Мудрый Юрист

Криминологическая характеристика преступлений, сопряженных с жестоким обращением с потерпевшим

Картавченко Виктория Владимировна, преподаватель кафедры уголовного права Кубанского государственного аграрного университета.

Жестокие и особо жестокие преступления, совершаемые в отношении несовершеннолетних, всегда вызывают широкий общественный резонанс и негативное отношение к лицам, их совершившим. Такие преступления представляют повышенную общественную опасность, поскольку в них проявляются крайне отрицательные черты личности преступника - бесчеловечность и безжалостность.

Освещение проблем жестокости и особой жестокости не должно сводиться лишь к исследованию уголовно-правового аспекта. Комплексный подход к теме исследования предполагает изучение природы жестокого поведения, ее криминологического понятия.

Для более полного понимания таких понятий, как "жестокость" и "агрессия", необходимо определить их значение. Ю.М. Антонян предлагает понимать под агрессивностью особенности (черты) личности, а под агрессией - соответствующее поведение, заключающееся в демонстрации силы, угрозы ее применения либо использовании силы в отношении отдельного человека или группы лиц <1>.

<1> Антонян Ю.М. Общий очерк о преступном насилии // Человек против человека. Преступное насилие: Сб. статей / Под общ. ред. Ю.М. Антоняна, С.Ф. Милюкова. СПб., 1994. С. 11.

Германский психолог Х. Хекхаузен рассматривает агрессию как намеренные действия с целью причинения вреда. Возможны также случаи, когда агрессивные действия возникают самопроизвольно, из желания воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-нибудь несправедливо, кого-нибудь оскорбить. В связи с чем следует различать реактивную (реакция на определенную ситуацию) и спонтанную агрессию <1>.

<1> Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. М., 1985. Т. 1. С. 365 - 367.

Таким образом, в литературе по праву и психологии агрессивное поведение рассматривается как причинение вреда либо угроза его причинения другим индивидам.

Научное понятие жестокости отличается от понятия агрессивности.

Ю.М. Антонян под жестокостью как чертой личности понимает стремление к причинению страданий, мучений людям или животным, выражающееся в действиях, бездействиях, словах, а также фантазировании соответствующего содержания. При этом проявления жестокости могут быть преднамеренными или импульсивными, сознательными или несознательными <1>.

<1> Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М., 1991. С. 115.

По мнению О.Ю. Михайловой, жестокость является вполне конкретным свойством личности насильственного преступника, которое проявляется в антиобщественном поведении, направленном на причинение страданий. В основе жестокости лежат дефекты ценностно-нормативной сферы человека, а именно нарушение ценности другого человека <1>.

<1> Михайлова О.Ю. Изучение психологических мотивов преступлений, сопряженных с особой жестокостью // Юридическая психология. Материалы симпозиума на 6-м Всесоюзном съезде общества психологов. М., 1983. С. 53.

Агрессивность, так же, как и жестокость, является свойством личности как социального существа, поскольку личность формируется в обществе. Агрессивная личность предпочитает использовать насильственные средства для реализации своих целей, а результат насильственных действий - причинение вреда людям. Однако понятие "агрессивность" шире, чем понятие "жестокость".

Агрессивность необходимо рассматривать как свойство личности, заключающееся в причинении вреда другим людям, а жестокость и особую жестокость - как свойства личности, заключающиеся в осознанном причинении вреда другим индивидам в виде мучений и страданий либо особых мучений и страданий. По сравнению с агрессивностью, жестокость и особая жестокость заключают в себе более высокий уровень общественной опасности.

Исследование проблем агрессивного и жестокого поведения невозможно без анализа факторов, способствующих развитию таких качеств личности, как агрессивность и жестокость <1>. В научной зарубежной литературе по психологии и психиатрии существуют различные теории, объясняющие природу агрессивного и жестокого поведения. Начало рассмотрения психологических механизмов агрессивности человека связано с учением З. Фрейда о двух фундаментальных инстинктах: инстинкте жизни (созидательное начало) и инстинкте смерти (начало разрушительное), с которым и связывается агрессивность. Инстинкты, по Фрейду, являются врожденными, вечными и неизменными, поэтому в агрессивности он видит неотъемлемое свойство человеческой природы. Накапливающаяся энергия "агрессивного драйва" время от времени должна получать разрядку во вспышках агрессивности.

<1> Богомолова С.Н. О внутриличностных детерминантах криминальной агрессии // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. Сб. науч. трудов / Под ред. А.А. Ратинова. М., 1989. С. 77 - 78.

Против теории врожденной агрессии З. Фрейда выступает австрийский ученый В. Холличер. Он считает, что "новейшие исследования подтверждают предвидения И.П. Павлова: инстинкты проявляются как результат интегрирования врожденных реакций с условными, врожденного поведения с поведением, выработанным в процессе научения... Инстинктивное поведение не играет определяющей роли в жизни человека. Он противостоит среде, все в большей и большей степени создаваемой им самим, в той мере, в какой он способен постепенно адаптироваться к этой среде, которая все быстрее изменяется" <1>.

<1> Холличер В. Человек и агрессия. М., 1975. С. 82 - 83.

В противовес психоаналитическим теориям агрессии была выдвинута теория социального научения агрессии. В соответствии с ней межличностный конфликт облегчает проявление агрессии, является необходимым, но недостаточным условием ее возникновения. Для возникновения агрессивного поведения необходимо наличие у индивида предрасположенности вести себя агрессивно. Такая предрасположенность формируется в социальной среде: через наблюдение за поведением окружающих, анализ собственного удачного опыта применения агрессии, а не связывается с ролью врожденных человеческих инстинктов. Первостепенная роль в формировании агрессивных личностных диспозиций отводится социальному окружению <1>.

<1> Богомолова С.Н. Указ. соч. С. 79.

Ряд российских юристов объясняют агрессивное и жестокое поведение индивида наличием у него социальных потребностей к совершению такого рода действий. Такой позиции придерживаются В.Н. Кудрявцев и Н.А. Барановский.

По мнению академика В.Н. Кудрявцева, основой мотивации преступного поведения часто выступают человеческие потребности, к которым относятся элементарные биологические (например, самосохранение, размножение и т.д.) и социальные (социальное общение, социальная активность и др.) потребности. При этом потребностями насильственной преступности, не связанными с корыстными целями, являются месть, личная неприязнь <1>.

<1> Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М., 1998. С. 42 - 54.

Некоторые российские ученые видят причину преступного агрессивного поведения в отчужденности, страхе за собственное существование у лица, которое действует агрессивно. Так, по мнению Ю.М. Антоняна, М.И. Еникеева и В.Е. Эминова, "наличие агрессивности заставляет предположить, что подозрительность убийц и других насильственных преступников заключается в постоянном ожидании нападения извне и готовности сопротивляться ему... Мы полагаем, что убийцы и другие насильственные преступники - это лица с повышенной тревожностью, если понимать тревожность как ощущение угрозы своему бытию и постоянную готовность оборонять его..." <1>.

<1> Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М., 1996. С. 125 - 126.

Субъективными факторами агрессивного и жестокого поведения могут являться психические аномалии, не исключающие вменяемости. Причиной агрессивного поведения могут быть и различного рода психические хронические заболевания. Например, при эпилепсии могут возникать эпилептические эквиваленты, характеризующиеся внезапным изменением настроения в сторону гневно-злобного, нередко с агрессией и яростью в отношении окружающих.

Формирование жестокого и агрессивного поведения личности происходит в процессе ее социализации. На поведение личности оказывают влияние различные социальные явления (общество в целом, семья, трудовой и учебный коллектив и любые другие социальные объединения людей). На формирование указанных отрицательных черт личности могут оказывать воздействие различные психические аномалии, но такое воздействие необходимо исследовать в совокупности с другими факторами.

На сегодняшний день проявлению преступного насилия, агрессии и жестокости в нашем обществе способствуют некоторые обстоятельства, такие, как экономические и социальные условия жизни людей. Расслоение общества на богатых и бедных, безработица, задержка выплаты зарплат и социальных пособий - все эти факторы могут стать причинами жестокого и агрессивного поведения людей.

Другим фактором стало снижение уровня нравственных требований, предъявляемых индивидуумом к самому себе и обществом - к конкретному члену общества. Насилие, жестокость, агрессивность пропагандируются в кинофильмах, в различной литературе. Это оказывает особое влияние на преступное поведение несовершеннолетних, которое все чаще проявляется в особо жестоких, изуверских преступлениях.

Агрессия и особая жестокость проявляются в межнациональных и религиозных конфликтах, когда та или иная нация избирается в качестве виновника всех бед другой нации.

Также можно выделить объективные факторы, обуславливающие развитие агрессивного и жестокого преступного поведения на микроуровне.

Агрессивность и жестокость как свойства личности формируются преимущественно в процессе ранней социализации: в детском и подростковом возрасте. Неблагополучная семья не обеспечивает нормального становления личности. Жестокое обращение с детьми, конфликтные отношения между самими супругами - все это стимулирует агрессивное поведение несовершеннолетних по отношению к своим сверстникам.

Проблемы преступной агрессивности, жестокости и особой жестокости требуют глубокого изучения и разработки предупредительных мер со стороны государства и общества. Предупреждение преступности данного вида предполагает осуществление комплекса мероприятий по устранению факторов, ее вызывающих.

Первостепенное значение в предупреждении преступной агрессивности, жестокости и особой жестокости имеют решение коренных социальных и экономических задач, межнациональных проблем, повышение уровня нравственности и материальной обеспеченности людей, т.е. мероприятия общесоциального уровня.

Необходимо проведение мероприятий, направленных на своевременное выявление и постановку на учет лиц с психическими отклонениями, влияющими на проявление агрессивности и жестокости (например, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения), а также более тесное взаимодействие между органами здравоохранения и правоохранительными органами с целью контроля за их поведением. Информация о лицах с такого рода психическими отклонениями должна незамедлительно направляться в правоохранительные органы, что будет способствовать раскрытию особо жестоких преступлений.

Целесообразно разработать специальные методики индивидуально-воспитательных мер воздействия на лиц, отбывающих наказание за преступления, совершенные с особой жестокостью. Прежде всего это касается несовершеннолетних преступников, отбывающих наказание в местах лишения свободы.