Мудрый Юрист

Проверка аптеки органами экологического контроля

"Фармацевтические ведомости", 2007, N 3

Казалось бы, какое отношение имеет аптека к экологическим проверкам? Ведь, как правило, аптека - довольно небольшая организация и на первый взгляд ни воды, ни воздуха, ни почвы не загрязняет. Неужели органы экологического контроля проверяют и аптечные учреждения? Да, проверяют регулярно.

Проверки соблюдения природоохранного законодательства охватывают всех зарегистрированных предпринимателей и все организации (в том числе и аптечные учреждения - аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски, аптечные магазины). Дело в том, что все они обязаны регулярно вносить плату за загрязнение окружающей среды.

Последнее утверждение прямо следует из ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Здесь сказано, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. При этом считается, что любой хозяйствующий субъект (даже индивидуальный предприниматель) загрязняет окружающую среду, как минимум выбрасывая использованные канцелярские принадлежности. А перегоревшие люминесцентные лампы вообще являются отходами первого класса опасности. Таким образом, перечислять экологические платежи должны все аптечные учреждения без исключения. Поэтому и проверить могут всех.

Более того, в 2007 г. представители Генеральной прокуратуры и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) обещают провести тотальные проверки уплаты экологических платежей в том числе и в аптечных учреждениях. Как говорят представители Ростехнадзора, они давно хотят повысить собираемость сборов за загрязнение. Ведь сегодня, по их сведениям, экологические платежи не перечисляют более 70% организаций.

В этой статье мы подробно расскажем о том, что и как могут проверять экологи в аптечном учреждении, а также о том, как минимизировать возможные негативные последствия такой проверки.

Какие бывают проверки

Сегодня проверками соблюдения природоохранного законодательства занимаются местные органы экологического контроля (инспекции, отделы, комитеты, департаменты и министерства по делам природопользования) и региональные управления Ростехнадзора. Причем, как правило, контролем за крупными предприятиями занимается Ростехнадзор, а за средними и малыми фирмами следят органы экоконтроля, функционирующие при местных администрациях.

Попасть в план проверок соблюдения экологического законодательства может любой хозяйствующий субъект. Как и в случае с другими контролерами, проверки экологов можно разделить на плановые и внеплановые.

Плановые проверки. Планы проверок утверждает руководитель регионального управления Ростехнадзора. А список конкретных аптечных учреждений, которые подлежат проверке, определяет территориальный отдел (инспекция). О предстоящей плановой проверке инспекторы обычно предупреждают аптеку за день-два до ее начала.

Обратите внимание: плановую проверку одной и той же организации органы экологического контроля могут проводить не чаще одного раза в два года. Об этом сказано в ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

Внеплановые (оперативные) проверки. Такие проверки случаются также довольно часто. Причинами визита экологов в такой ситуации могут быть:

Так, любой человек может обратиться в экологическую инспекцию и сообщить, что то или иное аптечное учреждение не соблюдает правила экологической безопасности. На такие сообщения инспекторы обязаны отреагировать: провести проверку и доложить о ее результатах как заявителю, так и руководителю территориального органа Ростехнадзора. Справедливости ради надо отметить, что жалобы от граждан на несоблюдение экологической безопасности, как правило, поступают лишь на те аптечные учреждения, что расположены в жилых домах.

При этом имейте в виду: по анонимным жалобам проверки не проводят (это не позволяет Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)").

Конечно, в первую очередь под прицел органов экологического контроля попадают крупные аптечные учреждения - занимающие большие площади и с большой численностью персонала. Но "средним" и "малым" аптекам к проверкам тоже надо готовиться: за их деятельностью также следят местные органы экоконтроля.

Обратите внимание: срок проверки не может превышать одного месяца. Так сказано в ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ. Однако на практике подобная проверка, как правило, длится значительно меньше.

Начало проверки: на что обратить внимание в первую очередь

Придя в аптеку, инспектор обязан предъявить свое служебное удостоверение и распоряжение о проведении проверки, подписанное начальником территориального органа Ростехнадзора. Если эти документы вам не предъявили, инспектора вы вправе не впустить.

Обратите внимание: в распоряжении должны быть указаны название аптечного учреждения и дата проведения проверки. Если что-то не совпадает, руководитель вправе отказать в проведении проверки на территории аптеки. Причем не важно, плановая это проверка или внеплановая.

В ходе плановой проверки инспектор вправе беспрепятственно входить в любые помещения аптечного учреждения. Однако имейте в виду: такая проверка не может проводиться, когда сотрудники аптеки отсутствуют. Об этом сказано в ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ.

Как правило, проверку проводит один инспектор. Однако если к вам пришли несколько человек, посмотрите, все ли их фамилии указаны в распоряжении. Проводить проверку вправе только тот инспектор, фамилия которого есть в предъявленном документе. Кроме того, инспекторы не могут выходить за рамки тех вопросов, которые являются темой проверки.

Если с предъявленными документами все в порядке, но вы не пустили инспектора на территорию аптеки, он может составить протокол об этом нарушении и направить его районному или мировому судье. Судья вправе оштрафовать:

Хотя справедливости ради надо заметить, что к подобным мерам инспекторам приходится прибегать крайне редко. Предупреждать организацию заранее о предстоящей проверке или нет, инспектор решает сам (обычно учреждение предупреждают только о плановой проверке). Он же определяет дату и время проверки (в пределах месячного срока).

Что грозит аптеке, если в ее работе будут обнаружены нарушения

Сразу скажем, что за несоблюдение экологических требований штрафы немаленькие. Так, экологи могут привлечь аптечное учреждение к ответственности на основании ст. 8.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях (несоблюдение экологических требований при обращении с отходами). Данная статья предусматривает следующие штрафы:

Что проверяют инспекторы экологического контроля и какие предписания выдают аптечному учреждению

Самое распространенное требование, которое предъявляют инспекторы в ходе проверки, - встать на учет в Ростехнадзор и начать платить экологические платежи. При этом, как правило, проверяющие выдают аптечному учреждению сразу несколько предписаний. Разберем каждое из предписаний экологов в отдельности.

Основное предписание: провести инвентаризацию отходов, разработать и согласовать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Данное требование обусловлено ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". В п. 3 данной статьи напрямую сказано: индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

Составить проекты нормативов загрязнения может специалист-технолог, обладающий специальными знаниями в области обращения с отходами. Очевидно, что, скорее всего в штате аптеки таких специалистов нет. Поэтому аптечному учреждению придется обращаться к сторонним организациям, которые специализируются на услугах по экологической экспертизе (инвентаризации отходов) и составлению нормативов. Их услуги недешевые: составление ПНООЛР обычно обходится в 15000-30000 руб.

Вставая на учет в управлении Ростехнадзора, аптечное учреждение должно согласовать со специалистами отдела нормирования разработанные проекты нормативов и лимитов. Впоследствии именно на них следует ориентироваться при расчете суммы экологического платежа. Общий порядок расчета следующий.

Фактический выброс делится на три части: в пределах норматива, выше норматива, но в пределах лимита и сверхлимитный выброс. Далее каждую из этих частей умножают на соответствующую ей сумму платы. Для выбросов в пределах норматива и выбросов, превышающих норматив, но находящихся в рамках лимита, применяют соответственно первые и вторые базовые ставки (установлены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344). Для выбросов, превышающих лимит, берут вторые базовые ставки, увеличенные в пять раз. Далее суммы платы за каждую часть выброса складываются и умножаются на ряд специальных коэффициентов.

Многие небольшие фирмы, не желая тратиться на составление проектов нормативов, перечисляют экологические платежи за все выбросы как за сверхлимитные. То есть по ставке, превышающей вторую базовую в пять раз.

Между тем действующее законодательство поступить таким образом не позволяет. Как утверждают специалисты Ростехнадзора, в этом случае нарушение все равно имеется. По их мнению, даже если фирма перечисляет экологические платежи по повышенным ставкам, не имея утвержденных нормативов загрязнения, ее все равно можно оштрафовать на основании ст. 8.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Ведь составлять проект нормативов загрязнения - обязанность каждого хозяйствующего субъекта, прямо записанная в ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ.

Следующее предписание, которое могут выдать фирме экологи: вести журнал образования и передачи отходов.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Официальных бланков для такого учета нет. Поэтому аптека может воспользоваться формами, которые предлагают в Ростехнадзоре и региональных органах экоконтроля, или разработать эти формы самостоятельно.

Как говорят инспекторы, главное, чтобы журнал учета отходов отражал реальную ситуацию. Ведь именно на основании данных этой формы (а также с учетом нормативов и лимитов образования отходов) аптека должна ежеквартально рассчитывать и перечислять в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду.

В любом случае необходимую консультацию по составлению этого документа можно получить у специалистов отдела нормирования управления Ростехнадзора.

Еще одно предписание, которое могут выдать аптеке специалисты из органов экологического контроля: организовать обучение лиц, допущенных к обращению с отходами.

По мнению чиновников Ростехнадзора, на каждом предприятии должен быть человек, ответственный за безопасность в области охраны окружающей среды (по аналогии с лицом, отвечающим за пожарную безопасность). Именно этот человек, согласно п. 1 ст. 73 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 7-ФЗ, должен пройти специальную подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Нарушение требования п. 1 ст. 73 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 7-ФЗ влечет привлечение фирмы к ответственности на основании ст. 8.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На практике соответствующее обучение проводится в специализированных центрах и длится около недели. По его результатам выдается соответствующее свидетельство. Как правило, слушателями данных курсов являются руководители аптечных учреждений или их заместители.

Оформление результатов проверки

По результатам проверки инспектор составляет акт. Один экземпляр акта остается у вас, второй инспектор забирает себе.

Кроме того, инспектор должен сделать отметку в журнале проверок. Такой журнал должен быть в каждой организации (на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ). Инспектор отмечает причину и результат проверки, свои данные (Ф.И.О.), ставит подпись и штамп.

Как уже было отмечено выше, если инспектор найдет у вас какие-либо нарушения, он выносит предписание об их устранении. У этого документа есть определенные реквизиты: номер, дата составления, кому выдано (как правило, на имя руководителя), что именно нарушено (со ссылкой на закон) и в какой срок эти нарушения необходимо устранить. Этот срок должен быть реальным.

Обратите внимание и на такой момент. Если инспектор обнаружит нарушения, он вправе потребовать от руководителя аптечного учреждения объяснение. Не обязательно давать такие объяснения письменно. Можно и устно (ст. 26.3. КоАП РФ).

Если из-за стрессовой ситуации вы не готовы объясняться с инспектором, откажитесь. Это право предоставлено вам Конституцией РФ (ст. 51). Инспектору же объясните, что свою позицию вы изложите на рассмотрении вашего дела или напишете собственноручно и направите в инспекцию или управление Ростехнадзора до начала заседания. Это позволит вам подготовиться.

Как уже было отмечено выше, по результатам выявленных нарушений проверяющие могут предъявить штраф как аптечному учреждению, так и его должностным лицам. Однако имейте в виду: чтобы предъявить штраф, инспектор должен составить соответствующий протокол - протокол об административном правонарушении. Кроме того, по закону инспектор не вправе назначить штраф, если со дня нарушения прошло более двух месяцев.

Руководитель аптеки должен ознакомиться с актом, протоколом и предписанием и расписаться в каждом из этих документов.

А что делать, если вы не согласны с решением инспектора?

В этом случае в десятидневный срок после подписания акта о проверке вы должны обратиться с жалобой на решение экологического инспектора. Жалобу можно подать либо руководителю вышестоящего органа Ростехнадзора, либо в суд. Если же решение не было отменено, аптечное учреждение обязано заплатить штраф в течение 30 дней.

Имейте в виду: если вы не заплатите штраф добровольно, инспектор направит постановление в банк, чтобы взыскать штраф из денежных средств организации с ее расчетного счета - ведь постановление инспекции Ростехнадзора - это исполнительный документ (так сказано в п. 6 ст. 7 Закона "Об исполнительном производстве"). Если же на счетах фирмы нет денег, постановление направляется приставу-исполнителю, чтобы тот взыскал штраф за счет имущества нарушителя.

К сожалению, приходится констатировать: арбитражная практика также показывает, что в подавляющем большинстве случаев судьи становятся на сторону проверяющих. Почти во всех судебных делах, в которых фирмы и индивидуальные предприниматели пытались оспорить правомерность санкций, примененных экологами по результатам проверок, судьи вставали на сторону чиновников.

"Почему мы должны платить за загрязнение окружающей среды? Мы же и так несем затраты по вывозу мусора", - такой аргумент обычно приводят в судах представители аптечных учреждений. К сожалению, такая аргументация судьями не принимается. Дело в том, что независимо от того, вывозит фирма отходы самостоятельно или поручает это сторонней организации, она остается собственником этих отходов. А если право собственности на отходы у фирмы есть, то она обязана за эти отходы заплатить государству, возместив тем самым вред, причиненный природе (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 12 сентября 2006 г. N Ф09-8100/06-С7 и ФАС Северо-Западного округа от 7 декабря 2004 г. N А56-2567/04).

То, что платить экологические платежи должны даже индивидуальные предприниматели, подтвердили судьи ФАС Уральского округа в постановлении от 18 июля 2006 г. N Ф09-6093/06-С1. Однако суд, исходя из критерия соразмерности тяжести совершенного правонарушения размеру примененной ответственности, в подобной ситуации счел возможным снизить размер взыскиваемого штрафа.

Обратите внимание и на такой момент: по ст. 8.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях, как правило, штрафуются те фирмы, которые не состоят и никогда не состояли на учете в Ростехнадзоре. Для тех же, кто в Ростехнадзоре числится, но не перечисляет сборы за загрязнения, предусмотрена иная статья - 8.41. (невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду).

Штрафы по ней:

Ситуации, когда в спорах об уплате экологических платежей судьи вставали на сторону фирм, можно пересчитать по пальцам. Более того, во всех этих случаях суды освобождали плательщика от санкций со стороны контролеров не потому, что не было факта нарушения экологического законодательства, а потому, что сами контролеры нарушили законодательство - административное. А именно: пренебрегли требованиями ст. 25.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть не известили нарушителя закона о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 23 июня 2006 г. N А56-34865/2005 и ФАС Волго-Вятского округа от 22 августа 2005 г. N А31-1460/2005-19).

Директор аудиторской фирмы

"АКАДЕМИЯ АУДИТА"

А.ЕЛИН