Мудрый Юрист

Преступления, посягающие на служебную деятельность и личность представителей власти в уголовном законодательстве стран СНГ

Рудый Н.К., кандидат юридических наук.

Место преступлений, посягающих на служебную деятельность и личность представителей власти, в системе уголовно-правовой охраны порядка управления в странах СНГ можно определить путем анализа их уголовного законодательства.

Глава 32 УК Кыргызстана, равно как и гл. 32 УК РФ, открывается преступлениями против личности представителей власти <1>. Диспозиция ст. 340 "Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа", ст. 341 "Применение насилия в отношении представителя власти", ст. 342 "Оскорбление представителя власти" практически полностью соответствуют содержанию диспозиций ст. ст. 317 - 319 УК РФ. Далее в ст. ст. 344 и 345 аналогично российскому уголовному законодательству устанавливается ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, и воспрепятствование нормальной деятельности учреждений системы исполнения наказаний <2>.

<1> Уголовный кодекс Республики Кыргызстан: закон от 10 октября 1997 г. с изм. и доп. от 1 августа 2006 г. СПб., 2006. С. 101.
<2> Об обоснованности подобной новеллы смотрите в параграфе 1.2 настоящего исследования.

В силу того что Уголовный кодекс Республики Таджикистан <3> подготовлен на основе Модельного уголовного кодекса для государств - участников СНГ, по содержанию преступлений против порядка управления он близок к УК РФ. УК Республики Таджикистан подобно УК РФ запрещает преступления, посягающие на служебную деятельность и личность представителей власти (ст. ст. 328 - 332). Система преступлений против порядка управления, закрепленная в гл. 31 "Преступления против порядка управления", зависит от содержания и значимости непосредственного объекта, в отношении которого совершается посягательство. Характерной особенностью системы является подтверждение таджикским законодателем важности и исключительной ценности общественных отношений, на которые посягают преступления исследуемой подгруппы, ввиду того, что гл. 31 "Преступления против порядка управления" аналогично российскому УК открывается именно преступлениями, посягающими на личность представителей власти и их служебную деятельность.

<3> Закон от 21 мая 1998 г. "Уголовный кодекс Республики Таджикистан", с изм. и доп. на 1 июля 2006 г. СПб., 2006. С. 151.

В начале гл. 33 "Преступления против порядка управления" УК Республики Беларусь аналогично УК РФ предусматривается ответственность за преступления, посягающие на служебную деятельность (сопротивление работнику милиции или иному лицу, охраняющему общественный порядок, - ст. 363; вмешательство в деятельность работника милиции - ст. 365; самовольное присвоение звания или власти должностного лица - ст. 382) и личность представителей власти (убийство работника милиции - ст. 362; насилие либо угроза применения насилия в отношении работника милиции - ст. 364; насилие либо угроза в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполняющего общественный долг, - ст. 366; клевета в отношении Президента Республики Беларусь - ст. 367; оскорбление Президента Республики Беларусь - ст. 368; оскорбление представителя власти - ст. 369). Белорусский законодатель исследуемую подгруппу преступлений выделил из совокупности однородных посягательств против порядка управления и поставил под особую защиту уголовного закона. Необходимо отметить, что из 25 составов преступлений против порядка управления, объединенных в семь групп, подавляющее большинство составов (10 или 40% общего числа) составляют группу преступлений, посягающих на служебную деятельность и личность представителей власти. О приоритетности уголовно-правовой защиты исследуемой группы преступлений против порядка управления свидетельствует широкая система санкций, применяемых за совершение этих преступлений. По сравнению с УК Российской Федерации, УК Республики Беларусь устанавливает более жесткие наказания, назначаемые за преступления против порядка управления, посягающие на служебную деятельность и личность представителей власти, в сравнении с иными преступлениями против порядка управления, наказание за совершение которых намного мягче. Примечательно, что белорусский законодатель из числа представителей власти выделяет Президента Республики Беларусь, ставя его личность под особую уголовно-правовую охрану.

Как видно из анализа преступлений против порядка управления, посягающих на служебную деятельность и личность представителей власти, уголовная политика Беларуси носит суровый характер.

В содержании Уголовного кодекса Молдовы <4> нашли отражение как нормы Модельного уголовного кодекса СНГ, так и опыт уголовного законодательства крупных западных стран <5>.

<4> Закон от 18 апреля 2002 г. "Уголовный кодекс Республики Молдова" СПб., 2006. С. 148.
<5> Кубанцев С.П. Из опыта зарубежных стран // Журнал российского права. 2005. N 8; Зарубежные новости // Расчет. 2004. N 11; Трахов А. Жизнь и здоровье требуют более строгой защиты. Сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства // Российская юстиция. 2001. N 12; Ковлер А.И. Европейское право прав человека и Конституция России // Журнал российского права. 2004. N 1; Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. 3-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. докт. юрид. наук, проф. А.Я. Сухарев. М.: НОРМА, 2003. С. 345.

Преступления против порядка управления, посягающие на служебную деятельность и личность представителей власти, криминализированы в гл. XVII "Преступления против публичной власти и безопасности государства". Однако для УК Республики Молдова характерно смешение объектов посягательств. Так, в указанной главе нашли место как преступления против основ общественного строя и безопасности государства, так и преступления против порядка управления, посягающие на служебную деятельность и личность представителей власти. УК Республики Молдова по сравнению с УК РФ содержит значительно меньший круг составов преступлений исследуемой группы: покушение на жизнь Президента Республики Молдова, Председателя Парламента, премьер-министра - ст. 342; воспрепятствование законной деятельности должностных лиц - ст. 348; угроза или насилие в отношении должностного лица или лица, выполняющего общественный долг, - ст. 349; посягательство на жизнь сотрудника полиции - ст. 350; самовольное присвоение звания должностного лица - ст. 351.

Действующим уголовным законодательством Республики Молдова предусмотрены следующие виды наказаний за преступления против порядка управления, посягающие на служебную деятельность и личность представителей власти: лишение свободы, исправительные работы, штраф.

На основе изучения законодательного регулирования ответственности за преступления, посягающие на служебную деятельность и личность представителей власти, можно сформулировать вывод о том, что в Республике Молдова проводится относительно мягкая уголовная политика в отношении преступлений против порядка управления, посягающих на служебную деятельность и личность представителей власти. На конец 2006 г. по относительному количеству осужденных за совершение преступлений против порядка исследуемой подгруппы (10 на 100 тыс. населения) и приговоров к лишению свободы (1 - 3% общего числа осужденных) Молдова занимала одно из последних мест среди бывших стран СССР.

Развитие уголовного права Молдовы идет по пути гуманизации, приближения к международным стандартам, декриминализации деяний, потерявших общественную опасность в новых политических и социально-экономических условиях. В то же время в УК Молдовы закреплен новый, неизвестный УК РФ, состав преступления против порядка управления, посягающего на служебную деятельность и личность представителей власти, появление которого обусловлено необходимостью уголовно-правовой охраны порядка управления (покушение на жизнь Президента Республики Молдова, Председателя Парламента, премьер-министра - ст. 342).

Глава 31 УК Республики Армении, которая носит название "Преступления против порядка управления", содержит весьма ограниченный перечень составов преступлений против порядка управления, посягающих на служебную деятельность (самовольное присвоение звания или власти должностного лица - ст. 317; воспрепятствование деятельности учреждения, исполняющего наказание, или места содержания арестованных, или места содержания задержанных - ст. 319) и личность представителей власти (применение насилия против представителя власти - ст. 316; оскорбление представителя власти - ст. 318) <6>. В то же время в системе преступлений против порядка управления по уголовному законодательству Армении рассматриваемая группа преступлений выдвинута на первое место (около 27% среди всех преступлений против порядка управления). В связи с тем что законодатель не считает необходимым охранять личность сотрудников правоохранительных органов особым образом, ответственность за посягательства на жизнь указанных лиц наступает в соответствии с нормами, предусматривающими ответственность за преступления против жизни. Размещение в гл. 31 состава самовольного присвоения звания или власти должностного лица не отвечает требованиям юридической техники <7>.

<6> Уголовный кодекс Республики Армении от 27 сентября 2003 г. СПб., 2006. С. 105 - 108.
<7> Подробнее об этом смотрите в параграфе 1.2 настоящего исследования.

Глава 14 "Преступления против порядка управления" УК Республики Казахстан предусматривает ответственность за преступления, посягающие на личность представителей власти (посягательство на честь и достоинство Президента Республики Казахстан и воспрепятствование его деятельности - ст. 318; посягательство на честь и достоинство депутата и воспрепятствование его деятельности - ст. 319; оскорбление представителя власти - ст. 320; применение насилия в отношении представителя власти - ст. 321) и их служебную деятельность (воспрепятствование деятельности прокурора и неисполнение его законных требований - ст. 321.1; разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица, занимающего ответственную государственную должность, - ст. 322; самовольное присвоение звания представителя власти или должностного лица, занимающего ответственную государственную должность, - ст. 328) <8>. Законодатель выделяет эти преступления среди иных преступлений против порядка управления. В то же время грубым нарушением правил законодательной техники является размещение состава посягательства на честь и достоинство депутата и воспрепятствование его деятельности в гл. 14.

<8> Закон от 16 июля 1997 г. "Уголовный кодекс Республики Казахстан", с изм. и доп. Законом РК от 9 августа 2002 г. N 346-II. СПб., 2006. С. 314 - 325.

Теперь проанализируем, насколько удачно сконструирована система исследуемых составов по УК РФ, какие в ней есть недостатки и в каких улучшениях она нуждается.

Преступные посягательства на деятельность представителей власти по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности обладают сложной юридической структурой, так как имеют двуединый объект и одновременно причиняют или могут причинить ущерб двум видам социальных интересов, охраняемых уголовным законом. Такие преступления в теории уголовного права принято называть составными <9>.

<9> См.: Уголовное право / Под ред. д.ю.н., проф. Н.И. Ветрова, д.ю.н., проф. Ю.И. Ляпунова. 3-е изд., испр. и доп. М.: ИД "Юриспруденция", 2004. С. 87; Уголовное право / Под ред. д.ю.н., проф. Н.И. Ветрова, д.ю.н., проф. Ю.И. Ляпунова. 4-е изд., испр. и доп. М.: ИД "Юриспруденция", 2007. С. 709 - 724; Уголовное право России. Практический курс: Учеб.-практ. пособ.: Учеб. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.В. Наумова. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 652.

Преступления исследуемой группы всегда вызывают или могут вызвать два последствия: нарушение законной деятельности представителей власти и причинение вреда личным интересам указанных лиц и их близких (жизни, здоровью человека, его чести и достоинству).

Основным последствием преступных посягательств на деятельность представителей власти является не причинение вреда личным интересам их и их близких, а воспрепятствование деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Личные же интересы этих лиц могут рассматриваться лишь в качестве дополнительных последствий, влияющих на управленческую деятельность представителей власти.

Повышенная охрана жизни, здоровья, чести и достоинства личности может иметь место лишь в тех случаях, когда соответствующим преступным посягательством причиняется одновременно вред не только этим личным благам, но и другим социальным интересам, которые могут рассматриваться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного объектов. Иногда действия, причиняющие вред дополнительному объекту, выступают способом совершения другого, более общественно опасного, деяния, например посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа. В этом случае менее опасное преступление теряет черты самостоятельного деяния и не отражается в квалификации этого более тяжкого преступления <10>.

<10> См.: Кузнецова Н.Ф. Значение преступных последствий. М., 1958. С. 149; Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений. М.: Издательский дом "Городец", 2007. С. 158.

Признание действий, влекущих дополнительные последствия в исследуемых преступлениях, способом причинения вреда основному объекту, т.е. деятельности должностных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, дает возможность правильно оценить обоснованность предусмотренной действующим уголовным законодательством системы составов этих преступлений.

В отечественной теории уголовного права общепризнано, что дополнительные последствия не могут быть более тяжкими, чем основные, так как в противном случае они выйдут за рамки этой уголовно-правовой нормы и потребуют вменения виновному самостоятельной статьи УК РФ <11>. При этом в роли способа совершения преступления может выступать только деяние, менее опасное, чем основное.

<11> См.: Кудрявцев В.Н. Теоретические основы квалификации преступлений. М., 1963. С. 97; Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. М.: Юристъ, 2001. С. 178.

Если проанализировать существующую систему преступных посягательств на законную деятельность представителей власти, предусмотренных гл. 32 УК, то напрашивается мысль о том, что при ее построении были нарушены разработанные теорией права принципы законодательной техники <12>.

<12> См.: Ильюк Е.В. К вопросу о приемах законодательной техники в уголовном законодательстве // Вопросы совершенствования уголовно-правового регулирования. Свердловск: СвЮИ, 1988. С. 29 - 34; Ильюк Е.В. Приемы уголовно-законодательной техники и проблемы правовой защищенности личности // Проблемы правовой защищенности личности в уголовном судопроизводстве. Ярославль: ЯрГУ, 1991. С. 16 - 26; Ковалев М.И. Новый УК РФ и проблемы законодательной техники // Современные тенденции развития уголовной политики и уголовного законодательства. М.: ИГПАН, 1994. С. 26 - 27; Цветинович А.Л. О некоторых недостатках законодательной техники, проявляющихся в новых уголовных законах // Актуальные проблемы борьбы с преступностью. Екатеринбург: СвЮИ, 1992. С. 16 - 26; Вопросы юридической техники в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве: Сб. науч. тр. / Кругликов Л.Л. (отв. ред.) и др. Ярославль: ЯрГУ, 1997. С. 58 - 64; Кругликов Л.Л., Климцева О.Ю. О пробелах и аналогии в уголовном праве // Нормотворческая и правоприменительная техника в уголовном и уголовно-процессуальном праве: Сб. науч. ст. Ярославль, 2000. С. 3 - 17; Тенчов Э.С. Актуальные проблемы законодательной техники в уголовном праве // Государство и право на рубеже веков: Криминология, уголовное право, судебное право (Материалы Всерос. конф., 2 - 4 февр. 2000 г.). М., 2001. С. 147 - 150.

Можно предположить, что это умозаключение в первую очередь относится к составу, предусмотренному ст. 317 УК. Жизнь человека в современном цивилизованном обществе - важнейшая социальная ценность <13>, а потому умышленное посягательство на нее признается одним из тягчайших преступлений. Именно поэтому лишь в немногочисленных случаях причинение смерти может рассматриваться в качестве дополнительного последствия, а иногда и способа другого, более тяжкого, преступления.

<13> См.: Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета от 10 декабря 1998 г.; Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 248; Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002. С. 458; Перевозчикова Е.В., Панкратова Е.А. Конституционное право на жизнь и правовой статус эмбриона человека // Медицинское право. 2006. N 2. С. 14 - 17.

Так, при террористическом акте причинение смерти государственному или общественному деятелю является способом посягательства на общественную безопасность, стремлением дестабилизировать защищенность жизненно важных интересов общества.

Исходя из этого вряд ли можно признать, что деятельность представителей власти по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности имеет большую социальную значимость, чем жизнь этих должностных лиц. Если утверждать иное, то необходимо будет прийти к выводу о том, что невыполнение представителем власти обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности под реальной угрозой его жизни исключает состояние крайней необходимости и должно повлечь за собой уголовную ответственность. Именно поэтому в составе, предусмотренном ст. 317 УК, личное благо человека - жизнь указанных лиц, а также их близких - является дополнительным объектом уголовно-правовой охраны, а воспрепятствование деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности - основным.

Качественное изменение соотношения между последствиями, так как жизнь всегда более важное благо, чем деятельность лица, в этом сложном по структуре составе преступления, на взгляд ряда авторов, делает необоснованным нахождение его в главе "Преступления против порядка управления". В связи с этим некоторые авторы предлагают включить его в главу "Преступления против жизни и здоровья", говоря о том, что этот вид преступления предусмотрен в гл. 16 (п. "б" ч. 2 ст. 105) <14>.

<14> См.: Кругликов Л.Л., Климцева О.Ю. О пробелах и аналогии в уголовном праве // Нормотворческая и правоприменительная техника в уголовном и уголовно-процессуальном праве: Сб. науч. ст. Ярославль, 2000. С. 3 - 17.

Не вдаваясь глубоко в дискуссию, необходимо принять во внимание, что умышленное убийство (ст. 105 УК) считается оконченным лишь при наступлении смерти потерпевшего (материальный состав), тогда как посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК) признается оконченным при совершении умышленных действий, непосредственно направленных на лишение жизни сотрудника правоохранительного органа (усеченный состав), что усиливает ответственность за посягательство на жизнь представителя власти <15>. В отличие от материальных составов в усеченных последствия находятся за пределами состава, и виновный не стремится к совершению каких-либо действий, кроме действий, указанных в законе <16>. Так, преступление, предусмотренное ст. 317 УК РФ, будет окончено с момента начала посягательства на жизнь, вне зависимости от наступления последствий, и умышленные действия, направленные на убийство соответствующих лиц, квалифицируются по ст. 317 УК без ссылки на ст. 30 УК <17>. Фактическое причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью при наличии умысла на убийство не требует самостоятельной юридической оценки, поскольку оно является способом совершения более тяжкого преступления - посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа. Вместе с тем в случае совершения приготовительных действий, например приобретения оружия к совершению преступления, предусмотренного ст. 317 УК, необходима квалификация по ст. 30 УК, так как приготовительные действия не охватываются понятием "посягательство" <18>.

<15> См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 22 сентября 1989 г. N 9 "О применении судами законодательства об ответственности за посягательства на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции и народных дружинников, а также военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка" // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М.: Спарк, 1999. С. 296 - 301.
<16> См.: Курс уголовного права. Т. 1. Общая часть. Учение о преступлении / Под ред. доктора юридических наук, профессора Н.Ф. Кузнецовой, кандидата юридических наук, доцента И.М. Тяжковой. М.: ИКД "Зерцало-М", 2002. С. 247.
<17> См.: Обзор кассационной практики СК по уголовным делам Верховного Суда РФ за 2004 год // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2005. N 8. С. 7 - 8.
<18> См.: Курс уголовного права. Т. 5. Особенная часть / Под ред. доктора юридических наук, профессора Г.Н. Борзенкова, доктора юридических наук, профессора В.С. Комиссарова. М.: ИКД "Зерцало-М", 2002. С. 253.

Безапелляционно о нарушениях правил и принципов законодательной техники можно говорить применительно к составу преступления, предусмотренному ст. 362 УК Республики Беларусь (убийство работника милиции). Убийство работника милиции по УК РБ в зависимости от конструкции объективной стороны относится к типу материальных составов, в качестве обязательного последствия предусматривающих смерть работника милиции. В связи с этим обоснованным будет его перенесение в главу о преступлениях против жизни, в статью, предусматривающую ответственность за убийство.

Подводя итоги данного раздела, необходимо сделать ряд общих выводов.

  1. Под осуществлением служебной деятельности представителями власти понимаются действия представителя власти, входящие в круг его обязанностей, вытекающих из Конституции РФ, нормативных правовых актов, трудового договора (контракта).
  2. Преступления, посягающие на служебную деятельность представителей власти, следует определить как совокупность общественно опасных деяний, содержащихся в нормах гл. 32 Особенной части УК РФ и посягающих на общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации действий представителя власти, входящих в круг его обязанностей.
  3. Под преступлениями, посягающими на служебную деятельность и личность представителей власти, следует понимать совокупность общественно опасных деяний, содержащихся в нормах гл. 32 Особенной части УК РФ (ст. ст. 317 - 319) и посягающих на служебную деятельность, жизнь, здоровье, честь, достоинство и деловую репутацию представителя власти в процессе его служебной деятельности.
  4. В Российской Федерации, как и во многих других странах - участницах СНГ, охране общественных отношений, связанных со служебной деятельностью и личностью представителей власти, уделяется первостепенное, приоритетное значение, а преступления против порядка управления, посягающие на служебную деятельность и личность представителей власти, помещаются на первое место в системе уголовно-правовой охраны порядка управления в России и странах СНГ.