Классификация присяги по законодательству Российской Федерации
Русакова Н.Г., старший преподаватель кафедры юридической психологии и педагогики Нижегородской академии МВД России.
Присяга является одним из уникальных феноменов правовой системы общества. Присягу принимают Президент России, губернаторы, сотрудники органов внутренних дел, судьи, адвокаты и многие другие должностные лица. Ее влияние настолько велико, что затрагивает сферы внутренней и внешней политики, военного дела и даже ход развития исторического процесса. Есть данные о перспективе расширения сферы действия присяги. Так, ныне в Государственной Думе Федерального Собрания РФ находится на рассмотрении законопроект, согласно которому вступление сенаторов в должность также будет сопровождаться принесением присяги.
Необходимость в классификации феномена "присяга" преследует не столько гносеологические цели, сколько задачу определения места этого правового явления в российской системе права. В рамках данного исследования предлагается развернутая классификация присяги:
- по форме осуществления;
- по юридической силе нормативных актов, закрепляющих обязанность принятия присяги;
- по правовому характеру присяги;
- по принадлежности к ветви государственной власти лиц, принимающих присягу;
- по отраслям права.
Эти критерии классификации являются наиболее значимыми как с теоретической, так и с практической точек зрения.
Дальнейшее изложение авторской позиции на предмет исследования в значительной мере будет осложнено без явного определения анализируемого явления. Попытаемся дать рабочее определение, которое может быть положено в основу научного обсуждения. Присяга - это юридический факт, представляющий собой принятие официальной клятвы (публичного обещания) соблюдать и исполнять права и обязанности в соответствии с принимаемой должностью, устанавливающий момент изменения специального правового статуса субъектов и осуществляемый в особом ритуальном порядке на основе специализированных символических действий. Условимся, что в ходе последующих рассуждений, упоминая присягу, мы будем иметь в виду именно эту трактовку.
Например, по форме осуществления присяга может быть устной или письменной. При этом письменную присягу следует рассматривать как разновидность юридического документа. Указанные различия в форме принятия присяги предусматриваются законодателем.
Кроме того, можно осуществить классификацию анализируемого феномена по юридической силе нормативных актов, закрепляющих обязанность принятия присяги:
- Присяга, установленная Конституцией РФ.
- Присяга, установленная федеральным конституционным законом.
- Присяга, установленная федеральным законом.
- Присяга, установленная законом субъекта Федерации.
- Присяга, установленная подзаконным нормативным актом:
- присяга, установленная указом Президента РФ;
- присяга, установленная ведомственным нормативно-правовым актом;
- присяга, установленная актом органа местного самоуправления.
Так, например, в Конституции РФ закреплен текст присяги высшего должностного лица нашего государства - Президента Российской Федерации. Важной характеристикой этой присяги является то, что она приносится народу и содержит требования, которые Президент должен выполнять неукоснительно. Он обязан сам соблюдать нормы Конституции, будучи ее гарантом для миллионов людей.
В качестве примера присяги, установленной федеральным конституционным законом, обратимся к ст. 10 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <1>, в которой содержится текст присяги судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Основной смысл данной присяги сводится к обещанию судьи при рассмотрении дел быть независимым от любых интересов и зависеть только от буквы и духа Конституции РФ.
<1> Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. N 13. С. 1447.К виду присяги, установленной федеральным законом, относятся присяга прокурора (следователя) <2>, присяга судьи <3>, присяга адвоката <4>, военная присяга <5> и другие.
<2> Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Ст. 40.4 // СЗ РФ. 1999. N 7. Ст. 878.<3> Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации". Ст. 8 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.
<4> Федеральный закон от 31 мая 2002 г. "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Ст. 13 // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.
<5> Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Ст. 40 // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.
К самостоятельному виду относится присяга, установленная законом субъекта Российской Федерации. В качестве примера можно привести присягу мирового судьи. Согласно ст. 13 Закона Нижегородской области от 5 ноября 1999 г. N 72-З "О мировых судьях Нижегородской области" <6>, судья впервые назначенный на должность, в торжественной обстановке на заседании Законодательного собрания Нижегородской области осуществляет данный ритуал.
<6> Закон Нижегородской области от 5 ноября 1999 г. N 72-З "О мировых судьях в Нижегородской области" // Нижегородские новости. 1999. 24 ноября.Присяга может быть установлена подзаконным нормативным актом. Так, например, присяга наркополицейского содержится в Указе Президента РФ <7>.
<7> Указ Президента РФ от 5 июня 2003 г. N 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" // СЗ РФ. 2003. N 23. Ст. 2197.Продолжая классифицировать присягу, обратимся к такому критерию, как правовой характер присяги. В связи с этим выделим следующие ее виды:
- присяга, приносимая в связи с избранием на должность на основе всеобщего голосования;
- присяга, приносимая в связи с назначением на должность;
- присяга, приносимая в связи с поступлением на специальную государственную службу;
- присяга, приносимая в связи с избранием иного рода.
Присягу, приносимую в связи с избранием на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании на государственную или муниципальную должность, приносят Президент РФ, высшие должностные лица субъектов РФ; депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и депутаты представительных органов местного самоуправления; главы муниципальных образований и иные выборные должностные лица местного самоуправления.
Так, например, согласно п. 4 ст. 25 Устава Нижегородской области <8> при вступлении в должность губернатор приносит присягу.
<8> Постановление Законодательного собрания Нижегородской области от 22 декабря 2005 г. N 1809-III "О принятии Устава Нижегородской области" // Нижегородские новости. 2006. 18 января.Следует отметить, что существует присяга, устанавливаемая нормативно-правовым актом органов местного самоуправления. Отметим, что Постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 23 ноября 2005 г. N 91 "Об Уставе города Нижнего Новгорода" <9> предусмотрена присяга мэра Нижнего Новгорода.
<9> Постановление городской Думы города Нижнего Новгорода от 23 ноября 2005 г. N 91 "Об Уставе города Нижнего Новгорода" // Нижегородский рабочий. 2005. 30 декабря.К виду присяги, приносимой в связи с назначением на должность, относится присяга адвоката. Претендент на получение статуса адвоката, успешно выдержавший квалификационный экзамен, в отношении которого квалификационной комиссией принято решение о присвоении статуса адвоката, в обязательном порядке должен принести присягу адвоката. Значение присяги заключается в том, что с момента ее принятия вступает в силу решение квалификационной комиссии о присвоении статуса адвоката и претендент становится членом адвокатской палаты.
Присягу при поступлении лица на специальную государственную службу приносят сотрудники органов внутренних дел, сотрудники таможенных органов; военнослужащие, впервые поступившие на военную службу, или граждане, не проходившие военной службы и впервые призванные на военные сборы; прокуроры, следователи органов прокуратуры, впервые назначенные на должность; судебные приставы, впервые назначенные на должность.
Так, например, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" при вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: "Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава".
В связи с избранием иного рода (например, парламентом) или назначением на соответствующую государственную должность присягу приносят уполномоченные по правам человека в РФ и субъектах РФ, судьи, впервые избранные на должность, судьи Конституционного Суда РФ, судьи соответствующих органов конституционной юстиции субъектов РФ, Генеральный прокурор РФ.
Присягу можно также классифицировать по принадлежности к ветви государственной власти лиц, принимающих присягу:
- присяга лиц, являющихся представителями законодательной власти;
- присяга лиц, являющихся представителями исполнительной власти;
- присяга лиц, являющихся представителями судебной власти;
- присяга лиц, являющихся представителями органов государственной власти, обладающих особым статусом.
В соответствии со ст. 9 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" присяга Уполномоченного имеет важное юридическое значение: с одной стороны, присяга - это обязывающая клятва перед Государственной Думой, с другой стороны, с момента произнесения присяги Уполномоченный вступает в должность, начинает осуществлять принадлежащие ему полномочия.
Представители исполнительной власти государства чаще других фигурируют в качестве присягающих лиц. Так, например, в соответствии со статьей 8 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу.
Присягу можно классифицировать также по отраслям российской системы права, в которых существует данное явление:
- присяга в конституционном праве (институт присяги Президента РФ, институт присяги судьи Конституционного Суда РФ, институт присяги Уполномоченного по правам человека);
- присяга в административном праве (институт присяги сотрудников ОВД, институт присяги сотрудников Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ);
- присяга в уголовно-процессуальном праве (институт присяги сотрудников прокуратуры, институт присяги присяжных заседателей);
- присяга в гражданском процессуальном праве (институт присяги судей);
- присяга в уголовно-исполнительном праве (институт присяги сотрудников ГУИН РФ);
- присяга в арбитражном праве (институт присяги судей);
- присяга в военном праве (институт присяги военнослужащих);
- присяга в таможенном праве (институт присяги сотрудников таможенных органов РФ).
Таким образом, присяга как правовой феномен имеет много разновидностей и может быть классифицирована по целому ряду критериев. В целом же институт присяги служит установлению моральной и правовой ответственности в первую очередь представителей публичной власти перед государством, обществом и отдельными гражданами.