Мудрый Юрист

Институт военной службы в Российской Федерации: становление и современные проблемы

Чугунов Н.А., студент 3-го курса ФПСТ МИВлГУ.

Федосеева Н.Н., старший преподаватель кафедры государственных и международно-правовых дисциплин Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета, соискатель Владимирского юридического института ФСИН России.

Становление и развитие военного права неразрывно связано с развитием военной науки. К сожалению, большая часть исследователей в области военного права не уделяет должного внимания разработке теоретических вопросов, хотя именно развитие военного права является проявлением и свидетельством высокого уровня современной науки.

Становление военной службы в РФ прошло длительную эволюцию. Постоянное войско в России ведет свою историю от стрельцов Ивана Грозного, который положил начало созданию армии с централизованной системой управления и снабжения.

Петр I произвел коренную реорганизацию вооруженных сил и создал регулярную российскую армию, которая имела четкую структуру и единые штаты. Начинается внедрение правовых начал во все основные сферы жизнедеятельности государства и его основного института - армии. В 1711 г., отправляясь в Прутский поход, Петр основал Правительствующий сенат, имевший функции главного органа исполнительной, судебной и законодательной власти. 26 апреля 1715 г. был подписан Артикул воинский - Воинский устав, принятый при Петре Великом и действовавший до середины XIX в., подробно регламентировавший устройство армии, обязанности солдат и офицеров, порядок прохождения службы.

24 января 1722 г. Петр I подписал Табель о рангах, регламентирующую прохождение государственной (военной, гражданской и придворной) службы в Российской империи, действовавшую вплоть до 1917 г., которая предусматривала разделение всех служащих на четырнадцать категорий - "рангов" или "классов" - и устанавливала персональный состав, права и обязанности, свойственные каждой из них.

После вступления России на капиталистический путь развития на повестку дня встал вопрос о создании массовых вооруженных сил. В ходе военных реформ 1862 - 1874 гг. была введена всесословная воинская повинность, изменены системы военного управления, подготовки и обучения военных кадров, осуществлено техническое перевооружение армии и флота.

После Октябрьской революции 1917 г. старая русская армия прекратила свое существование. Взамен нее была создана Красная Армия, в последующем Вооруженные Силы Советского Союза.

Перед распадом СССР они включали в себя Сухопутные и Ракетные войска стратегического назначения, Военно-воздушные силы, Войска противовоздушной обороны и Военно-Морской Флот. Они были оснащены мощным вооружением, в том числе ракетно-ядерным, передовой техникой и укомплектованы хорошо подготовленным в военном отношении личным составом.

Современная армия России официально создана 7 мая 1992 г. указом Президента Российской Федерации. Она является наследницей боевой славы и традиций русской армии дореволюционного времени и Советских Вооруженных Сил.

Правовой основой ее деятельности являются: Конституция РФ, ФЗ от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (ред. от 06.01.2007) "О воинской обязанности и военной службе", ФЗ от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "Об обороне", ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (ред. от 06.01.2007) "О статусе военнослужащих" и другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры России.

Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против России, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в соответствии с федеральными законами.

Российские Вооруженные Силы имеют трехчленную структуру, которая в большей степени соответствует сегодняшним требованиям и позволяет повысить эффективность боевого применения, серьезно упростить взаимодействие различных видов Вооруженных Сил и удешевить систему управления войсками.

В настоящее время Вооруженные Силы структурно включают в себя три вида: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот; три рода войск: Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска, Воздушно-десантные войска. Также в структуру Вооруженных Сил РФ входят Тыл Вооруженных Сил, Служба расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации, Железнодорожные войска, войска, не входящие в виды Вооруженных Сил.

Военная служба относится к самой сложной и трудной деятельности. Она не нормирована продолжительностью рабочего времени, строжайше регламентирована установленным порядком, правилами и нормами их соблюдения, требует от военнослужащих полной самоотдачи, высокого профессионализма и особой ответственности за выполнение широкого круга обязанностей. Кроме того, военная служба ограничивает для военнослужащих многие права и свободы человека и гражданина. Трудности военной службы в наши дни усугубляются социально-экономическими, политическими, нравственными проблемами в стране, слабой правовой и социальной защищенностью военнослужащих. Главная же трудность военной службы состоит в том, что она в конечном счете предназначена непосредственно обеспечить достаточную боевую готовность Вооруженных Сил, а в случае необходимости - отразить военную агрессию и нанести агрессору поражение.

В ст. 59 Конституции РФ сказано, что защита отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ и что гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Однако престиж военной службы в настоящее время находится на довольно низком уровне. Одним из условий поднятия престижа военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, является не только установление, но и реальное соблюдение их правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемой должности и порядка прохождения военной службы, предусмотренных законодательством.

В целях повышения престижа военной службы представляется целесообразным предусмотреть в законодательстве нормы по принятию граждан на государственную службу или на службу в органы исполнительной и законодательной власти только после прохождения гражданами военной службы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах Российской Федерации.

Целесообразно существенно расширить права военнослужащих в области образования. Это позволит гражданам реализовать себя после прохождения военной службы.

Необходимо усилить и медицинское обеспечение и обслуживание военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Одной из проблем организации воинской службы является проблема организации работы территориальных призывных комиссий. Так, согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Принятие и изменение законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В различных субъектах Российской Федерации вопросы наделения полномочиями органов местного самоуправления решены по-разному в зависимости от принятых соответствующих законодательных актов.

Так, г. Нижний Новгород в соответствии с Уставом города, несмотря на наличие в городе нескольких административных районов, где имеются военные комиссариаты, признан единым муниципальным образованием в границах всего города, и решением мэра города Нижний Новгород в нем образована только одна призывная комиссия под председательством заместителя главы администрации г. Нижний Новгород. Это, бесспорно, затрудняет работу военных комиссариатов. Для решения этой проблемы целесообразно организовать работу призывных комиссий так, чтобы они действовали на территории каждого административного района, в каждом военкомате. Это обеспечит более тщательное исследование дел призывников, вынесение по ним объективного заключения.

Другой проблемой воинской службы является проблема неуставных взаимоотношений. По данным проведенного социологического исследования, лично сталкиваться с проявлениями неуставных отношений приходилось более чем половине респондентов, прошедших службу в армии (20% от выборки).

Социологи отмечают, что среди людей в возрасте 18 - 35 лет, прошедших армию, с дедовщиной столкнулся практически каждый (пятеро из шести), тогда как среди людей в возрасте 36 - 54 лет, отслуживших в свое время, доля знакомых с неуставными отношениями на личном опыте составляет две трети, а среди людей старше 55 лет - треть.

Большинство опрошенных (73%) считают дедовщину явлением однозначно негативным. Однако альтернативная точка зрения также имеет своих сторонников: 15% - придерживается мнения, что в неуставных армейских отношениях наряду с плохими есть и хорошие стороны.

Отвечая на вопрос, какие положительные стороны они усматривают в дедовщине, эти респонденты приводили несколько аргументов. Одна из наиболее распространенных точек зрения гласит, что дедовщина - это школа жизни, воспитывающая в молодых ребятах силу характера: "делает мужчин мужчинами", "вырабатывается характер, сила воли", "каждый должен пройти школу жизни, не будет же всю жизнь жить под колпаком" (каждый третий из отвечавших на вопрос, что составляет 5% от выборки).

Примерно столь же часто высказывалось мнение, что дедовщина необходима в помощь офицерам, для поддержания дисциплины и порядка: "за порядком должен кто-то следить в армии, пока офицеры отдыхают", "часть обязанностей офицерского состава передана старослужащим" (в сумме 6% ответов от выборки).

Некоторые респонденты говорили о дедовщине как об институте наставничества, способе передачи молодым накопленного опыта (2% ответов): "нормальное наставничество", "надо передавать свой опыт", "поддержка".

По данным экспресс-опроса участников второго Всеармейского совещания офицеров войскового звена, проводимого Социологическим центром Вооруженных Сил Российской Федерации, основными причинами дедовщины являются:

  1. проникновение в армейскую среду криминальных образцов поведения;
  2. низкий уровень подготовки сержантского состава;
  3. отсутствие адекватно жестких мер против дедовщины;
  4. культивирование средствами массовой информации насилия и жестокости в обществе;
  5. эгоизм в поведении допризывной молодежи.

Для преодоления этого явления предлагаются следующие варианты действий: создание профильного военно-учебного заведения по подготовке офицеров воспитательных структур, возрождение системы обязательной допризывной подготовки для российской молодежи, повышение денежного довольствия офицеров.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

  1. воинский учет;
  2. обязательную подготовку к военной службе;
  3. призыв на военную службу;
  4. прохождение военной службы по призыву;
  5. пребывание в запасе;
  6. призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.