Мудрый Юрист

Характеристика системы методов криминалистической фоноскопической экспертизы № 2

Федяев С.М., главный эксперт ЭКУ по Краснодарскому краю.

Понятие письма и письменной речи

Письмо - исторически сложившаяся категория, возникшая, как и язык, из потребности людей в общении и расширении этого общения. Под письмом понимается средство запечатления мысли человека с помощью специально созданных условных обозначений.

Термин "письмо" имеет различные оттенки значения. Им обозначают кроме приведенного понимания и сам процесс выполнения рукописи, и вид письменности (например, иероглифическое письмо), и почтовое отправление и др. Если рассматривать письмо как процесс, то нетрудно заметить два этапа этого процесса: первый - фиксация смысла передаваемого сообщения с помощью понятий (языковыми средствами); второй - фиксация этих понятий с помощью условных обозначений (графическими средствами).

Поэтому в криминалистике под письмом понимают объект исследования, включающий:

а) письменную речь, охватывающую совокупность языковых средств, использованных для письменного изложения мыслей;

б) почерк, характеризующий графическую технику письма.

Первую сторону изучает автороведение, вторую - почерковедение. Граница между рассматриваемыми явлениями достаточно условна, поскольку они тесно связаны между собой.

Письменная речь является объектом исследования различных наук: лингвистики, психологии, психолингвистики, социологии, теории коммуникации, логики и т.д. Каждая из них выделяет в этом сложном объекте свой предмет исследования. Так, в лингвистике письменная речь изучается как особая языковая норма, реализующаяся в письменном тексте, со своими специфическими средствами выражения. Предметом психолингвистики являются механизмы порождения и восприятия языкового высказывания, условия кодирования и декодирования информации с помощью системы языковых графических знаков. Психология изучает письменную речь в целях выяснения общих психологических характеристик человека как субъекта деятельности. Во всех случаях непосредственным объектом исследования является письменный текст. Цель изучения письменной речи этими научными дисциплинами - установление общих, универсальных закономерностей функционирования исследуемого явления. В частности, для лингвистики и психолингвистики индивидуальные особенности коммуникаторов не представляют научного интереса. Однако именно эти индивидуальные особенности письменной речи как раз и представляют наибольший научный и практический интерес для криминалистики.

Точно так же почерк привлекает к себе внимание представителей различных отраслей знаний - криминалистов, педагогов, врачей, психологов, физиологов. Но именно криминалистами больше всего исследовалось это явление. И на разных этапах накопления знаний о почерке ему давались различные определения.

Так, по определению С.М. Потапова почерк - это "система взаимосвязанных и соотносящихся между собой движений, приспособленная к воспроизведению письма". Здесь фиксируется связь почерка с системой движений. Позже учеными была отмечена навыковая природа почерка, это нашло отражение в определении И.А. Винберга: "почерк - это привычная система движений, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык".

В настоящее время почерк определен как основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплексе навыков (ФДК) и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений.

К последнему определению привело изучение психологической природы почерка, дифференциации структуры навыкового действия.

Психофизиологические основы письма. Понятие динамического стереотипа

Первым криминалистом, сформулировавшим основные положения теории судебного почерковедения, был С.М. Потапов. В 1926 г. он определяет почерк как "систему привычных движений, выраженную в письменных знаках". Это определение ориентировало криминалистов на изучение двигательной природы почерка и в дальнейшем нашло отражение и развитие в трудах того же автора и других советских криминалистов, исследовавших почерк с учетом достижений естественнонаучных знаний.

В 1951 г. А.И. Винберг формулирует положения научных основ экспертизы письма на базе наук естественного профиля, рассматривая письмо как сложный процесс, включающий "физиологические, анатомические и другие компоненты". А.И. Винберг подчеркивал навыковый, произвольный, сознательный характер письма, понятие же почерка им определялось как "зафиксированная в рукописи привычная система движений, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык" (1979). В качестве физиологической основы навыка письма он выдвигает учение И.П. Павлова об условном рефлексе и динамическом стереотипе. Основные положения этого учения следующие.

  1. В основе всех действий человека лежат условные и безусловные рефлексы.
  2. В основе формирования любого, а следовательно, и письменно-двигательного навыка лежит образование условных рефлексов. Сущность этого процесса заключается в том, что при повторных сочетаниях условного раздражителя с безусловным в коре головного мозга устанавливается временная связь между очагами возбуждения, которые возникают в тех нервных центрах, куда приходят импульсы от рецепторов, подвергшихся раздражению.
  3. Условно-рефлекторные связи очень подвижны и в то же время, будучи упрочены предшествующим опытом, могут фиксироваться. В результате многократных повторений в коре головного мозга складывается сложная уравновешенная функциональная система, которую И.П. Павлов назвал динамическим стереотипом. Зафиксированный стереотип оказывается настолько мощным, что даже устраняет естественную реакцию организма на морфин (опыты А.О. Долина).

Рассмотрим, как с позиций проанализированных знаний выглядит формирование письменно-двигательного навыка, для этого, правда, необходимо дополнить их понятием "доминанта".

Всякое функционирование центральной нервной системы, да и деятельность всего организма, связано с доминантой, которую открыл как универсальное физиологическое явление А.А. Ухтомский. Под доминантой он понимал "более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров, чем бы он ни был вызван, причем вновь приходящие в центры возбуждения служат усилению (подтверждению) возбуждения в очаге, тогда как в прочей центральной системе развиты явления торможения".

Итак, первоначально в ходе выработки письменно-двигательного навыка процесс возбуждения охватывает не только соответствующие нервные центры, но и широко иррадиирует (распространяется) на области, расположенные вблизи центров, находящихся в состоянии доминанты. В результате иррадиации возбуждения обобщаются разрозненные условные реакции.

Так, на ранних стадиях обучения письму наблюдаются состояние повышенного напряжения многочисленных групп мышц, часть которых не участвует в процессе письма (мышцы лица, ног и т.д.).

Однако по мере упрочения навыка, т.е. овладения навыком письма, общее напряжение мышц уменьшается, в работе участвует ограниченная группа мышц, принимающих непосредственное участие в процессе письма. Движения осуществляются без напряжения, плавно, ритмично, свободно. Это обусловлено тем, что в процессе тренировки иррадиация процесса возбуждения уменьшается. Нервный процесс как бы сосредоточивается в ограниченном участке.

Такое сужение, ограничение области, охваченной процессом возбуждения, является результатом его концентрации. Благодаря этому движения становятся точными и экономными, так как лишние реакции затормаживаются.

При выполнении рукописи в привычном темпе лицами с выработанным почерком процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе равномерно сменяют друг друга, охватывая ограниченные четко локализованные участки коры, в соответствии с деятельностью мышц, участвующих в работе. Равномерная, привычная работа неутомительна. Пишущий может выполнять ритмичные движения в течение продолжительного времени, не чувствуя утомления.

При осуществлении, а затем и повторении любого двигательного акта, в том числе и письма, каждый этап движения связан с определенным размещением в коре головного мозга процессов возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, т.е. постоянным изменением корковой мозаики. В коре складывается сложная уравновешенная функциональная система - динамический стереотип. Отметим, что динамический стереотип, который формируется в процессе тренировки, консервативен. Вот почему попытки изменить свой почерк или выполнить рукопись с подражанием даже после длительной тренировки в большинстве случаев оказываются неудачными: в таких рукописях проявляются признаки необычного выполнения текста.

Физиологическая модель письменно-двигательного навыка, о которой мы говорили выше, носит общий характер и во многом механистична. Более детально проблему "живого движения" разработал в своих трудах Н.А. Бернштейн. Согласно его представлениям каждое совершаемое движение строится заново, его "нельзя редуцировать к материальному субстрату движения, хотя последний и определяет протекание живого движения, но обладает собственными качественными характеристиками". Построение движения по Н.А. Бернштейну имеет определенную структуру, которая строится по уровневому принципу. Роль уровней выполняют воспринимающие сенсорные системы и соответствующие центральные анализаторы. Н.А. Бернштейн выделяет пять уровней (A, B, C, D, E), различающихся между собой анатомическими субстратами, ведущей афферентацией, основными функциями и различной степенью осознаваемости выполняемых действий.

A. Руброспинальный уровень палеокинетических регуляций.

Анатомический субстрат - спинной мозг. Афферентации: проприоцепторика, воспринимающая величину, направление мышечных напряжений и усилий. Афферентный синтез: сигнализация о направлении и положении тела в пространстве, величине растяжения мышц. Функции: обеспечение тонуса мышц. В сложных действиях, таких как процесс письма, имеет фоновый характер. Обеспечивает нужную позу, наклон туловища и т.д.

B. Уровень синергий и штампов, или таламо-паллидарный уровень.

Анатомический субстрат: система зрительных образов. Афферентации: в отличие от предыдущего уровня преобладает суставно-угловая, геометрическая проприоцепторика, рецепция давлений. Уровень обеспечивает контроль над общим положением тела и его двигательного аппарата. Обладает следующими координационными качествами:

В процессе письма этот уровень также является фоновым.

C. Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля.

Анатомический субстрат: сенсорные (зрительные, осязательно-проприоцептивные, слуховые и вестибулярные) поля коры головного мозга. Афферентный синтез: обеспечение согласованной работы органов чувств и ощущений.

Уровень C состоит из двух подуровней: верхнего C2 и нижнего C1. C2 обеспечивает соблюдение геометрической формы и подобия выполняемых движений, а C1 обеспечивает точность движений.

Уровень C является центральным в реализации письменно-двигательного ФДК. Здесь строятся программа и план предстоящих движений.

D. Теменно-премоторный уровень действия.

Этот уровень присущ только человеку. Анатомический субстрат: кора полушарий головного мозга. Ведущая афферентация: предметное действие, состоящее из двух компонентов: смысловой структуры действия и его двигательного состава. В процессе письма этот уровень является ведущим, на нем программируется "образная", смысловая схема письменных знаков и их сочетаний.

Уровень D также имеет два подуровня. D2 отвечает за смысловые схемы, D1 обеспечивает использование этих схем. На уровне происходит опознание знака независимо от того, как он выполнен: скорописью, с подражанием буквам печатной формы, координированными либо некоординированными движениями.

E. Группа уровней, лежащих выше уровня действий.

На этом уровне происходит перевод звукового образа буквы в письменный знак, а также подбор грамматически верной последовательности букв. Этот уровень относится к другому, письменно-речевому, ФДК.

Сформированный письменно-двигательный навык (ПДН) представляет собой согласованную работу всех уровней, но ведущими являются уровни D и E.

Уровневая теория построения движений позволяет выявить и объяснить внутреннюю структуру процессов формирования почерка и письма в необычных условиях.

Наиболее полное, хотя и во многом гипотетическое представление о нейрофизиологических механизмах любого поведенческого акта на современном уровне развития науки дает теория П.К. Анохина о функциональной системе как основе поведения в самом широком смысле. Основные положения теории сводятся к следующему.

Для выполнения любого поведенческого акта, в том числе и письменного, система формирует "такую динамическую организацию процессов и механизмов, которая, отвечая запросам данного момента, обеспечивает организму какой-либо приспособительный эффект и вместе с тем определяет потоки обратной афферентации, информирующей центральную нервную систему о недостаточности полученного приспособительного эффекта". Позже термин "приспособительный эффект" был дополнен понятием "полезный результат", который трактуется в качестве системообразующего фактора. Таким образом, рассматривая поведение с позиций приспособительного акта любой степени сложности, теория объясняет многие механизмы сознательных волевых проявлений человека закономерностями рефлекторной организации отдельных сторон его жизнедеятельности. Архитектонику такой функциональной системы составляют следующие процессы: афферентный синтез; принятие решения; формирование акцептора действия; эфферентный синтез; получение полезного результата; обратная афферентация.

Афферентный синтез - первая стадия системы, функциями которой являются сбор всей информации из внешней и внутренней среды и постановка цели предстоящего действия. Синтез включает четыре обязательных компонента: пусковой стимул; обстановочная афферентация; доминирующая мотивация; прошлый опыт. Их одновременная встреча является обязательным условием афферентного синтеза.

Следующей важной стадией функциональной системы является принятие решения. Это та стадия, на которой происходит переключение одного системного процесса на другой - афферентный синтез преобразуется в программу действий, а результаты аналитико-синтетической деятельности всех поступивших афферентных возбуждений приобретают исполнительный характер. Здесь происходит выбор степеней свободы элементов системы, которые позволят наиболее экономно достичь запрограммированного результата.

Акцептор результата действия, по словам автора теории, "универсален и вездесущ". Он производит сличение и оценку как промежуточных, так и конечных результатов, обеспечивает прогнозирование признаков цели действия. В какой-то мере этот механизм вносит изменения в представление об организации деятельности центральной нервной системы по принципу рефлекторного кольца. Функция его состоит в том, чтобы, формируясь на основе данных афферентного синтеза, опережать ход событий в отношении между организмом и внешним миром. Акцептор действия настраивает систему на параметры прогнозируемых результатов, "предвосхищает" его афферентные свойства, которые должны быть получены в соответствии с принятым решением, а затем сличает их с реальными результатами и дает возможность организму исправить ошибку. В случае несовпадения результата с ожидаемыми параметрами включается ориентировочно-исследовательская реакция. При этом будет произведено столько попыток, сколько необходимо для достижения положительного результата.

На стадии эфферентного синтеза формируются центральные механизмы, обеспечивающие достижение полезного результата.

Обратная афферентация является каналом обратной связи, по которому поступает информация о результатах действия.

Достоинство приведенной модели состоит в том, что она позволяет с точки зрения нейрофизиологии объяснять законы организации работы целого организма, в частности его важнейшей структуры - центральной нервной системы.

Исследования двигательной деятельности человека показали, что при выработке двигательного навыка в центральной нервной системе происходит "программирование" того действия, которое должен осуществить человек. В этом процессе большую роль играют афферентные импульсы, информирующие ее о процессах, протекающих в организме. Они синтезируются, обобщаются в нижележащих отделах центральной нервной системы и подходят к коре головного мозга в виде сложной объединенной афферентации.

Осуществление этого сложного афферентного синтеза ложится, по мнению Н.А. Бернштейна и П.К. Анохина, в основу программы действия, т.е. является основой для формирования образа.

Анохин считает, что в момент, когда заканчивается афферентный синтез, в коре головного мозга складывается особый аппарат, названный им "акцептор действия". Когда человек производит какое-либо действие, все афферентные импульсы, возникающие в нервных окончаниях рецепторов, направляются к акцептору действия. Этот аппарат, по мнению Анохина, сопоставляет результат афферентного синтеза, отражающий произведенное действие, со сложившимся образом. Если образ запрограммированного действия совпадает с результатом афферентного синтеза, циклический процесс заканчивается. Движение соответствует запрограммированному. Если же в результате сличения протекающие действия не соответствуют запрограммированным, возникают новые реакции, которые корректируют и в конце концов приводят к запрограммированному результату, т.е. соответствуют сложившемуся образу.

Таким образом, при выполнении двигательного акта сигналы, воспринимаемые по ходу реакции, сопоставляются с образом. В результате этого одни реакции закрепляются, другие - тормозятся. Так в процессе тренировки вырабатываются наиболее точные соотношения в деятельности мышц, результатом чего являются высококоординированные, точные движения.

Приведенные теории рассматривают почерк с биомеханических и психофизиологических позиций. Для полного объяснения всех происходящих при письме процессов этого недостаточно, так как остаются в тени такие важнейшие компоненты деятельности исполнителя при выполнении рукописного текста, как образный, программирующий, коррекционный. Почерковедам важно знать внутреннюю, психическую сторону формирования и реализации письменно-двигательного ФДК навыков, как в норме, так и в инверсии.

Существенным шагом вперед в этом направлении явились результаты экспериментальных исследований исполнительного действия, проведенных Н.Д. Гордеевой. Их наиболее важным результатом является установление закономерностей микроструктуры исполнительного действия независимо от степени сложности, производимого как в привычных условиях, так и при влиянии какого-либо сбивающего фактора. По мнению автора, движение состоит из трех стадий, развертывающихся в очень короткие промежутки времени: латентной, стадии реализации, стадии контроля и коррекции выполненного действия.

При реализации латентной стадии происходит планирование и программирование предстоящего действия. В это время перерабатывается огромный поток информации из внешних и внутренних источников, подтверждается целесообразность выбранного пути, идет подготовка моторного ответа.

Стадия реализации также имеет сложную структуру. Вся стадия пронизана когнитивными (познавательными) компонентами и состоит из большего или меньшего числа квантов действия, каждый из которых имеет собственную программирующую, моторную и оценочную стадии. Эта стадия подразделяется на две фазы. Первая осуществляется по программе, намеченной в латентной стадии, и не корректируется по ходу выполнения. Вторая происходит с учетом информации, поступающей по каналам обратной связи в целях исправления ошибок, вызванных изменениями внешней среды либо допущенных в первой фазе.

Стадия контроля и коррекции представляет собой сложноорганизованный процесс, связанный с функцией оценки и исправления ошибок. По существу, это развернутая во времени и пространстве цепь микродвижений, каждое со своей программой, реализацией и контролем.

Проведенные исследования позволили Н.Д. Гордеевой и В.П. Зинченко разработать функциональную модель предметного действия, обладавшую огромным объяснительным потенциалом.

В.Ф. Орлова уточнила понятие почерка, использовав для этого результаты исследований физиологии и психологии двигательного акта, полученные А.А. Ухтомским, Н.А. Бернштейном, П.К. Анохиным. Ею, в частности, отмечено, что:

  1. письменно-двигательный навык есть часть комплекса навыков, складывающегося у человека в ходе его жизни, - функционального комплекса навыков. В него, в частности, входят: навыки хождения, говорения, письма, печатания на клавиатуре пишущей машины или компьютера, вождения автомобиля и др.;
  2. каждый акт реализации письменно-двигательного навыка человека представляет сложную саморегулирующуюся функциональную систему с уровневой иерархической организацией. Эта система представляет собой временную совокупность различных нервных центров и периферических органов, объединенных в единое целое полезным результатом деятельности - рукописью. Именно полезный результат, выступающий в виде зрительно-двигательного образа, определяет особенности структуры данной функциональной системы.