Мудрый Юрист

Административная реформа в Росздравнадзоре

"Московские аптеки", 2007, N 6

С 2006 года в Росздравнадзоре начала реализовываться программа административной реформы, которая является стратегической задачей, поставленной перед федеральными органами исполнительной власти президентом и правительством.

В настоящее время реализовано около 10 проектов административных регламентов, включая проект, направленный на совершенствование системы бюджетного планирования. Ряд проектов направлен на совершенствование исполнения государственной функции работниками Росздравнадзора.

В конце прошлого года началась реализация проекта по предупреждению и борьбе с коррупцией в деятельности федеральных органов надзора.

В 2006 году было разработано 20 административных регламентов. 16 из них уже утверждены в Минздравсоцразвития. 13 вступили в силу после их регистрации в Минюсте.

Введение регламентов позволяет активизировать исполнение функций по охране здоровья населения страны, устраняет имеющиеся противоречия на уровне ведомственных нормативных актов. При утверждении и введении в действие регламентов старые нормативные акты отменяются.

Принятие административных регламентов продиктовано необходимостью совершенствования административного регулирования в сфере здравоохранения. При этом впервые был использован процессный подход. Это - новация для государственных учреждений, хотя в бизнесе он давно используется. Процессный подход подразумевает, что у каждого процесса есть свои входящие и исходящие события. Каждый этап, каждый шаг отдельного процесса детально прописан с установлением конкретных лиц и предельных сроков принятия решения.

В административных регламентах нет формулировок "и т.д.", "как правило", "прочие", - которые оставляли некую свободу действий чиновникам.

Невозможно эффективное осуществление функций Росздравнадзора без систематизации и формализации процессов. Например, для большей результативности проведения проверок необходима их систематизация.

Для успешной организации работы одной из первоочередных задач в современных условиях является ведение информационных баз данных и связанных с этим процессов:

В связи с этим большое внимание сейчас уделяется разработке электронного регламента, позволяющего регулировать информационные потоки. Использование информации в электронном виде позволит заявителю при необходимости познакомиться с движением своего файла. Для доступа к нему достаточно будет ввести логин и пароль.

Вторая глава всех регламентов посвящена сервисной функции, что связано с необходимостью создания клиентоориентированной модели государственных учреждений, в которые те или иные организации вынуждены обращаться для получения разрешения заниматься своей деятельностью.

Представители организаций, в том числе коммерческих, должны чувствовать себя достаточно комфортно в процессе общения с государственными структурами. Совершенствование исполнения государственных функций должно идти параллельно совершенствованию рынка и рыночных отношений.

С 2006 г. внедряются новые формы работы по проведению экспертизы качества ЛС. Для этого заключаются контракты с организациями разной формы собственности. С мая 2006 года были заключены контракты с 60 экспертными организациями, которые выдали уже более 2100 экспертных заключений.

При регистрации ЛС часто возникают коллизии интересов клиента-заявителя и эксперта. Поэтому оптимальной формой работы является вариант, когда Росздравнадзор, а не заявитель, нанимает экспертов и оплачивает их работу, как это происходит в США, Японии, Евросоюзе. При этом за Росздравнадзором сохраняется функция надзора и контроля. Лучшей формой таких взаимодействий является некоммерческое партнерство.

В настоящее время вводится новая функция Росздравнадзора, которая ранее им никогда не осуществлялась: сертификация специалистов в области обращения ЛС и оказания медицинских услуг. Все сертификаты, которые будут выдаваться другими организациями, будут являться нелегитимными. Современные требования предполагают, что в дальнейшем выдача сертификатов будет производиться Росздравнадзором или его территориальными отделениями на основании проверочных испытаний. При этом орган Росздравнадзора будет нести ответственность за квалификацию аттестованных им специалистов.

Новым аспектом лицензионной деятельности Росздравнадзора в последнее время является лицензирование технического обслуживания медицинской техники. Этот аспект деятельности важен и для фармацевтических предприятий.

В 2007 году планируется проведение ряда мероприятий по передаче части федеральных полномочий в субъекты РФ с января 2008 года. При этом повышается роль институтов гражданского общества в работе по контролю и надзору в сфере здравоохранения.

Одним из резервов уменьшения коррупции в сфере здравоохранения и фармацевтической деятельности является введение платы за выполнение отдельных государственных функций. Как это имеет место в западных странах, где взимается плата за регистрацию ЛС, за выдачу лицензий и т.п. Деньги за эту деятельность государственных структур должны поступать в бюджет. Только при этом возможен контроль за движением финансовых средств. Если деньги поступают во внебюджетные фонды, то движения денежных средств становятся непрозрачны ни для кого, кроме налоговой инспекции.

Советник руководителя

Росздравнадзора

М.А.ГЕТЬМАН