<1> Научный консультант - к.ю.н. Е.Б. Лаутс....">
Мудрый Юрист

Роль банков в субстандартном финансовом кризисе. Михаэль фратианни и франциско мархионни *

<*> Michele Fratianni and Francesco Marchionne. The role of banks in the subprime financial crisis.

Панасюк В., юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова <1>.

<1> Научный консультант - к.ю.н. Е.Б. Лаутс.

Авторы усматривают много общего у нынешнего кризиса с Великой депрессией. Банковские кредиты содействуют подъему экономической активности: фирмы берут кредиты и используют их для совершения сделок, инвестируют средства в новые проекты, приносящие выгоду в будущем. Как отмечает Фишер, "инвестиции очень важны - они дают ощутимый результат, если сопровождаются заемными средствами". Инвесторов больше всего интересует, к какому проекту примкнуть, чтобы в дальнейшем извлечь из него прибыль. На смену фазе деловой активности приходит фаза спада. Такой спад достаточно критичен, как полагает Мински: чтобы иметь запас прочности, размер активов должен преобладать над размером задолженности. В фазе спада на биржах ширится предложение наиболее рискованных активов, что также оказывает негативное воздействие на рынок. Предпринимаемые в это время банками попытки избавиться от неликвидных активов перестают оказывать эффект. В итоге у банков сохраняется сильно завышенный баланс, неликвидные активы при наличии недоверия со стороны общественности.

Как пишут далее авторы, задолженность США логически должна была бы вести к уменьшению внутреннего потребления и, соответственно, государственных расходов. Однако ключевая роль доллара в международной валютной системе дала возможность избежать этого и позволила США еще больше заимствовать иностранный капитал. Уже к началу кризиса у США скопилось большое количество заемного капитала.

Субстандартные закладные - новшество 1990-х гг., которое предоставило возможность лицам с низкими доходами и плохой кредитной историей брать кредиты. Закон 1977 г. о реинвестировании сообществ, сопровождавшийся послаблениями в регулировании, создал стимулы для банков выдавать подобные кредиты. Банкам пришлось продемонстрировать исполнение Закона путем выделения определенного количества кредитов лицам с низкими или средними доходами.

Осмотрительность и кредитная оценка были заменены более гибкими процедурами, оправдывающими займы указанным целевым группам. К тому же компаниям с государственным участием, Fannie Mae и Freddie Mac, было поручено расширить рынок более дешевого жилья. Кредитный бум и политика широкого предоставления займов привели к разрушению стандартов кредита в период с 2001 по 2007 г. И ключевую роль в этом процессе авторы отводят денежно-кредитной политике того периода.

После краха недвижимости институт субстандартных закладных явился лишь "катализатором огня", как характеризуется кризис в статье. Этот "огонь" начал свое распространение уже на глобальном уровне. В качестве "горючих материалов" называются структурированное финансирование, недостаточный надзор, внезапная погоня за ликвидностью и заемные средства - все это в связи с новыми стандартами отчетности (fair value accounting) еще больше усугубило положение.

Структурированное финансирование охватило ряд банковских и финансовых новаций, направленных на передачу кредитных рисков отдельным финансовым институтам рынка и рынку в целом.

Кризис ликвидности разразился на межбанковском рынке в августе 2007 г. Восьмого августа межбанковские ставки в зоне евро поднялись до 4,6%. На следующий день Европейский центральный банк вбрасывает на рынок 95 млрд. евро, принимая все условия, касающиеся финансовых отношений в области тарифной политики. Другие центральные банки также сообщили, что готовы предоставить свои средства или уже предоставили их к тому моменту.

Рассматривая роль новых стандартов отчетности, авторы указывают на проблему использования рыночной стоимости в условиях, когда рынки являются неликвидными: рыночная стоимость не будет соответствовать справедливой оценке (fair value) вследствие принудительной и экстренной (вынужденной) продажи активов.

Глубинной причиной финансового кризиса 2007 - 2009 гг. авторы считают крайнюю степень задолженности американской экономики, непосредственным же поводом к началу кризиса - крах рынка недвижимости в 2006 г. Показатели падения субстандартных закладных (subprime mortgage) стали первым симптомом того, что деловая активность пошла на спад. Но огромные неплатежи по субстандартным закладным не являются причиной суровости кризиса. Финансовая система ослабла в результате ряда уникальных факторов, характерных для нынешнего кризиса: передача активов с банковских балансов на рынки, формирование сложных и непрозрачных активов, неспособность рейтинговых агентств адекватно оценить риски по таким активам и отчетность по объективной стоимости (новые принципы отчетности). К этим новым факторам добавляется обычная неспособность регуляторов и наблюдателей зафиксировать и скорректировать обозначившуюся слабость.

Банки предприняли попытку защитить себя, разгружая свои балансы от неликвидных активов, однако инвесторы не выразили заинтересованности в них. В итоге банкам пришлось либо списывать такие активы, либо объявлять о потере капитала, в соответствии с принципами справедливой (fair value) отчетности. Снижение ценности активов в известной мере напугало инвесторов, поскольку они ожидали получения более крупных прибылей. Банки же, в свою очередь, продавали такие активы по еще более низким ценам по сравнению с теми, которые были ранее. Это повлекло за собой снижение цен широкого круга активов в целом.

Авторы акцентируют внимание и на проблеме слабой капитализации банков. Данные отчетности не смогли вскрыть всю глубину финансового водоворота. По иронии судьбы из этих данных следовало, что банки США все еще достаточно капитализированы, тогда как именно недостаточная капитализация банков является камнем преткновения на пути к разрешению финансового кризиса.

В качестве примера приводится статистика потерь капиталов с июля 2007 г. по февраль 2009 г.: банки США, Западной Европы и Тихоокеанского региона лишились около 3000 млрд. долл. Основная часть убытков пришлась на период после падения компании Lehman Brothers. Уровень капитализации банков служит объяснением, почему кризис все еще продолжается и почему правительствам следует активнее выделять денежные средства банкам. Настоящий кризис, как отмечают авторы, нельзя преодолеть, пока банки будут иметь так называемые токсичные активы.

Самая большая трудность, по их мнению, лежит на плечах политиков, перед которыми стоит задача выбрать и обосновать перед обществом один из двух вариантов действий: первый состоит в продолжении вливания денежных средств в банковский сектор, второй предполагает широкую национализацию. И определенные шаги необходимо предпринимать уже сейчас. В качестве примера авторы ссылаются на японский кризис 1990-х гг. и "потерянное десятилетие", причиной которого в свое время явилось затягивание с рекапитализацией банковской системы.

В заключение статьи делается вывод о том, что такие регуляторы финансовой сферы, как центральные банки, могли бы работать лучше, если бы преследовали ясные цели, исключающие конфликты, и не находились бы в зависимости от исполнительной власти. Это может быть обеспечено с помощью принятия соответствующего законодательства, в котором будут закреплены как цели финансового регулирования, так и обязанность периодического отчета регуляторов перед конгрессом или парламентом. Именно это сейчас и является задачей центральных банков.