<1> Научный консультант - к.ю.н. Е.Б. Лаутс....">
Мудрый Юрист

Мировой финансовый кризис: причины, последствия, меры борьбы с ним. Константин заман *

<*> Константин Заман (Польша), октябрь 2009 г. World Financial Crisis: Possible Impact on Developing Economies Constantin Zaman. CASE Warsaw, http://ssrn.com/abstract=1285432.

Морозова У., юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова <1>.

<1> Научный консультант - к.ю.н. Е.Б. Лаутс.

Сейчас распространены пессимистические взгляды, согласно которым текущий финансовый кризис может стать самым серьезным по последствиям с 1930-х гг., когда произошел существенный спад рыночной экономики, продолжавшийся в течение нескольких лет, когда на восстановление производительности и преодоление безработицы потребовалось десятилетие. Однако, как отмечает автор статьи, текущий кризис отличается от прошлых подобных событий, потому что внутренняя взаимосвязь между финансовыми институтами теперь намного сильнее. Все началось как (относительно изолированный) кризис практически ничем не обеспеченных ипотечных займов под залог недвижимости в США, но потом это вышло из-под контроля, так как организации, которые давали эти ипотечные займы, зависели от других, у которых они брали денежные суммы, собственно, предоставляемые в кредит. И они, в свою очередь, зависели от других.

В итоге кризис затронул все финансовые учреждения без исключения; вызвано это было тем, что глобальная финансовая система уже была "заражена" последствиями совершения рискованных действий в поисках получения более высокой прибыли и использования сложных механизмов, таких, как ценные бумаги, обеспеченные активами <2>; ни рынки, ни финансовые регуляторы даже не задумывались о последствиях данных методов для финансовой стабильности системы.

<2> Американский финансовый термин asset-backed securities - бумаги, обеспеченные активами (долговые ценные бумаги, обеспеченные дебиторской задолженностью, будущими поступлениями по выданным автомобильным кредитам и т.д.; одной из наиболее распространенных разновидностей таких ценных бумаг являются ценные бумаги, обеспеченные ипотекой).

Более того, распространение кризисных явлений на международном уровне - не результат плохо разработанной регулятивной основы, а последствие того, что глобальной регулятивной основы не существует вообще. Это отсутствие может привести к системному кризису, который не оставит иного пути, как установление международного глобального регулирования и, как следствие, изменение данного регулирования на национальном уровне.

Влияние, которое текущий кризис может оказать на мировую экономику, все еще не совсем ясно, так как до сих пор отсутствует адекватная теоретическая основа глобализации. Однако разрушительные процессы, которые были свойственны прошлым кризисам, все еще будут актуальны и для текущего, особенно в финансовой сфере.

Степень разрушения финансовой системы в значительной степени зависит от восприятия риска; высокий риск означает более высокую цену за сомнительные активы, что способствует снижению риска данных активов. Однако разрушение финансовых институтов вызывает нарушение других секторов экономики: при сохранении кризиса ликвидности такие процессы начинаются и в нефинансовых секторах. Недавнее существенно возросшее количество случаев вмешательства центральных банков, связанных с проблемой ликвидности, дает повод для сомнения в определении конечных итогов кризиса, потому что мы не можем достоверно знать, окажемся ли мы перед проблемой неликвидности либо несостоятельности системы. Это важнейший вопрос, так как кризис ликвидности в большинстве случаев затрагивает местный уровень, но нерешенные проблемы, связанные с отсутствием ликвидности, на местном уровне могут легко привести к несостоятельности всей системы. И такая несостоятельность может сделать кризис транснациональным, который отразится на всех странах с открытой экономикой (т.е. экономикой, которая осуществляет экспорт и импорт).

Самый сложный вопрос в данной ситуации - то, что возможные решения, известные на данный момент (главным образом жесткая налоговая политика в совокупности со свободной денежной политикой), могут привести к каким-либо положительным результатам только на национальном уровне; нет такого способа для того, чтобы преодолеть кризис на глобальном уровне, во многом из-за того, что нет такого учреждения, которое могло бы скоординировать деятельность правительств стран на международном уровне. Международный валютный фонд (МВФ) или Международный банк реконструкции и развития <3> ничего не могут сделать с политической реакцией на международном уровне в случае кризиса.

<3> World Bank - Международный банк реконструкции и развития.

Таким образом, текущий кризис (который имеет финансовую природу в настоящее время), по существу, привел к глобальному системному кризису вследствие ухудшения кредитования на локальном уровне и снижения спроса в мировой экономике, что отличает его во многом от предыдущих локальных кризисов.

При этом автором было сделано предположение о том, что, хотя кризис затронет экономику всех стран, страны с развивающейся экономикой по-другому ощутят его последствия: такие страны, как Таиланд или Венгрия, например, которые занимают место финансовых спекулянтов с Запада, должны ожидать серьезных последствий, напротив, такие страны, как Турция, Индонезия или Сирия, пострадают в меньшей степени, но спад, хотя и незначительный, все же ожидается. Никаких значительных последствий не ожидается в странах новой экономической мощи (Китай, Индия). Кризис, следовательно, по существу, придет из стран с развитой экономикой.

Для того чтобы оценивать влияние на реальную экономику, мы должны помнить, что финансовый кризис такого типа ведет себя как вирус, который распространяется по всему телу и может передаться другим организмам.

Из этого следует, что оценка любого воздействия на реальную экономику должна в первую очередь учитывать:

а) возможности выхода из кризиса банковского сектора;

б) ситуацию при финансовом перераспределении через обыкновенные акции и облигации;

в) тенденции на иностранных валютных рынках.

Кто будет затронут в наибольшей степени? Автор сам отвечает на поставленный вопрос: распространение последствий кризиса в значительной степени зависит от того, как ситуация будет развиваться в странах ЕС: если произойдет спад в Западной Европе, то страны с развивающейся экономикой пострадают в значительной степени. Однако все будет зависеть от наличия программ поддержки, которые были разработаны каждой страной за последние пять лет, от того, как были произведены денежные сбережения, каким образом решен вопрос государственного долга.

Лучший способ преодолеть негативные последствия данного явления - использование сочетания политических инструментов, которые позволят сократить возможное нежелательное воздействие на реальную экономику.

Рекомендуется в зависимости от тяжести кризиса и его последствий принимать меры на двух различных уровнях:

  1. политические меры в финансовом секторе: показатели уязвимости, предложенные МВФ, дают ясную картину состояния финансового и банковского сектора;
  2. меры, проводимые Центральным банком, для того чтобы управлять валютным курсом и контролировать уровень инфляции. Так как наиболее вероятным способом воздействия на экономику будет ухудшение соотношения импортных и экспортных цен, то стабильность обменного курса будет решающей в решении данной проблемы.

Применение таких мер должно в первую очередь быть направлено на решение следующих задач:

  1. предотвращение увеличения заведомо неустойчивых дефицитов;
  2. вопреки политике в странах с развитой экономикой, затронутых последствиями кризиса, процентные ставки должны быть немного увеличены, чтобы сохранить инфляцию на низком уровне;
  3. превентивная инвестиционная политика с акцентом на дорогостоящие (и в какой-то степени рискованные) проекты в обрабатывающей промышленности, в том случае если данные проекты финансируются из государственного бюджета;
  4. лучший и более осторожный контроль за внутренней финансовой системой, даже если система кажется здоровой и не подверженной разрушению. Предотвращение, вместо восстановления, является правильной и эффективной политикой в это время.

МВФ предлагает контролировать следующие группы индикаторов:

  1. показатели внешнего и внутреннего долга;
  2. показатели целесообразности резервов;
  3. финансовые устойчивые показатели;
  4. показатели корпоративного сектора.

По мнению автора, данные показатели являются необходимыми для оценки возможного влияния последствий изменения валютного курса и процентных ставок и, соответственно, кризиса в целом.

Таким образом, по мнению автора, только при комплексном подходе к преодолению последствий кризиса, а также к предотвращению возможных его проявлений как со стороны одного государства, так и со стороны мирового сообщества в целом могут быть достигнуты желаемые результаты.