Мудрый Юрист

Понятие экономической контрабанды, ее уровень и динамика

Гирько А.С., адъюнкт ВНИИ МВД России.

Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, выступают любые товары и иные предметы, кроме тех, которые указаны в ч. 2 данной статьи. Предметом контрабанды, наказуемой по ч. 2 ст. 188 УК РФ, выступают наркотические средства, психотропные, ядовитые, отравляющие, взрывчатые вещества, ядерные материалы, огнестрельное оружие, взрывные устройства, культурные ценности и др.

Для признания деяния по ч. 1 ст. 188 УК РФ уголовно наказуемым оно должно быть совершено в крупном размере. Крупный размер контрабанды определяется в примечании к ст. 169 УК РФ и составляет стоимость товаров, превышающую 250 тыс. руб.

В ч. 2 ст. 188 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за контрабанду строго ограниченного перечня предметов, в отношении перемещения которых через таможенную границу РФ помимо общих установлены специальные правила. Их незаконное перемещение имеет повышенную опасность, поскольку эти предметы сами представляют повышенную опасность, в связи с чем для контрабанды этих предметов крупный размер не является обязательным условием ее совершения.

Как видно из изложенного, предметы контрабанды довольно различны и многочисленны. В то же время, как отмечают Н.С. Гильмутдинова <1>, В.Д. Ларичев <2>, во многих странах контрабанда подразделяется на следующие виды:

<1> См.: Гильмутдинова Н.С. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 120.
<2> См.: Ларичев В.Д., Милякина Е.В., Орлова Е.А. и др. Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности. М.: Экзамен, 2002. С. 263.

а) экономическая контрабанда. Предмет преступления - товары, деньги, ценные бумаги и т.д. Объект - экономические интересы в сфере внешней и внутренней торговли;

б) военная контрабанда. Предмет - вооружение, ресурсы. Объект - нарушение режима эмбарго, неисполнение международных или двусторонних договоров, а также интересы собственной безопасности;

в) контрабанда предметов, запрещенных к ввозу или вывозу. Предмет - наркотики, алкоголь, орудия преступления. Объект - нравственное, физическое и психическое здоровье населения;

г) экологическая контрабанда. Предмет - токсичные или радиоактивные отходы, животные или растения, находящиеся на грани исчезновения. Объект - экологическая безопасность.

Уголовный кодекс России не проводит подобного разделения. В связи с этим состав преступления, предусмотренный для контрабанды, и динамика ст. 188 УК РФ объединяет все указанные виды контрабанды, явно перегружая норму деяниями с разными объектами и предметами преступления.

Кроме того, перемещение различных товаров и предметов через таможенную границу РФ преследует абсолютно разные цели. Вопросами выявления контрабанды в связи с этим занимаются различные правоохранительные органы и их подразделения.

Наибольшее распространение среди рассматриваемых видов имеет контрабанда, предметом которой являются товары и транспортные средства. Как отмечено выше, за рубежом она относится к экономической.

У нас в литературе помимо термина "экономическая контрабанда" используются и другие. Так, Ю.П. Гармаев, Т.А. Диканова, Д.М. Мотин и др. употребляют термин "торговая контрабанда" <3>. Отдельные авторы говорят о контрабанде объектов интеллектуальной собственности <4>, отдельных экономических товаров <5> и преступлениях, связанных с контрабандой товаров определенными лицами <6>.

<3> См.: Гармаев Ю.П. Новый УПК и проблемы расследования торговой контрабанды // Российский следователь. 2002. N 5. С. 18 - 20; Диканова Т.А., Мотин Д.М. Расследование торговой контрабанды, совершенной с участием работников таможни // Следственная практика. Вып. 3(157). М., 2002. С. 145 - 155; Диканова Т.А., Остапенко В.И. Практические вопросы уголовно-правовой и криминалистической характеристики торговой контрабанды // Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах: Сборник статей. Вып. 10. М.: ИПК РК Ген. прокуратуры РФ, 2006. С. 81 - 113; Сдвижков Д.А. О некоторых особенностях объекта "торговой" контрабанды // Международно-правовые чтения. Вып. 4. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2005. С. 75 - 80.
<4> См.: Шурыгин С.Н. Борьба с интеллектуальной контрабандой: таможня дает добро // Патенты и лицензии. 1997. N 11. С. 37 - 39.
<5> См.: Безъязыкова А.Н. Контрабанда биоресурсов // Актуальные проблемы таможенного дела на рубеже тысячелетий: региональный аспект. Сборник научных трудов. Владивосток: РИО ВФ РТА, 2003. С. 267 - 271; Родина Е.А. Расследование дел по контрабанде морепродуктов // Актуальные проблемы таможенного дела на рубеже тысячелетий: региональный аспект: Сборник научных трудов. Владивосток: РИО ВФ РТА, 2003. С. 282 - 285; Пантюхин А.В. Особенности причинного комплекса контрабанды промышленных товаров // Правоохранительные механизмы обеспечения экономической безопасности, противодействия экономическим и налоговым преступлениям. Сборник материалов научно-практической конференции молодых ученых. М.: Изд-во Акад. экон. безопасности МВД России, 2005. С. 151 - 159; Контрабанда сигарет как международная индустрия (сводный реферат) // Экономическая теория преступлений и наказаний: Криминальная глобализация экономики. Научный журнал. Вып. 5/1. М.: Изд-во РГГУ, 2002. С. 115 - 120; О пресс-конференции, посвященной таможенному регулированию рынка винно-водочной продукции в условиях борьбы с контрабандой алкоголя, состоявшейся 20 декабря 1996 г. // Таможенные ведомости. Бюллетень таможенной информации. N 1. Обзор. М.: Изд. Гос. тамож. ком. РФ, 1997. С. 72 - 74.
<6> См.: Моховиков О.В., Чечулин И.В. Проблемы выявления и расследования преступлений, связанных с контрабандой товаров юридическими лицами // Труды ВИПК МВД России: Проблемы организации взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов по пресечению экономических преступлений: Материалы научно-практической конференции. Вып. 10. Домодедово: ВИПК МВД России, 2006. С. 63 - 67; Смоляков П.Н. Контрабанда и "челночный" промысел // Актуальные проблемы правоведения: Сборник научных статей аспирантов. Красноярск: РУМЦ ЮО, 2005. С. 58 - 64.

Исходя из структуры УК РФ, представляется, что наиболее верным термином для рассматриваемых преступлений будет "контрабанда, совершенная в сфере экономической деятельности". В то же время предметом такого преступления будут являться только товары, деньги, ценные бумаги, перемещаемые юридическими лицами. Однако немалое количество таких преступлений совершается и физическими лицами. Учитывая это, для обозначения таких преступлений целесообразно использовать термин "экономическая контрабанда".

Под экономической контрабандой автор понимает перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации движимого имущества, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Экономическая контрабанда, как одно из опаснейших криминальных проявлений, известна во всех странах. В зависимости от уровня экономического развития того или иного государства и покупательской способности граждан незначительно могут различаться лишь объемы конкретного предмета контрабанды. Так, при высоком уровне экономического развития преобладает незаконный ввоз предметов роскоши и вывоз продуктов промышленного производства.

В случае с Россией, находящейся в стадии становления и развития рыночной экономики, преобладает нелегальный ввоз товаров народного потребления - одежды, обуви, бытовой электроники, как правило, низкого качества, либо, напротив, дорогостоящих товаров - ювелирные изделия, часы, дорогостоящая техника. При нелегальном вывозе в основном преобладает сырьевая направленность товаров - лес, металл, нефть, газ.

С одной стороны, как ни парадоксально, контрабанда позволяет удовлетворить потребности населения, занятого в этой деятельности, и потребителей, которые не могут вследствие ограниченной платежеспособности позволить приобретать товары по более высокой цене, ведь контрабандные товары всегда будут дешевле, чем те, которые ввезены официально.

С другой же стороны, очевидно, что контрабанда наносит существенный вред не только государству, но и субъектам предпринимательства, поскольку контрабандисты в условиях нечестной конкуренции всегда будут находиться в более выгодном экономическом положении.

По данным Главного информационно-аналитического центра МВД России, в 1997 г. было выявлено 3304 факта контрабанды, в 1998 г. - 3525, в 1999 г. - 3982, в 2000 г. - 4371, в 2001 г. - 3860, в 2002 г. (с этого времени в статистике ГИАЦ МВД России учитываются только ч. ч. 2, 3, 4 ст. 188 УК РФ) - 2145, в 2003 г. - 2498, в 2004 г. - 2078, в 2005 г. - 2288 фактов.

В связи с изменением статистики ГИАЦ МВД России общего количества выявленных фактов контрабанды за 2006 г. нет. В то же время в статистике ГИАЦ МВД России за 2006 г. указано количество фактов контрабанды, совершенной в сфере внешнеэкономической деятельности, - 6302. Однако существующая система учета преступлений и отнесения их к тем или иным сферам хозяйственной деятельности содержит массу разночтений и неточностей, которые не позволяют объективно вести учет правонарушений. Так, помимо учета контрабанды, совершенной в сфере внешнеэкономической деятельности, в 2006 г. зарегистрировано 1213 фактов совершения контрабанды на потребительском рынке, 49 - в сфере водных биоресурсов, 113 - в топливно-энергетическом комплексе, 18 - в других отраслях хозяйственного комплекса <7>, что, на наш взгляд, неверно, поскольку совершение контрабанды в обязательном порядке связано с внешнеэкономической деятельностью и таможенными процедурами. Исходя из этих данных ГИАЦ МВД России, следует, что за 2006 г. содеяно примерно 7700 фактов совершения контрабанды.

<7> См.: Форма N 5 ГИАЦ МВД России "Сведения о работе подразделений криминальной милиции по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности за 2006 г.".

Н.А. Лопашенко <8> приводит несколько иные данные о фактах совершения контрабанды за 1997 - 2005 гг. По ее данным, статистика данной преступности выглядит следующим образом (см. табл. 1).

<8> См.: Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики: авторский комментарий к уголовному закону (раздел 8 УК РФ). Постатейный. М.: Волтерс Клувер, 2006. Электронный вариант, размещенный в системе "КонсультантПлюс".

Таблица 1

1997 
1998 
1999 
2000 
2001 
2002 
2003 
2004 
2005  
Количество       
возбужденных
уголовных дел
3375 
3525 
3982 
4371 
3860 
3498 
3752 
3612 
4390  
В % к 1997 году  
  -  
104,4
118,0
129,5
114,4
103,6
111,2
107,0
130,1 
В % к предыдущему
году
  -  
104,4
113,0
109,8
88,3 
90,6 
107,3
96,3 
121,5 
В % к            
экономической
преступности
(гл. 22 УК)
 5,5 
 4,1 
 3,4 
 2,7 
 2,3 
 2,4 
 3,1 
 6,1 
 5,1  
В % ко всей      
преступности за
год
 0,1 
 0,1 
 0,1 
 0,1 
 0,1 
 0,1 
 0,1 
 0,1 
 0,1  

Указанные выше данные касаются всех видов контрабанды, предметом которых являются как товары и транспортные средства (экономическая контрабанда), так и другие, в том числе наркотики, оружие, боеприпасы, культурные ценности и др., в связи с тем, что в статистике учитываются все части ст. 188 УК РФ, в том числе и ч. 2. Поскольку предметом нашего интереса является экономическая контрабанда, то важно выяснить, какой процент составляет она в общем количестве совершенных фактов контрабанды.

В этом плане представляют интерес данные Обзора правоприменительной практики рассмотрения в судах уголовных дел, возбужденных таможенными органами, направленных прокурору с обвинительным актом и по подследственности в 2003 г. В данном Обзоре отмечается, что за 2003 г. таможенными органами передано в органы прокуратуры для определения подследственности по ч. 1 ст. 188 УК РФ 954 уголовных дела, по ч. 2 ст. 188 УК РФ - 779 дел, по ч. ч. 3 - 4 ст. 188 УК РФ - 74 дела <9>.

<9> См.: Приложение к письму ГТК России от 2 июля 2004 г. N 17-12/24414.

Учитывая, что различные виды контрабанды, за исключением экономической, в основном квалифицируются по ч. 2 ст. 188 УК РФ, которая составляет, исходя из вышеприведенных данных, 43% (779 x 100 : 1807 = 43).

Из числа переданных по подследственности в 2003 г. в органы предварительного следствия уголовных дел последними направлено в суд с обвинительными заключениями 415 дел. Из них по ч. 1 ст. 188 УК РФ - 67 уголовных дел (7%), по ч. 2 ст. 188 УК РФ - 342 уголовных дела (44%) <10>.

<10> См.: Там же.

Таким образом, экономическая контрабанда составляет около 56% (100% - 44% = 56%). В то же время эти данные характерны только для таможенных органов.

Для подразделений органов внутренних дел они являются несколько иными. Так, подсчеты, проведенные В.Д. Ларичевым, Е.В. Милякиной и другими авторами, показали, что с учетом выявленного количества контрабанды, предметом преступления которых были наркотики и другие предметы, экономическая контрабанда составляет 62,8% от общего количества выявленной всеми правоохранительными органами преступлений в рассматриваемом периоде <11>.

<11> См.: Ларичев В.Д., Милякина Е.В., Орлова Е.А. и др. Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности. М.: Экзамен, 2002. С. 263.

По оценкам ДЭБ МВД России, экономическая контрабанда составляет около 70% от общего количества выявленных всеми правоохранительными органами преступлений данного вида.

Таким образом, экономическая контрабанда составляет примерно 65% от общего количества выявленных фактов контрабанды.