Ассортиментная политика как элемент доступности и качества лекарственной помощи
"Ремедиум", 2007, N 7
Основная цель социальной политики российского государства - последовательное повышение уровня и качества жизни населения, соблюдение основных социальных гарантий, в т.ч. по обеспечению доступной и качественной медицинской и лекарственной помощи. Одним из условий обеспечения доступности лекарственной помощи для населения является постоянное наличие в аптеках достаточного ресурса ЛС. Важнейшим элементом организации лекарственного обеспечения является ассортиментная политика, и самая активная роль в данном процессе принадлежит государству.
Главный принцип ассортиментной политики государства заключается в разрешении реализации только зарегистрированных ЛС, что закреплено ст. 19 гл. 5 Федерального закона от 22.06.1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах". Таким образом, формирование ассортиментной политики начинается с регистрации ЛС и продолжается в процессе создания различных перечней ЛС.
По данным электронной базы Государственного реестра ЛС, на 1 января 2007 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 17604 ЛС, из них:
- лекарственных препаратов: 15493 (отечественных - 10579, из них 5637 выпускаются по общероссийским фармакопейным статьям, импортных - 5014). То есть, 88% от зарегистрированных ЛС составляют лекарственные препараты, из них 68,3% - это отечественные, а 32% - импортные;
- фармсубстанций: 2111 (российских - 1511, из них 1053 выпускаются по общероссийским фармакопейным статьям, импортных - 600). Доля фармсубстанций составляет 12% от общего числа зарегистрированных ЛС, из них 72% - российского, а 28% - зарубежного производства. Число зарегистрированных ЛС из года в год увеличивается, реклама их становится более активной, расширяется деятельность фармкомпаний по продвижению лекарственных препаратов на рынке.
Представляют интерес данные о впервые зарегистрированных лекарственных препаратах в 2005-2006 гг.: большую их часть составляют ЛС для диагностики и лечения инфекционных заболеваний (табл. 1):
Таблица 1
Основные группы впервые зарегистрированных ЛС в 2005-2006 гг.
2005 г. | 2006 г. | |||
ЛС для диагностики и | ГЛС | Россия | 198 | 158 |
Импорт | 95 | 56 | ||
Всего | 293 | 214 | ||
Субстанции | Россия | 11 | 23 | |
Импорт | 25 | 27 | ||
Всего | 36 | 50 | ||
Всего | 329 | 264 | ||
В т.ч. | ГЛС | Россия | 10 | 14 |
Импорт | 8 | 7 | ||
Всего | 18 | 21 | ||
Субстанции | Россия | - | 5 | |
Импорт | - | 3 | ||
Всего | - | 8 | ||
Всего | 18 | 29 | ||
В т.ч. ЛС для | ГЛС | Россия | 9 | 11 |
Импорт | 11 | 12 | ||
Всего | 20 | 23 | ||
Субстанции | Россия | - | - | |
Импорт | - | - | ||
Всего | - | - | ||
Всего | 20 | 23 | ||
ЛС для терапии | ГЛС | Россия | 85 | 92 |
Импорт | 58 | 32 | ||
Всего | 143 | 124 | ||
Субстанции | Россия | 12 | 6 | |
Импорт | 11 | 12 | ||
Всего | 23 | 18 | ||
Всего | 166 | 140 | ||
ЛС для терапии | ГЛС | Россия | 4 | 8 |
Импорт | 11 | 17 | ||
Всего | 15 | 25 | ||
Субстанции | Россия | 4 | 1 | |
Импорт | 3 | 1 | ||
Всего | 7 | 2 | ||
Всего | 22 | 27 | ||
Нестероидные | ГЛС | Россия | 36 | 37 |
Импорт | 20 | 15 | ||
Всего | 56 | 52 | ||
Субстанции | Россия | 1 | 1 | |
Импорт | 2 | 3 | ||
Всего | 3 | 4 | ||
Всего | 59 | 56 |
В обстановке постоянно увеличивающегося ассортимента ЛС особое значение придается понятию "достаточного качественного ассортимента", т.е. ассортимента, который может обеспечить качественный лечебный процесс.
Вышеупомянутый термин часто используется для ограничения номенклатуры ЛС, предоставляемых гражданам, имеющим право на льготное лекарственное обеспечение.
Подобные действия реализуются, как правило, через утверждение определенных перечней или списков. Списки или перечни ЛС используют многие страны, они рассматриваются как минимум, который государство может обеспечить в качестве гарантированной лекарственной помощи.
Практика отбора и использования наиболее эффективных и доступных с точки зрения экономических возможностей стран ЛС обсуждалась и применялась ВОЗ с середины 1970-х годов.
Первый отечественный перечень наиболее важных препаратов был утвержден Минздравом России в начале 90-х годов. В годы реформирования системы здравоохранения проблема разработки и утверждения списков стала очень актуальной.
В соответствии с нормативно-правовыми документами федерального значения, в настоящее время имеют право на существование следующие "перечни" и "списки" ЛС:
- Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (утвержден распоряжением Правительства РФ от 29.12.2005 г. N 2343-Р);
- Перечень "Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимый для оказания медицинской помощи (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005 г. N 312);
- Перечень ЛС, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи (утвержден приказами Минздравсоцразвития РФ от 02.12.2004 г. N 296, от 24.12.2004 г. N 321, от 31.03.2005 г. N 245, от 28.09.2005 г. N 601, от 30.12.2005 г. N 811, от 18.09. 2006 г. N 665);
- Перечень ЛС, отпускаемых без рецепта врача (утвержден приказами от 13.09.2005 г. N 578 и от 04.12.2006 г. N 823).
Не меньшее значение имеют и стандарты оказания медпомощи (далее - стандарты), в которых определен и набор ЛС, рекомендованных для оказания медпомощи при том или ином заболевании. На сегодняшний день приказами Минздравсоцразвития РФ утверждено 173 стандарта оказания медпомощи по таким заболеваниям, как муковисцидоз (приказ от 22.11.2004 г. N 253), злокачественные новообразования (приказы от 01.12.2005 г. N 733, от 01.12.2005 г. NN 736-749, от 02.03.2006 г. N 131, от 28.03.2006 г. N 204, от 28.03.2006 г. N 205, от 02.06.2006 г. N 446, от 02.06.2006 г. N 448, от 02.06.2006 г. N 450, от 07.04.2006 г. N 260-263, от 22.05.2006 г. N 370, от 06.07.2006 г. N 514), почечно-каменная болезнь (от 30.11.2005 г. N 704), острый инфаркт миокарда (от 06.09.2005 г. N 548), мерцательная аритмия (от 05.10.2006 г. N 698), желудочковая тахикардия (от 30.11.2005 г. N 705), синдром диабетической стопы (от 01.12.2005 г. N 735), диабетическая нефропатия (от 01.12.2005 г. N 722), сахарный диабет (от 13.01.2006 г. N 14), глаукома (от 01.11.2005 г. N 657), ревматоидный артрит (от 20.09.2005 г. N 587), рассеянный склероз (от 22.02.2006 г. N 105) и многие др.
Рисунок 1. Сведения о регистрации ЛС в Российской Федерации Рисунок не приводится. Рисунок 2. Динамика государственной регистрации ЛС Рисунок не приводится.
Внедрение стандартов оказания медпомощи обеспечивает, наиболее рациональное использование ЛС, отобранных на основе затратно-эффективного механизма, предусматривающего получение максимального терапевтического эффекта наиболее безопасным и выгодным путем. При этом в результате внедрения стандартов количество используемых лекарственных препаратов может сокращаться в несколько раз без ущерба для качества лечения. Разработка стандартов является важным элементом в расчете стоимости медицинских услуг, они служат основой для определения медицинской тактики, защиты прав пациента в условиях страховой медицины, а также способствуют рациональному использованию ЛС.
Особое значение в последние годы придается экономической оценке ЛС, включаемых в различные перечни. В связи с этим любой перечень должен быть результатом поиска баланса между клинической эффективностью ЛС, их стоимостью и экономическими возможностями государства. Соответственно, фармакоэкономика становится инструментом формирования перечней ЛС, как жизненно необходимых и важнейших, так и предназначенных для отпуска отдельным категориям граждан.
Фармакоэкономический анализ позволяет выявить затраты и преимущества, получаемые при использовании ограниченных ресурсов. В первую очередь подобный подход касается ЛС, стоимость которых подлежит возмещению государством. Тем более что в РФ система возмещения охватывает более 30% населения.
Последний перечень основных жизненно необходимых и важнейших ЛС, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 29.12.2005 г. N 2343-р, учитывает инфраструктуру современного фармрынка, возможности отечественной медпромышленности и потребности в лечении заболеваний в рамках всех фармакотерапевтических групп.
Регламентация минимального ассортимента ЛС в условиях рынка необходима для каждого аптечного предприятия, т.к. это обеспечит необходимую доступность и качество лекарственного обеспечения населения.
Формирование Перечня ЛС осуществляется в два этапа.
1 этап - на уровне Минздравсоцразвития РФ по международным непатентованным наименованиям (МНН).
2-й этап - на уровне Росздравнадзора происходит регистрация цены на торговые наименования.
Формирование Перечня ЛС осуществляется на основании добровольных заявлений производителей соответствующих ЛС либо организаций, представляющих их интересы.
При принятии решения о включении конкретного лекарственного препарата в Перечень ЛС учитываются следующие приоритеты:
- Приоритет качества: наличие действующей госрегистрации и соответствующей лицензии на производство (для отечественных производителей); отсутствие рекламаций по качеству данного лекарственного препарата за последний год; результаты прохождения выборочного контроля качества.
- Приоритет российского производителя ЛС: при прочих равных условиях в Перечень включаются лекарственные препараты, производимые в России.
- Приоритет инновационных ЛС: при прочих равных условиях в Перечень ЛС включаются "оригинальные" ЛС.
- Приоритет цены: включаются препараты с наименьшей ценой за потребительскую упаковку. Предложенные производителем цены подлежат обязательному согласованию с Федеральной службой по тарифам.
При возможности на одну дозу каждой лекарственной формы ЛС в Перечень ЛС включаются предложения не менее трех производителей. Пересмотр Перечня ЛС осуществляется по мере необходимости (не реже 1 раза в квартал) и подразумевает следующие изменения:
- Исключение из Перечня тех ЛС, в отношении которых были получены сведения о выявлении брака, систематических недопоставках, приостановке или прекращении действия лицензии на право производства или госрегистрации.
- Включение новых лекарственных препаратов в Перечень ЛС, в т.ч. в результате пересмотра списка МНН и их лекарственных форм (приказы Минздравсоцразвития РФ от 02.12.2004 г. N 296; от 24.12.2004 г. N 321; от 31.03.2005 г. N 245; от 10.08.2005 г. N 497; от 28.09.2005 г. N 691).
- Изменение зарегистрированной цены лекарственного препарата - по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
Формирование указанного Перечня происходит в соответствии с действующими нормативными и индивидуальными правовыми актами (табл. 2): Далее на рисунках 3, 4 (не приводится), 5 (не приводится) последовательно показаны изменения перечня ЛС как по МНН, так и по торговым наименованиям.
Таблица 2
Перечень действующих нормативных и правовых актов
Наименование документа | Номер | Дата |
Постановление Правительства РФ "О мерах | N 769 | 12.12.2004 |
Методические рекомендации | б/н | 29.12.2004 |
Приказ Минздравсоцразвития РФ "Об | N 93 | 15.02.2006 |
Приказ Росздравнадзора "Об утверждении | N 384 | 25.02.2005 |
Рисунок 3. Перечни ЛС, разрешенных к отпуску отдельным категориям граждан
2500 --<1> Приказ МЗСР N 296 от 02.12.04 г.
¦ 2302
¦ 2136 ----¬
¦ 1986 ----¬ ¦ ¦
2000 +- ----¬ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
1500 +- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
1000 +- ¦ ¦ ¦ ¦ 732 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 647 ¦ ¦ ----¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
500 +- 468 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦<1>¦ ¦<2>¦ ¦<3>¦ ¦<4>¦ ¦<5>¦ ¦<6>¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
0 -+----+---+-----+---+-----+---+-----+---+----+---+----+---+--
МНН ТН МНН ТН МНН ТН
<2> Приказы Росздравнадзора N 702 от 29.12.04 г., N 168 05.02.05 г.
<3> Приказ МЗСР N 245 от 31.03.05 г.
<4> Приказ Росздравнадзора N 1137 от 27.05.05 г.
<5> Приказ МЗСР N 601 от 28.09.05 г.
<6> Приказ Росздравнадзора по перечню на 2006 г.
Инновационные, 25%;
Дженерики, 75%.
Рисунок 4. Оптимизация Перечня ЛС в 2006 г. Рисунок не приводится. Качественное изменение перечня, действующего с 01.01.2006 г.
2276 ЛС в перечне;
103 ЛС исключено;
46 ЛС впервые включены;
178 цен на ЛС снижено.
Количественный анализ перечней на 2006 г.
2347 - Перечень от 15.11.2005 г. N 2578-Пр/05;
2276 - Перечень от 28.04.2006 г. N 1014-Пр/06.
Инновационные ЛС, 65%;
Дженерики, 35%.
Рисунок 5. Изменения, внесенные в перечень ЛС, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан в соответствии с приказом Росздравнадзора от 02.10.2006 г. N 2240-Пр/06, для реализации в 2007 г. Рисунок не приводится.
В соответствии с Приказом N 665 (исключено: 171 отечественный и 227 зарубежных), 398.
По желанию производителя (исключено: 28 отечественных и 1 зарубежный), 29.
Из-за высокой цены (исключено: 98 отечественных и 122 зарубежных), 220;
Из-за истекшего срока регистрации препаратов (исключено: 13 отечественных и 16 зарубежных), 29.
По решению производителей снижена цена, 167.
Снизилась цена из-за изменения курса доллара, 741.
Все перечни позволяли обеспечить качественный лечебный процесс с использованием новых высокоэффективных ЛС.
Анализ структуры перечня ЛС по количеству отечественных и импортных препаратов показывает, что их количество в перечне примерно одинаково (рис. 6 - не приводится). Однако если сравнивать объем их реализации по сумме, то импортных препаратов реализовано значительно больше. Это связано с тем, что по ряду наиболее затратных нозологий - диабет (инсулины), гемофилия (факторы свертывания крови), онкогематология и онкология и др. - отечественная промышленность ЛС просто не производит (рис. 7 - не приводится).
Рисунок 6. Структура перечней ЛС в 2005-2006 гг. Рисунок не приводится. Рисунок 7. Динамика изменения доли импортных и отечественных ЛС в сегменте ДЛО в 2005 г. Рисунок не приводится.
Анализ перечня ЛС в ценовом диапазоне от 100 до 1500 руб. показывает, что препараты ценою до 100 руб. составляют 58% перечня ЛС (рис. 8, 9 - не приводятся и 10).
Рисунок 8. Ценовые сегменты в перечне ЛС, реализованных по программе ДЛО в 2005 г. Рисунок не приводится.
100 руб., 58%.
100-300 руб., 17%.
300-1000 руб., 11%.
1000-1500 руб., 2,5%.
Свыше 1500 руб., 11%.
Рисунок 9. Ценовые сегменты в Перечне ЛС, реализованных по программе ДЛО в 2006 г. Рисунок не приводится.
100 руб., 54%;
100-300 руб., 20;
300-1000 руб., 12,6%;
1000-1500 руб., 2,7%;
Свыше 1500 руб., 10,6%.
В подтверждение тезиса о том, что перечень ЛС для льготных категорий населения позволяет обеспечить качественный лечебный процесс, приводим данные наиболее потребляемых АТС-групп в рамках программы ДЛО (табл. 4, 5), а также рейтинг наиболее часто выписываемых ЛС по программе ДЛО.
Рисунок 10. Изменение ценовых сегментов в Перечнях ЛС, реализованных по программе ДЛО в 2005-2006 гг.
1500 -- 1249
¦
¦ ----¬ 1207
1200 +- ¦ ¦ ----¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
900 +- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
600 +- ¦ ¦ ¦ ¦ 448
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 355 ----¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----¬ ¦ ¦ 282
300 +- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 239 ----¬ (1) 60 235 238
¦ ¦(1)¦ ¦(2)¦ ¦(1)¦ ¦(2)¦ ----¬ ¦ ¦ 54 ----¬ ----¬ ----¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(1)¦ ¦(2)¦ ----¬ ¦(2)¦ ¦(1)¦ ¦(2)¦
0 L--+---+-+---+++---+-+---+++---+-+---+++---+-+---+++---+-+---+-
1 2 3 4 5
--------------------¬
¦ (1) - 2005 г. ¦
¦ (2) - 2006 г. ¦
L--------------------
--------------------¬
¦1 - 100 руб. ¦
¦2 - 100-300 руб. ¦
¦3 - 300-1000 руб. ¦
¦4 - 1000-1500 руб. ¦
¦5 - Свыше 1500 руб.¦
L--------------------
Таблица 3
Анализ Перечня ЛС в ценовом диапазоне от 100 до 1500 руб.
2005 г. | 2006 г. | |||
Кол-во | % | Кол-во | % | |
100 руб. | 1249 | 58 | 1207 | 54 |
101-300 руб. | 355 | 17 | 448 | 20 |
301-1000 руб. | 239 | 11 | 282 | 12,6 |
1001-1500 руб. | 54 | 2,5 | 60 | 2,7 |
Свыше 1501 руб. | 235 | 11 | 238 | 10,6 |
Таблица 4
Рейтинг наиболее потребляемых АТС-групп в рамках программы ДЛО
Место в | АТС- | АТС-группа | Доля, % | ||
I | I | I пол. | I пол. | ||
1 | 5 | L01 | Противоопухолевые препараты | 14,3 | 6,1 |
2 | 1 | А10 | Средства для лечения сахарного | 7,7 | 16 |
3 | 11 | В02 | Гемостатики | 6,7 | 2,3 |
4 | 2 | С09 | Препараты, влияющие на систему | 5,8 | 9,3 |
5 | 3 | N06 | Психоаналептики | 5,3 | 7 |
6 | 19 | L03 | Иммуномодуляторы | 4,7 | 1,7 |
7 | 4 | С01 | Препараты для лечения | 4,4 | 6,2 |
8 | 6 | R03 | Препараты для лечения | 4,1 | 5,7 |
9 | 29 | В03 | Стимуляторы гемопоэза | 3,5 | 0,9 |
10 | 8 | L02 | Противоопухолевые гормональные | 3,1 | 2,8 |
Итого | 59,6 | 58 | |||
Источник: RMBC |
Таблица 5
Рейтинг ЛС наиболее часто выписываемых по программе ДЛО
----------T---------T-------------T---------T---------T------------T--------------T---------¬
¦ Место в ¦Торговое ¦Фармакотера- ¦ Доля, % ¦ Место в ¦ МНН ¦Фармакотера- ¦ Доля, % ¦
¦ рейтинге¦наимено- ¦певтическая ¦ ¦рейтинге ¦ ¦певтическая +----T----+
+----T----+вание ¦группа +----T----+----T----+ ¦группа ¦ I ¦ I ¦
¦ I ¦ I ¦ ¦ ¦ I ¦ I ¦ I ¦ I ¦ ¦ ¦пол.¦пол.¦
¦пол.¦пол.¦ ¦ ¦пол.¦пол.¦пол.¦пол.¦ ¦ ¦2006¦2005¦
¦2006¦2005¦ ¦ ¦2006¦2005¦2006¦2005¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+----+---------+-------------+----+----+----+----+------------+--------------+----+----+
¦ 1 ¦ 16 ¦Гливек ¦Противоопу- ¦ 3 ¦1,1 ¦ 1 ¦ 9 ¦Фактор ¦Фактор ¦4,9 ¦1,6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦холевые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦свертывания ¦свертывания ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦препараты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦крови VIII ¦крови VIII ¦ ¦ ¦
+----+----+---------+-------------+----+----+----+----+------------+--------------+----+----+
¦ 2 ¦ 486¦Октанат ¦Факторы ¦ 2,5¦0,02¦ 2 ¦ 23 ¦Иматиниб ¦Противоопухо- ¦ 3 ¦1,1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦свертывания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦левые ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦крови ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦препараты ¦ ¦ ¦
+----+----+---------+-------------+----+----+----+----+------------+--------------+----+----+
¦ 3 ¦ 2 ¦Предуктал¦Препараты, ¦ 2,2¦2,4 ¦ 3 ¦ 5 ¦Триметазидин¦Препараты, ¦2,5 ¦2,6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦влияющие на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦влияющие на ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦сердечно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сердечно- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦сосудистую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сосудистую ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦систему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦систему ¦ ¦ ¦
+----+----+---------+-------------+----+----+----+----+------------+--------------+----+----+
¦ 4 ¦ - ¦Велкейд ¦Противоопу- ¦ 2,1¦ - ¦ 4 ¦ - ¦Бортезомиб ¦Противоопухо- ¦2,1 ¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦холевые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦левые ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦препараты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦препараты ¦ ¦ ¦
+----+----+---------+-------------+----+----+----+----+------------+--------------+----+----+
¦ 5 ¦ 50 ¦Бетаферон¦Препараты, ¦ 1,9¦0,5 ¦ 5 ¦ 53 ¦Интерферон ¦Препараты, ¦1,9 ¦0,5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦влияющие на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бета-lb ¦влияющие на ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ЦНС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЦНС ¦ ¦ ¦
+----+----+---------+-------------+----+----+----+----+------------+--------------+----+----+
¦ 6 ¦ 922¦Эпрекс ¦Противоопу- ¦ 1,7¦ 0 ¦ 6 ¦ 76 ¦Рисперидон ¦Антипсихоти- ¦1,8 ¦0,3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦холевые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ческие ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦препараты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+----+---------+-------------+----+----+----+----+------------+--------------+----+----+
¦ 7 ¦ 4 ¦Церебро- ¦Брэндовые ¦ 1,7¦1,7 ¦ 7 ¦ 17 ¦Паклитаксел ¦Противоопухо- ¦1,8 ¦1,3 ¦
¦ ¦ ¦лизин ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦левые ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦препараты ¦ ¦ ¦
+----+----+---------+-------------+----+----+----+----+------------+--------------+----+----+
¦ 8 ¦ 94 ¦Мабтера ¦Противоопу- ¦ 1,6¦0,3 ¦ 8 ¦ 448¦Эпоэтин ¦Средства, ¦1,7 ¦ 0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦холевые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦альфа ¦влияющие на ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦препараты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦систему ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кроветворения ¦ ¦ ¦
+----+----+---------+-------------+----+----+----+----+------------+--------------+----+----+
¦ 9 ¦ 33 ¦Рекормон ¦Средства, ¦ 1,5¦0,7 ¦ 9 ¦ 1 ¦Винпоцетин ¦Препараты, ¦1,6 ¦3,6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦влияющие на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦влияющие на ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦систему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЦНС ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦кроветворения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+----+---------+-------------+----+----+----+----+------------+--------------+----+----+
¦ 10 ¦ 21 ¦Бетасерк ¦Препараты, ¦ 1,4¦ 1 ¦ 10 ¦ 86 ¦Ритуксимаб ¦Противоопухо- ¦1,6 ¦0,3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦влияющие на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦левые ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ЦНС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦препараты ¦ ¦ ¦
+----+----+---------+-------------+----+----+----+----+------------+--------------+----+----+
¦ Итого ¦19,4¦7,8 ¦ ¦22,6¦11,3¦
+---------------------------------+----+----+-------------------------------------+----+----+
¦ Источник: RMBC¦
L--------------------------------------------------------------------------------------------
Нами также изучен международный опыт организации лекарственного обеспечения льготных категорий населения, формирования перечней ЛС. Необходимо отметить, что в большинстве стран Европы создают эффективные механизмы сдерживания роста расходов по возмещению стоимости ЛС путем введения более жесткого контроля над рациональностью назначения ЛС; разрабатывают "позитивные" и "негативные" перечни ЛС; широко пропагандируют использование препаратов-дженериков. В Великобритании, Австрии, Греции, Норвегии, Финляндии и других странах перечни ЛС, которые там активно используют, пересматриваются 3-4 раза в год. Формирование ассортиментной политики - процесс динамичный, в котором участвуют и пациенты, и врачи, и государство, определяющее свои интересы на фармрынке. Важен баланс с учетом интересов каждого из участников, но при этом на первом плане находятся интересы пациента, которые заключаются в получении доступной и качественной лекарственной помощи. У нас в стране контроль и надзор за реализацией ассортиментной политики, за соблюдением права пациента на получение им качественной лекарственной помощи осуществляет Росздравнадзор.
Д.ф.н.,
Е.А.ТЕЛЬНОВА
К.б.н.,
Росздравнадзор
Г.Н.ГИЛЬДЕЕВА