Мудрый Юрист

Правовые споры между горожанами и служителями церкви в англии XIV - XV веков

Минеева Т.Г., кандидат исторических наук, доцент, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, кафедра теории и истории государства и права.

Мощное европейское реформационное движение известно, вероятно, каждому специалисту, занимающемуся проблемами средневекового периода. Известно и другое: реформационное движение возникло в результате процессов, происходивших в сознании людей, в первую очередь в социальном сегменте, и меньшее внимание уделяется материальным предпосылкам, без которых сама реформация едва ли была бы возможна. Мы имеем в виду те реальные конфликты между различными силами, группами населения, базой которых явилось стремление к решению в свою пользу тех или иных экономических, политических и прочих проблем.

Если мы обратимся к конкретному материалу источников Англии XIV - XV вв., то обнаружим, что одним из постоянных противоречий в Англии того времени были те, что возникали между духовенством и жителями английских городов <1>. Генеральной причиной было то, что в XIII, да и в XIV в. наиболее активной силой в английской экономике являлись различные учреждения католической церкви: епископаты, монастыри, крупные объединения той или иной церкви (чаще всего кафедральной). Укажем, что, по различным расчетам, в руках католических иерархов, монастырей и др. находилось не менее 20% всей недвижимости страны и едва ли меньше половины движимой собственности: драгоценных металлов, ювелирных изделий, художественных произведений, скульптур, а также различные ресурсы в виде рыбы в различных водоемах, дичи.

<1> Конфликтами церковных феодалов с городскими общинами первой стала заниматься А.А. Кириллова, попытавшаяся дать с позиций марксистской идеологии характеристику действиям жителей Лондона во время восстания Уота Тайлера. Много работал также с источниками позднесредневековой Англии Е.В. Кузнецов, материалами которого с разрешения автора мы воспользовались.

Крепнувшее экономически и политически городское население - городская буржуазия, точнее квазибуржуазия, с завистью смотрела на церковные богатства и при каждом удобном случае стремилась наложить на эти "неправедные", с их точки зрения, богатства руку. Эта общая формулировка неизбежно должна быть скорректирована при изучении конкретных, весьма противоречивых источников: документов, хроник, писем и т.д., относящихся к различным населенным пунктам Англии. Более 150 лет назад были опубликованы письма мэра крупнейшего города юго-западной части Англии, Экзетера <2>, Джона Шиллингфорда. Они проливают свет на суть происходивших там конфликтов.

<2> Экзетер, расположенный на юге графства Девон, являлся экономическим и культурным центром Корнуолла и Девоншира. В регионе не было хорошей шерсти, зато он славился рудниками полиметаллических руд. Именно здесь добывалась большая часть олова и свинца, которые экспортировались английскими купцами, преимущественно уроженцами Экзетера, в разные части Европы. Кроме того, руды содержали довольно большое количество серебра, из которого королевские монетные дворы чеканили ходовую серебряную монету. Юго-запад Англии славился также своими мореходами, среди которых было немало пиратов, в том числе и местные дворяне.

Горожане Экзетера стремились установить контроль, судебный и административный, над землями, принадлежавшими католической церкви. Епископ города владел в предместье "феодом св. Стефана". Декан кафедрального собора св. Петра распоряжался другим феодом. Кроме того, в городе существовала и другая земельная собственность церкви. Петиция, представленная мэром города Джоном Шиллингфордом канцлеру Англии в 1447 г., проливает свет на некоторые детали правовых споров между городской общиной и католическими иерархами. В частности, первый из ее пунктов содержит обвинение в том, что люди, живущие на землях феодалов церкви, отказывались платить субсидии королю и выполнять те повинности, которые накладывает на них городской совет. Во втором пункте петиции мэр подчеркивает, что судебный иммунитет на землях церковных феодалов мешает отправлению правосудия, клирики не допускали городских служащих и юристов на земли и в дома, находившиеся в ведении церкви.

Также церковников обвиняли в том, что они нарушают охрану города, пропуская в ворота, проделанные в городской стене на территории монастыря, "кого угодно" и сами выходят из города в любое время. Петиция обвиняет клириков и в нарушении общественного порядка, так как в построенной ими "великолепной таверне" ночью стоит гвалт, мешающий жителям близлежащих улиц <3>.

<3> Letters and Papers of John Shillingford, major of Exeter, 1447 - 1450. Ed.J.A. Moore. Camden Society, 1861. P. 6, 7, 8.

Следует отметить, что Шиллингфорд имел дело с застарелым конфликтом. Еще 20 мая 1434 г. капитул кафедрального собора г. Экзетера подал жалобу в королевский Совет. Суть ее сводилась к следующему: стюард, т.е. управляющий делами, администратор кафедрального собора, конфисковал за неуплату ренты скот у Томаса Пейна, держателя декана кафедрального собора, на помощь пострадавшему пришла группа горожан во главе с мэром Джоном Солтером, по ремеслу изготовителем седел. Они отняли у стюарда конфискованный скот. Испуганный стюард прервал судебное заседание и не показывался на территории этого поместья <4>.

<4> Calendar of the Patent Rolls, 1429 - 1436. P. 358 - 359.

В 40-е годы стычки участились. В 1445 г. городские власти арестовали во время церковной процессии одного из священнослужителей. Епископ обратился с петицией в королевский Совет. Чтобы защитить свои права, горожане послали в Лондон мэра Джона Шиллингфорда. Тяжба была длительной. Однако дипломатичность Шиллингфорда и взятки, которые он раздавал не скупясь самому канцлеру и другим видным чиновникам короны <5>, позволили добиться компромиссного решения. Комиссия во главе с Томасом Куртнэ, графом Девонширом и рыцарем Уильямом Бонвилем постановила, что епископ лишается юрисдикции по отношению к части городских улиц. Держатели епископских земель в пределах города должны были наравне с остальными жителями нести караул и выплачивать субсидии <6>.

<5> Letters and Papers... P. 9.
<6> Letters and Papers... P. 136 - 138.

В Честере, не менее крупном городе западной Англии <7>, имели место такие же острые конфликты. Два бенедиктинских монастыря, мужской св. Вербурга и женский св. Марии, имели значительную земельную собственность в Честере и за его пределами. Мужскому монастырю принадлежала улица Северных ворот, монахини распоряжались южным предместьем города. Кроме того, монастырь св. Вербурга контролировал городскую ярмарку, с которой собирал различные пошлины и судебные штрафы. Оба монастыря стремились сохранить свои феодальные права, в особенности налоговый и судебный иммунитеты. Аббатиса женского монастыря оказалась слабее и уже в 1392 г. была вынуждена признать административную власть города над людьми, живущими на принадлежащих монастырю землях. Однако держатели монастыря св. Вербурга даже во второй половине XV в. отказывались выполнять общие для всех горожан обязанности. В 1478 г. вспыхнул вооруженный конфликт, который разрешился не в пользу монастыря. Аббат был обязан прибывшими на место беспорядков королевскими судьями поддерживать мир с горожанами под залог 1000 ф. ст. В 1507 г. обострился конфликт за контроль над ярмаркой. Дело в том, что на ярмарке действовал особый, ярмарочный суд, который назывался "Суд пыльных ног", который устанавливал плату за торговые места, цены на товары, разбирал споры между торговцами. Спор продолжался долгие годы, пока реформа Генриха VIII раз и навсегда не покончила с этими противоречиями.

<7> Честер - крупнейший порт Англии на Ирландском море.

В последнее десятилетие XV в. город Шрусбери вел борьбу с аббатом местного монастыря за контроль над жителями, дома которых стояли вдоль каменного моста через реку. Городской совет направил на мост своих чиновников для обложения живших там ремесленников пошлинами на общих с другими горожанами основаниях. Жители моста должны были являться в городской суд для разрешения своих споров. Однако они решений городской власти не выполняли, ссылаясь на судебный иммунитет монастыря. За неповиновение решению городского совета был арестован коновал Томас Блэйн. Аббат подал жалобу в Звездную палату и добился благоприятного для себя решения спорного вопроса в 1509 г. Однако горожане продолжали упорно отстаивать свои права. Чтобы заставить аббата пойти на уступки, городской совет Шрусбери закрыл монахам доступ на городской рынок, а ремесленникам запретил выполнять заказы монастыря <8>. К сожалению, мы не можем проследить, чем же закончился этот конфликт за неимением других источников.

<8> Select cases before the King's Council of the Star Chamber, 1477 - 1569. Ed.J.S. Leadem. Selden Society. Vol. 6. L., 1903. P. 178 - 207.

Напряженные отношения существовали и между городской общиной Солсбери <9> и епископским капитулом. Одним из этапов явилось дело о дарении епископом участка городской земли Уильяму Свейну для постройки частного молитвенного дома. Горожане оспорили дарение. Дело закончилось компромиссом, мало что давшим горожанам. По договору с епископом они уступили капитулу землю. Взамен могущественный прелат дал свое согласие на то, чтобы горожане могли по своему усмотрению избирать мэра города и другие власти. Однако эта уступка со стороны князя церкви сопровождалась существенной оговоркой - мэру приходилось приносить вассальную присягу епископу. Правда, горожанам удалось внести в договор условие, с их точки зрения важное: клятву мэр приносил только тогда, когда был утвержден в своей должности королем <10>.

<9> Солсбери - центр крупного сукнодельческого округа. Ремесленные специальности Солсбери были объединены в 19 цехов. О значительности и богатстве города говорит то, что уже в 1395 г. он посылал своих представителей в парламент.
<10> The Victoria History of the county of Solsbery. P. 49 - 50.

Правовые коллизии вокруг городского самоуправления в Солсбери показывают силу церковных прелатов в Англии позднего Средневековья. Удивительно, что такой богатый город, как Солсбери, оставался в вассальной зависимости от местного католического иерарха до реформы Генриха VIII.

Об этом же свидетельствует юридический казус с городом Беверли <11>. В первый год правления король Генрих V даровал городскому совету Беверли право вершить правосудие на территории города. Однако менее чем через два года архиепископ Йоркский сумел через парламент отменить королевский приказ, восстановив те права, которые ректор расположенной в Беверли церкви св. Иоанна получил от короля Ательстана за поддержку англичан против шотландских феодалов <12>.

<11> Центр сельскохозяйственного района.
<12> Calendar of the Patent Rolls. 1416 - 1422. P. 31.

Разноплановые конфликты между горожанами и церковниками происходили и в других городах Англии. Особенно сложными и затяжными они были на востоке страны: в Нориче, Линкольне, Бишопс Линне. Однако это тема для отдельного исследования. При всем разнообразии этого антагонизма все конфликты между жителями городов и церковными прелатами имели одну общую предпосылку: сохранение на их территории, даже на тех, которые добились самоуправления или возникли на королевских землях, феодальной церковной собственности на землю. Горожане боролись за сокращение этой собственности, за устранение судебных и таможенных иммунитетов. Обострение правовых споров между горожанами и церковниками подготавливало почву для восприятия реформационных идей.