Мудрый Юрист

О содержании вещных прав

Ахметьянова З.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского государственного университета.

Через традиционную триаду правомочий раскрывается понятие вещного права и в Концепции развития законодательства о вещном праве, где к вещным правам предлагается отнести право собственности и ограниченные вещные права на чужие вещи, которые дают лицу непосредственное господство над вещью, в том числе путем владения, пользования и распоряжения ею в пределах, предусмотренных ГК РФ. Положение о том, что содержание вещных прав определяется ГК РФ, предлагается предусмотреть в качестве одного из признаков всякого вещного права <1>.

<1> См. п. 3.1 Концепции развития законодательства о вещном праве; п. 2.2 Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренной Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 октября 2009 // www.privatlaw.ru.

Правомочие владения представляет собой фактическое обладание, господство лица над вещью (имуществом), и потому его следует понимать как основанную на законе и охраняемую им возможность иметь вещь (имущество) у себя в хозяйстве. Данное правомочие предоставляет его обладателю возможность оказывать какое-либо непосредственное воздействие на вещь.

К сожалению, действующее гражданское законодательство никак не регулирует вопросы фактического владения и его защиты. Среди сторонников понимания того, что владение есть факт, много авторитетных исследователей - Д.И. Мейер, К.А. Неволин, В.И. Синайский, К.И. Скловский и др. <2>. Еще Ф.К. Савиньи отмечал, что первоначально владение есть не более чем факт, но в то же время факт, с которым соединены правовые последствия осуществления владения - давность и интердиктная защита; что во владении необходимо рассматривать не право на владение, а права, проистекающие из владения <3>. Именно владение как защищаемое правовым порядком состояние образует ту базу, на основе которой появляется юридическая конструкция собственности, и предопределяет основные характеристики последней как вещного права <4>.

<2> См.: Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2-х ч. (по исправл. и доп. 8-му изд., 1902 г.). 3-е изд., испр. М.: Статут, 2003; Неволин К.А. Полное собрание сочинений. Т. 4: История российских гражданских законов. СПб.: Типография Эдуарда Праца, 1857; Синайский В.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2002; Скловский К.И. Собственность в гражданском праве: Учебно-практическое пособие. 4-е изд. М.: Статут, 2008 и др. Справедливости ради надо заметить, что позиции о том, что владение есть право, придерживались не менее именитые представители отечественной цивилистики. См.: Гамбаров Ю.С. Курс гражданского права. М.: Статут, 2003; Дождев Д.В. Римское частное право. М., 1997; Иеринг Р. Теория владения. СПб., 1895; Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права: В 2 т. Т. 1. М.: Статут, 2005 и др.
<3> Цит. по: Гринько М.А. Институт владения в Германском гражданском уложении 1896 г. К истории вопроса // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1999. N 3. С. 99.
<4> Германов А.В. От пользования к владению и вещному праву. М.: Статут, 2009. С. 5.

По мнению авторов Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, владение следует урегулировать в ГК РФ прежде всего как факт (фактическое отношение). Действительно, если таким образом определить место владения в системе институтов вещного права, то можно избежать нежелательного пересечения владения с другими вещными правами. Однако, как справедливо отмечают разработчики документа, это не означает, что нужно отказаться от правомочия владения, которое входит в состав (надо думать, содержание) вещных прав. Поскольку при анализе правовой природы владения нужно отталкиваться от тех функций, которые владение выполняет в действующем законодательстве <5>.

<5> Бабаев А.Б. Система вещных прав. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 210.

Если рассматривать владение как одно из правомочий, составляющих содержание права собственности или иного вещного права, то следует признать, что правомочие владения не является ни правом, ни фактом, а скорее элементом правоотношения <6>. Правомочие владения носит служебный характер, значение его состоит в том, что правомочие владения дает субъекту права возможность защищать свое обладание этой вещью <7>.

<6> Белов В.А. Гражданское право: Общая и особенная части. М.: Юрайт-Издат, 2003. С. 459.
<7> См.: Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В.А. Белова. М.: Юрайт-Издат, 2007. С. 540.

Владение имуществом может быть законным (когда оно опирается на какое-либо правовое основание, то есть на юридический титул владельца) и незаконным (которое, соответственно, какого-либо правового основания под собой не имеет, а потому является беститульным).

Законным (титульным) владельцем может быть как собственник имущества, так и несобственник - унитарное предприятие, которому имущество предоставлено в хозяйственное ведение или оперативное управление; землепользователь, получивший земельный участок в бессрочное пользование; арендатор имущества по договору аренды; транспортная организация - перевозчик по договору перевозки грузов и др. Во всех названных случаях владение является производным от права собственности, то есть зависит непосредственно от воли собственника имущества, будь то государство, частное лицо или иной собственник. С данным правомочием закон связывает определенные правовые последствия (например, ст. 301 ГК РФ).

Незаконные владельцы подразделяются, в свою очередь, на добросовестных и недобросовестных: владелец признается добросовестным, если он не знал и не мог знать о незаконности своего владения, и недобросовестным, когда он об этом знал или должен был знать. Такое разграничение незаконных владельцев имеет важное практическое значение при осуществлении защиты права собственности и других вещных прав (ст. ст. 301 - 303 ГК РФ).

Правомочие владения неразрывно связано с правомочием пользования, так как в подавляющем большинстве случаев для того, чтобы пользоваться вещью, необходимо иметь ее в своем владении. Правомочие пользования позволяет его обладателю использовать вещь, потреблять ее, извлекать из нее какие-либо полезные свойства (эксплуатировать имущество, извлекать доходы, получать приносимые им плоды и т.п.). Границы права пользования могут определяться законом, договором и иным правовым основанием (например, завещанием). Законом запрещено пользование имуществом в ущерб интересам других лиц или общества в целом (так называемое злоупотребление правом).

Законное пользование имуществом может быть защищено от нарушений различными правовыми средствами. В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник имущества может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения и, в частности, может предъявить иск об устранении препятствий в пользовании его имуществом.

Правомочие распоряжения представляет собой такое правомочие, в силу которого его обладатель определяет юридическую судьбу имущества, включает это имущество в экономический оборот путем совершения различного рода сделок (купля-продажа, передача в доверительное управление, сдача в аренду и др.). Это наиболее действенное из всех правомочий в составе вещного права, так как, определяя дальнейшую юридическую судьбу имущества, собственник или иной законный обладатель данного правомочия решает: сохранять имущество у себя и пользоваться им либо передать правомочия владения, пользования и распоряжения другому лицу, отчуждать имущество путем заключения и исполнения договора купли-продажи, мены, дарения или иным образом распорядиться его судьбой. Во многом именно от правомочия распоряжения зависит осуществление правомочий владения и пользования имуществом. В полном объеме правомочие распоряжения может принадлежать только собственнику имущества.

Названные правомочия, составляя в своем единстве содержание вещного права, между собой тесно взаимосвязаны. Фактическое господство над определенной вещью (имуществом) представляет собой необходимую предпосылку осуществления правомочий пользования, то есть признанной за обладателем вещного права и гарантированной ему законом возможности извлекать из имущества его полезные свойства для удовлетворения каких-либо потребностей. Правомочие пользования означает возможность не только непосредственного потребления, но и использования имущества для производственной деятельности, пользования его плодами, доходами и т.п.

Правомочия владения и пользования могут передаваться собственником имущества другим лицам, как физическим, так и юридическим. Если собственник имущества при этом не перестает быть таковым, то владение и пользование в той или иной мере ограничены его волей. Причем допускается как передача правомочия пользования без передачи владения (например, сервитут), так и передача правомочия владения без пользования (к примеру, передача вещи на хранение, транспортной организации для ее перевозки). Возможна также и передача владения вместе с правом пользования (например, аренда). Однако оба эти правомочия (владение и пользование) находятся в зависимости от правомочия распоряжения имуществом.

Все вышеназванные правомочия как самостоятельные виды возможного поведения обладателя субъективного права присутствуют в любом вещном праве, но мера возможной их реализации различна. В юридической литературе высказываются различные точки зрения - и то, что вещные права отличаются друг от друга количественно по принципу "больше - меньше" <8>, и то, что при разграничении различных вещных прав необходим качественный критерий <9>.

<8> См.: Шишкина В.С. Вещные права предпринимателя // Коммерческое право / Под ред. В.Ф. Яковлевой, В.Ф. Попондопуло. СПб., 1993. С. 64.
<9> Попондопуло В.Ф. Проблемы правового режима предпринимательства: Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1994. С. 218 - 219.

По нашему мнению, при разграничении различных вещных прав необходимо учитывать как качественный критерий, который характеризуется главным образом видом возможного поведения, так и количественный, характеризуемый мерой возможного поведения. При этом решающим, наиболее важным критерием остается именно мера возможного поведения, поскольку она (мера) позволяет разграничить между собой разновидности вещных прав.

Наиболее широким по своему содержанию вещным правом, безусловно, является право собственности, которое представляет собой абсолютное субъективное право, предоставляющее своему обладателю правомочия владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Закон раскрывает содержание права собственности через традиционную для российского права триаду правомочий - владение, пользование, распоряжение (ст. 209 ГК РФ), однако при этом раскрытие содержания права собственности не завершается лишь определением принадлежащих собственнику правомочий по реализации им своего права на имущество. Поскольку одноименные правомочия могут принадлежать и несобственнику имущества (например, унитарному предприятию как субъекту права хозяйственного ведения), необходимо оговорить специфические признаки, характерные для этих правомочий именно как правомочий собственника имущества.

Во-первых, специфичным является то, что собственник осуществляет принадлежащие ему правомочия по своему усмотрению, которое представляет собой "правомерную, властную, интеллектуально-волевую деятельность по выбору наиболее оптимального варианта реализации предоставленных правомочий в отношении имущественных благ, обеспечивающих наиболее эффективное использование объекта собственности, с учетом прав и законных интересов третьих лиц" <10>. "Юридическая специфика права собственности заключается не столько в перечне правомочий собственника, который может быть различным, сколько в самом их характере. Правомочия собственника дают ему возможность устранять, исключать всех других лиц от хозяйственного использования принадлежащего ему имущества, если на то нет его воли" <11>. Все это позволяет собственнику владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению.

<10> Камышанский В.П. Право собственности: пределы и ограничения. М., 2000. С. 90.
<11> Хорошев А.А. Право собственности юридических лиц: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2001. С. 8.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и не нарушающие права и интересы других лиц, в том числе отчуждать имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, правомочия владения, пользования, распоряжения, отдавать имущество в залог, обременять его иным способом, распоряжаться им иначе. При этом в случаях, когда собственник сам владеет и пользуется имуществом, ему для осуществления своего права обычно достаточно того, чтобы все третьи лица воздерживались от какого-либо посягательства на это имущество, а при осуществлении распоряжения ему, как правило, необходимо вступать в различные отношения с иными участниками гражданского оборота.

Во-вторых, - и это главный отличительный признак - мера возможного поведения собственника в отношении принадлежащего ему имущества является абсолютной и от воли других лиц не зависит. Собственник вправе использовать принадлежащее ему имущество для любой не запрещенной законом деятельности.

Тем не менее действия собственника относительно принадлежащего ему имущества не безграничны, поскольку законодатель установил для собственника два ограничения, которых он (собственник) всегда обязан придерживаться: а) его действия в отношении собственного имущества не должны противоречить закону и другим нормативным актам; б) он не должен своими действиями нарушать права и правомерные интересы других лиц. Помимо того, что собственник имущества должен соблюдать названные выше пределы осуществления своих прав, в некоторых случаях он обязан также разрешать ограниченное пользование своим имуществом другим лицам, например при сервитуте (ст. ст. 274, 277 ГК РФ).

Возможны случаи, когда собственник имущества лишается в отношении своего имущества сразу всех трех правомочий (например, в случае ареста имущества). Однако такая ситуация является временной, поскольку в дальнейшем собственник либо будет восстановлен в своих правах (ст. 304 ГК РФ), либо произойдет прекращение его права собственности по какому-либо из предусмотренных законом оснований.

Определенные дополнительные ограничения правомочий предусматривает закон для собственников земли (земельных участков) и других природных ресурсов. Законом оговаривается, что владение, пользование и распоряжение такими объектами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129 ГК РФ), осуществляется их собственником свободно, если это, во-первых, не наносит ущерба окружающей среде и, во-вторых, не нарушает прав и законных интересов других лиц. Запрет наносить ущерб окружающей среде установлен для собственника земли и непосредственно Конституцией РФ (ст. 36).

Что касается ограниченных вещных прав, то их содержание также составляют правомочия владения, пользования и распоряжения, с той лишь разницей, что обладатель ограниченного вещного права, реализуя принадлежащие ему правомочия, зависит в определенной мере от усмотрения собственника и мера его возможного поведения в отношении чужой вещи не может быть абсолютной. Мера возможного поведения субъекта ограниченного вещного права ограничена, во-первых, в силу прямого указания закона, во-вторых, зависит от воли собственника.

С вопросом о содержании вещных прав, с реализацией обладателем вещного права принадлежащих ему правомочий непосредственно связан вопрос осуществления вещных прав, поскольку именно через правомочия владения, пользования и распоряжения субъект осуществляет принадлежащее ему субъективное вещное право.

Авторы Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации предлагают закрепить правила об осуществлении вещных прав в Общих положениях о вещных правах. Представляется, что в правилах об осуществлении вещных прав речь должна идти о том, что вещные права осуществляются в пределах, установленных ГК РФ и изданными в соответствии с ним законами, без нарушения прав и законных интересов других лиц (соседских прав). Предлагается предусмотреть и правило о старшинстве вещных прав, оговорив, что при наличии нескольких вещных прав на одну и ту же вещь преимуществом обладает вещное право, возникшее ранее. Кроме того, в Концепции оговаривается, что раздел, объединение вещей либо присоединение вещи, обремененной вещным правом, к другой вещи не влечет за собой прекращения соответствующего вещного права (обременения), если иное не установлено законом или соглашением сторон.

Не оставляют без внимания разработчики Концепции и проблемы правового регулирования вещных прав, оговаривая, что в иных, кроме ГК РФ, законах могут быть определены особенности субъектов и объектов вещных прав, а также порядка осуществления этих прав в пределах, установленных ГК РФ.