Мудрый Юрист

В Беларуси принят в первом чтении закон "о здравоохранении"

"Ремедиум", 2007, N 9

27 июня депутаты Палаты представителей Национального собрания РБ приняли в первом чтении проект новой редакции Закона "О здравоохранении". Документ содержит порядка 50% изменений и дополнений в сравнении с действующим Законом, направленных на улучшение качества оказания медицинской помощи. Приоритет в новой редакции Закона отдается развитию первичного медицинского звена, причем акцент сделан на материально-техническое и кадровое обеспечение, а также структурную перестройку самой медико-санитарной помощи. За комментарием относительно сути поправок в Закон "О здравоохранении" мы обратились к Первому заместителю Министра здравоохранения Республики Беларусь Роберту Часнойтю.

Внесение изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. "О здравоохранении" в редакции Закона Республики Беларусь от 11 января 2002 г. (далее - действующий Закон) вызвано необходимостью уточнения положений действующего Закона с учетом практики его применения в целях совершенствования правового регулирования общественных отношений в области здравоохранения, обеспечения права населения Республики Беларусь на доступную и квалифицированную медицинскую помощь, а также приведения его в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. N 359 "О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности" и Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. "О нормативных правовых актах Республики Беларусь".

Проект Закона разработан на основе действующего законодательства Республики Беларусь, а также зарубежного опыта правового регулирования общественных отношений в области здравоохранения.

В подготовке проекта Закона приняли участие: Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Главное экспертно-правовое управление Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Главное государственно-правовое управление Администрации Президента Республики Беларусь, заинтересованные органы государственного управления, ведущие специалисты в области здравоохранения республики, практические врачи и научные работники.

Внесение поправок в действующий Закон "О здравоохранении" было вызвано необходимостью уточнения его положений с учетом практики применения Закона в целях обеспечения права граждан Беларуси на доступную и квалифицированную медицинскую помощь. При формировании норм проекта Закона разработчики особенное внимание обращали на те положения действующего Закона, практика применения которых показала отсутствие полноты их правового регулирования, а также вызвала большое количество обращений граждан, в т.ч. и практических врачей.

В проекте уточняется структура и содержание целого ряда статей действующего Закона, и в то же время сохраняются его основные направления, отражающие приоритетность развития здравоохранения в Республике Беларусь и заботу государства о здоровье своих граждан.

В частности, в новой редакции излагается ст. 1 действующего Закона. Это обусловлено тем, что правоприменительная практика показала: отсутствие законодательного закрепления определений основополагающих терминов, используемых в действующем Законе, вызывает разноречивое их толкование и, как следствие, приводит к возникновению спорных ситуаций. Для исключения подобных случаев в проекте Закона уточняются определения целого ряда используемых в действующем Законе терминов, таких как "диагностика", "заболевание", "здравоохранение", "протезирование", "профилактика", "диагноз", "медицинская услуга", "медицинская реабилитация", "лечение", "организация здравоохранения". Вводятся определения новых терминов - "клинический протокол", "государственное учреждение здравоохранения", "работники здравоохранения" и др. Исключаются термины, не относящиеся к предмету правового регулирования проекта Закона (например, термин "охрана здоровья населения", содержащий меры, выходящие за рамки деятельности отрасли здравоохранения).

В ст. 4 проекта Закона закрепляется право граждан на доступное медицинское обслуживание, в т.ч. путем предоставления им бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов. В отличие от конституционной нормы, гарантирующей гражданам только "бесплатное лечение", норма в проекте Закона, закрепляющая право граждан на получение медицинской помощи за счет личных средств или средств юридических лиц в государственных унитарных предприятиях, организациях частной формы собственности и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность, значительно расширяет права граждан в сфере медицинского обслуживания.

В проект Закона включены нормы, определяющие виды и условия оказания медицинской помощи гражданам, в т.ч. обязательная письменная форма выражения гражданином согласия на медицинское вмешательство; новое содержание определения "эвтаназия", осуществление которой на территории Беларуси законопроектом запрещается. Закон также закрепляет право пациента на участие в выборе средств и методов оказания медицинской помощи, в т.ч. научно обоснованных, но еще не разрешенных к применению в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, при письменном согласии пациента.

Законопроектом регламентируется порядок обеспечения населения ЛС, изделиями медназначения и медтехникой, порядок их ввоза, вывоза, хранения и уничтожения, а также осуществление государственного контроля над производством, хранением, реализацией и качеством ЛС, изделий медназначения и медтехники.

Проектом Закона уточняется круг лиц, имеющих право сообщать гражданам информацию о состоянии здоровья пациента, права и обязанности пациентов и работников здравоохранения. Кроме того, в законопроекте усовершенствованы нормы, регулирующие вопросы проведения экспертизы временной нетрудоспособности, медико-социальной, военно-врачебной и медицинской судебной экспертизы и др. В настоящее время проект Закона готовится ко второму чтению в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь. Текст его дорабатывается рабочей группой, созданной при Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи.

На мой взгляд, дальнейшей доработки требует целый ряд нормативных документов: об организации работы лечебного учреждения, о правах пациентов, положение о клиническом учреждении, об использовании высоких технологий в оказании медицинской помощи в системе здравоохранения. На сегодня очень важно создать организационно-экономический механизм функционирования системы здравоохранения, иными словами, подготовить законодательную базу, в основе которой лежат финансовые отношения. Необходимо провести калькуляцию медицинской услуги как единицы труда для четкого определения стоимости лечения каждого пациента. Необходимо решить вопросы нормирования труда в системе здравоохранения и вопросы создания прейскуранта цен, провести качественную оценку труда и определить соответствующее денежное вознаграждение за этот труд.

В новой редакции Закона приоритет отдается развитию первичного медицинского звена, усовершенствованию медико-санитарной помощи. Министерством здравоохранения разработана Концепция дальнейшего развития сферы охраны здоровья, и одной из первых задач на ближайшие 2 года является подготовка программы усиления амбулаторно-поликлинической помощи, акцент в которой сделан на материально-техническое и кадровое обеспечение, а также на структурную перестройку самой медико-санитарной помощи. В рамках этой программы планируется оснастить медицинским оборудованием амбулаторно-поликлинические учреждения, укомплектовать их кадрами. В нашей республике дефицит врачей первичного звена приблизился к 3000 человек, при очень высокой на них нагрузке. На одного белоруса в среднем приходится 11,6 посещения врача в год, по этому показателю Беларусь занимает первое место в мире. Для решения этой проблемы на 25% был увеличен прием в медицинские вузы. Кроме того, мы планируем переориентацию части нагрузки с врачей на средний медицинский персонал. Это будет происходить не в форме механического переноса, а как обучение медперсонала тем навыкам, манипуляциям, которые, по нашему убеждению, может оказывать средний медицинский работник. Уже подготовлена нормативно-правовая база для создания Центров по подготовке и переподготовке высшего и среднего медицинского персонала. На данные Центры будут также возложены функции по координации всей политики кадров в системе здравоохранения в каждом конкретном регионе. Такой системный, комплексный подход должен дать положительные результаты. На наш взгляд, программно-целевой метод управления системой здравоохранения - самый оправданный и эффективный, и для интенсивного перехода к нему сегодня уже готов не только аппарат Министерства здравоохранения, но и все региональные учреждения.

У нас работает 11 государственных целевых программ, которые охватывают всю систему здравоохранения. Сейчас идет межведомственное согласование Концепции развития здравоохранения до 2010 г. Уже в текущем году из бюджета республики на нужды здравоохранения запланировано выделить более 3,835 трлн. руб., или 4,6% от ВВП, что на 18% больше, чем в 2006 г. При этом на 1 жителя республики выделяется примерно 190 долл. в год. К 2010 г. на систему здравоохранения планируется выделить около 7% от ВВП. В соответствии с программой основные финансовые вливания будут направляться на первичное звено - амбулаторно-поликлиническую службу.

Редакционный материал