Мудрый Юрист

Стечение обязательств

"Фармацевтический вестник", 2007, N 23

Михаил Зурабов рассказал, как будет перестраиваться система ДЛО

Программу ДЛО в ближайшее время ждут серьезные перемены. На прошедшем 6 июля в Росздравнадзоре совещании с главами регионов, органов здравоохранения и фармкомпаний глава Минздравсоцразвития России Михаил Зурабов пообещал окончательно завершить расчеты по ДЛО-2006, перевести начиная с 2008 г. закупки наиболее дорогостоящих лекарств в отдельные программы финансирования и передать регионам полномочия по проведению конкурсов среди поставщиков. За оставшиеся полгода наладить новый механизм ДЛО будет крайне сложно, опасаются эксперты.

Селекторное совещание с заместителями руководителей администраций регионов, министрами здравоохранения и директорами департаментов, руководителями ТФОМС, представителями фармбизнеса Михаил Зурабов начал с рассказа о том, как Минздравсоцразвития России планирует завершить сезон ДЛО-2007. По его словам, по состоянию на 25 июня отпущено лекарств на сумму более 21 млрд. руб., что превышает 50% финансовых средств, выделенных на эти цели. При этом он уточнил, что в соответствии с бюджетом Федерального ФОМС на 2007 г. в случае нехватки средств на лекарственное обеспечение в рамках ДЛО возможно использование средств, предусмотренных на выполнение территориальных программ ОМС. Однако Михаил Зурабов заверил, что основные средства на закупку лекарств будут черпаться из другого источника: проектом федерального закона "О бюджете Федерального фонда ОМС на 2008 год и на период до 2010 года" предусмотрены средства на завершение расчетов за поставленные в 2007 г. медикаменты в размере 23 млрд. руб. (см. материал "ДЛО разбежалось по бюджетам"). Этой суммы более чем достаточно для осуществления отпуска лекарств льготникам во 2-м полугодии 2007 г., подсчитал министр. Он пообещал, что неистраченные остатки денежных средств, в случае если они появятся, обратно в бюджет взыскиваться не будут, а останутся в распоряжении регионов и могут быть перенаправлены на финансирование медицинской помощи.

Сделал министр и еще одно важное заявление: выделенными этой весной дополнительными 16 млрд. руб. для расчетов по ДЛО-2006 погашение задолженности перед партнерами программы не закончится. После того как Федеральный ФОМС закончит экспертизу счетов и определит точную сумму долга, средства будут выделены после внесения очередных поправок в бюджет фонда. При этом Михаил Зурабов подчеркнул, что некоторым регионам придется подтверждать обоснованность выписанных рецептов в арбитражной комиссии. "Не существует такой модели, при которой все недостатки ДЛО будут покрываться за счет федерального бюджета", - резюмировал он.

Такой аванс явно устроил представителей регионов. Правда, не менее они ждали от министра рассказа о том, какую модель дальнейшей реализации программы ДЛО выбрало Минздравсоцразвития России. Михаил Зурабов обнародовал вариант, который уже неоднократно выносился на обсуждение фармсообщества на различных региональных совещаниях и конференциях. Он подтвердил, что под дорогостоящие препараты все же будет создана отдельная программа. "Выделены дополнительные финансовые средства в размере 47,9 млрд. руб. на приобретение дорогостоящих препаратов, для чего в федеральный бюджет 2007 г. внесены соответствующие поправки. Принято решение осуществлять обеспечение пациентов в 2008 г. этими препаратами в рамках отдельной программы, не входящей в состав программы ДЛО". Численность граждан, нуждающихся в дорогостоящих лекарствах, по словам министра, незначительная - 56-57 тыс. в целом по России.

Также министр подтвердил, что проводить конкурсы и заключать госконтракты на поставку лекарств для льготников будут непосредственно сами регионы.

Происходить это будет в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и услуг для государственных и муниципальных нужд". По словам Михаила Зурабова, в субъектах Федерации должны быть проведены конкурсы методом аукциона по отбору поставщиков, которые должны обеспечить поставку медикаментов в соответствии с утвержденными на 2008 г. перечнями. Сам перечень существенно меняться не будет, возможны небольшие корректировки по предложениям, поступившим от регионов. Список должен быть утвержден не позднее конца августа: "При этом законодательством предусматривается возможность расширения списка. И если субъекты Федерации примут такое решение как в отношении перечня препаратов по МНН, так и по торговым названиям, то такое расширение списка будет финансироваться за счет бюджетов территорий".

Особо Михаил Зурабов остановился на качестве составления заявок на препараты в рамках программы ДЛО: "Заявка начинает играть ключевую роль, в связи с чем необходимо наладить самый детальный учет льготников, а также выработать подходы к лечению заболеваний. На будующий год корректировки перечня в процессе реализации ДЛО не будет. Таким образом, заявка становится для территорий основным документом". Министр пообещал оказать территориям методическую помощь и закончить разработку нормативной базы не позже середины сентября, чтобы субъекты РФ могли приступить к проведению конкурсных торгов. Поставки должны начаться не позднее декабря 2007 г.

Эксперты отрасли по-разному оценивают предложенную Минздравсоцразвития России модель дальнейшей реализации ДЛО. "Региональные власти гораздо лучше знают, как необходимо у себя строить систему лекарственного обеспечения, они находятся ближе к льготникам, - рассуждает генеральный директор компании DSM Group Александр Кузин. - Минус здесь только в том, что вместе с полномочиями региональным властям будут переданы и обязанности по покрытию дефицита бюджета. В большую проблему это может вырасти у дотационных регионов, которым неоткуда черпать резервы на покрытие долгов".

С ним соглашается исполнительный директор СПФО Геннадий Ширшов: "Проведение нескольких десятков тендеров на региональном уровне может определенным образом усложнить процедуру отбора партнеров программы. Пока четкой картины, как это будет реализовано на практике, у нас нет, - говорит Геннадий Ширшов. - А вот инициатива по выделению закупки дорогостоящих лекарств в программу с отдельным финансированием - правильная. СПФО изначально поддержал эту инициативу. Вместе с тем времени на реализацию всех мер остается довольно мало, поскольку это требует законодательного обеспечения программы".

"Предложенными мерами проблема решается только частично. Можно сказать, остаются некоторые нозологии, например онкология или гепатит, которые пока не являются специфичными, как, например, гемофилия или рассеянный склероз, но также нуждаются в дорогостоящем и долгосрочном лечении. Я считаю, что для оптимальной эффективности программы ДЛО надо, прежде всего, увеличить финансирование как минимум до 140-150 млрд. руб. в год", - отмечает глава российского представительства компании "Рош" Милош Петрович.

Т.ПАНФИЛОВА