Мудрый Юрист

К вопросу о создании первого детского суда в России

Васкэ Е.В., кандидат философских наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского (г. Н. Новгород).

Большинство российских ученых, занимавшихся в конце XIX - начале XX в. вопросами, связанными с преступностью несовершеннолетних, были абсолютно убеждены в том, что суд должен осуществлять в том числе и превентивную функцию по предупреждению совершения новых преступлений малолетними. Деятельность же действовавшего тогда суда расценивалась как порочная в части повсеместного применения к несовершеннолетним преступникам жесткой меры пресечения - тюремного заключения.

Влияние тюремного заключения на психику несовершеннолетнего отмечал Н. Окунев, полагая, что не может быть ничего более вредного, чем вынесение краткосрочных тюремных приговоров для малолетних, которые с восторгом встречают подобные приговоры, быстро адаптируясь в новой обстановке, почувствовав себя причастными к новому для них воровскому миру и закрепившись в нем, приобретая все больше тюремных товарищей <1>.

<1> Окунев Н. Особый суд по делам о малолетних. Отчет С.-Петерб. ст. мир. судьи за 1910 г.

Несмотря на всю жесткость вынесения приговоров "на законном основании", суды не могли задержать рост детской преступности: "они своими приговорами били мимо цели" <2>; "их деятельность была подобна испорченному крану, из которого капля по капле сочилась вода и исчезала бесследно в земле" <3>.

<2> Маковский Н.Н. Социально-экономические факторы детской преступности в Москве // Сб. статей с предисловием и под редакцией М.Н. Гернета. М., 1912. С. 258.
<3> Принс А. Новые доктрины уголовного права. СПб., 1897. С. 6.

"Весь метод борьбы с детской преступностью - этим источником, неустанно готовящим взрослых преступников, насквозь прогнил, совершенно не годен; вместо того, чтобы обеззаразить преступника, подавить в нем его антисоциальные инстинкты, он лишь прививает их ему, не давая ему школьного образования, но зато щедро наделяя его иными знаниями", - весьма эмоционально говорил М.К. Заменгоф <4>.

<4> Заменгоф М.К. Меры пресечения и наказания, применяемые к юным преступникам // Сб. статей с предисловием и под редакцией М.Н. Гернета. М., 1912. С. 411.

Исследователи детской преступности в дореволюционной России были абсолютно единодушны в том, что суд должен был быть не карающим, а исправляющим и воспитывающим органом и в применении мер борьбы с детской преступностью не должно было быть случайностей, что возможно лишь при создании особого суда - суда по делам о малолетних.

Имея в качестве примера практику детских судов Америки и Западной Европы, функционировавших в конце XIX - начале XX в., предполагалось, что вновь созданный суд по делам о малолетних в России должен был бы стать авторитетным государственным органом, наделенным особыми средствами и полномочиями для того, чтобы обеспечить детям здоровые социальные и семейные условия развития с правом привлечения в определенных случаях к ответственности тех, кто отступает от возложенных на них обязанностей.

Более того, некоторые авторы, например Н.Н. Маковский, предлагали вообще убрать из употребления понятие "уголовный преступник" применительно к малолетним правонарушителям, "оступившимся на жизненном пути, а само производство в этих судах рассматривать скорее как спор о необходимости опеки над такими детьми, чем как уголовный процесс" <5>. При этом сам судья должен был бы выполнять роль "судьи-педагога", встав на защиту малолетнего обвиняемого, а суды должны были "служить хорошими проводниками в жизнь социальной правды, помимо формальных рамок традиционно сложившегося права" <6>.

<5> Маковский Н.Н. Социально-экономические факторы детской преступности в Москве // Сб. статей с предисловием и под редакцией М.Н. Гернета. М., 1912. С. 260.
<6> Там же.

О порочном влиянии тюрьмы на формирование личности несовершеннолетнего говорил и М.Н. Анненков, ссылаясь на положение арестантов в британских тюрьмах, которые всегда служили для российских исследователей образцом социального устройства: "...нынешнее поколение арестантов исправительных тюрем состоит большей частью из людей, в детстве сидевших несколько раз в общих тюрьмах, сначала за проступки, потом за незначительные преступления и без образования, без работы, без покровительства, спускаясь по лестнице порока, дошедших до тяжких преступлений" <7>. Поэтому в Англии постоянно принимались самые широкие меры к развитию принудительного воспитания преступных и брошенных детей, стремясь к тому, чтобы дорога в тюрьму не была столь прямой и широкой <8>.

<7> Анненков М.Н. Международный тюремный конгресс и английская тюрьма. СПб., 1873. С. 51.
<8> Дионео. Из английской жизни // Русские ведомости. 1910. N 169.

Черчилль в середине 1910 г. внес в Парламент тюремный Билль, выражая точку зрения правительства с той позиции, что законодатель, стремящийся выработать хорошую пенитенциарную систему, должен сделать так, чтобы в тюрьмы попадало как можно меньше людей, т.к. от этого страдает как сам человек, так и государство.

Действительно, после внесения этого Билля в Англии дети до шестнадцати лет вместо тюрем стали направляться в исправительные колонии, так называемые реформатории и индустриальные школы. Более того, в правительстве обсуждался вопрос о том, что необходимо принятие мер, которые могли бы полностью избавить от тюрьмы молодых людей в возрасте от шестнадцати до двадцати одного года, совершивших преступление.

Российские ученые с воодушевлением смотрели на опыт зарубежных коллег, всеми силами желая воспользоваться им в деле борьбы с детской преступностью, понимая, что необходимо создавать абсолютно новую систему борьбы с преступностью несовершеннолетних.

Детский суд в понимании русских исследователей должен был стать "центральным местом, в котором и вокруг которого должно было быть сосредоточено все, что относится к детям, нуждающимся в помощи, будут ли это дети покинутые, беспризорные, жертвы жестокого обращения или дети-преступники" <9>.

<9> Тарасова Е.П. Детские суды за границей // Сб. статей с предисловием и под редакцией М.Н. Гернета. М., 1912. С. 450.

Главной целью детского суда должно было стать предупреждение преступлений, а его функцией - предохранение от преступлений тех детей, которые еще не совершили правонарушения, но по своим социальным характеристикам уже стояли на пороге совершения преступления, а также в предупреждении рецидива у малолетних преступников.

Активно пропагандировалась идея о том, что значительно целесообразнее и выгоднее для государства средства, предназначенные для обеспечения содержания малолетних заключенных в тюрьме в совершенно особых, отличных от взрослых заключенных, условиях при обязательном создании для малолетних преступников особого щадящего режима содержания, употребить на оплату попечителей, на устройство воспитательных приютов и учебных мастерских.

Предполагалось, что в таком случае перевоспитанием детей будут заниматься не работники тюрем, незнакомые с детской психикой, а опытные педагоги, проникнутые любовью и заботой к детям как к особому социальному классу, которые будут не принижать их, не подавлять в них самостоятельность, а развивать у детей характер, силу воли, чтобы они могли противостоять взглядам и установкам преступного мира.

Детский суд должен был рассматривать в особом заседании при выбранном или назначенном судье дела о малолетних, пользуясь помощью попечителей, состоящих при суде, а также прибегать к помощи врачей и различных благотворительных обществ и учреждений.

Еще в 1870 г. по почину граждан г. Бостона была осуществлена система попечительного присмотра: попечители присутствовали на процессах о малолетних и, если выяснялось, что можно надеяться на исправление ребенка, попечители просили судью не направлять подростка в исправительное заведение или в тюрьму, а отдавать его им под присмотр. Данный опыт оказался удачным, и уже в 1878 г. система попечительного присмотра стала государственным институтом в штате Массачусетс, распространяясь на другие штаты Америки.

Первый детский суд был создан в г. Чикаго в июле 1899 г.; в 1903 г. стал функционировать детский суд в штате Колорадо, в соответствии с законом под названием "Закон Колорадо о преступных детях" (термин "преступный" трактовался очень широко - к "преступным" детям относились и беспризорники, бесцельно бродившие ночью по улицам, и малолетние правонарушители, и дети из неблагополучных семей).

Положительные результаты деятельности детских судов, проявлявшиеся преимущественно в уменьшении рецидива преступлений среди малолетних, подвигли правительство других штатов к введению детских судов с тесно связанной с ними системой попечительного присмотра. К 1909 г. в тридцати штатах Северной Америки из имеющихся сорока шести действовали детские суды, а система попечительного присмотра была введена во всех.

Положительный опыт работы детских судов в Северо-Американских Соединенных Штатах практически мгновенно был перенесен и в Европу. Так, в 1907 г. открылись первые детские суды в Великобритании и во Франции, в 1908 г. - в Германии, Италии и Венгрии, в 1911 г. - в Португалии, в 1912 г. - в Бельгии и Швейцарии.

Работа детских судов, наряду с достигаемыми ими положительными результатами, сталкивалась тем не менее с большой проблемой, тормозящей их плодотворную деятельность, - отсутствием законодательных актов, регламентирующих деятельность детских судов (в трактовке того времени - "определенного кодекса постановлений о беспризорных и преступных детях, который включал бы в себя и постановления о детском суде").

В связи с этим впервые, опять же в Англии, 1 апреля 1909 г. был введен в действие "полный кодекс", включающий в себя все, что касалось детей "беспризорных и преступных" (в первую очередь, детских судов). В некоторых западно-европейских государствах тоже были выработаны более или менее радикальные законопроекты о детях "беспризорных и преступных", включающие в себя и постановления о детских судах, которые должны были в ближайшее время "обратиться в законы".

Во всех странах, где действовали детские суды, тюремное заключение применялось к малолетним в крайне редких, исключительных случаях, когда суд считал подростка настолько испорченным, что именно ему тюремное заключение не могло принести вреда в плане дальнейшего формирования его антисоциальной личности. К детям же моложе двенадцати лет тюремное заключение не применялось независимо ни от тяжести содеянного, ни от личности малолетнего преступника.

По мере развития детских судов в Америке и в Европе увеличивалось и число воспитательно-исправительных учреждений, которые становились все более многопрофильными. Так, хорошим примером для России являлась опять же Великобритания, в которой было много таких заведений, причем дети младше двенадцати лет направлялись в ремесленные школы, отличавшиеся более мягким режимом, дети старшего возраста - в реформатории, дети "беспризорные и нищие" помещались в особые заведения под названием "Truant schools". Все указанные заведения могли быть как казенными, так и частными, но в последнем случае у них должно было быть соответствующее удостоверение от правительства (как мы понимаем, лицензия на право заниматься данной деятельностью).

Попечительный присмотр, пользуясь большой популярностью, широко применялся везде, где были введены детские суды, но ни в одном государстве того времени, кроме Великобритании, не было такого большого количества исправительных приютов и колоний для малолетних, что еще больше увеличивало значимость системы попечительного присмотра.

Стремительное развитие детских судов в Европе не могло не встретить самого горячего желания внедрить этот опыт у русских юристов, давно обративших свое внимание на детей-преступников. Идея создания детских судов очень быстро была воплощена в жизнь. Весной 1908 г. впервые в России на заседании Санкт-Петербургского юридического общества сделал доклад об особых судах для юношества в Америке и Западной Европе приват-доцент П.И. Люблинский, а уже 22 января 1910 г. в Петербурге открыл свои двери первый русский детский суд.

Указанный доклад П.И. Люблинского, дополненный им другим докладом, сделанным в октябре того же 1908 г. в г. Москве на Съезде представителей исправительно-воспитательных заведений, убедил русских юристов в том, что осуществление идеи детского суда не представляет никаких трудностей.

На общем собрании Санкт-Петербургского общества патроната, проведенном 1 октября 1908 г., была избрана специальная "комиссия по вопросу о введении в России особого суда по делам о несовершеннолетних". В состав комиссии вошли проф. И.Я. Фойницкий, П.И. Люблинский, мировые судьи А.М. Белямин и Н.А. Окунев, председателем комиссии был избран И.Я. Фойницкий.

Комиссия выработала проект правил о суде для несовершеннолетних, который и был единогласно принят общим собранием Общества патроната 1 февраля 1909 г. В сентябре 1909 г. после обсуждения заявления группы гласных Городской управой, высказавшей свое сочувствие проекту, думскими Юридической и Финансовой комиссиями вопрос о введении особого суда перешел на рассмотрение Городской думы, которая 23 сентября вынесла Постановление "о желательности немедленного введения суда, об увеличении для этой цели состава добавочных мировых судей на одну должность и об ассигновании на расходы по введению и содержанию суда 14780 рублей" <10>.

<10> Бочаров Ю.М. Первые особые суды по делам о малолетних в России // Сб. статей с предисловием и под редакцией М.Н. Гернета. М., 1912. С. 526.

3 декабря 1909 г. Мировой съезд в распорядительном заседании избрал на должность особого судьи по делам о несовершеннолетних добавочного мирового судью Н.А. Окунева, который имел более чем двадцатилетний судейский опыт, принимал участие в работах по составлению проекта правил особого суда и лично имел возможность ознакомиться с практикой детских судов на Западе.

С 1 января 1910 г. камера по делам о малолетних начала действовать: туда стали направляться все дела о малолетних, в том числе и те, которые на этот период были еще не "разобранными". 21 января 1910 г. состоялось торжественное открытие новой камеры, а 22 января начались заседания первого в России особого суда.