случае речь идет об уже фактически причиненном существенном ущербе, а во втором - только о возможности его причинения. По нашему мнению, деяния, квалифицируемые в соответствии с ч. 1 ст. 250 УК РФ, следовало бы отнести к категории преступлений средней тяжести, а деяния, квалифицируемые по ч. 2 ст. 250, - к тяжким преступлениям. Что же касается предлагаемой части ст. 250, предшествующей действующей в настоящее время ч. 1 данной статьи, то в ней можно было бы предусмотреть наказание в рамках категории преступлений небольшой тяжести. Разумеется, размеры санкций нужно дифференцировать в зависимости от формы вины - умысла (обычно косвенного) или неосторожности (грубая небрежность).

В практике уголовного преследования за экологические преступления в США значительный удельный вес занимают дела, связанные с фальсификацией официально представляемых отчетных данных о соблюдении установленных требований к качеству вод и нормативов выброса в воды загрязняющих веществ, с манипулированием контрольным оборудованием и нарушением действующих методик в процессе мониторинга, а также выбросом загрязняющих веществ и производством работ, представляющих потенциальную опасность для водных объектов, без сертификата или лицензии, когда их предварительное получение в установленном порядке предусмотрено законом. Аналогичные нормы об уголовной ответственности за умышленное совершение перечисленных деяний следовало бы внести в УК РФ.