Мудрый Юрист

Осуществление контроля за негосударственной (частной) охранной и сыскной деятельностью

Кинчус Евгений Викторович, адъюнкт ВНИИ МВД России.

Контроль представляет собой одну из форм руководства и управления, выступает одним из методов (способов) правоохранительной деятельности <1>, стадией управленческого цикла, функцией государственных органов <2>. По мнению Г.А. Аванесова, правильно организованный контроль во многом помогает изживать узковедомственный подход к любому направлению борьбы с преступностью, а также способствует устранению недостатков управления <3>.

<1> Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право: Учебник. М.: Юристъ, 1996. С. 211.
<2> Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 509.
<3> Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980. С. 508.

Одним словом, контроль - это система наблюдения и проверки процесса функционирования соответствующего объекта с целью устранить его отклонения от заданных параметров <1>. В нашем случае объектом контроля является частная детективная и охранная деятельность.

<1> Мак-Мак В.П., Савелий М.Ф. Закон о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации. Научно-практический комментарий. М.: Юристъ, 1997. С. 105.

Специализированными структурами в системе МВД России, осуществляющими контроль за частной детективной и охранной деятельностью, являются подразделения лицензионно-разрешительной работы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование негосударственной (частной) охранной деятельности и негосударственной (частной) сыскной деятельности отнесено к компетенции МВД России. В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в подразделении лицензионно-разрешительной работы органа внутренних дел, предоставившего лицензию на осуществление частной охранной или сыскной деятельности, ведется реестр лицензий.

Порядок проведения контроля за соблюдением охранными предприятиями, частными детективами и детективными предприятиями лицензионных требований и условий предусмотрен Положением о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положением о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 г. N 600.

Эффективность указанного контроля достигается путем гибкого использования всех форм и методов при строжайшем соблюдении принципов всеобщности контроля, законности, плановости, а также свобод граждан в сочетании с государственным принуждением.

Всеобщность контроля обусловливается тем, что органы внутренних дел осуществляют свои функции относительно всех без исключения частных детективов и охранников, частных детективных и охранных предприятий, служб безопасности. В этих целях специализированные подразделения органов внутренних дел, оформляющие надлежащие материалы при поступлении заявлений с просьбой о выдаче лицензий, формируют из них соответствующие наблюдательные дела, в которых накапливается вся необходимая информация в отношении проверяемых граждан и объектов.

Вся их контрольная работа должна строиться на строжайшем соблюдении принципа законности. Следует учитывать, что вопросы, подлежащие проверке, пределы вмешательства в деятельность частных детективов и охранников, частных детективных и охранных предприятий, либо служб безопасности, перечень возможных мер принуждения, допускаемых к применению органами внутренних дел, в известной мере регламентируются действующими нормативными актами, которые, кроме того, предусматривают возможность и устанавливают порядок обжалования незаконных действий сотрудников правоохранительных органов. При этом должностные лица, осуществляющие контроль за частной детективной и охранной деятельностью, обязаны соблюдать права и законные интересы частных детективов и охранников, частных детективных и охранных предприятий, служб безопасности, негосударственных образовательных учреждений.

Плановость контроля определяется не только широтой и глубиной вопросов, подлежащих проверке, но и достаточной распространенностью самой частной детективной и охранной деятельности, ставшей довольно притягательной сферой бизнеса для многих российских граждан.

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью, использованием лицензиатами оружия и специальных средств осуществляется органами внутренних дел в процессе выдачи соответствующих лицензий, удостоверений, ведения учетных дел, проведения плановых и внеплановых проверок субъекта охранной и сыскной деятельности.

В целях контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий органами внутренних дел проводятся плановые и внеплановые проверки как по месту регистрации, так и непосредственно на объектах оказания охранных услуг. В связи с этим плановые проверки проводятся в соответствии с ежеквартальными графиками, утвержденными руководителем подразделения лицензионно-разрешительной работы. Что касается внеплановых проверок, они осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Заслуживают также внимания направления, по которым осуществляется контроль за частной детективной и охранной деятельностью. Во-первых, это проверка соответствия частной детективной и охранной деятельности, осуществляемой лицензиатом, Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности"; видам этой деятельности, установленным ст. 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"; соблюдением ими требований ст. 7 указанного Закона, а также лицензионных требований и условий, предусмотренных п. 4 Положений о лицензировании негосударственной (частной) охранной и сыскной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 г. N 600; соответствия охраняемых объектов Перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587. Во-вторых, это проверка соблюдения порядка приобретения, учета, хранения, ношения и использования огнестрельного оружия и специальных средств, установленного Федеральным законом "Об оружии", Постановлением Правительства Российской Федерации "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" от 21 июля 1998 г. N 814, Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288, и иными нормативными правовыми актами.

Контрольная же проверка объекта оборота оружия, частного охранного предприятия, службы безопасности, частного детективного предприятия на предмет установления ранее выявленных нарушений проводится в установленные сроки.

Нарушения выявляются практически во всех проверяемых структурах и носят аналогичный характер. В качестве основных из них можно выделить такие, как использование сотрудников, не имеющих квалификации и удостоверений охранника; неуведомление органов внутренних дел о взятии объекта под охрану, а также взятие объектов под охрану без проведения анализа их принадлежности собственнику; нарушение порядка учета, хранения и использования оружия; отсутствие гарантий социальной и правовой защищенности сотрудников. В связи с этим для проведения контроля за частной детективной и охранной деятельностью имеется достаточно оснований.

Как показывает практика, частные охранно-сыскные структуры берут не свойственные им функции. В частности, это разрешение гражданско-правовых споров силовым путем, внутренние расследования криминальных хищений в организациях и ряд других услуг. Не секрет, что среди лиц с криминальной направленностью и преступных группировок имеется значительный интерес к охранно-сыскным структурам. Это, прежде всего, вызвано возможностью легального получения огнестрельного оружия и специальных средств, документов прикрытия своей преступной деятельности. Кроме того, существует возможность и в создании организаций, занимающихся преступной деятельностью под вывесками частных детективных и охранных структур. Отмечаются и факты деятельности незарегистрированных и нелицензированных частных охранно-сыскных предприятий. Обращает также на себя внимание и низкое качество отбора и подготовки охранников. Сегодня в частные охранные структуры приходит, в основном, неподготовленная молодежь, прошедшая минимально необходимый курс обучения. Заинтересованность в подготовке достойных кадров у руководителей ряда частных структур практически отсутствует. Органами внутренних дел, участвующими в контроле за подготовкой кадров для частных детективных и охранных структур негосударственными образовательными учреждениями, выявляются факты выдачи свидетельств о прохождении подготовки в качестве детектива или охранника за повышенную плату без обучения, что приводит к серьезным проблемам. Учитывая изложенное, представляется целесообразным на законодательном уровне определить соответствующие стандарты и требования к персоналу охранных предприятий.

Особое внимание при осуществлении контроля за частной детективной и охранной деятельностью должно уделяться обеспечению правил хранения и использования огнестрельного оружия, специальных средств и боеприпасов, правильности ведения учетной документации, сверке специальных средств и оружия по видам и номерам, наличие их у персонала, которому они выданы для выполнения сыскных и охранных услуг. Подобные проверки должны осуществляться не реже одного раза в год. Но это не значит, что органы внутренних дел не могут проводить и внеплановые проверки.

В частных охранных предприятиях имеют место факты нарушения правил хранения огнестрельного оружия, его утраты либо незаконного применения. При осуществлении контроля лицензирующий орган вправе выносить лицензиату предупреждение или решение, обязывающее устранить выявленные нарушения в установленные сроки. Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" определен механизм аннулирования лицензии решением суда по соответствующим основаниям, по заявлению лицензирующего органа (ст. 13). В то же время, когда требуется принятие незамедлительных мер к лицензиатам, правовой механизм пресечения действий со стороны охранных и сыскных структур отсутствует. В данном случае речь идет об использовании охранных предприятий в качестве силовой составляющей, например, в решении тех или иных имущественных споров.

В завершение хотелось бы сказать, что анализ накопившихся проблем в деятельности охранно-детективных предприятий и служб безопасности свидетельствует о том, что действующая нормативная база, регулирующая деятельность данных предприятий, нуждается в совершенствовании.

Что касается состояния правопорядка и общественной безопасности в обществе, это зависит от нас всех, в том числе и от участников рынка частных охранно-сыскных услуг. Причем каждый должен их обеспечивать на своем участке и в своем правовом поле деятельности.