Мудрый Юрист

Ювенальные суды в Российской Федерации

Наумов П.Ф., аспирант Российского нового университета.

Вопрос о необходимости ювенальной юстиции (правосудия для несовершеннолетних) в постсоветской России был поставлен в Концепции судебной реформы 1991 г. В настоящее время как самостоятельная подсистема общего правосудия она отсутствует.

20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Ратификация данной Конвенции Россией 26 января 1990 г. предполагает, что наша страна приняла на себя обязательства по внедрению ее норм в свое национальное законодательство. В ст. 38 Конституции Российской Федерации закрепляется положение о том, что детство находится под защитой государства. Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" 1998 г. и Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 1999 г. был закреплен комплекс правовых и социальных гарантий, законных интересов несовершеннолетних, их безопасность, способы защиты их прав.

Проблема правового регулирования в этой области российского законодательства тем не менее остается по-прежнему сложной. Пока она не решена, во всех сферах жизни будут нарушаться права детей, а ведь соблюдение международных обязательств в области защиты прав ребенка и есть показатель степени интеграции России с мировым сообществом. Так, в п. 3 ст. 40 Конвенции о правах ребенка сказано, что "государства-участники стремятся содействовать установлению законов, процедур, органов и учреждений, имеющих непосредственное отношение к детям, которые, как считается, нарушили уголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении". В Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), которые приняты Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г., сказано: "Правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя, таким образом, защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе". В соответствии со ст. 15 Конституции РФ Конвенция ООН "О правах ребенка" и другие международно-правовые акты, например Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, 1990 г.), являются составной частью правовой системы нашего государства и подлежат неукоснительному исполнению.

В ходе судебно-правовой реформы, проводимой в Российской Федерации, приняты Федеральные законы "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (1998 г.), "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (1999 г.).

15 февраля 2002 г. Государственная Дума РФ в первом чтении приняла Федеральный конституционный закон "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" в части введения ювенальных судов в системе судов общей юрисдикции".

7 октября 2004 г. состоялось заседание Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия, на котором было предложено создать ювенальные суды и внести соответствующие поправки в правовые акты.

11 октября 2004 г. в Госдуме России состоялись парламентские слушания по вопросу совершенствования профилактики детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

10 октября 2003 г. Пленумом Верховного Суда РФ принято Постановление "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации". Этот документ имеет непосредственное отношение и к рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних, поскольку акцентирует внимание судей на необходимости прямого руководства такими основополагающими международными правовыми актами, как Конвенция ООН о правах ребенка, Пекинские правила (1985 г.), Эр-Риядские соглашения (1990 г.), предусматривающими перенос акцента с карательных на воспитательные меры в борьбе с преступностью.

УПК РСФСР 1960 г. имел главу 32 "Производство по делам несовершеннолетних", где закреплялись положения о повышенной юридической охране прав подозреваемых и обвиняемых, не достигших возраста 18 лет. К ним относились: п. 2 ст. 49 об обязательном участии защитника в делах о преступлениях несовершеннолетних; п. 8 ст. 34 о законном представителе несовершеннолетнего; ст. 159 об участии педагога в допросе несовершеннолетнего; ст. 8 о прекращении дела в связи с применением к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия и др. Однако принципы ювенальной юстиции - преимущественно охранительный режим судебного процесса, социальная насыщенность и его индивидуализация - закреплялись в УПК 1960 г. фрагментарно и разрозненно.

Уголовный кодекс 1996 г. содержит ст. 20, которая устанавливает не только возрастную "ступенчатость" наступления уголовной ответственности для несовершеннолетнего (14, 16, 18 лет), но и строго установленный перечень преступлений, ответственность за которые наступает с 14 лет. При назначении наказания несовершеннолетним суд учитывает условия его жизни и воспитания, уровень физического и психического развития, степень влияния на него старших по возрасту лиц.

Таким образом, необходимость создания в России специализированного правосудия по делам несовершеннолетних (ювенальной юстиции) обусловлена обязательствами России по применению международных договоров, общепризнанных принципов и норм международного права.

Действующим уголовным законодательством внесены существенные коррективы в методы общей и специальной профилактики обеспечения прав и интересов детей, оказавшихся в конфликте с законом. Существенно расширен круг органов, входящих в систему профилактики преступности несовершеннолетних, безнадзорности и правонарушений.

Однако эффективное применение к несовершеннолетним реабилитационных, воспитательных мер возможно только при условии тесного взаимодействия с судом соответствующих социальных служб. При этом следует учитывать, что правильное решение этого вопроса может иметь место только при соблюдении норм уголовного процесса.

Именно поэтому возникает предложение о необходимости создания ювенальных судов. Разбирая дела в отношении несовершеннолетних правонарушителей, такой суд рассматривает ребенка не как объект для репрессий, а как субъект реабилитации, что дает возможность обеспечить профилактику повторных правонарушений. В центре этой системы оказывается подросток с его проблемами, а не ведомства с их административными ограничениями.

Таким образом, система ювенальной юстиции решает не проблемы детей вообще, а конкретную проблему несовершеннолетнего правонарушителя, в конкретной жизненной ситуации.

Ювенальная юстиция, ювенальные суды возникли не на пустом месте. Их возникновение связано с проблемами семьи, защиты прав несовершеннолетних граждан, совершения преступлений несовершеннолетними, причинами и условиями, способствующими совершению преступлений, беспризорностью и другими аспектами этих проблем, которыми обеспокоено каждое цивилизованное государство.

Первый специальный суд по делам несовершеннолетних был создан 2 июля 1899 г. в Чикаго. Примеру США последовали другие страны. Но автономная ювенальная юстиция возникла отнюдь не везде. Достаточно четко обозначились два варианта: автономный суд, не связанный с общим судом, и состав общего суда, получивший функции рассмотрения дел о несовершеннолетних. Например, автономная ювенальная юстиция была создана в России. Первый суд по делам несовершеннолетних был открыт в Петербурге 22 января 1910 г. К 1917 г. такие суды действовали и в некоторых других городах. Функции судьи по делам несовершеннолетних осуществлял специальный мировой судья. К его компетенции относились дела трех категорий: дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними; дела о преступлениях, в которых потерпевшие - несовершеннолетние; дела, связанные с невыполнением своих обязанностей родителями несовершеннолетнего, беспризорностью, детской проституцией и т.п. В литературе тех лет деятельность этих судов оценивалась очень высоко. Тем не менее автономная российская ювенальная юстиция перестала существовать по декрету 1918 г.

В ходе интернет-пресс-конференции, проходившей в мае 2003 г., Председатель Верховного Суда В.М. Лебедев сообщил, что в ближайшие годы могут появиться специализированные суды, которые будут рассматривать уголовные и гражданские дела в отношении несовершеннолетних. Такого же мнения придерживается и глава Высшего Арбитражного Суда РФ А.А. Иванов, который считает, что специальные суды для несовершеннолетних действительно необходимы. По его мнению, "ювенальная юстиция уже прошла общественную оценку", но существуют известные проблемы: помещения, кадры судей, расходы.

Уполномоченный по правам человека в РФ В. Лукин придерживается твердой позиции, что система ювенальной юстиции в России крайне необходима. Это такая отрасль правосудия, где требуются опыт и методы педагогики, психологии, защита прав ребенка. Ее сверхзадача - предотвращение новых правонарушений несовершеннолетних. Осознание данного факта обусловливает активное обсуждение учеными и практиками мероприятий, направленных на сокращение преступности лиц, не достигших возраста 18 лет, и улучшение работы с подростками, которые находятся в конфликте с законом. В числе прочих ведущее место занимает идея создания (точнее - воссоздания) в России ювенальной юстиции, в том числе и ювенальных судов.

Какими ювенальные суды будут в России, покажет время, но опыт их создания и работы уже имеется. Так, на примере Ростовской области, в которой реализуется пилотный проект в осуществлении задачи создания ювенального правосудия, уже функционируют ювенальные суды в районных центрах городов Таганрог, Егорлыкск, Шахты, Железнодорожный.

Проводятся семинары, научные конференции с участием судей разного уровня и Судебного департамента, руководителей институтов и кафедр. Так, в текущем году в Нижегородской правовой академии была проведена научно-практическая конференция о правовых и организационных аспектах ювенальной юстиции. Инициатором создания ювенальной юстиции в Нижегородской области является Судебный департамент, возглавляемый Т.П. Захаровой, на которую возложены организационные функции и материальное обеспечение новой судебной структуры. Во всех судах Нижегородской области, в том числе и Кулебакском федеральном суде, образованы коллегии судей, которые занимаются рассмотрением уголовных дел, где подсудимыми являются несовершеннолетние лица, а также гражданских дел, по которым затрагиваются интересы несовершеннолетних, не обладающих полной дееспособностью.

17 мая 2007 г. при Нижегородском областном суде образована коллегия по рассмотрению дел в отношении несовершеннолетних, которой поручено рассматривать дела, фигурантами которых являются несовершеннолетние как по уголовным, так и по гражданским делам.

Можно сказать, что создание ювенальных судов в России - дело практически решенное. Как только будут внесены изменения в Закон "О судебной системе Российской Федерации" в части создания ювенальных судов, а данный Закон проходит обсуждение в Государственной Думе РФ, второе чтение, российское правосудие приобретет еще один институт судебной власти - ювенальные суды.

Об этом свидетельствует и позиция Президента. Президент РФ В. Путин встретился 7 февраля 2007 г. с председателем Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Э. Памфиловой. На встрече обсуждались результаты эксперимента по введению ювенальных технологий в судах общей юрисдикции. По словам Эллы Памфиловой, Президент поддержал предложение по внедрению в стране ювенальной юстиции. С этим решением, по мнению О. Зыкова, начнется процесс выстраивания ювенальной юстиции как компонента государственной системы права. Как отметил Зыков, социальной политики в отношении детства у нас нет, а есть "ведомственная суета". По его словам, различные ведомства лишь отрабатывают деньги, судьбой же конкретного ребенка не заинтересован никто, в стране отсутствуют механизмы, обеспечивающие защиту прав детей. "Ситуация похожа на подготовку к хирургической операции, где инструменты уже есть, а хирурга нет", - добавил Олег Зыков. По его мнению, с введением ювенальной юстиции судья сможет решать проблемы конкретного ребенка.

Уже во многих регионах к работе в районных судах привлечены социальные работники, которые по поручению судьи готовят материалы, содержащие сведения о самом несовершеннолетнем, его семье, условиях его жизни, и принимают меры по осуществлению реабилитационной программы несовершеннолетнего, освобожденного судом от наказания или осужденного к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Социальные работники начинают работу с несовершеннолетним и его семьей с того момента как совершенное им правонарушение зафиксировано в правоохранительных органах. Материал, характеризующий несовершеннолетнего и его семью, может быть представлен социальным работником в суд. Изучение этого материала судьей даст возможность исследовать вопрос о причинах, способствовавших совершению преступления, и позволит суду найти оптимальное решение о применении мер воздействия на нарушителя.

Одним из примеров может являться работа Саратовского областного суда, которым 21 июня 2001 г. совместно с Институтом "Открытое общество - Фонд содействия" и представительством Программы развития ООН в РФ (ПРООН) было подписано соглашение о сотрудничестве.

Проведенная на территории Саратовской области работа в рамках проекта ПРООН "Поддержка осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в РФ" свидетельствует об эффективности введения в восьми районных судах специализации судей по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних, а также должности социального работника.

При областном суде был создан Совет по координации деятельности судей, социальных работников, работников правоохранительных органов, комиссий по делам несовершеннолетних.

Помимо Саратовского региона элементы ювенальной юстиции вводятся в судах Волгоградской области, а также некоторых других регионов.

Полагаю, что ювенальная юстиция в России имеет большое будущее, о чем свидетельствуют международные тенденции в этой области. Развитие представлений о правах человека, в том числе о правах ребенка, приводит к все большей дифференциации правовой реакции на деяния детей в правовом поле, и это общемировой процесс, который так или иначе затрагивает и Российскую Федерацию.

Однако я не считаю, что необходимо создавать слишком много ювенальных судов, так как сама специфика ювенального суда требует участия в нем судей, специализирующихся на решении проблем малолетних, а таких людей заведомо будет немного, и, возможно, им необходимо будет давать дополнительную профессиональную подготовку, например в области педагогики и возрастной психологии. Поэтому, на мой взгляд, достаточно иметь по одному ювенальному суду в каждом субъекте Федерации, тем более, несмотря на рост преступности несовершеннолетних, основная часть преступлений совершается все же взрослыми преступниками и рассматривается в судах общей юрисдикции.