Мудрый Юрист

Контрабанда нелегально заготовленных лесоматериалов: миф или реальность?

Доля России в мировом экспорте необработанной древесины составляет 35%, а в секторе продукции глубокой переработки всего 2,3%. Россия экспортирует лесопродукцию во многие регионы мира: круглый лес - в 40 стран, пиломатериалы - в 52 страны, целлюлозно-бумажную продукцию в - 74. Пиломатериалы поставляются главным образом в Великобританию, Италию, Нидерланды, Египет, Германию, Финляндию, Швецию, Японию, Китай. Причем Япония приобретает 34% круглого леса и 12,5% пиломатериалов от всего экспорта России. Из-за низкой цены повышенным спросом у китайских коммерсантов пользуется лес-кругляк.

В структуре внешнеторгового оборота лесоматериалов сохраняется дисбаланс, связанный с сырьевой направленностью экспорта лесоматериалов при одновременном преобладании импорта продукции глубокой переработки.

Так, в 2006 г. экспортировано 51 млн. кубических метров необработанной древесины и 9,7 млн. кубических метров обработанных лесоматериалов, что от общего объема экспорта древесины и продуктов ее переработки соответственно составляет 79,8 и 15,22%.

По данным Рослесхоза, теневой оборот древесины оценивается в 126 млн. долларов, или порядка 2 млн. кубометров. Однако, по различным экспертным оценкам, данная информация является неполной, фактически в обороте участвует более 30% незаконно заготовленных лесоматериалов, которые потребляются на внутреннем рынке страны и вывозятся за рубеж.

Несмотря на значительный размер возможно существующей контрабанды лесоматериалов, практика предварительного расследования показывает, что органами внутренних дел ежегодно по признакам преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ, возбуждается не более двух десятков уголовных дел данной категории.

К основным причинам, способствующим латентности преступлений, можно отнести:

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 г. N 364 "Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли" отменило обязанность предпринимателя при получении лицензии на экспорт, а также таможенном декларировании документально подтверждать законность происхождения леса, что, безусловно, упрощает процедуру контрабандного вывоза незаконно добытых лесоматериалов.

Традиционными схемами незаконного перемещения лесоматериалов через таможенную границу Российской Федерации являются:

<2> См.: Безотецкая И.П. Административно-правовые аспекты государственного регулирования в сфере экспорта лесоматериалов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2006. С. 23.

Большинство сотрудников таможенных органов визуально не могут определить вид вывозимой древесины, что позволяет недобросовестным экспортерам декларировать высококачественную и редкую древесину как древесину низкого качества или распространенных сортов, сохраняя объемы, указанные в документах.

Занижение сортности лесоматериалов производится путем смешивания товаров из некачественной древесины с лесоматериалами ценных или запрещенных к рубке пород древесины. Как правило, она осуществляется уже на верхних складах древесины, располагаемых в непосредственной близости от лесоразработок и являющихся начальным пунктом обработки и отправки ее потребителю. Реже она производится на нижних складах, располагаемых в непосредственной близости от железнодорожных станций, водных бассейнов, автомобильных дорог общего пользования, на которых поступающий с верхних складов лес принимается, раскряжевывается и разделывается.

С целью уменьшения таможенной ставки вывозимых лесоматериалов деловая древесина декларируется как товар, за экспорт которого взимается минимальная таможенная ставка, например, как древесина топливная в виде бревен.

Для уменьшения таможенной ставки, снижения расходов, связанных с получением лицензии, и сокрытия каналов приобретения нелегальных лесоматериалов товары из ценных пород древесины и пород, запрещенных к рубке, декларируются как лесопродукция, за экспорт которой взимается минимальная таможенная ставка, не требующая дополнительных разрешений на вывоз, например, как древесина топливная в виде бревен.

Осуществление таможенного оформления на доверие без производства досмотра позволяет участникам внешнеэкономической деятельности не декларировать часть экспортируемых лесоматериалов, т.е. осуществлять так называемый перегруз транспортных средств.

Уголовные дела по признакам контрабанды данного вида возбуждаются в редких случаях, так как стоимость незадекларированных товаров не превышает 250 тысяч рублей, что влечет за собой не уголовную, а административную ответственность. Как показывает практика, средний перегруз вагона составляет от 3 до 15 кубический метров, так что при средней цене древесины в размере 1200 рублей за 1 кубический метр стоимость контрабандной лесопродукции составит от 3,6 до 18 тысяч рублей. Поэтому для раскрытия уголовно наказуемой контрабанды необходимо зафиксировать действия лиц, систематически осуществляющих такое недостоверное декларирование либо производящих контрабандный вывоз крупной партии лесоматериалов.

Одним из наиболее распространенных и сложных в процессе доказывания способов совершения контрабанды является перемещение лесоматериалов через таможенную границу Российской Федерации с обманным использованием документов.

В большинстве случаев при декларировании контрабандной партии лесоматериалов недобросовестными предпринимателями представляются лицензии и сертификаты, выданные официальными органами, экспортные контракты и другие документы <3>, при внешнем изучении отвечающие предъявляемым к ним требованиям, что значительно затрудняет выявление незаконного перемещения через таможенную границу.

<3> Приказ ФТС России от 25 апреля 2007 г. N 536 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом".

Поэтому при раскрытии преступлений данной категории необходимо установить законность происхождения, движения лесопродукции, а также правомерность получения разрешительных документов на ее вывоз.

Контрабандному вывозу древесины предшествует образование нелегальной лесопродукции. К нему следует отнести следующие действия:

  1. осуществление незаконных рубок лесных насаждений, т.е. рубок, проведенных без заключения договора аренды лесного участка, купли-продажи лесных насаждений <4>, с нарушением возрастов рубок, без лесорубочного билета, ордера, выданных до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации <5>, и других, сопряженных с незаконным изъятием древесины <6>;
<4> Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2007 г. N 406 "О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
<5> См.: ст. 4 Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
<6> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" (с изменениями от 6 февраля 2007 г.).
  1. получение доступа к проведению рубки ценных пород древесины путем уничтожения лесных насаждений, поджога (располагая связями с работниками лесной службы, лица, осуществившие данные повреждения растительности, договариваются о передаче им сгоревшего участка якобы для осуществления работ по воспроизводству леса, а фактически за небольшую плату производят заготовку древесины);
  2. прямое хищение работниками заготавливающих и перерабатывающих предприятий лесоматериалов со складов организаций либо путем создания излишков при отводе, разработке, заготовке леса, либо при осуществлении недогруза транспортных средств с последующей маскировкой данных операций фиктивными документами.

Скупка нелегально заготовленной древесины производится за наличный расчет на лесоприемных пунктах, операторами которых, как правило, являются физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, или коммерческие структуры с упрощенной формой ведения бухгалтерского учета. Зачастую они подконтрольны иностранным физическим лицам или компаниям либо их доверенным лицам.

При приобретении древесины договоры купли-продажи не составляются. Журналы учета прихода-расхода лесоматериалов не ведутся. Приходные документы заполняются с указанием вымышленных фамилий.

Нелегальную древесину скупают также лесоперерабатывающие предприятия, где круглый лес может быть подвергнут глубокой или незначительной переработке с образованием пиломатериалов в виде необрезной, обрезной доски или иной продукции. При этом расчет и обналичивание вырученных за лесопродукцию денежных средств происходят путем оформления документов от имени подставных фирм, якобы осуществивших поставку лесоматериалов.

Лесопродукция, имеющая незаконное происхождение, проходит стадию легализации. Для вовлечения древесины в товарный оборот и подготовки документов, служащих основанием для определения таможенной стоимости лесоматериалов, лица, скупившие незаконно заготовленную древесину, или лица, действующие по их указанию, используют следующие способы:

а) регистрируют коммерческие структуры, в том числе фирмы-однодневки, для осуществления вывоза одной партии лесоматериалов;

б) изготавливают доверенности, дающие право представлять интересы фирмы в таможенных и иных государственных органах;

в) оформляют на имеющуюся партию нелегальных лесоматериалов подложные договоры комиссии или агентские договоры, договоры купли-продажи между зарегистрированными коммерческими структурами и другими фиктивными фирмами либо действующими организациями, но без регистрации договоров и иных документов на несуществующие объемы древесины;

г) изготавливают фиктивные внешнеторговые договоры купли-продажи лесопродукции (в большинстве случаев деятельность зарубежной фирмы контролируется фактическими собственниками древесины).

Совершив данные действия, фактические собственники древесины присваивают подконтрольной им фирме статус продавца на внешнем рынке и полномочия отправителя лесоматериалов при таможенном оформлении.

Перечисленные сделки носят притворный характер, так как необработанный лес на территории Российской Федерации фактически находится в собственности лиц, осуществивших скупку нелегально заготовленной древесины, а соглашения необходимы лишь для беспрепятственного таможенного оформления вывоза товара за рубеж путем введения в заблуждение и обмана таможенных органов о цели, характере и правах сторон по этой сделке.

Для таможенного оформления вывозимых лесоматериалов в уполномоченных Центральным банком Российской Федерации банках открываются валютные счета и оформляются паспорта сделки <7>. В случае получения паспорта сделки на основании представленного в кредитно-финансовое учреждение подложного контракта валютной сделки изложенные в паспорте сведения будут носить недостоверный характер.

<7> Инструкция Центрального банка Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (с изменениями от 8 августа 2006 г., 20 июля 2007 г.).

При осуществлении вывоза за рубеж лесоматериалов из бука, дуба, ясеня лжеэкспортеры для получения лицензии в сфере внешнеэкономической деятельности <8> представляют в подразделения уполномоченных Минэкономразвития России по субъектам Российской Федерации заверенные копии подложных внешнеэкономических контрактов, договоров с фиктивными фирмами, якобы предоставляющих право распоряжаться лесопродукцией, паспортов сделок, необоснованно полученных в уполномоченных банках.

<8> Постановление Правительства Российской Федерации от 5 января 1999 г. N 18 "О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород" (с изменениями от 30 июля 1999 г., 22 февраля 2000 г., 30 ноября 2001 г., 19 октября 2005 г., 27 ноября 2006 г.); Приказ Минэкономразвития России от 6 октября 2005 г. N 251 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года N 364 "Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий".

Тем самым лицензирующий орган вводится в заблуждение путем обманного использования подложных документов в отношении несуществующих полномочий коммерческих структур быть отправителем лесоматериалов, фактически принадлежащих другим лицам.

Лесоэкспортеры, которые получили отказ в выдаче лицензии по месту осуществления экспорта, могут получить разрешение на вывоз ценных пород древесины в других субъектах Российской Федерации. При расследовании уголовного дела данное обстоятельство может косвенно свидетельствовать о подготовке контрабандного вывоза древесины.

Согласно Номенклатуре товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю <9>, на некоторые виды лесопродукции оформляются фитосанитарные или карантинные сертификаты <10>, впоследствии необходимые для таможенного оформления. Недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности представляют выписку из фиктивного договора (контракта), на основании которой получают указанные сертификаты <11>.

<9> См.: Номенклатура товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю, утвержденная 11 декабря 2006 г. Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
<10> Федеральный закон от 15 июля 2000 г. N 99-ФЗ "О карантине растений" (с изменениями от 25 июля 2002 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г., 30 декабря 2006 г.).
<11> Приказ Минсельхоза России от 14 марта 2007 г. N 163 "Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов".

Использование подложных документов имеет место при перемещении грузов в специальном таможенном режиме "временного вывоза с таможенной территории", когда фактически груз экспортируется за рубеж. Вывоз происходит от имени фиктивных фирм с изготовлением подложных валютных контрактов. Как правило, в документах указывается название вымышленной иностранной коммерческой структуры или действующей, но с предварительной подделкой договоров.

Таким образом, создав путем совершения ряда противоправных действий условия для реализации преступного умысла, направленного на перемещение через таможенную границу Российской Федерации нелегально заготовленных лесоматериалов, лица, являющиеся фактическими владельцами лесопродукции, в сговоре с иными лицами, обманным путем, используя заведомо незаконно полученные лицензии на осуществление внешнеэкономической деятельности, паспорта сделок, фитосанитарные, карантинные сертификаты, фиктивные договора о приобретении права распоряжаться лесопродукцией, подложные валютные контракты, иные документы, декларируют древесину в таможенных органах для ее вывоза с таможенной территории Российской Федерации.

Указанные лица, внося в грузовые таможенные декларации недостоверные сведения, содержащиеся в перечисленных документах, вводят таможенные органы в заблуждение относительно истинных своих намерений и получают незаконным путем разрешение на вывоз товара, а затем незаконно перемещают лесоматериалы через таможенную границу Российской Федерации.

Так, СЧ СУ при УВД Приморского края окончено производство по уголовному делу в отношении П., контрабандно вывезшего за рубеж по контрактам с китайскими компаниями крупные партии дуба и ясеня. В ходе противоправной деятельности он создал ряд фирм-однодневок, от их имени подготовил фиктивные договоры для подтверждения правомерного приобретения древесины, которые впоследствии использовал для незаконного получения лицензий в территориальном управлении уполномоченного Минэкономразвития России. Подложные документы им представлялись в таможенные органы для оформления разрешения на вывоз. Вырученные денежные средства П. легализовал для дальнейшего использования в коммерческой деятельности. П. приговорен к пяти годам лишения свободы.

Обманное использование документов при таможенном оформлении лесоматериалов возможно в иных случаях:

а) в связи с коротким сроком действия фитосанитарных и карантинных сертификатов используются документы с истекшим сроком действия, поддельные, подложные разрешения либо выписанные на другую партию товара;

б) для занижения фактической таможенной стоимости, увеличения объема экспорта лесоматериалов подделываются действующие валютные контракты путем внесения в их тексты изменений, касающихся условий поставки, сроков оплаты и других имеющих значение обстоятельств, либо изготавливают несуществующие дополнительные соглашения к договорам.

Данные схемы незаконного перемещения лесопродукции служат не только для контрабандного вывоза древесины, заготовленной в нарушение лесного законодательства Российской Федерации, но и для отмывания денежных средств, полученных преступным путем. Валютная выручка не поступает на счета российских предприятий либо поступает на счета российских фирм, но, используя схемы расчетов с фиктивными фирмами за якобы выполненные работы, в дальнейшем обналичивается. Денежные средства, полученные от реализации лесоматериалов, вновь используются для приобретения нелегальной древесины на территории Российской Федерации.

Часть валютной выручки может не поступать по внешнеэкономическим контрактам, где в качестве покупателя выступает зарубежная компания, зарегистрированная российскими гражданами с целью присвоения валютных денежных средств.

Действуя по предварительной договоренности с экспортером, иностранными покупателями производится фиктивная выбраковка поставленной продукции, о чем сообщается письменно с отказом от оплаты. Фактически расчет с российскими поставщиками осуществляется наличными денежными средствами после доставки леса за рубеж.

Способом сокрытия валютной выручки является схема так называемых двойных контрактов, когда иностранный партнер в своих документах показывает реальные цены и объемы древесины, а российский - заниженные. Разница делится между участниками сделки. При этом свою долю прибыли отечественный предприниматель либо оставляет на зарубежных счетах, либо ввозит на территорию Российской Федерации контрабандой.

Подделка внешнеэкономических контрактов, заключение договоров с фиктивными коммерческими структурами о якобы имевшем месте факте купли-продажи лесоматериалов позволяет совершать мошенничество путем оформления в подразделениях Федеральной налоговой службы незаконного получения средств из бюджета в качестве возмещения налога на добавленную стоимость.

Подводя итог, можно сделать вывод, что расследование незаконного перемещения лесоматериалов через таможенную границу Российской Федерации имеет определенные сложности, связанные с изучением многоэтапных действий лиц, направленных на создание условий для беспрепятственного вывоза товаров за рубеж. Отсутствие достаточных доказательств одного из этапов подготовки к совершению контрабанды может повлечь за собой прекращение уголовного дела либо вынесение оправдательного приговора.

Незаконное перемещение лесоматериалов через таможенную границу зачастую связано с предварительным совершением незаконной рубки лесных насаждений, легализации, имущественных, налоговых преступлений, использованием заведомо подложных документов и других преступлений. Осуществление контрабанды может преследовать цель невозвращения валютной выручки из-за рубежа.