Мудрый Юрист

Проблемы привлечения председателя правления ТСЖ к административной ответственности 1, *

<1> Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ "Товарищество собственников жилья как инструмент реформы жилищно-коммунального хозяйства", проект N 08-03-85302а/У.
<*> Mescheriakova T.R. Problems of bringing of the chairman the board of condominium partnership to administrative responsibility.

Мещерякова Т.Р., старший преподаватель кафедры права ГОУ ВПО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова".

Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления (ст. 149 ЖК РФ). Таким образом, получается, что, если правление товарищества принимает неправомерное решение, председатель как лицо, обязанное его исполнить, будет виноват в совершенном правонарушении.

Ключевые слова: товарищество собственников жилья, собрание членов товарищества, председатель правления, административная ответственность.

The board of condominium of partnership is entitled to take decisions on all the issues of activity of the partnership. The chairman of condominium of partnership ensures execution of decisions of the board (article 149 of the Housing code of the RF). Therefore if the board takes illegal decision the chairman will by guilty in the committed violation.

Key words: condominium partnership, meeting of members of partnership, chairman of the board, administrative responsibility.

Одной из форм управления многоквартирным домом является товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ). Органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества (высший орган) и правление товарищества, т.е. два коллегиальных органа (ст. 144 ЖК РФ). Но предусмотрена в ЖК РФ и должность председателя правления ТСЖ. Однако его права и обязанности детально не урегулированы, что порождает сложности в определении правового статуса председателя, порядке его взаимоотношений с членами правления, другими организациями, возможностью привлечения к ответственности за административные правонарушения.

Ученые, занимающиеся изучением деятельности ТСЖ, в отличие от законодателя, в отношении председателя правления используют термины должностного лица, руководителя.

В юридической науке нет единого определения должностного лица. Так, и в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ сформулировано определение должностного лица, применяемое в производстве по делам об административных правонарушениях при определении субъекта административного правонарушения. В частности, под должностным лицом понимаются и лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях различных организационно-правовых форм (руководители и другие работники).

Под руководителем организации понимается физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 273 ТК РФ). В законе председателя правления в качестве единоличного органа управления ТСЖ не называют. Однако многие авторы сходятся во мнении, что у председателя правления имеется статус руководителя ТСЖ <2>. Даже если скептически относиться к этому мнению, следует заметить, что к лицам, осуществляющим организационно-распорядительную или административно-хозяйственную деятельность в ТСЖ, он точно относится. А значит, может быть привлечен к административной ответственности как должностное лицо.

<2> См.: Постатейный комментарий к Жилищному кодексу РФ / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2005; Макаренко Г.Н. Актуальные вопросы регулирования труда в товариществах собственников жилья // Семейное и жилищное право. 2008. N 1; Тимофеева К.В. Товарищества собственников жилья. СПб.: ООО "Питер Пресс", 2007.

В соответствии со ст. 147 ЖК РФ руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления (ст. 149 ЖК РФ). Таким образом, получается, что, если правление принимает неправомерное решение, председатель правления как лицо, обязанное его исполнить, будет виноват в совершенном правонарушении. Но возникает вопрос: вина председателя правления ТСЖ или всего правления ТСЖ будет установлена при рассмотрении данного правонарушения? Правление ТСЖ является коллегиальным органом управления, субъектом административной ответственности быть не может. Да и сложно представить, что к административной ответственности будут привлекать всех членов правления, принявших неправомерное решение, по отдельности. Скорее всего, дело будет возбуждено и рассмотрено только в отношении председателя правления ТСЖ. Но в чем будет состоять его вина, если он только приводил в исполнение решение, принятое на заседании правления?

Если неправомерное решение принималось правлением товарищества, то к ответственности необходимо привлекать ТСЖ как юридическое лицо, поскольку в данном случае виноват коллектив, орган управления, а не отдельное лицо. Поэтому можно рекомендовать при привлечении председателя правления к административной ответственности устанавливать именно его вину, его отношение к совершаемому деянию. Есть ли у председателя правления возможность неисполнения решений, принимаемых на заседании правления? Представляется, что нет. Поэтому и нельзя возлагать на него ответственность за решения, принимаемые другими лицами и осуществляемые им только в качестве исполнителя. Председатель правления должен нести административную ответственность только за те неправомерные действия, которые он совершил по собственной инициативе. Товарищество должно нести ответственность за неправомерные действия любого входящего и действующего от его имени лица или органа управления.

Административная ответственность за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ. Лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, могут быть привлечены к ответственности в случаях нарушения правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.

В соответствии со ст. 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью. Таким образом, можно сделать вывод, что ТСЖ является лицом, ответственным за содержание и ремонт жилых домов. Следовательно, может быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.

В качестве субъектов правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, названы и должностные лица. Возможно ли привлечение председателя правления ТСЖ к административной ответственности за данное правонарушение?

Если считать его руководителем организации, можно предположить, что обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния входит в его обязанности. Однако управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им, заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме входит в обязанности правления товарищества собственников жилья (ст. 148 ЖК РФ). Председатель правления имеет право самостоятельно заключать от имени товарищества только такие сделки, которые не входят в предмет ведения органов управления товарищества. Таким образом, считаю, что субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, председатель правления ТСЖ не является.

Аналогичный вопрос возникает и при определении субъекта правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ, виновного в нарушении законодательства о труде и об охране труда. При определении лица, виновного в нарушении трудового законодательства, следует исходить из следующего. Наем работников для обслуживания многоквартирного дома и увольнение их входит в обязанности правления товарищества собственников жилья (ст. 148 ЖК РФ). Другие решения в отношении работников (например, привлечение к сверхурочной работе, к дисциплинарной ответственности, определение размера оплаты труда), возможно, будет принимать председатель правления ТСЖ единолично. Поэтому при решении вопроса о привлечении председателя к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ необходимо определить, в чьей компетенции находилось решение конкретного вопроса (правления или председателя правления). И неоднократность как квалифицирующий признак правонарушения следует устанавливать в действиях именно председателя, а не председателя и правления в совокупности.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. 4.1 КоАП РФ).

Как справедливо отмечает П.И. Кононов, применение норм, закрепленных в ст. 4.1 КоАП РФ, направлено на то, чтобы назначить лицу, совершившему правонарушение, обоснованное и справедливое наказание <3>. Однако законодатель за некоторые правонарушения устанавливает достаточно высокие минимальные размеры административных штрафов. И если учесть, что должностные лица, совершающие правонарушения, представляют повышенную опасность для общества, то и размер штрафов для них достаточно высок. Но уровень дохода председателя правления ТСЖ резко отличается от руководителей коммерческих организаций. И если штраф за правонарушение равен нескольким месячным размерам оплаты труда председателя, то вызывает сомнение соблюдение принципа обоснованности и справедливости при назначении наказания. То же можно сказать и в отношении руководителей детских садов, школ, других бюджетных учреждений. Более объективная и справедливая дифференциация наказаний, о которой говорит П.И. Кононов, действительно позволила бы учесть любые особенности положения лиц, привлекаемых к ответственности.

<3> Кононов П.И. О некоторых актуальных проблемах применения и совершенствования КоАП РФ // Административное право и процесс. 2008. N 4. С. 3.

На практике очень часто возникают вопросы, связанные с многообразием субъектов, привлекаемых к ответственности, с особенностями их положения, правового статуса. Изучение этих особенностей, формирование предложений по совершенствованию законодательства должно способствовать более полному обеспечению принципа законности в производстве по делам об административных правонарушениях.