Мудрый Юрист

Административное санкционирование в области обеспечения безопасности

Стахов А.И., профессор кафедры административного права Российской правовой академии Минюста России, доктор юридических наук.

Киселев Ф.Н., аспирант Вятского государственного технического университета (г. Киров).

Административно-правовые методы обеспечения безопасности, связанные с правомерной деятельностью частных лиц, представляют собой ряд взаимосвязанных, зафиксированных в административно-правовых нормах способов и приемов разрешения, одобрения, признания правомерными или возможными отдельных видов действий или деятельности частных лиц по использованию на законных основаниях разнообразных техногенных и природных источников опасности.

В результате анализа отечественного массива административного законодательства можно сделать вывод о том, что в настоящее время административные органы (органы исполнительной власти и исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), наряду с административно-правовыми методами, связанными с административными правонарушениями, применяют в целях обеспечения безопасности ряд типичных (характерных), но не систематизированных административно-правовых методов охраны прав и законных интересов личности, общества, государства от вредоносных техногенных и природных факторов окружающей среды, связанных с правомерными действиями или деятельностью частных лиц (физических лиц и организаций). Указанные административно-правовые методы обеспечения безопасности следует отграничивать от административно-правовых методов, применяемых административными органами в связи с ожидаемыми, совершаемыми или совершенными административными правонарушениями частных лиц.

Административно-правовые методы обеспечения безопасности, связанные с правомерной деятельностью частных лиц, по сути, представляют собой ряд взаимосвязанных, зафиксированных в административно-правовых нормах способов и приемов (административно-правовых мер) разрешения, одобрения, признания правомерными или возможными отдельных видов действий или деятельности частных лиц по использованию на законных основаниях разнообразных техногенных и природных источников опасности.

Основанием применения административными органами рассматриваемых административно-правовых мер являются не административные правонарушения, а ожидаемые на основе опыта либо наступившие в действительности факторы окружающей природной среды или техногенной системы, которые способны причинить (причиняют, причинили) вред правам и законным интересам личности, общества, государства и которые связаны с правомерной деятельностью граждан, коммерческих и некоммерческих организаций.

Соответственно, данные административно-правовые меры применяются административными органами в целях предупреждения, выявления и устранения техногенных и природных факторов окружающей среды, которые связаны с правомерной деятельностью частных лиц и способны причинить (причиняют, причинили) вред, ущерб правам и законным интересам личности, общества, государства.

Учитывая вскрытые выше особенности административно-правовых мер обеспечения безопасности, связанных с правомерной деятельностью частных лиц, на наш взгляд, следует рассматривать их совокупность в качестве самостоятельной системы административно-правовых методов, применяемых административными органами в целях обеспечения безопасности. Такую систему административно-правовых методов в обобщенном виде можно назвать административным санкционированием в области обеспечения безопасности.

При таком подходе в зависимости от основания и целевой направленности административно-правовых мер обеспечения безопасности, применяемых административными органами, в данной системе предлагается выделить научно обоснованные типичные методы административного санкционирования в области обеспечения безопасности.

Из анализа действующего административного законодательства в качестве типичных методов административного санкционирования в области безопасности представляется обоснованным выделить:

Под разрешительным методом обеспечения безопасности следует понимать систему нормативно зафиксированных способов и приемов предоставления административными органами частным лицам специального права (разрешения) на осуществление отдельных видов деятельности или специального права (разрешения) на совершение отдельных видов действий, связанных с использованием техногенных и природных источников опасности.

В содержании разрешительного метода обеспечения безопасности логично выделить следующие взаимосвязанные административно-правовые меры:

  1. выдача технико-правовых лицензий (например, выдача лицензии на право осуществления отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте <1>);
<1> Статья 5 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" // СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.
  1. выдачу технико-правовых разрешений (например, выдача разрешения на перевозку опасных и особо опасных грузов <2>).
<2> Правила применения технических устройств на опасных производственных объектах, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.12.1998 N 1540 // СЗ РФ. 1999. N 1. Ст. 191.

Под удостоверительным методом обеспечения безопасности следует понимать систему нормативно зафиксированных способов и приемов официального прямого подтверждения административным органом соответствия общеобязательным условиям и требованиям безопасности фактического состояния заявленных (представленных) частными лицами отдельных видов техногенных и природных источников опасности, а также способы и приемы официального прямого подтверждения соответствия общеобязательным условиям и требованиям безопасности технико-правовой компетенции частных лиц по использованию отдельных видов техногенных источников опасности и отдельных видов намечаемой и осуществляемой частными лицами деятельности, связанной с использованием указанных источников опасности.

На основании анализа действующего административного законодательства в области безопасности можно утверждать, что содержание удостоверительного метода обеспечения безопасности составляют такие взаимосвязанные административно-правовые меры, как:

  1. обязательная сертификация соответствия (например, сертификация соответствия работ по охране труда <3>, экологическая сертификация хозяйственной деятельности <4>, сертификация качества лекарственных средств <5>, сертификация средств связи <6> и др.);
<3> ФЗ от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3702.
<4> ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
<5> ФЗ от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" // СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3006.
<6> ФЗ от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" // РГ. 10.07.2003. N 135.
  1. подтверждение соответствия технико-правовой компетенции физических и юридических лиц (например, выдача сертификатов физическим лицам, осуществляющим техническое обслуживание и ремонт авиационной техники <7>, выдача водительского удостоверения на право управления транспортным средством <8> и т.д.);
<7> Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.
<8> Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения, утв. Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711 // СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 2897.
  1. государственная оценка технического состояния техногенных источников опасности (например, технический осмотр транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России <9>, освидетельствование маломерного судна, пляжа, переправ и наплавных мостов, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России <10>);
<9> Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 N 880 "О порядке проведения технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России" // СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3916.
<10> Приказ МЧС России от 29.06.2005 N 501 "Об утверждении Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России" // БНА. 2005. N 35.
  1. государственная экспертиза безопасности (например, государственная экспертиза градостроительной, предпроектной и проектной документации <11>, государственная экологическая экспертиза <12>, экспертиза безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения <13>, экспертиза промышленной безопасности <14>).
<11> Постановление Правительства РФ от 27.12.2000 N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации" // СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. 2). Ст. 135.
<12> ФЗ от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556.
<13> ФЗ от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.
<14> ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности особо опасных производственных объектов" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588.

Под согласительным методом обеспечения безопасности следует понимать систему нормативно-зафиксированных способов и приемов официального одобрения (признания допустимыми) административным органом отдельных действий и решений частных лиц по приведению в соответствие с общеобязательными условиями и требованиями безопасности отдельных видов техногенных и природных источников опасности, а также способы и приемы официального одобрения (признания допустимыми) в части соответствия общеобязательным условиям и требованиям безопасности действий и решений частных лиц, связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией отдельных видов техногенных источников опасности.

Проанализировав административное законодательство в области безопасности в содержании согласительного метода обеспечения безопасности, можно выделить следующие взаимосвязанные административно-правовые меры:

  1. декларирование соответствия - регистрация декларации о соответствии, принятой российскими изготовителями (продавцами, исполнителями) или зарегистрированными в качестве юридических лиц в Российской Федерации организациями, представляющими интересы иностранных изготовителей (продавцов, исполнителей). Данная мера обеспечения безопасности предусмотрена и урегулирована нормами ФЗ "О техническом регулировании" <15> и специального Постановления Правительства Российской Федерации <16>;
<15> ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" // СЗ РФ. N 52 (ч. 1). Ст. 5140.
<16> Постановление Правительства РФ от 07.07.1999 N 766 "Об утверждении Перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, порядка принятия декларации о соответствии ее регистрации" // СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3746.
  1. согласование выбора площадки (трассы) под строительство - официальное одобрение (признание допустимым) строительства зданий и сооружений на отводимых земельных участках в части соответствия общеобязательным условиям и требованиям отдельных видов безопасности (пожарной, санитарно-эпидемиологической, дорожного движения и др.) <17>.
<17> См., напр., Приказ МВД России от 06.12.1993 N 521 "Порядок участия органов государственного пожарного надзора Российской Федерации в работе комиссий по выбору площадок (трасс) для строительства. НПБ 02-93".
  1. согласование проектных решений - официальное одобрение (признание допустимыми) проектных решений в проектно-сметной документации на строительство объектов, на которые отсутствуют нормы проектирования; обоснованных отступлений от действующих норм проектирования; изменений ранее согласованных проектных решений, возникающих в процессе проектирования, строительства и эксплуатации объектов <18>.
<18> См., напр., Приказ МВД России от 06.12.1993 N 521 "Порядок разработки и утверждение нормативных документов государственной противопожарной службы МВД России. НПБ 01-93".

Регистрационный метод обеспечения безопасности - это система нормативно зафиксированных способов и приемов официального признания административными органами факта принадлежности частному лицу отдельных техногенных источников опасности, а также возможности использовать их частным лицом для собственных нужд.

В результате анализа административного законодательства в области безопасности можно сделать вывод, что содержание регистрационного метода обеспечения безопасности составляют такие взаимосвязанные административно-правовые меры, как:

  1. регистрация технического состояния техногенного источника опасности, подлежащего государственной регистрации (например, регистрация опасных производственных объектов) <19>;
<19> Статья 2 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588.
  1. регистрация права собственности и иных вещных прав на техногенный источник опасности, подлежащий государственной регистрации (например, регистрация права собственности и иных вещных прав на транспортное средство) <20>;
<20> Указ Президента РФ от 15.06.1998 N 711 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения" // СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 2897.
  1. регистрация ограничения (обременения) прав на техногенный источник опасности, подлежащий государственной регистрации (например, регистрация ограничения (обременения) прав на маломерное судно <21>).
<21> См., напр., Положение о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 N 835.

Подводя итог, можно сделать вывод о необходимости проведения комплексной научно обоснованной законодательной систематизации выделенных выше методов административного санкционирования в области обеспечения безопасности, применяемых административными органами.