Мудрый Юрист

Соблюдение режима труда и отдыха водителей автотранспортных средств как важный фактор обеспечения безопасности дорожного движения (нормативно-правовая основа)

Якимов А.Ю., заслуженный юрист Российской Федерации, профессор, доктор юридических наук.

Статья посвящена рассмотрению вопросов установления режима труда и отдыха водителей автотранспортных средств, являющегося важным фактором обеспечения безопасности дорожного движения, определения содержания данного режима и проведения контроля за его соблюдением как водителями, так и предприятиями, учреждениями, организациями, осуществляющими перевозочную деятельность.

По результатам рассмотрения данных вопросов формулируются предложения, направленные на совершенствование нормативно-правовой основы обеспечения соблюдения указанного режима.

Обеспечение безопасности дорожного движения можно рассматривать как комплекс мер воздействия на все компоненты широко известной триады, которая в популярной литературе и средствах массовой информации именуется "человек - автомобиль - дорога".

На наш взгляд, более корректной является иная формулировка "участник дорожного движения - транспортное средство - дорожная инфраструктура". Однако в любом случае на первом месте стоит человеческий фактор.

Это представляется вполне обоснованным, поскольку изменение поведения человека требует перестройки его сознания, что предопределяет необходимость осуществления не только значительных материальных, но и временных затрат, не говоря уже об объективных сложностях поиска оптимального сочетания методов убеждения и принуждения.

Среди участников дорожного движения центральное место занимают водители автотранспортных средств. Объяснением их доминантной роли в процессе дорожного движения может служить то, что автотранспортные средства относятся к источникам повышенной опасности (ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Это обусловливает наличие специфических требований как к водителям автотранспортных средств (возраст, наличие права управления транспортным средством определенной категории и др.), так и к деятельности, которая связана с управлением указанными транспортными средствами (Правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств). Сказанное прежде всего относится к деятельности, осуществляемой на профессиональной основе.

Согласно ст. 329 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти (с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей), осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

В соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации <1> указанным федеральным органом исполнительной власти является Минтранс России, который во исполнение упомянутой статьи ТК РФ издал соответствующий ведомственный нормативный акт. Имеется в виду Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей <2>.

<1> Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (с изм. и доп.).
<2> Утверждено Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15.

Данное Положение предусматривает вышеупомянутые особенности в отношении водителей, работающих по трудовому договору (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ) на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории России (п. 2).

Этим Положением устанавливаются как общие правила, определяющие режим работы и отдыха, так и специальные правила с учетом специфики осуществляемых перевозок.

К первому виду правил относятся, например, нормальная продолжительность рабочего времени водителей, которая не может превышать 40 часов в неделю (п. 7), продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха, которая при суммированном учете рабочего времени должна быть не менее 12 часов (п. 25) и др.

В качестве примеров правил второго вида можно привести то, что водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части (п. 13), на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов (п. 28) и т.п.

Важно иметь в виду, что согласно п. 3 рассматриваемого Положения предусмотренные им особенности режима рабочего времени и времени отдыха являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм данного Положения.

Что касается осуществления международных автомобильных перевозок, то режим труда и отдыха водителей определяется Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) (Женева, 1 июля 1970 г.) (далее - ЕСТР).

Так, в ст. 6 ЕСТР устанавливается продолжительность управления транспортным средством. Например, продолжительность управления между любыми двумя периодами ежедневного отдыха или между ежедневным периодом отдыха и еженедельным периодом отдыха не должна превышать 10 часов.

В ст. 7 ЕСТР регламентируются перерывы. В частности, после управления в течение 4,5 часа водитель должен сделать перерыв по крайней мере на 45 минут, если не наступает период отдыха.

В ст. 8 ЕСТР определяется продолжительность отдыха. По общему правилу в течение каждых 24 часов водитель должен иметь непрерывный ежедневный отдых продолжительностью не менее 11 часов.

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Детальная регламентация режима труда и отдыха водителей автотранспортных средств имеет важное значение для обеспечения безопасности дорожного движения.

Не случайно требования по соблюдению указанного режима, касающиеся юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют на территории России деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, содержатся в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изменениями и дополнениями).

В соответствии со ст. 20 данного Федерального закона упомянутые юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, и соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

На наш взгляд, точнее было бы указать на то, что соответствующий режим устанавливается законодательными и иными нормативными правовыми актами, поскольку, как было указано ранее, ст. 329 ТК РФ имеет бланкетный характер.

Согласно пп. "г" п. 4 утвержденного Правительством Российской Федерации Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) <3>, к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров относится соблюдение лицензиатом основных требований, установленных в ст. 20 упомянутого Федерального закона.

<3> Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637.

Следует обратить внимание на то, что в свое время Минтрансом России были утверждены Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте <4>, в которых также содержится норма аналогичного характера.

<4> Утверждены Приказом Минтранса России от 30 марта 1994 г. N 15.

В соответствии с п. 2.3 этих Требований владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава, в том числе за счет соблюдения установленных режимов труда и отдыха водителей.

Вопросы установления и соблюдения режима труда и отдыха водителей автотранспортных средств более детально отражены в утвержденном Минтрансом России Положении об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов <5>.

<5> Утверждено Приказом Минтранса России от 9 марта 1995 г. N 27.

В п. 3.3.2 данного Положения предусмотрено, что режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми упоминавшимся ранее трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей. Именно с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств городского, пригородного и междугородного сообщения.

Важное требование организационного характера включено в п. 5.4 Положения: соответствующее предприятие (учреждение, организация) обязано обеспечить условия для питания и отдыха водителей на маршрутах регулярных перевозок, а также предусмотреть время и место отдыха водителей в пути при направлении в дальние рейсы или на работу в отрыве от основной базы предприятия (учреждения, организации).

Нормы аналогичного характера содержатся и в утвержденном Минтрансом России Положении об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами <6>. Имеются в виду разработка графиков (расписания) движения с учетом соблюдения режима труда и отдыха водителей (п. 5.2.2), обеспечение каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте, с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег (п. 5.2.3) и т.п.

<6> Утверждено Приказом Минтранса России от 8 января 1997 г. N 2 (с изм. и доп.).

В связи с изложенным обращает на себя внимание наличие целого ряда ведомственных нормативных актов, положения которых во многом дублируют друг друга. На наш взгляд, соответствующая нормативная правовая база Минтранса объективно нуждается в систематизации и последующей кодификации.

Что касается осуществления международных автомобильных перевозок, то в соответствии со ст. 11 ЕСТР предприятие должно организовать автомобильные перевозки таким образом, чтобы члены экипажа могли соблюдать положения данного Соглашения.

Применительно к водителям автотранспортных средств в п. 2.7 Правил дорожного движения, утвержденных Правительством Российской Федерации <7>, содержится прямой запрет управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок - международными договорами Российской Федерации.

<7> Утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.).

Специальная норма предусмотрена в ст. 8 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (с изменениями и дополнениями).

Согласно данной статье водители транспортных средств при осуществлении международных автомобильных перевозок по территории России обязаны соблюдать режим труда и отдыха, установленный международным договором Российской Федерации о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих указанные перевозки (имеется в виду ЕСТР).

Таким образом, требования о соблюдении установленного режима труда и отдыха водителей автотранспортных средств касаются как администрации (должностных лиц) соответствующих предприятий, учреждений, организаций, так и, естественно, водительского состава.

Теперь остановимся на вопросе о нормативно-правовой основе осуществления контроля за соблюдением указанного режима. При этом вначале рассмотрим проведение такого контроля в отношении водителей.

В соответствии с п. 3.4.3 ранее упомянутого Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров, соответствующее предприятие (учреждение, организация) с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организует контроль за соблюдением водителями трудовой дисциплины, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения.

При этом должностные лица предприятия (учреждения, организации) имеют право осуществлять контроль на линии и принимать при выявлении нарушений необходимые меры в соответствии с действующим законодательством (п. 5.5).

Под этими мерами следует понимать такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор и увольнение, а также иные дисциплинарные взыскания, установленные для отдельных категорий работников уставами, положениями о дисциплине и иными нормативными правовыми актами (ст. 192 ТК РФ).

Более конкретные нормы содержатся в Положении об обеспечении безопасных перевозок пассажиров автобусами, о котором уже говорилось. Согласно п. 2.3.3 данного Положения контроль за соблюдением установленного "режима труда и отдыха водителей осуществляется владельцами автобусов, автовокзалами, пассажирскими автостанциями, расположенными на маршрутах регулярных перевозок, органами Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекцией".

Представляется целесообразным обратить внимание на два момента. Во-первых, редакцию приведенного пункта Положения нельзя признать корректной. Прошло уже несколько лет после переименования Государственной автомобильной инспекции в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения МВД России, а Российской транспортной инспекции - в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.

Кроме того, автовокзал и пассажирская автостанция не могут "осуществлять контроль" за соблюдением режима труда и отдыха водителей. По всей видимости, имеется в виду то, что в соответствии с п. 5.7 Положения водитель автобуса обязан на конечных и промежуточных контрольных пунктах внегородских маршрутов (автовокзалах, автостанциях, автокассах) в соответствии с графиком движения делать диспетчерские отметки в путевом листе.

Во-вторых, в п. 2.3.3 Положения смешиваются два вида контроля: внутренний (осуществляемый соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями) и внешний (осуществляемый компетентными государственными органами). Последний правомерно именовать государственным контролем.

Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" предусмотрено, что в обязанности милиции входит осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения (п. 9 ст. 10).

В соответствии с п. 2 утвержденного Президентом Российской Федерации Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации <8> Госавтоинспекция (это официальное сокращенное наименование) обеспечивает соблюдение гражданами законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

<8> Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 (с изм. и доп.).

При этом в п. п. 11 и 12 данного Положения, предусматривающих конкретные полномочия (обязанности и права) Госавтоинспекции по осуществлению контроля за соблюдением нормативных правовых актов, отсутствует упоминание о нормативных актах, которыми устанавливаются требования к перевозкам пассажиров и грузов (за исключением перевозок тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов).

Поскольку в настоящее время административная ответственность за нарушение установленного режима труда и отдыха водителей также не установлена, то полномочия Госавтоинспекции по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях и применению мер административного принуждения, закрепленные в п. п. 11 и 12 Положения, также не имеют отношения к рассматриваемому контролю.

В то же время в соответствии с п. 6.1 утвержденного Правительством Российской Федерации Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта <9> Ространснадзор (официальное сокращенное наименование) наделен правом проверять в установленном порядке осуществление физическими лицами перевозочной деятельности (несмотря на то, что в п. 5 Положения содержится указание на наличие полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации (в том числе международных договоров Российской Федерации) только о порядке осуществления международных автомобильных перевозок).

<9> Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398 (с изм. и доп.).

Далее обратимся к рассмотрению контроля за соблюдением установленного режима труда и отдыха водителями при осуществлении международных автомобильных перевозок.

В ст. 11 упомянутого ранее ЕСТР регламентировано проведение контроля, осуществляемого предприятием. Оно должно постоянно контролировать время управления транспортным средством и другой работы, время отдыха, используя для этого все находящиеся в его распоряжении документы (личные контрольные книжки).

Важно отметить то, что в случае обнаружения нарушений положений ЕСТР предприятие должно немедленно устранять их и принимать меры к недопущению их в будущем, например, путем изменения графиков работы и маршрутов (ст. 11).

Что касается государственного (внешнего) контроля, то в ст. 12 ЕСТР установлено, что договаривающаяся сторона (в лице государственного органа) проводит должный контроль на дорогах. При этом проверки на дорогах должны включать в себя выявление таких параметров, как:

Согласно ст. 11 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушения порядка их выполнения" государственный контроль за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере транспорта, и его территориальные органы. Данный контроль проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 утвержденного Правительством Российской Федерации Положения о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок <10> указанный контроль проводится Ространснадзором. В соответствии с пп. "е" п. 9 данного Положения проверке подлежит соблюдение водителями автотранспортных средств режима труда и отдыха.

<10> Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. N 1272 (с изм. и доп.).

При этом в п. 18 Положения закреплено право должностных лиц Ространснадзора налагать штрафы за нарушения порядка выполнения международных автомобильных перевозок в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Данная формулировка представляется не совсем точной, поскольку в КоАП РФ предусмотрено, что должностные лица Ространснадзора уполномочены не только налагать штрафы, но и осуществлять в полном объеме производство по делам об определенных административных правонарушениях.

К их числу относится нарушение водителем грузового автотранспортного средства или автобуса, осуществляющим международную автомобильную перевозку, установленного режима труда и отдыха, которое влечет административный штраф (ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 23.36 КоАП РФ дела об указанных правонарушениях уполномочены рассматривать должностные лица органов транспортного контроля и надзора (Ространснадзора). С учетом положений, содержащихся в ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, к компетенции данных органов относится и составление протоколов об этих нарушениях (что представляется вполне очевидным).

Важно иметь в виду, что аналогичными полномочиями по составлению протоколов и назначению административных наказаний наделены должностные лица Госавтоинспекции (ст. ст. 23.3 и 28.3 КоАП РФ).

Таким образом, в данном случае контроль за соблюдением водителями соответствующих автотранспортных средств установленного режима труда и отдыха осуществляется и Ространснадзором, и Госавтоинспекцией.

Теперь следует рассмотреть вопрос о проведении государственного контроля за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями, осуществляющими автомобильные перевозки, установленного режима труда и отдыха водителей автотранспортных средств.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что соблюдение ими соответствующего режима производится следующим образом: 1) путем составления графиков (расписаний) движения автотранспортных средств с учетом установленных требований, касающихся времени труда и времени отдыха водителей; 2) путем обеспечения условий для работы, питания и отдыха водителей на маршрутах; 3) путем организации контроля за соблюдением водителями указанного режима.

В п. 2 уже упоминавшегося Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации предусмотрено, что Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами и иными организациями, а также должностными лицами законодательства Российской Федерации, иных нормативных актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам безопасности дорожного движения.

В соответствии с пп. "б" п. 12 данного Положения Госавтоинспекция наделена правом давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения (с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах), а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер - привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством.

Согласно п. 6.1 уже упоминавшегося Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта Ространснадзор имеет право проверять деятельность юридических лиц, осуществляющих перевозочную деятельность.

При этом в п. 6.7 данного Положения содержится лишь общая формулировка права Ространснадзора осуществлять государственное реагирование на совершенные правонарушения. Этим пунктом закреплено право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры предупредительного и профилактического характера, направленные на пресечение нарушений юридическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

В связи с изложенным важно обратить внимание на то, что в ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц и должностных лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Согласно положениям КоАП РФ протоколы об указанных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица Госавтоинспекции и Ространснадзора (ч. 2 ст. 28.3), а рассматривать дела об этих нарушениях - судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Представляется уместным вновь упомянуть о том, что в соответствии с п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованном для перевозок более восьми человек, в перечень лицензионных требований и условий входит соблюдение лицензиатом режима труда и отдыха водителей. Лицензирующим органом является Ространснадзор (п. 2 Положения).

Следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирующий орган уполномочен осуществлять контроль за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий (ст. 6). Содержание лицензионного контроля определено в ст. 12 данного Федерального закона.

Что касается последствий нарушения лицензиатом соответствующих требований и условий, то согласно ст. 13 указанного Федерального закона приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии осуществляются только в соответствии с решением суда. Данные решения принимаются лишь в строго определенных случаях, предусмотренных в ст. 3.12 и статьях Особенной части КоАП РФ.

С учетом этого укажем на наличие ст. 5.27 КоАП РФ, в которой установлена административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Составление протоколов об указанных правонарушениях и назначение наказаний в виде административного штрафа отнесено к компетенции федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда (ст. ст. 23.12 и 28.3 КоАП РФ).

По данной статье лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, назначается наказание в виде административного штрафа или административного приостановления деятельности. Должностное лицо наказывается административным штрафом (ч. 1), а в случае, если оно ранее уже было подвергнуто административному наказанию за аналогичное правонарушение, вновь совершенное нарушение влечет дисквалификацию (ч. 2).

Что касается назначения административных наказаний в виде административного приостановления деятельности и дисквалификации, то это отнесено к исключительной компетенции судей (ст. ст. 3.11, 3.12, 23.1 КоАП РФ).

Необходимо обратить особое внимание на наличие общей нормы, содержащейся в ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, согласно которой осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение штрафа на юридических лиц, должностных лиц и даже граждан. В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ дела об этих правонарушениях рассматриваются только судьями.

Что касается составления протоколов об указанных нарушениях, то в ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ определено, что данными полномочиями наделяются должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, осуществляющих лицензирование соответствующих видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий. Следовательно, в рассматриваемом случае речь идет о должностных лицах органов Ространснадзора.

В ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ установлена повышенная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). При этом согласно примечанию к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В п. 5 неоднократно упоминавшегося Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, содержится перечень таких грубых нарушений, состоящий из двух подпунктов.

Формулировка пп. "а" носит достаточно общий характер, поскольку там говорится о нарушении, "в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее пяти человек". На этом основании представляется возможным сделать вывод о том, что к нарушению в виде несоблюдения лицензиатом режима труда и отдыха водителей данная норма прямого отношения не имеет.

Проведение контроля за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями установленного режима труда и отдыха водителей автотранспортных средств при осуществлении международных перевозок имеет определенные особенности.

Как уже отмечалось, в п. 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта закреплено, что Ространснадзор реализует контрольно-надзорные функции в отношении соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации, о порядке осуществления международных автомобильных перевозок.

При этом согласно п. 6.1 данного Положения Ространснадзор имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических лиц, осуществляющих перевозочную деятельность, а в соответствии с п. 6.7 Положения - применять меры административного принуждения (формулировка данного пункта была рассмотрена ранее).

В ст. 12 неоднократно упоминавшегося ЕСТР специально предусмотрены соответствующие проверки на предприятиях, которые помимо содержания ранее рассмотренных проверок на дорогах должны включать также выявление таких параметров, как:

Следует обратить внимание на ст. 12 уже упоминавшегося Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности нарушения порядка их выполнения", которая содержит два весьма интересных положения.

В случае неоднократных нарушений порядка осуществления международных автомобильных перевозок российским перевозчиком действие удостоверения допуска российского перевозчика может быть приостановлено или указанное удостоверение может быть аннулировано в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Однако в уже упоминавшемся Положении о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок порядок такого аннулирования не установлен.

В случае подобных неоднократных нарушений иностранным перевозчиком руководитель органа транспортного контроля и надзора (Ространснадзора) направляет в федеральный орган исполнительной власти в области транспорта (Минтранс России) предложение о принятии к нарушителю мер, предусмотренных международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения. Правда, в неоднократном упоминавшемся ранее ЕСТР подобные меры не определены.

В завершение следует констатировать наличие целого ряда пробелов в нормативно-правовом регулировании контроля за соблюдением установленного режима труда и отдыха водителей автотранспортных средств. Указанный недостаток в полной мере характерен и для предусмотренных законодательством мер административного принуждения. Очевидно, что такое положение оказывает негативное влияние на состояние безопасности дорожного движения.

Для подтверждения правоты данного суждения представляется целесообразным воспроизвести содержание сообщений, появившихся в некоторых средствах массовой информации в весенне-летний период 2009 г., который характеризовался резким увеличением количества дорожно-транспортных происшествий с особо тяжкими последствиями.

Со ссылкой на позицию Генеральной прокуратуры Российской Федерации были приведены следующие результаты анализа сложившегося положения:

<11> См.: Генпрокурор внедряет в маршрутки тахографы. 05.05.2009. URL: http://www.finansmag.ru//news/15079.

Все вышеуказанное позволяет прийти к следующему заключению: повышение эффективности данного контроля возможно только путем кардинального совершенствования нормативно-правовой основы его осуществления, как в целом, так и в части применения при этом специальных технических устройств. Последнее, на наш взгляд, заслуживает отдельного рассмотрения.