Мудрый Юрист

Страхование ответственности владельцев автотранспортных средств по системе "зеленая карта"

Костин Ю.В., адъюнкт Академии экономической безопасности МВД России.

В статье описывается история возникновения и развития страхования по системе "Зеленая карта". Приводится зарубежный опыт по ее внедрению и применению на практике, а также перспективы ее развития на территории РФ. Подробно описывается механизм возмещения ущерба и взаимоотношений между различными субъектами правоотношений в данной сфере.

Ключевые слова: система "Зеленая карта", страхование ответственности, автотранспортные средства.

The article describes the history of appearance and development on insurance in accordance with the system of "Green card"; cites foreign experience with regard to its introduction and application in practice and also prospects for development on the territory of the RF; describes in details the mechanism of compensation of loss and relations between different subjects of legal relations in this sphere.

Key words: system of "Green card", insurance of responsibility, transport means <*>.

<*> Kostin Yu.V. Insurance of responsibility of owners of transport means in the system of "Green card".

Во всех экономически развитых странах страхование ответственности владельцев автотранспортных средств давно уже является обязательным, так как в первую очередь защищает интересы пострадавших в результате ДТП. Для решения проблемы возмещения вреда, причиненного потерпевшим иностранным владельцем автотранспортных средств, в Европе с 1 января 1953 г. действует единое Соглашение об обязательном страховании гражданской ответственности - "Зеленая карта".

Формирование системы "Зеленая карта" обусловлено принятием в 1949 г. Рекомендации ООН и Резолюции ООН N 43 1952 г., которые были направлены на решение двух основных задач: защиту интересов потерпевших в результате дорожно-транспортных происшествий с участием иностранных автотранспортных средств и упрощение режима передвижения автотранспортных средств, свобода которого была поставлена в зависимость от приобретения множества договоров страхования гражданской ответственности автовладельцев на условиях, отвечающих требованиям национального законодательства страны, по территории которой передвигалось иностранное транспортное средство. Большое значение для ее развития имело и так называемое Лондонское соглашение, представляющее собой типовое двустороннее соглашение, форма и содержание которого были приняты на встрече представителей страховщиков, занимающихся страхованием автотранспорта. На этой же встрече был учрежден Совет бюро "Зеленой карты" - орган управления новой системы. Сертификат "Зеленой карты" служит подтверждением наличия страхования на территории всех стран, участвующих в Соглашении.

Обладая "зеленой картой", хозяин автомобиля может въезжать в любую страну, участвующую в системе, не приобретая на границе дополнительный полис страхования. Эмитировать "зеленые карты" имеют право только страховые компании стран - участниц этого Соглашения, в которое в настоящее время входит около 40 стран уже не только Европы, но также Азии и Африки. Название данного Соглашения - "Зеленая карта" - связано с цветом документа (его официальное название - "Международная карта автострахования"), который выдается владельцу автотранспортного средства и является, по существу, эквивалентом страхового полиса. "Зеленая карта" подтверждает факт страхования ответственности владельца транспортного средства, действующего на условиях той страны, которую посещает страхователь. В данном документе приводятся необходимые сведения о средстве автотранспорта, его владельце, условиях, сроке действия страхования, странах, на которые распространяется действие страхования.

В соответствии с условиями Соглашения в случае если при эксплуатации автотранспортного средства, зарегистрированного в одной из стран - участниц Соглашения, в другой стране-участнице будет нанесен ущерб юридическому или физическому лицу, он подлежит возмещению через механизм страхования. В этих целях предусматривается следующее:

Механизм реализации Соглашения состоит в следующем. Страховщики, проводящие обязательное страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта, объединяются в каждой стране - участнице Соглашения в национальные бюро "Зеленой карты", которые снабжают страховщиков "зелеными картами". Все национальные бюро объединены в Совет бюро с местонахождением в Лондоне, который координирует работу национальных бюро, разрабатывает общую документацию, представляет интересы страховщиков в международных организациях.

Национальные бюро заключают между собой двусторонние соглашения, в соответствии с которыми:

Непосредственной основой действия системы "Зеленая карта" является не многосторонний межгосударственный договор, а множество двусторонних соглашений между национальными организациями - членами системы "Зеленая карта", действующими в различных странах.

Действие системы основано на следующих основных принципах:

Поскольку размеры лимитов ответственности по обязательному страхованию автогражданской ответственности, устанавливаемые законодательствами каждого из государств - участников Соглашения "Зеленая карта", различаются между собой, специальной Директивой ЕС, принятой 30 декабря 1983 г., установлены следующие минимальные размеры лимитов, которые должны соблюдать все государства - участники Соглашения.

Лимит ответственности для каждого пострадавшего в результате дорожно-транспортного происшествия в случае причинения вреда его здоровью должен быть не менее 350 тыс. евро. В случае причинения вреда здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия более чем одному лицу величина минимального лимита ответственности для всех пострадавших - 500 тыс. евро. Минимально может быть установлен единый лимит ответственности по каждому дорожно-транспортному происшествию как на случай причинения вреда здоровью третьих лиц, так и в связи с нанесением ущерба их имуществу в размере не менее 600 тыс. евро.

Этой же Директивой установлено, что бюро страны, в которой произошло дорожно-транспортное происшествие, имеет право отказать потерпевшему в страховой выплате (если последний имеет право в соответствии с законодательством требовать возмещения вреда его причинителем) только в двух случаях:

Установленный лимит ответственности на случай нанесения вреда имуществу третьих лиц в результате одного дорожно-транспортного происшествия - 100 тыс. евро независимо от числа пострадавших. Наконец, в государстве - члене Соглашения может быть установлен единый лимит ответственности по каждому дорожно-транспортному происшествию как на случай причинения вреда здоровью третьих лиц, так и в связи с нанесением ущерба их имуществу в размере не менее 600 тыс. евро.

С учетом норм соглашений само удостоверение - "зеленая карта" становится своеобразным эквивалентом страхового договора, заключенного согласно закону об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев страны посещения иностранным автотранспортным средством, которое избавляет автовладельца от необходимости заключать дополнительные договоры страхования при каждом пересечении границы любых стран - участниц системы. В случае ДТП, виновником которого становится владелец "зеленой карты", находящийся за границей, он предъявляет ее представителям власти или полиции, подтверждая, что его гражданская ответственность как пользователя автотранспортным средством застрахована. Потерпевший в таком случае, не имея возможности обратиться с претензией о выплате к иностранному страховщику, заключившему такой договор страхования, направляет свое требование о возмещении вреда в национальное бюро по урегулированию претензий. Национальное бюро, в свою очередь, после полного возмещения причиненного ущерба или вреда в соответствии с национальным законодательством страны потерпевшего обращается в бюро по возмещению убытков той страны, в которой причинителю вреда была выдана "зеленая карта" и было зарегистрировано участвовавшее в ДТП автотранспортное средство, с требованием о компенсации понесенных расходов.

По мере функционирования системы "Зеленая карта", распространившейся на 23 европейские страны, выявилась необходимость унификации минимальных требований к условиям обязательного страхования гражданской ответственности в странах-участницах, поскольку чрезвычайная пестрота условий страхования вносила значительную неопределенность в части оценки убытков, которые подлежали оплате на территории иностранных государств, тем самым подрывая финансовую устойчивость национальных бюро "Зеленой карты". Эта задача решена принятием Директив ЕС по страхованию гражданской ответственности автовладельцев 1972, 1983, 1990 гг. Директивы придали законодательный статус сформировавшейся системе "Зеленая карта", предусмотрев обязательность для государств-участников следующих основных положений:

  1. запрет на въезд на территорию стран-участниц автотранспортных средств, водители которых не имеют договора страхования гражданской ответственности, распространяющегося на территории стран ЕС и заключенного со страховщиками из стран - участниц "Зеленой карты", и обеспечение пограничного контроля за наличием такого страхования у въезжающих транспортных средств;
  2. подтверждением такого страхования является удостоверение "Зеленой карты";
  3. размер ущерба, причиненного потерпевшему, рассчитывается исходя из требований законодательства страны, гражданином которой он является;
  4. обязательное информирование обо всех дорожно-транспортных происшествиях и их возможных последствиях национальных бюро в странах, где зарегистрированы иностранные автотранспортные средства, причинившие вред потерпевшему;
  5. национальное бюро страны, гражданином которой является потерпевший, гарантирует выплату страхового возмещения, которое должно быть компенсировано национальным бюро страны регистрации автотранспортного средства после его фактической выплаты;
  6. обязательное страхование в странах-участницах должно распространяться на следующие виды рисков: страхование имущественного вреда в пределах 100 тыс. евро и страхование вреда, причиненного жизни и здоровью третьих лиц (в том числе и членам семьи водителя), в пределах 350 тыс. евро для каждого потерпевшего или в пределах 500 тыс. евро для всех потерпевших в результате одного дорожно-транспортного происшествия; при этом совокупный лимит страховой выплаты при наступлении страхового случая составляет 600 тыс. евро;
  7. наличие необходимых гарантийных фондов в каждой стране-участнице, обеспечивающих выплаты потерпевшим в том случае, если причинителем вреда является автовладелец, не заключивший договор страхования гражданской ответственности или скрывшийся с места дорожно-транспортного происшествия, или если виновник дорожно-транспортного происшествия остался не установленным. За период действия системы "Зеленая карта" были усовершенствованы и принципы взаимодействия страховщиков и национальных бюро при урегулировании убытков на территории иностранных государств. В частности, в новую редакцию Лондонского соглашения 1991 г. (ст. 4, 5) были внесены положения, устанавливающие, что срок действия полиса страхования "зеленая карта" не может быть менее 15 дней, при этом поддельные и оформленные с нарушением "зеленые карты" имеют юридическую силу для предъявления претензии для оплаты национальным бюро и последующим взаиморасчетам между ними. Были уточнены также и финансовые обязанности (ст. 11) национальных бюро при расчете и оплате страховой выплаты потерпевшим. В частности, оплате подлежит собственно компенсация потерпевшему, а также дополнительные расходы и сборы, связанные с урегулированием убытка. Дополнительные расходы по урегулированию убытка, в том числе и расходы национального бюро, не могут превышать 15% от суммы страховой выплаты, при этом максимум установлен в размере 3272 евро. Выплата должна быть осуществлена в национальной валюте бюро, урегулирующего убыток, в срок, не превышающий 2 месяцев после страховой выплаты, при этом национальное бюро - плательщик лишено права оспаривать решение и суммы выплаты, принятые национальным бюро страны потерпевшего, урегулировавшим убыток.

Кроме того, в соответствии с новым порядком разрешения споров между национальными бюро (ст. 12) установлено, что правом принятия решения обладает арбитр, полномочия и назначение которого устанавливает Совет бюро "Зеленая карта".

К середине 2000 г. система распространилась на все страны Западной Европы, Латвию, Литву, Эстонию, Молдавию, Украину, а также на Израиль, Ирак, Кипр, Марокко, Мальту, Тунис, Турцию. В других странах Азии при пересечении границы взимается страховой взнос. Граждане России через отечественные страховые компании могут покупать "зеленые карты" зарубежных компаний, например "MIC" (Болгария), "Sovag" и "Alle Leipziger" (Германия), "PLY" (Польша).

Надо помнить, что "Зеленая карта" не страхует гражданскую ответственность водителя на территории той страны, на которой она выдана. Например, на территории Польши польская "зеленая карта" страховых компаний "PZU" или "Europe" не действует. Поэтому российским гражданам, выезжающим в Польшу или через нее в другие страны, покупать польскую "зеленую карту" невыгодно. На границе придется приобретать еще полис обязательного страхования автогражданской ответственности, действующий только на территории этого государства.

Таким образом, при выезде за границу автовладельцу лучше всего покупать "зеленую карту" той страны, через которую он не будет проезжать. Если, например, конечным пунктом является Испания, то во избежание лишних трат предпочтительнее и экономичнее приобрести "зеленые карты" Болгарии, Финляндии, Швейцарии и т.д. В каждом конкретном случае следует учитывать стоимость "зеленой карты"; в разных странах она разная.

В большинстве стран Западной Европы обязательное страхование гражданской ответственности не имеет лимита, в ряде стран он действует.

Россия в систему "Зеленая карта" не входит, поэтому страховые компании нашей страны такие карты не могут эмитировать. Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" разрешает российским компаниям продавать полисы зарубежных страховых компаний. В России с 27 сентября 1996 г. действует бюро "Зеленой карты". Его учредители - страховые общества "Росгосстрах", "Ингосстрах", "Союзник", "Русь", "Ингосстрах-Санкт-Петербург", "РЕСО-Гарантия" и "Русское перестраховочное общество". Позже в состав бюро вошли еще четыре страховщика: "Континент-Полис", "Военно-страховая компания", "Промышленно-страховая компания", "РОСНО". К 2004 г. членами бюро стали еще 11 отечественных страховых компаний, и с каждым годом их количество увеличивается.

Владельцы автомобилей могут купить полис "зеленая карта" или в страховой компании по месту жительства, или на границе. Более удобно покупать полисы в своем городе, так как сохраняется возможность выбора. На границе придется согласиться на предложенные условия.

Стоимость полиса "зеленая карта" в разных компаниях меняется в широких пределах, она также зависит от местоположения страны (Восточная Европа, Западная Европа, Азия), в которую собирается поехать страховщик, от продолжительности поездки (до двух недель, до месяца, до года), от момента покупки полиса. Наиболее дешевые страховые полисы продает страховая фирма "Bulstrad" (Болгария). При покупке у российских компаний полисов "зеленая карта" необходимо опросить несколько компаний и сравнить условия.

Специалисты страховых компаний рекомендуют покупать полисы заблаговременно. Полис, купленный на границе, может обойтись владельцу автомобиля в несколько раз дороже. Они настоятельно советуют перед покупкой полиса выяснить в консульстве соответствующей страны требования к автомобилям, зарегистрированным в других странах. Если при пересечении границы был оплачен дополнительный сбор, квитанцию необходимо сохранить и предъявить в ту страховую компанию, которая продала полис "зеленая карта".

Если, путешествуя по другой стране, владелец автомобиля, купивший полис "зеленая карта", попал в ДТП, то рекомендуется следующий порядок действий: получить протокол о ДТП у местного полицейского; позвонить в местное представительство бюро "Зеленая карта" и сообщить о происшествии (телефон указан в полисе).

Местная страховая компания, указанная в полисе, выплачивает компенсацию пострадавшему в ДТП, а затем направляет уведомление в страховую компанию другой страны, продавшей полис. Последняя должна компенсировать выплаты местной компании. В противном случае страна может быть исключена из международного соглашения. Страховые компании разных стран улаживают возникающие претензии путем взаимных расчетов.

Сертификат "зеленой карты" подтверждает, что действия российского гражданина застрахованы при поездках по дорогам всех стран - участниц Соглашения. Такие полисы могут предлагать страховые компании стран, подписавших Соглашение. Гражданину России страховой полис "зеленая карта" необходим только в том случае, если он отправляется в автомобильное путешествие по другим странам на собственном автомобиле. Если он планирует арендовать автомобиль за пределами России, то полис "зеленая карта" ему не нужен. Все автомобили, сдаваемые в аренду, застрахованы.

Стоимость полиса "зеленая карта" также зависит от числа стран, которые планирует посетить владелец автомобиля. Чем больше число стран, которые покрывает страховой полис, тем он дороже. Стоимость страхового полиса не зависит от марки автомобиля и его цены.

Полис "зеленая карта" не защищает владельца автомобиля при противоправных действиях. Если в результате разбора дорожного происшествия будет установлено, что водитель намеренно создал аварийную ситуацию, решением суда его обяжут возместить ущерб.

Необходимо учитывать и то, что в Европе любое ДТП протоколируется и заносится в компьютер. И если полиция в какой-то момент решит, что вы неаккуратный водитель, придется расстаться с водительскими правами. Причем перенести отечественный опыт общения с дорожной милицией на практику стран Западной Европы или Северной Америки весьма рискованно: предложение взятки офицеру дорожной полиции преследуется в судебном порядке и наказывается заключением в тюрьму.

Но дорожная полиция будет вполне лояльна по отношению к вам, если у вас есть полис надежной страховой компании. Причем в случае с "зеленой картой" эта надежность вполне гарантирована, учитывая тщательность отбора компании - эмитента "зеленых карт".

Если в автомобильное путешествие отправляется семья и права есть у двух-трех членов семейства, обычно российская компания оформляет единый полис "зеленая карта" на всех водителей. Если владелец автомобиля намерен путешествовать в компании со своим приятелем, имеющим права на вождение автомобиля, необходимо оформить международную доверенность на право вождения автомобиля (доверенность оформляется на языке страны пребывания). На автомобиль будет оформлен один страховой полис "зеленая карта".

Наконец, ряд российских страховых компаний в качестве дополнительной услуги предлагают покупателям "зеленой карты" купить полис "Автомобильной ассистанции". Он включает техническую помощь автомобилю при поломке или аварии, эвакуацию машины в Россию, если возникнет такая необходимость. При угоне или сильном повреждении автомобиля владелец автомобиля и его пассажиры могут быть также отправлены в Россию. За дополнительную плату такой полис страхует водителя от несчастного случая и болезни.

В настоящее время российские владельцы автотранспортных средств обязаны специально приобретать "зеленую карту" до въезда на территорию государств - членов данной системы. Их предлагают многие российские страховщики, страховые маклеры и агенты, распространяющие "зеленые карты" национальных бюро стран - участниц Соглашения. Поскольку в соответствии с законодательством РФ посредническая деятельность по страхованию, связанная с заключением договоров от имени иностранных страховых организаций, в стране запрещена, для того чтобы узаконить распространение "зеленых карт", в Закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации" была внесена поправка, вступившая в силу с 1 января 1998 г., в соответствии с которой указанная посредническая деятельность, связанная с распространением договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы РФ, была разрешена. Размеры страховой премии при этом составляют в зависимости от вида транспортного средства примерно 15 - 1500 евро.

Вопросы унификации национальных законодательств по страховому делу, т.е. создания единого страхового рынка на территории стран - членов ЕЭС, остаются постоянно актуальными, в том числе и в области страхования автогражданской ответственности, поскольку развитие международного делового сотрудничества, рост автомобильных перевозок и взаимного автомобильного туризма требуют комплексного решения проблем страховой защиты граждан как в пределах своей страны, так и вне ее.