Мудрый Юрист

Становление системы политического сыска в древнем риме

Иванов А.А., кандидат юридических наук, доцент (Московский университет МВД России).

Матиенко Т.Л., кандидат юридических наук, доцент.

Деятельность римских юристов протекала по различным направлениям. Широко известными из них являются: составление условий различных договоров, завещаний, юридически значимых формул - кавере (cavere - составлять, записывать); консультирование по правовым вопросам всех интересующихся лиц, помощь в толковании права и преодолении пробелов в нем - респондере (recpondere - отвечать, давать советы); оказание практической помощи во время судебных заседаний, в том числе по составлению и предъявлению исков и подготовке специальных судебных речей - агере (agere - ведение).

Агере вообще была разносторонней деятельностью по оказанию юридической помощи в судах. Именно она положила начало не только современной адвокатуре в ее современном понимании, но и в значительной степени способствовала, как это ни покажется странным, становлению государственных органов политического сыска.

Начиналось все с деятельности патронов (patroni) по представлению интересов своих клиентов в судах, в которых ввиду отсутствия профессионального обвинения оно осуществлялось такими же частными лицами. Наряду с патронами стороны могли запастись поддержкой адвокатов (advocati - заступники) из уважаемых граждан, которые располагались рядом со своим "подопечным" и оказывали ему молчаливую моральную поддержку, и лаудаторов (laudatores), которые могли подтвердить их добропорядочность. Следует особо отметить безвозмездность участия всех названных сторон в процессе.

Начиная с IV в. до н.э. судебным ораторам, многие из которых работали в судах уже профессионально, стало принято преподносить особые подарки за их помощь, оказывая им тем самым уважение и почет (honor - гонорар). Размер и вид гонорара официально нигде не определялись, а устанавливались соглашением сторон. Судебные защитники всегда пользовались почетом и уважением, а их адвокатская практика нередко открывала дорогу к высоким государственным должностям.

С течением времени положение стало меняться. Деятельность юристов все более теряла свою безвозмездность. В период социально-политических катаклизмов заката Республики она из священного инструмента защиты частных прав и освященного божественным светом публичного порядка (как это представлялось в римском обществе) превратилась в оптимальное средство сведения счетов и неиссякаемый источник доходов для различного рода политиков и авантюристов. И, что удивительно, этому способствовала не кардинальная реорганизация всей системы юридической деятельности, а, напротив, продолжающееся ее эволюционное развитие в демократическом ключе.

Суть состоит в следующем. Учитывая, что в государстве практически отсутствовали структуры, профессионально занимающиеся выявлением и борьбой с различного рода нарушениями <1>, то и обвинение в их совершении, и поддержание этих обвинений в суде традиционно были делом частных лиц. И (это следует отметить особо) по общему правилу на безвозмездных началах. В начале принципата установление авторитарных начал в осуществлении государственной власти, с неизбежным в таких случаях усилением борьбы с инакомыслием или просто с недовольством, привело к появлению целого слоя людей, в частном порядке занимающихся поиском, преследованием и обвинением такой крамолы. Так, по сути, частная инициатива привела к появлению совершенно нового для римского общества компонента - системы политического сыска. Первыми представителями органов политического сыска стали частные профессиональные обвинители (accusatores), которые взяли на себя функции официальных доносчиков - деляторов (delatores).

<1> Конечно, за исключением цензоров, которым в обязанности вменялось следить за соблюдением гражданами Рима умеренности и благочестия. Однако к рассматриваемому периоду деятельность старых республиканских магистратур стала давать явные сбои, изрядно скомпрометировав себя в условиях гражданских войн и переворотов, уступая напору новых авторитарных методов осуществления власти.

Деляторы собирали информацию не только о политически неблагонадежных лицах, но и о вполне обычных людях, допустивших моральный или правовой проступок, чаще всего присутствуя на широко распространенных в то время многочисленных частных собраниях и компаниях по интересам (circuli и convivia). По-видимому, во многом "благодаря" деятельности деляторов, такие кружки начиная с 20-х годов I в. н.э. стали рассматриваться властями как рассадники политической неблагонадежности, с которыми нужно бороться всеми силами государственной репрессии <2>. Сама деятельность таких профессиональных осведомителей положила начало постоянно усиливающемуся политическому контролю за обществом и периодически разворачивающимся акциям террора в отношении римских граждан.

<2> См.: Вержбицкий К.В. Традиционные формы общения у римлян и оппозиция Юлиям-Клавдиям // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. 1999. Сер. 2. Вып. 2. С. 106.

Правовой основой таких репрессий и своеобразной индульгенцией для доносчиков служил старый, но быстро адаптировавшийся к изменяющимся условиям закон "Об оскорблении величия римского народа" (Lex laesae majestatis Populi Romani, 103 г. до н.э.). Он позволял деляторам рассчитывать на четвертую часть конфискованного у преступника имущества. Становится совершенно очевидно, что в таких условиях доносительство распространялось со скоростью эпидемии.

Делались попытки несколько упорядочить разгул доносительства, ввести его в какие-то разумные рамки. Например, таким частным обвинителям в течение длительного времени запрещалось оспаривать волю завещателя, а также манипулировать нормами отдельных законов при выдвижении обвинения по одному и тому же делу. Предпринимались шаги по усложнению процессуальных аспектов деятельности деляторов. Так, в эдикте наместника Египта Тиберия Юлия Александра, изданном в 68 г. н.э., говорилось: вследствие того что "город (Александрия) почти обезлюдел от множества доносчиков, и каждый дом пребывает в страхе, я категорически приказываю, чтобы обвинитель из аппарата царской казны, если он представил жалобу на основании заявления третьего лица, предъявил своего осведомителя, чтобы и тот подвергался известному риску. Если же он, предъявляя обвинения от своего собственного имени, три раза не докажет обвинения, ему впредь запрещается быть обвинителем и у него конфискуется половина имущества. Ибо в высшей степени несправедливо, чтобы человек, навлекающий на многих риск имущественный и уголовный, сам был совершенно безответствен. И вообще я прикажу заведующему личной казной, чтобы он устранил все новшества, введенные вопреки милостям Августов: об этом я сделаю предписания, чтобы всем ясно было, что я как следует наказал уличенных доносчиков" <3>. Во время диктатуры Суллы (82 - 79 гг. до н.э.) имена наиболее одиозных деляторов были также занесены в проскрипционные списки. После их убийства головы на долгое время были выставлены для всеобщего обозрения на ораторской трибуне на Форуме и вокруг ближайшего (Сервилиева) пруда. По свидетельству Плиния, гораздо позже и Траян (97 - 117 гг.) также весьма жестко обошелся с этими профессиональными доносчиками, корыстные интересы которых приводили карательную машину в действие, инициировав возбуждение дел об оскорблении величия римского народа (lex laesae majestatis Populi Romani): "Все они были посажены на быстро собранные корабли и отданы на волю бурь; пусть, мол, уезжают, пусть бегут от земли, опустошенной через их доносы" <4>.

<3> См.: Свенцицкая И. Доносчик и философ (Римская империя I - начала II в.) // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. Вып. 5. М.: ОГИ, 2003. С. 78; Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990. С. 31.
<4> Цит. по: Сердюкова С.Г. Проблема социальных конфликтов в эпоху Антонинов // Исследования и публикации по истории античного мира / Под ред. проф. Э.Д. Фролова. Вып. 3. СПб., 2004. С. 324.

В императорский период в условиях бесконечных дворцовых интриг и переворотов чрезвычайно расширяется деятельность специальных служб, призванных стоять на страже государственных устоев. В этой связи появились особые органы тайной полиции. Ее подразделения появляются в аппарате префекта претория и начальника императорской канцелярии. К числу органов тайной полиции относятся фрументарии, курьерская служба и спекулаторес. Пик их деятельности приходится на период домината.

Вместо них из чиновников, исполнявших обязанности контролеров в качестве praefectus annonae <5>, а также служащих подразделений охраны хлебных караванов - фрументариев была организована профессиональная государственная секретная служба информаторов, которая так и была названа - фрументарии (frumentarii).

<5> Должность praefecti annonae (префекта анноны) была введена в конце I в. до н.э. в рамках мероприятий по совершенствованию системы обеспечения города продовольствием. Это должностное лицо занималось организацией закупки, доставки и раздачи хлеба. Было наделено чрезвычайными полномочиями: от прямого доклада императору до казни лиц, препятствующих реализации важнейшей социально-политической программы (в городе было более 250 тыс. пролетариев, ежедневно получающих бесплатный хлеб). Особенно остро вопрос о надлежащем продовольственном снабжении города встал уже в начале IV в., когда Рим фактически стал терять свой статус столицы не только мира, но и западной части империи, когда отпала Испания и из числа "хлебных житниц" империи осталась только Африка.

Служба фрументариев была создана по решению императора Адриана (117 - 138 гг.), который в качестве своих "глаз и ушей" в провинциях стал использовать уже имеющуюся, отлаженную за века и действующую по всей империи четкую структуру сборщиков зерна, выполняющих также и курьерские функции. Фрументарии вели слежку за подозрительными лицами в городе, в учреждениях среди чиновников, в армейской среде и даже за заключенными в тюрьмах и рудниках. Руководил ими префект претория, он же отвечал за функционирование городских тюрем, а также от имени принцепса вершил суд в городе судьей. Исполнение новых функций фрументариями оказалось настолько эффективным, что вскоре они снискали себе недобрую славу отпетых доносчиков, шантажистов, не останавливающихся ни перед чем и ничем не брезгующих. Упразднена эта служба была Диоклетианом в конце III в.

Однако ее функции почти сразу же взяла на себя учрежденная в 319 г. курьерская служба империи. По мысли ее создателей, она должна была обеспечивать срочную доставку посланий императора, проверять проездные документы и т.п., но уже через несколько лет стала контролировать всю официальную и частную корреспонденцию в целях поиска измены, подрывной деятельности и фактов неповиновения. Вскоре в арсенале методов курьерской службы появились элементы сыска и пытки подозреваемых. К началу V в. в каждой провинции было по четыре чиновника курьерской службы - тайной полиции императора.

Спекулаторес выделилось из состава преторианской гвардии (из легионеров, прослуживших не менее пяти лет) как специальное подразделение для доставки секретной почты, выполнения особо деликатных и секретных поручений императора. Однако зачастую деятельность этой службы в своих интересах направлялась иными лицами из окружения трона. Почти сразу агенты спекулаторес заслужили себе репутацию беспощадных убийц и палачей. В отличие от фрументариев деятельность спекулаторес не выходила за рамки дворцовых интриг и заговоров.

Кроме отмеченных государственных органов имелись многочисленные специальные агенты для выполнения секретных поручений, которые также были обязаны наблюдать за всем, что происходило в государстве, особенно в провинциях, а также в частных владениях, и доносить об этом властям. Для доносчиков предусматривалось вознаграждение в виде четверти всего конфискованного имущества преступников. При наместниках имелись специальные сыскные агенты. В последующие века вплоть до падения Западной Римской империи ее система органов политического сыска особых изменений не претерпела.