Мудрый Юрист

Хранение и реализация древесины и лесозаготовительной техники по уголовным делам, возбужденным по ст. 260 УК РФ

Унжакова С.В., преподаватель кафедры уголовного процесса ФГОУ ВПО ВСИ МВД России.

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с порядком хранения и реализации незаконно заготовленной древесины, лесозаготовительной техники, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам, возбужденным по ст. 260 УК РФ. В статье определен порядок работы следователя с вещественными доказательствами в ходе расследования уголовных дел данной категории; указаны необходимые документы, составляемые при хранении и реализации древесины и лесозаготовительной техники; ошибки следователя при их хранении.

Согласно ч. 1 ст. 81 УПК РФ вещественными доказательствами признаются любые предметы, которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления, были объектами преступных действий, а также деньги, ценности и иное имущество, полученное в результате совершения преступления, а также иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела.

Таким образом, вещественные доказательства - это собранные в установленном порядке предметы материального мира, обладающие свойствами, способными устанавливать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела.

Для того чтобы предмет материального мира приобрел статус вещественного доказательства, необходимы определенные процессуальные условия, которые включают в себя: во-первых, процессуальное оформление факта обнаружения предмета - составление протокола осмотра места происшествия, протоколов обыска или выемки, во-вторых, осмотр изъятого предмета - составление протокола осмотра предметов и документов, в-третьих, приобщение к уголовному делу обнаруженного или представленного предмета в качестве вещественного доказательства - вынесение постановления о признании и приобщении предмета в качестве вещественного доказательства. В ходе производства вышеуказанных действий необходимым условием является соблюдение установленных правил упаковки вещественных доказательств. Лишь после соблюдения всех условий предмет приобретает статус вещественного доказательства.

Помимо этого, должна быть обеспечена надлежащая сохранность вещественных доказательств. Доказательства хранятся при уголовном деле или в месте, указанном лицом, производящим дознание, следователем, судом, о чем в деле должны иметься соответствующие документы.

Когда вещественные доказательства имеют небольшие размеры, хранение таких доказательств упрощается. Однако при расследовании уголовных дел, возбужденных по ст. 260 УК РФ "незаконная рубка лесных насаждений", следователь (дознаватель) изымает и приобщает в качестве вещественных доказательств древесину, грузовики и иную лесозаготовительную технику, которые не только громоздкие, но и находятся далеко от населенных пунктов, лесничеств. Таким образом, одним из проблемных вопросов, нуждающихся в своем разрешении на стадии возбуждения уголовного дела по ст. 260 УК РФ, является определение судьбы вещественных доказательств. Так, зачастую изъятая по уголовным делам лесозаготовительная техника, древесина, являющиеся вещественными доказательствами, остается на месте преступления, что создает условия для их последующего хищения.

После возбуждения уголовного дела и признания незаконно вырубленной древесины и использованной для ее заготовки техники вещественными доказательствами дознаватель, следователь передает их лесничеству, как правило, без оформления договора хранения и акта приема-передачи, вынося лишь постановление о хранении вещественных доказательств по месту фактического нахождения. Соответственно лесничество не несет никакой ответственности за сохранность такого имущества. В случае обнаружения незаконно вырубленной древесины непосредственно на месте рубки мер для ее сохранности, доставки к месту хранения не принимается. Это приводит к снижению ее товарных качеств, способствует хищению древесины.

Так, например, при изучении уголовного дела N 101547 по обвинению гр. П. в совершении преступления, предусмотренного п. "г" ч. 2 ст. 260 УК РФ, установлено, что трактор и прицеп без государственных регистрационных знаков, а также незаконно заготовленная древесина своевременно, в установленном законом порядке, не были изъяты. Дрова возвращены гр. П. под расписку, который в последующем дрова истопил и принял меры к сокрытию техники.

Таким образом, сохранность вещественных доказательств по уголовным делам, возбужденным по ст. 260 УК РФ, влияет на полноту доказывания рассматриваемых преступлений.

Учитывая сложившуюся в Иркутской области обстановку при изъятии, хранении и реализации незаконно добытой древесины, прокуратура Иркутской области разработала схемы хранения и реализации незаконно заготовленной древесины, лесозаготовительной техники, являющиеся вещественными доказательствами по уголовным делам, возбужденным по ст. 260 УК РФ.

Однако, как показала сложившаяся на местах практика, при реализации предложенных схем у правоохранительных органов возникли определенные трудности при решении вопроса об изъятии, хранении и реализации вещественных доказательств по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконной рубкой либо хищением древесины. Основными причинами бездействия, необеспечения должного взаимодействия с органами лесного хозяйства послужили их слабая техническая оснащенность, а также отсутствие финансовых средств у органов внутренних дел на возмещение понесенных затрат лесничеств по транспортировке и хранению изъятой древесины за счет процессуальных издержек <1>.

<1> См.: информационное письмо прокуратуры Иркутской области от 18 марта 2009 г. N 7/1-11(4)-09 "О положительном опыте прокуратуры Боханского района по организации надзора за исполнением законодательства при изъятии, хранении и реализации незаконно добытой древесины".

Однако в настоящее время схемы хранения и реализации незаконной древесины применяются в Иркутской области и состоят в следующем.

При обнаружении незаконно заготовленной древесины в лесном массиве либо при задержании автотранспорта, перевозившего лесопродукцию без надлежащих разрешительных документов, органы внутренних дел незамедлительно извещают лесозаготовителя, имеющего поблизости свою производственную базу и технику, который способен обеспечить своими ресурсами в кратчайший срок вывоз, транспортировку древесины и последующее ее складирование на специально оборудованной площадке. Далее с привлечением специалистов территориального управления Агентства лесного хозяйства по соответствующему лесничеству производится осмотр незаконно заготовленной древесины, замер ее объемов, при котором осуществляется спиливание частей деревьев <2>, достаточных для проведения экспертизы.

<2> Количество образцов, необходимых для экспертизы, определяется в зависимости от вида назначаемой экспертизы, решаемых задач, качества древесины.

После составления протокола осмотра места происшествия незамедлительно составляется акт приема-передачи древесины.

Хранитель древесины самостоятельно осуществляет вывоз древесины с места незаконной рубки. При этом сотрудники лесничества должны контролировать сам процесс вывозка либо по его окончании должен быть произведен осмотр места в целях исключения оставления хранителем порубочных остатков. В договоре должен быть оговорен срок вывоза древесины хранителем с места незаконной рубки.

В дальнейшем следственным органом, дознавателем ОВД производится в порядке ст. 177 УПК РФ осмотр древесины и признание ее вещественным доказательством по уголовному делу согласно ч. 2 ст. 82 УПК РФ. Далее следователь незамедлительно принимает решение о хранении вещественных доказательств - древесины (ст. 82 УПК РФ). Поскольку древесина в силу громоздкости не может храниться при уголовном деле, то согласно п. 1 ч. 2 ст. 82 УПК РФ следователем определяется место ее хранения.

В качестве хранителя древесины целесообразно привлекать лесничества, осуществляющие свою деятельность на территориях всех муниципальных образований области.

Для этого между ГУВД по Иркутской области и лесничеством заключается договор хранения. Из круга лесозаготовителей, изъявивших желание взаимодействовать с правоохранительными органами, были отобраны лишь те лесозаготовители, которые либо сами, либо их работники не привлекались к уголовной ответственности, а также не привлекались к административной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений.

Расходы, связанные с оплатой услуг по этому договору, в силу п. 6 ч. 2 ст. 131 УПК РФ являются процессуальными издержками. Статьей 132 УПК РФ предусмотрена процедура возмещения процессуальных издержек. В связи с этим следователем к материалам уголовного дела приобщаются документы, подтверждающие размер процессуальных издержек.

Оценка передаваемой на хранение древесины производится исходя из ее рыночной стоимости, сложившейся на конкретной территории, на основании справки лесничества.

В данном случае заинтересованность лесозаготовителей - хранителей нелегально добытой древесины обеспечивается тем, что древесина, являющаяся государственной собственностью, будет реализована Федеральным агентством по управлению государственным имуществом путем заключения на комиссионной основе договора ее купли-продажи. В дальнейшем во избежание порчи древесины, отнесенной к категории скоропортящихся товаров, следователем, дознавателем до принятия процессуального решения по уголовному делу выносится постановление о реализации вещественного доказательства в соответствии с ч. 4 ст. 82 УПК РФ. На основании постановления составляется уведомление, в котором, в частности, указываются место хранения, количество, цена, отличительные признаки и другие характеристики, необходимые для реализации древесины. К уведомлению прилагается копия вышеуказанного постановления следователя. Также копии уведомления и постановления направляются для сведения в соответствующее лесничество. После реализации древесины Федеральное агентство по управлению государственным имуществом направляет в соответствующие ОВД отчет о распоряжении имуществом, который прилагается к материалам уголовного дела.

В целях надлежащего ведомственного контроля, учета сданной на ответственное хранение древесины, например, руководством ОВД Боханского района назначен ответственный сотрудник с возложением обязанностей по ее учету, соблюдению условий хранения и составлению следователем, дознавателем вышеперечисленной документации.

Если при осмотре изымаются автомобили, тракторы, трелевочники и другая техника, следователем производится осмотр техники согласно ст. 177 УПК РФ. Проведение данного осмотра целесообразно производить с участием представителей Службы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Иркутской области. Следователем осмотренная лесозаготовительная техника признается вещественным доказательством согласно ч. 2 ст. 81 УПК РФ. Далее следователь также принимает решение о хранении техники согласно ст. 82 УПК РФ. Поскольку техника в силу громоздкости не может храниться при уголовном деле, то согласно п. 1 ч. 2 ст. 82 УПК РФ следователем определяется место ее хранения.

Если лесозаготовительная техника является орудием преступления, принадлежит подозреваемому, обвиняемому или имеет признаки бесхозности, то следователь в качестве хранителя техники привлекает лесничество. Для этого между ГУВД по Иркутской области и лесничеством заключается договор хранения. Расходы, связанные с оплатой услуг по этому договору, в силу п. 6 ч. 2 ст. 131 УПК РФ являются процессуальными издержками.

В случае если лесозаготовительная техника принадлежит лицу, не причастному к совершению преступления, последняя подлежит возвращению законному владельцу, если это возможно без ущерба для доказывания (п. 1 ч. 2 ст. 82 УПК РФ).

При вынесении приговора по уголовному делу, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела решается вопрос о судьбе техники.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 81 УПК РФ лесозаготовительная техника, являющаяся орудием преступления, принадлежащая обвиняемому, подлежит конфискации или уничтожается. При этом следует иметь в виду, что конфискация имущества возможна только по решению суда.

Согласно п. 6 ч. 3 ст. 81 УПК РФ лесозаготовительная техника, являющаяся орудием преступления, если законный владелец не установлен, подлежит обращению в доход государства.

Таким образом, судьба вещественных доказательств по уголовным делам данной категории определяется в соответствии с УПК РФ, что положительно сказывается на расследовании уголовного дела.