Мудрый Юрист

Международный опыт применения НДС на фармацевтическую продукцию

"Ремедиум", 2007, N 9

Фармацевтическая отрасль обладает немалой социальной значимостью для любой страны и поэтому требует государственного регулирования цен и гибкой политики в области налогообложения ЛС. При этом особое внимание уделяется косвенному налогообложению, в частности налогу на добавленную стоимость (НДС), поскольку именно этот налог может оказывать существенное влияние на конечную цену фармпродукции.

Мировой рынок фармпродукции постоянно развивается. Так, согласно обзору компании PricewaterhouseCoopers "Фарма 2020: дорога в будущее - куда она повернет?" к 2020 г. объем фармрынка удвоится и достигнет 1,3 трлн. долл. При этом общая доля семерки развивающихся стран, к которым относится и Россия, может достигнуть 20% этой суммы. По прогнозу PricewaterhouseCoopers, объемы продаж фармпродукции в России вплоть до 2010 г. будут ежегодно увеличиваться не менее чем на 10%. Рост фармрынка связан с увеличением спроса на лекарства и средства профилактики во всем мире, что обусловлено ростом численности населения, старением, проблемами с лишним весом и повышением благосостояния населения <*>.

<*> RwC "Фарма 2020: дорога в будущее - куда она повернет?"

В настоящее время в России на лекарства действует 10%-ная ставка НДС, которая отличается от стандартной 18%-ной ставки, что несколько уменьшает цены на фармпродукцию. Следует отметить, что Правительством РФ определены основные направления развития налоговой политики в России на 2008-2010 гг. <*>, в соответствии с которыми планируется перейти к взиманию НДС на основании единой налоговой ставки. При этом предполагается, что единая ставка будет действовать на все товары, реализуемые на территории России, независимо от применения пониженных ставок налога на определенную продукцию сегодня, в т.ч. и на ЛС. Таким образом, в будущем ставка НДС по ЛС может повыситься с пониженной до стандартной.

<*> Основные направления налоговой политики в РФ на 2008-2010 гг. одобрены протоколом заседания Правительства РФ от 02.03.2007 N 8.

В связи с возможными изменениями в исчислении НДС на ЛС в России, в рамках изменения налоговой системы в целом интересно обобщить международный опыт применения ставок НДС на ЛС.

На сегодняшний день не существует единого подхода к определению ставок налога и льгот по НДС на фармпродукцию. Тем не менее, все страны можно разделить на 4 основные группы со схожей практикой регулирования косвенного налогообложения ЛС.

Таблица

НДС на фармпродукцию в странах ЕС и СНГ

      Страна       
    Ставка НДС на ЛС    
 Ставка НДС общая  
Бельгия            
           6%           
        21%        
Дания              
          25%           
        25%        
Германия           
          16%           
        16%        
Эстония            
           5%           
        18%        
Финляндия          
           7%           
        22%        
Франция            
 2,1% (возмещаемые ЛС)  
       19,6%       
          5,5%          
(не компенсируемые ЛС)
Греция             
           9%           
        19%        
Великобритания     
    0% (ЛС в рамках     
национальной системы
медпомощи)
       17,5%       
      17,5% (ОТС)       
Ирландия           
    0% (пероральные)    
        21%        
  21% (непероральные)   
Италия             
          10%           
        20%        
Латвия             
           5%           
        18%        
Литва              
        0% (Rx)         
        18%        
        5% (ОТС)        
Люксембург         
           3%           
        15%        
Мальта             
           0%           
        18%        
Нидерланды         
           6%           
        19%        
Австрия            
          20%           
        20%        
Польша             
           7%           
        22%        
Португалия         
           5%           
        21%        
Швеция             
        0% (Rx)         
        25%        
       25% (ОТС)        
Словакия           
          19%           
        19%        
Словения           
          8,5%          
        20%        
Испания            
           4%           
        16%        
Чехия              
           5%           
        19%        
Венгрия            
           5%           
        25%        
Кипр               
           0%           
        15%        
Россия             
          10%           
        18%        
Украина            
           0%           
        20%        
Беларусь           
  дифференцированная в  
зависимости от цены
препарата
(от 0%-10%-18%)
        18%        
Казахстан          
           0%           
        14%        
                                         Источник: ABDA, 2006 г.

ПЕРВАЯ ГРУППА

Первая группа включает в себя страны, где операции по реализации всей фармпродукции освобождены от обложения НДС. К таким странам, в частности, относятся Кипр и Казахстан. Однако эта группа стран самая немногочисленная.

Освобождение от налога свидетельствует о стимулировании государством социальной политики через систему налогообложения. В целом косвенные налоги выступают как добавление к цене, уплачиваемой конечным покупателем. Применение же освобождения от НДС на ЛС выгодно покупателю, поскольку в данном случае ему не нужно уплачивать сумму НДС в дополнение к цене фармпродукции. Что касается фармкомпаний, то применение освобождения от НДС при реализации лекарственных препаратов, как правило, не позволяет компаниям принимать к вычету суммы входного налога. Эти суммы компании вынуждены относить на затраты, тем самым увеличивая их.

Также существуют некоторые страны (например, Мальта), в которых реализация ЛС облагается по нулевой ставке НДС. В этих странах покупатель фармпродукции также не платит НДС в добавление к цене товара, но фармкомпании находятся в более выгодном положении по сравнению со странами, где применяется освобождение от налога, поскольку у компаний существует возможность принять к вычету суммы входного налога.

ВТОРАЯ ГРУППА

В отличие от стран первой группы, страны второй группы применяют освобождение от НДС только по отношению к определенным видам ЛС. К таким странам относятся, например, Великобритания и Литва. При этом освобождение от НДС на определенные ЛС применяется в этих странах в рамках национальной системы медпомощи.

В некоторых странах этой группы отдельные виды ЛС облагаются по ставке 0%. Так, в Ирландии нулевая ставка НДС применяется к пероральным ЛС, а в Швеции - к фармпродукции, реализуемой посредством рецептурного отпуска. Необходимо отметить, что в большинстве стран этой группы (например, в Великобритании) компании, осуществляющие только реализацию фармацевтической и медицинской продукции, освобождаемой от НДС, могут не регистрироваться в качестве плательщиков НДС, что во многом упрощает налоговый учет этих компаний.

ТРЕТЬЯ ГРУППА

В странах третьей группы на ЛС применяются пониженные по сравнению со стандартными ставки налога. Такой подход наиболее распространен в мировой практике, и эта группа включает в себя наибольшее количество стран. К таким странам относится, в частности, и Россия, а также Испания, Италия, Португалия, Чехия. Страны данной группы устанавливают пониженные ставки НДС практически на всю фармпродукцию. В таких странах покупатель уплачивает не только рыночную стоимость лекарства, но и сумму НДС, которая в данном случае выступает как добавление к цене, пусть даже и минимальное. С одной стороны, государство позволяет приобретать ЛС по более доступным ценам, а с другой - даже за счет незначительных поступлений НДС на ЛС пополняется бюджет страны.

ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА

Можно выделить еще одну группу стран, для которых характерно применение общеустановленной ставки НДС ко всем ЛС. В эту группу входят в основном развитые страны, такие как Германия, Дания, Австрия. Самая высокая ставка НДС на лекарства установлена в Дании на уровне 25%, что значительно повышает стоимость фармпродукции в этой стране даже по сравнению с соседними странами из единого экономического пространства. При этом в странах данной группы широко распространена практика возмещения стоимости лекарственных препаратов отдельным категориям населения. Так, в Германии применяется 19%-ная ставка НДС на ЛС, при этом существует система возмещения стоимости лекарств населению - расходы населения на медикаменты покрываются страховыми компаниями или больничными кассами.

Таким образом, каждая страна придерживается определенного подхода в отношении установления ставок НДС на ЛС, который во многом отражает социальную политику государства и выступает способом регулирования цен на фармпродукцию. Наиболее типичным подходом является применение пониженной ставки НДС на ЛС, которому в настоящее время следует Россия.

Однако с введением единой ставки НДС на все товары, включая ЛС, ситуация в России может измениться. Увеличение ставки налога, безусловно, скажется и на стоимости лекарственных препаратов. Вместе с тем в силу недостаточной ясности и определенности проекта изменений в настоящий момент сложно оценивать последствия повышения ставки НДС на фармпродукцию в будущем. При этом необходимо отметить, что возможное повышение ставки НДС на ЛС вызвано не изменением политики государства по регулированию цен на лекарства, а реформированием системы налогообложения России в целом с целью минимизации злоупотреблений в действующей системе исчисления НДС.

Директор

В.КОНСТАНТИНОВ

Консультант,

отдел косвенного

налогообложения,

PricewaterhouseCoopers

Е.ЛАРКИНА