Мудрый Юрист

Обеспечение экономической безопасности региональными подразделениями органов внутренних дел

Долматов И.В., к.э.н., сотрудник МВД России.

Анализ показал, что в ходе осуществления оперативно-служебной деятельности сотрудники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Московской области взаимодействовали с различными службами органов внутренних дел. Наибольшее взаимодействие достигнуто с подразделениями по борьбе с налоговыми преступлениями и по борьбе с организованной преступностью, а также с Федеральной миграционной службой, что обусловлено спецификой правоохранительной деятельности, усилением влияния на экономику и социальную сферу области организованных преступных групп, миграционных потоков. Организация более тесного взаимодействия предполагает проведение совместных мероприятий, согласование стратегических и тактических планов работы подразделений.

Не менее важно отрегулировать механизмы взаимодействия с налоговыми органами. При этом необходимо не только получать требуемую информацию в результате такого взаимодействия с налоговыми органами, но и решать возложенные задачи, вопросы, связанные с обеспечением экономической безопасности региона.

Особое внимание следует уделить подготовке методических рекомендаций по организации обмена информационными ресурсами, порядка взаимодействия. Представляется, что возникает необходимость в подготовке совместных нормативных правовых актов по той или иной проблематике, а также поиске компромиссов по их решению в рамках действующего законодательства (например, по вопросам доступа к информационным ресурсам).

В первую очередь необходимо урегулировать вопросы взаимного доступа к информационным ресурсам и взаимного информирования, упорядочения статистической отчетности о совместно проведенных мероприятиях.

Практика показала эффективность совместного использования сил и средств при борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями и правонарушениями, в том числе при проведении проверочных мероприятий; при передаче материалов из органов по борьбе с налоговыми преступлениями в налоговые органы и наоборот, разработке совместных планов по проверке крупнейших налогоплательщиков.

Органами внутренних дел необходимо усилить работу и в направлении обеспечения безопасности, борьбы с коррупцией в налоговых органах, охраны зданий, помещений и защиты работников налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей; проведения совместной предупредительно-профилактической работы и т.д.

Единство целей и задач, стоящих перед правоохранительными органами в деле противодействия теневой экономике, обусловливает и унификацию форм, методов и средств достижения этих целей. При этом задачи каждого правоохранительного органа определяются законодательством и не должны дублироваться.

В настоящее время отсутствуют специализированные правоохранительные органы, основной задачей которых было бы противодействие экономической преступности как составной части теневой экономики. Для сравнения подобные органы давно созданы и функционируют во многих развитых странах (Служба внутренних доходов США, Служба внутренних доходов Великобритании, Федеральная налоговая администрация Швеции и др.).

Органы внутренних дел России решают задачи, которые закреплены в ст. 2 Закона РФ "О милиции", важнейшими из них являются предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, а также выявление и раскрытие преступлений. В нормативно-правовых актах определены основные функции МВД России по борьбе с экономической преступностью. Основная часть преступлений экономической направленности, которые не относятся к экономическим или налоговым преступлениям, раскрывается подразделениями по борьбе с организованной преступностью. Несмотря на то что функции координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (включая экономическую) возложены на органы прокуратуры, в России пока не сложилась единая система противодействия экономическим преступлениям и правонарушениям.

В настоящее время органы внутренних дел являются центральным правоохранительным органом, на который возложено решение задач по борьбе с экономическими преступлениями и правонарушениями. Анализ всех основных направлений деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с экономическими преступлениями и правонарушениями показывает ряд существенных проблем.

  1. Недостаточная правовая урегулированность порядка осуществления деятельности по борьбе с экономическими преступлениями и правонарушениями. Данная проблема имеет два аспекта: с одной стороны, недостаточно полно урегулированы некоторые направления деятельности правоохранительных органов по противодействию экономическим преступлениям и правонарушениям, а с другой - некоторые направления чрезмерно загромождены процедурно (так называемые административные барьеры), что приводит к возможностям злоупотребления со стороны правоохранительных органов.

Так, не установлен порядок реализации прав, закрепленных в п. п. 25 и 35 ст. 11 Закона РФ "О милиции", что приводит на практике к произволу со стороны проверяющих сотрудников милиции. Анализ Федерального закона "О Федеральной службе безопасности" не позволяет сделать окончательный вывод о наличии или отсутствии у органов Федеральной службы безопасности проверочных полномочий в сфере обеспечения экономической безопасности.

  1. Отсутствует единая государственная политика по противодействию теневой экономике, обеспечению экономической безопасности, что приводит к ряду негативных последствий: правоохранительные органы дублируют друг друга, ряд приоритетных направлений обеспечения экономической безопасности правоохранительными средствами остается без должного "прикрытия", меры, принимаемые правоохранительными органами по борьбе с экономическими преступлениями и правонарушениями, носят разрозненный, несистемный характер.
  2. Недостаточное взаимодействие правоохранительных органов между собой по противодействию экономическим преступлениям и правонарушениям. Его причины кроются в отсутствии единой государственной политики по противодействию экономической преступности, отсутствии четкого разграничения полномочий правоохранительных органов, в трудностях информационного обмена (в том числе сложности в обеспечении конфиденциальности передаваемых сведений), в кадровых проблемах и др.
  3. Недостаточно налажено взаимодействие между контролирующими и правоохранительными органами. Система противодействия экономическим правонарушениям и преступлениям предполагает активное использование правоохранительными органами информации о состоянии, структуре, динамике и тенденциях теневой экономики, о размерах ущерба, причиняемого экономическими преступлениями и правонарушениями. В настоящее время в правоохранительных органах информационно-аналитическая работа в этом направлении практически не ведется. С другой стороны, правоохранительные органы в недостаточной мере учитывают разработки Госкомстата России, Министерства финансов РФ, Министерства РФ по налогам и сборам и других ведомств и общественных институтов по оценке теневой экономики.
  4. Неготовность правоохранительных органов решать задачи, связанные с противодействием экономической преступности. Экономические преступления совершаются, как правило, с использованием сложных "схем", включающих в т.ч. использование офшоров, на их совершение направлены силы лучших специалистов в экономической и финансовой сферах, при их совершении используются последние разработки техники и технологии, а также высокотехнологичные средства телекоммуникации. Большинство же выявляемых и раскрываемых экономических преступлений составляют лишь вершину криминального "айсберга". Анализ деятельности правоохранительных органов показывает, что причинами неготовности государства к эффективному противодействию экономической преступности являются: недостаточное кадровое обеспечение, недостаточное финансирование мероприятий по выявлению и раскрытию экономических преступлений (в частности, недофинансирование расходов на содержание агентурного аппарата и выплату вознаграждений за помощь в раскрытии преступлений).
  5. Недостаточно учитываются в практической деятельности результаты научных исследований в области теневой экономики, борьбы с экономической преступностью и обеспечения экономической безопасности.
  6. Коррумпированность правоохранительных органов. Экономическая преступность всегда связана с огромными денежными потоками, которые оказываются в распоряжении преступников.