Мудрый Юрист

Программа дло в Москве

"Московские аптеки", 2007, N 6

В Москве 6 июня прошла пресс-конференция на тему "Реализация программы дополнительного лекарственного обеспечения в Москве". Недостаточное финансирование ДЛО привело к ряду негативных последствий - из программы выходят фармацевтические компании, прекращаются поставки ЛС и их производство отечественными компаниями-производителями, что отрицательно сказывается на обеспечении льготников. Для решения задач здравоохранения в стране в средне- и долгосрочной перспективе необходимо создание условий для работы отечественных фармпроизводителей. О трудностях программы ДЛО и путях их преодоления в Москве рассказал на пресс-конференции руководитель Департамента здравоохранения г. Москвы Сельцовский Андрей Петрович.

В МОСКВЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ, И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЛЬГОТНИКИ ОБЕСПЕЧЕНЫ

В ходе реализации программы ДЛО в Москве создан регистр льготных категорий граждан, что позволяет обеспечивать адресной медицинской и лекарственной помощью каждого льготника. Обеспечение ЛС и ИМН льготных категорий граждан осуществляется в городе через аптечную сеть, включающую 244 аптечных пункта в амбулаторно-поликлинических учреждениях и 104 аптечных предприятия. В реализации программы ДЛО задействовано более 19 тысяч врачей в 558 амбулаторно-поликлинических учреждениях, выписывающих льготные рецепты в соответствии со стандартами лечения по федеральному перечню ЛС, цены на которые утверждены Росздравнадзором.

В 2006 г. за дополнительным лекарственным обеспечением в Москве обратились 1355689 человек. Для возмещения стоимости ДЛО за год необходимо было более 7 млрд. 435 млн. рублей из федерального бюджета и около 2 млрд. 980 млн. руб. - из местного.

Лекарственное обеспечение льготников в Москве, как и в целом по стране, осуществляется в условиях недостаточного финансирования. Так, по состоянию на 25.05.2007 г. за поставки 2006 года из федерального бюджета не возмещено более 1 млрд. 808 млн. руб. Огромные суммы неплатежей фармацевтическим предприятиям из федерального бюджета привели к ряду негативных последствий. Прекратилось производство 80 препаратов из перечня ДЛО, причем 90% этих препаратов - отечественные. Это отрицательно сказывается на обеспечении льготников. Образовавшийся дефицит пришлось перекрывать за счет импорта, что повлекло за собой дополнительные расходы. В результате этого стоимость одного рецепта возросла с 380 до 460 рублей.

Тем не менее, Правительством Москвы принимаются меры по оказанию лекарственной помощи как региональным, так и федеральным льготникам в полном объеме.

В целях сохранения достигнутого уровня лекарственного обеспечения жителей г. Москвы Правительством Москвы производилось возмещение затрат федеральных льготников за ЛС, выписанных и отпущенных вне федерального перечня, за изделия медицинского назначения, средства контроля и реабилитации. В полном объеме производится бесплатное лекарственное обеспечение больных сахарным диабетом, гемофилией, больных с онкологическими и некоторыми другими заболеваниями. В 2006 году затраты на это составили 569 млн. рублей.

По итогам проведенного ФФОМС в декабре 2006 г. конкурса на осуществление поставок и отпуска ЛС для оказания дополнительной лекарственной помощи отдельным категориям граждан УФО в г. Москве на 2007 г. являются: ОАО "Фармимэкс", ЗАО "ФТК "Время", ЗАО "СИА Интернейшнл", ООО "Биотек", ЗАО "Интерлизинг-фарм", ГУП "Столичные аптеки".

В настоящее время по инициативе федерального центра встал вопрос об изменении системы организации ДЛО с передачей полномочий на проведение конкурсов и дальнейшим контролем реализации программы в регионы. Для осуществления этого решение надо принимать быстро и базироваться оно должно на расчетах и новой нормативно-правовой базе.

По состоянию на 1 января 2007 г. в Москве имеют право на меры социальной поддержки федерального уровня 999058 граждан, и 547032 человека являются региональными льготниками. Задолженность федерального бюджета по счетам фарморганизаций за январь - апрель 2007 г. уже составляет 735,4 млн. рублей.

Для стабилизации ситуации Департаментом здравоохранения г. Москвы ужесточены меры контроля за организацией лекарственного обеспечения льготных категорий населения, организован медико-экономический контроль в административных округах за назначением и обеспечением лекарственными средствами и обоснованностью выписки льготных рецептов. По состоянию на конец мая текущего года контрольными службами Департамента здравоохранения Москвы осуществлено 88 проверок аптечных пунктов уполномоченных фармацевтических фирм, из них 12 - совместно с МГФОМС.

Принятие Федерального закона от 22.08.04 N 122-ФЗ внесло изменения в систему льготного лекарственного обеспечения декретированных групп населения в части финансирования.

В 2007 г. от получения социальной помощи в натуральной форме в Москве отказались более 20% льготников, предпочтя так называемую монетизацию льгот.

НЕОБХОДИМО ПЕРЕДАТЬ ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТАМ ФЕДЕРАЦИИ

А.П.Сельцовский ответил на вопросы журналистов.

С другой стороны, финансовые возможности иностранных компаний за счет материнских фармацевтических предприятий намного лучше, чем у отечественных, неплатежи которым подрывают их бизнес. Так что расплачиваться надо со всеми.

Но для того, чтобы реализация ДЛО в 2008 году была эффективной, закон о передаче полномочий в регионы должен быть принят в самое ближайшее время. До конца сентября необходимо провести конкурсы. Подготовку документов для этого надо начинать уже сейчас. Заявки должны быть вовремя переданы производителям, чтобы они успели произвести необходимое количество ЛС. УФО, в соответствии с законом, должны иметь 60 дней на заключение договоров, получение всех сертификатов, обеспечение поставок в полном объеме с оформлением всей необходимой документации. Дальше предстоит большая работа в аптеках по снятию остатков на конец года, оприходованию вновь поступившего товара. В случае изменения цен у аптек появляется настоящая головная боль, чтобы с 1 января нового года все цены соответствовали новым требованиям.

Так, в прошлом году, когда УФО завезли ЛС в декабре, реализовывать их мы смогли только с 20-го января 2007 г. Чтобы не оставить льготников без лекарств, в Москве мы смогли выйти из этого положения, благодаря субсидии, полученной от мэра. При этом за неделю необходимо было заключить все контракты, оплатить, обеспечить поставки.

В Москве сейчас живут более 13 млн. человек. 10 миллионов - постоянно живущие здесь граждане и более 3 млн. человек - временно зарегистрированные. Но, если приезжий рабочий страдает инсулинозависимой формой диабета, мы не можем оставить его без лечения. А денег на это сейчас не выделяется. Такие вопросы надо решать на законодательном уровне.

В заключение руководитель Департамента здравоохранения Москвы отметил, что, несмотря на все трудности, связанные с реализацией программы ДЛО, положительные сдвиги в области здравоохранения в целом и в лекарственном обеспечении населения очевидны. Конечно, ДЛО - первая государственная программа такого масштаба. И не все звенья этой системы работают в настоящее время безошибочно. Тем не менее, уже сейчас можно отметить повышение качества жизни больных при ряде заболеваний, уменьшение смертности, снижение уровня госпитализации за счет возможности оказания более эффективной амбулаторной помощи населению. Это видно, например, в эндокринологических отделениях, которые всегда были переполнены за счет больных с сахарным диабетом, нередко имеющих тяжелые осложнения. Конечно, и сейчас имеются больные с тяжелым некоррегируемым сахарным диабетом. Но для многих и многих больных применение эффективных инсулинов и других сахароснижающих препаратов значительно улучшило их состояние, качество жизни, способствовало предотвращению таких осложнений, как "диабетическая стопа", ангиопатия сетчатки глаза, нефропатия.

Положительные сдвиги сопряжены с большим количеством нерешенных проблем.

Для решения задач здравоохранения в стране в средне- и долгосрочной перспективе необходимо создание условий для работы отечественных фармпроизводителей. Это тоже требует изменения законодательной базы.

Редакционный материал

Руководитель Департамента

здравоохранения г. Москвы

А.П.СЕЛЬЦОВСКИЙ