Мудрый Юрист

Актуальные вопросы правового регулирования и проведения бюджетного контроля в Российской Федерации

Тютина Ю.В., доцент кафедры финансового и налогового права Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации.

Статья посвящена правовому регулированию бюджетного контроля в Российской Федерации. Автором анализируются как теоретические вопросы бюджетного контроля, так и нормы, его регулирующие, исследуются формы и методы его проведения, выявляются пробелы в регулировании, а также проводится анализ законопроектов, призванных устранить эти пробелы.

В Указе Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов назван приоритетным направлением государственного финансового контроля. До сих пор вопросы государственного и муниципального финансового контроля, в том числе в бюджетной сфере, являются приоритетными. Президент РФ в Бюджетном послании Федеральному Собранию РФ от 23.06.2008 "О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах" <1> указал, что переход к новой организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы сдерживается устаревшими законодательными нормами, регламентирующими осуществление государственного и муниципального финансового контроля и что необходимо совершенствовать структуру и механизмы государственного и муниципального финансового контроля, что назрела необходимость включения в Бюджетный кодекс РФ современных норм в части, касающейся государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

<1> СПС "КонсультантПлюс".

Бюджетный контроль, являясь разновидностью финансового контроля, представляет собой контроль со стороны уполномоченных органов за финансовой деятельностью в бюджетной сфере, то есть за образованием, распределением и использованием бюджетных фондов.

В нормативных правовых актах встречаются термины "финансовый контроль" <2>, "финансово-бюджетный надзор" <3>, но термин "бюджетный контроль" не используется. Несмотря на то что раздел IX Бюджетного кодекса РФ называется "Государственный и муниципальный финансовый контроль", по сути, в нем содержится правовое регулирование осуществления бюджетного контроля. В научной и учебной литературе понятие "бюджетный контроль" используется некоторыми авторами <4>. Считаем возможным рассматривать бюджетный контроль в качестве финансово-правовой категории.

<2> Бюджетный кодекс РФ. Раздел IX "Государственный и муниципальный финансовый контроль"; Указ Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 31. Ст. 3696.
<3> Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 25. Ст. 2561.
<4> Грачева Е.Ю. Финансовый контроль - подотрасль финансового права // СПС "КонсультантПлюс"; Кучеров И.И. Бюджетное право России: Курс лекций. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2002.

Бюджетный контроль отличается от других видов финансового контроля (налогового, валютного <5>) объектом контроля. Объектом бюджетного контроля являются общественные отношения, складывающиеся по поводу образования бюджетных фондов - федерального, региональных и местных бюджетов и бюджетов государственных и территориальных внебюджетных фондов, по поводу распределения и использования бюджетных средств. Здесь следует иметь в виду, что контроль за образованием бюджетных фондов может быть как бюджетным, так и налоговым - это зависит от вида доходов бюджетов. Если контроль осуществляется за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых доходов бюджета, то это - налоговый контроль. Если контроль осуществляется за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты неналоговых доходов бюджета, то это - бюджетный контроль.

<5> В отличие от бюджетного контроля налоговый и валютный контроль имеют законодательное закрепление. Так, налоговый контроль регулируется главой 14 Налогового кодекса РФ "Налоговый контроль", а валютный - Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Правовое регулирование бюджетного контроля в Российской Федерации осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.

Основы правового регулирования бюджетного контроля заложены в Конституции РФ. Так, согласно ст. 71 в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет. Соответственно, бюджетный контроль за средствами федерального бюджета - это прерогатива Российской Федерации. Исходя из содержания ст. 73 Конституции РФ, бюджетный контроль за средствами бюджетов субъектов РФ регулируется региональными нормативными правовыми актами и осуществляется соответствующими органами субъектов РФ. Поскольку в соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, то можно сделать вывод, что бюджетный контроль за средствами местных бюджетов осуществляется органами местного самоуправления и регулируется муниципальными нормативными правовыми актами. Также Конституция РФ устанавливает общие нормы о Счетной палате РФ - органе, осуществляющем контроль за исполнением федерального бюджета (п. 5 ст. 101).

К нормативным правовым актам бюджетного контроля на федеральном уровне относятся законодательные и подзаконные акты.

Законодательные акты:

  1. Бюджетный кодекс РФ. В Бюджетном кодексе РФ содержится специальный раздел IX "Государственный и муниципальный финансовый контроль", регулирующий основы государственного и муниципального финансового контроля в бюджетной сфере. В этом разделе определяются формы финансового (бюджетного) контроля, осуществляемого представительными органами власти, а также полномочия органов исполнительной власти, в том числе контрольных органов, при осуществлении ими финансового (бюджетного) контроля.
  2. Федеральный закон от 11.01.1995 N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" <6>.
<6> Собрание законодательства РФ. 1995. N 3. Ст. 167.

Среди подзаконных актов можно выделить:

  1. Указ Президента РФ "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации";
  2. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" <7>;
<7> Собрание законодательства РФ. 2004. N 25. Ст. 2561.
  1. Постановление Правительства РФ от 03.07.2006 N 413 "Об утверждении форм документов финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета для предоставления в Счетную палату Российской Федерации" <8>;
<8> Собрание законодательства РФ. 2006. N 28. Ст. 3080.
  1. Приказ Министерства финансов РФ от 23.08.2006 N 102н "Об утверждении порядка составления и представления отчетности об исполнении федерального бюджета в Счетную палату Российской Федерации" <9>;
<9> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 42.
  1. Приказ Министерства финансов РФ от 04.09.2007 N 75н "Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности" <10> и др.
<10> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 49.

Этот перечень нельзя считать исчерпывающим, так как в некоторых других актах законодательства, регулирующих иные, а не бюджетные контрольные отношения, содержатся нормы, посвященные бюджетному контролю. Например, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" <11> содержит ст. 38 "Контрольные органы муниципальных образований".

<11> Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

На региональном уровне можно аналогично федеральному уровню систематизировать нормативные правовые акты в сфере бюджетного контроля <12>. Во-первых, это основные законы субъектов РФ - уставы и конституции субъектов РФ, в которых, как правило, содержатся общие нормы об органах, осуществляющих бюджетный контроль в том или ином субъекте РФ. Например, ст. 29 Устава Курской области <13> устанавливает, что Курская областная Дума образует Контрольно-счетную палату Курской области, которая является постоянно действующим органом государственного финансового контроля области и подотчетна Курской областной Думе; полномочия, структура, порядок формирования и деятельности Контрольно-счетной палаты Курской области определяются законом области; Контрольно-счетная палата Курской области обладает правами юридического лица; финансирование Контрольно-счетной палаты Курской области осуществляется за счет средств бюджета области, предусмотренных в областном бюджете отдельной строкой.

<12> Детальную научную систематизацию нормативных правовых актов субъектов РФ, регулирующих отношения в сфере финансового контроля, дала Т.В. Конюхова. См. подробнее: Конюхова Т.В. Проблемы совершенствования законодательства о финансовом контроле в Российской Федерации // Журнал российского права. 2008. N 2.
<13> Устав Курской области от 02.10.2001 N 67-ЗКО // Сборник законодательства Курской области. 2001. N 4. Раздел 1 // СПС "КонсультантПлюс".

Во-вторых, это законодательные акты общего действия, регулирующие бюджетное устройство и бюджетный процесс в субъекте РФ. В таких актах, как правило, содержатся разделы или статьи, посвященные финансовому (бюджетному) контролю в соответствующем субъекте РФ. Например, Закон Республики Калмыкия "О бюджетном процессе Республики Калмыкия" <14>.

<14> Закон Республики Калмыкия от 20.12.2007 N 394-III-З "О бюджетном процессе Республики Калмыкия" // Хальмг Унн. 26.12.2007. N 263 - 264; СПС "КонсультантПлюс".

В-третьих, как правило, в субъектах РФ принимается закон, определяющий правовой статус и основы деятельности контрольно-счетного органа соответствующего субъекта РФ. Например, Закон Республики Северная Осетия-Алания от 05.03.2005 N 21-РЗ "О Контрольно-счетной палате Республики Северная Осетия-Алания" <15>.

<15> Северная Осетия. 22.03.2005.

В некоторых субъектах РФ принимаются специальные законодательные акты в сфере финансового (бюджетного) контроля, например, Закон Республики Саха (Якутия) от 22.03.2006 320-3 N 653-III "О государственном финансовом контроле в Республике Саха (Якутия)" <16>.

<16> Якутские ведомости. 2006. N 29; См. подробнее: Конюхова Т.В. Указ. соч.

Также в систему региональных нормативных правовых актов в сфере бюджетного контроля входят акты исполнительных органов власти субъектов РФ. Например, Постановление Правительства Республики Тыва от 15.05.2007 "Об утверждении Положения о Службе по финансово-бюджетному надзору Республики Тывы и ее структуры" <17>.

<17> Тувинская правда. 27.06.2007.

Следующий уровень правового регулирования отношений, складывающихся в сфере бюджетного контроля, составляют акты органов местного самоуправления. Они делятся на нормативные правовые акты, принятые представительными органами местного самоуправления, и нормативные правовые акты, принимаемые исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления. К актам, регулирующим отношения в сфере бюджетного контроля, принятым представительными органами местного самоуправления, относятся, во-первых, уставы муниципальных образований. Например, Устав внутригородского муниципального образования Преображенское в г. Москве <18>.

<18> Принят решением муниципального собрания "Преображенское" г. Москвы от 25.11.2003 N 12 // Сокольники и весь Восточный округ. 2003. Декабрь. N 1/245.

Во-вторых, акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения, в том числе в контрольной сфере. Например, решение Совета депутатов г. Белгорода от 26.02.2008 N 629 "Об утверждении Положения о Контрольно-счетной палате города Белгорода" <19>.

<19> Наш Белгород. 07.03.2008. N 10 // СПС "КонсультантПлюс".

В-третьих, акты исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, конкретизирующие порядок осуществления бюджетного контроля за средствами местных бюджетов. Например, Постановление администрации г. Белгорода от 16.10.2002 N 1515 "Об утверждении правил учета комитетом финансов и бюджетной политики обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета г. Белгорода" <20>.

<20> СПС "КонсультантПлюс".

Следует иметь в виду, что все нормативные правовые акты регионального и местного уровня не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ, который возглавляет структуру бюджетного законодательства РФ, определенную в ст. 2 БК РФ.

Действующее законодательство РФ не содержит определение понятия "формы бюджетного (финансового) контроля", но сами формы называются в Бюджетном кодексе РФ. Так, согласно ст. 265 БК РФ формами финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти, являются:

  1. предварительный контроль в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
  2. текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
  3. последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Из содержания ст. 265 БК РФ следует, во-первых, что финансовый контроль, о котором говорится в указанной статье, осуществляется в бюджетной сфере, и, по сути, этот контроль является бюджетным контролем; во-вторых, в названных формах финансовый (бюджетный) контроль осуществляют не все органы власти, а только законодательные (представительные). Формы бюджетного контроля, осуществляемого органами исполнительной власти, указываются в подзаконных актах, определяющих порядок проведения соответствующими органами исполнительной власти контрольных мероприятий. Например, в Административном регламенте исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, установлено, что Росфиннадзор непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов.

В специальной литературе не выработано единого мнения по поводу форм контроля. Например, Э.А. Вознесенский <21> отрицал понятие текущего финансового (бюджетного) контроля, признавая формами контроля предварительный и последующий. По мнению некоторых специалистов <22>, предварительный, текущий и последующий финансовый (бюджетный) контроль - это не формы контроля, а его виды в зависимости от времени проведения. М.В. Карасева считает, что государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется по форме проведения на обязательный и инициативный, а по времени проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий <23>.

<21> Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР. М.: Юридическая литература, 1973. С. 72.
<22> Кучеров И.И. Указ. соч. С. 247; Химичева Н.И. Виды финансового контроля // Финансовое право / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2005. С. 153.
<23> Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. М.: Юристъ, 2000. С. 166 - 167.

Но большинство авторов выделяют предварительный, текущий и последующий бюджетный (финансовый) контроль в качестве форм контроля <24>.

<24> См.: Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 1999. С. 39 - 41; Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2007. С. 125; Петрова Г.В. Финансовое право: Учебник. М.: ТК Велби, 2006. С. 49.

С методами бюджетного контроля также нет определенности ни в законодательстве, ни в научной литературе. Под методами финансового (бюджетного) контроля в литературе понимаются приемы, способы и средства его осуществления. В настоящее время в доктрине финансового права не выработано единого мнения по поводу методов финансового (бюджетного) контроля. Большинством специалистов в качестве основных методов финансового (бюджетного) контроля называются проверки и ревизии. Среди иных методов финансового (бюджетного) контроля выделяются рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, заслушивание докладов, информации от должностных лиц <25>.

<25> Химичева Н.И. Указ. соч. С. 153.

В нормативных правовых актах, регулирующих порядок осуществления бюджетного контроля, используются термины "проверки", "ревизии", но само определение этих терминов не содержится. В литературе под ревизией принято понимать контрольное мероприятие, в ходе которого изучаются и анализируются хозяйственные операции и деятельность организации в целом на их соответствие действующему законодательству, а под проверкой - контрольное мероприятие, включающее изучение и анализ деятельности одного или нескольких предприятий, учреждений, организаций по отдельным направлениям или вопросам <26>. Иногда ревизию отождествляют с комплексной проверкой, тогда обычная проверка называется тематической <27>.

<26> См. подробнее: Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. С. 306 - 307.
<27> См. подробнее: Шохин С.О. Указ. соч. С. 41 - 42.

В различных нормативных правовых актах, регулирующих бюджетный контроль, встречается указание на проверки и ревизии. Например, в ст. 15 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" "Ревизии и проверки" устанавливается, что Счетная палата РФ проводит комплексные ревизии и тематические проверки.

В п. 3 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, говорится, что Росфиннадзор непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок.

Бюджетный контроль можно разделить на виды в зависимости от органов, его осуществляющих:

  1. президентский бюджетный контроль;
  2. парламентский бюджетный контроль - это бюджетный контроль, осуществляемый органами законодательной (представительной) власти (п. 3 ст. 265 БК РФ). Этот вид контроля называется внешним финансовым (бюджетным) контролем (ст. ст. 264.4, 264.9 БК РФ);
  3. бюджетный контроль, осуществляемый органами исполнительной власти и местными администрациями муниципальных образований. Этот вид контроля называется внутренним финансовым (бюджетным) контролем или аудитом (ст. 270.1 БК РФ).

С.В. Степашин отмечает, что на современном этапе новейшей истории в стране организационно завершилось формирование трех составляющих системы финансового контроля. Ими являются Президентский финансовый контроль во главе с Контрольным управлением главы государства; внутренний финансовый контроль во главе с Министерством финансов Российской Федерации и внешний финансовый контроль, который от лица представительной власти осуществляют Счетная палата России и контрольно-счетные органы субъектов Федерации. Но задача правового оформления существующей системы пока не решена. До настоящего времени ни законодательно, ни концептуально не решена проблема разграничения функций внешнего и внутреннего государственного контроля, отсутствуют федеральные законы о государственном финансовом контроле в Российской Федерации и об основах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов России <28>.

<28> Степашин С.В. Указ. соч.

Президентский бюджетный контроль.

Контрольные полномочия Президента РФ в сфере бюджетного контроля можно выделить на основе положений ряда нормативных правовых актов. Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, в том числе федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (п. "д" ст. 84 Конституции РФ). Такая форма контроля является предварительным бюджетным контролем. Президент РФ может осуществлять бюджетный контроль через Контрольное управление Администрации Президента РФ (далее - Управление). Основными задачами Управления являются:

Следует иметь в виду, что свои полномочия Контрольное управление Президента РФ реализует в различных сферах, в том числе в сфере бюджетного контроля. Соответственно, Контрольное управление Президента РФ нельзя относить к государственным органам, осуществляющим исключительно бюджетный (финансовый) контроль.

Парламентский бюджетный контроль.

Законодательные (представительные) органы власти осуществляют бюджетный контроль в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам (предварительный контроль); в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами (текущий контроль); в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов (последующий контроль).

Контроль законодательных (представительных) органов предусматривает право соответствующих законодательных (представительных) органов на:

Органы исполнительной власти, местные администрации муниципальных образований обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам в пределах их компетенции по бюджетным вопросам.

Бюджетный контроль, осуществляемый органами исполнительной власти и местными администрациями муниципальных образований.

Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований, проводят:

Формы и порядок осуществления финансового (бюджетного) контроля органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований устанавливаются БК РФ, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансовый контроль, осуществляемый главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств. Они осуществляют контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета; они также вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

Главные администраторы доходов бюджета осуществляют финансовый контроль за подведомственными администраторами доходов бюджета по осуществлению ими функций администрирования доходов.

Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета осуществляют финансовый контроль за осуществлением подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета кассовых выплат из бюджета по погашению источников финансирования дефицита бюджета. Они вправе проводить проверки подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

Финансовый контроль, осуществляемый контрольными и финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

В соответствии со ст. 270.1 БК РФ органы исполнительной власти (органы местной администрации) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.

Вышесказанное о проблемах правового регулирования и проведения бюджетного контроля позволяет сделать вывод о необходимости принятия "связующего базового акта о финансовом контроле" <29> - Федерального закона "О финансовом контроле в Российской Федерации", который бы упорядочил в том числе и проведение бюджетного контроля как разновидности финансового, который дал бы определение государственного финансового контроля, принципов его осуществления, установил бы общие положения о видах, формах, методах и органах государственного финансового (бюджетного) контроля, а также определил бы механизм взаимодействия контролирующих органов между собой.

<29> Конюхова Т.В. Указ. соч.

На данный пробел в системе правового регулирования государственного финансового контроля неоднократно указывалось специалистами <30>. Причем еще в 1996 г. Президент Российской Федерации дал поручение Правительству Российской Федерации с участием Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации в срок до 25 августа 1996 г. подготовить и представить для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона "О государственном финансовом контроле в Российской Федерации" <31>. В настоящее время закон о государственном финансовом контроле не принят, хотя законопроектные работы ведутся достаточно активно <32>.

<30> См., напр.: Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 1999; Грачева Е.Ю. Финансовый контроль - подотрасль финансового права // Финансовое право. 2002. N 2; Конюхова Т.В. К вопросу о концепции проекта Федерального закона "О финансовом контроле" // Журнал российского права. 2006. N 6; Саттарова Н.А. К вопросу о государственном финансовом контроле // Финансовое право. 2006. N 1.
<31> Указ Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 31. Ст. 3696. Следует отметить, что п. 5 названного Указа, в котором давалось поручение подготовить законопроект "О государственном финансовом контроле в Российской Федерации", утратил силу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.07.2001 N 872 "О признании утратившим силу пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 30. Ст. 3156.
<32> Комитетом Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации при содействии специально созданной общественной комиссии, в которую вошли видные представители правовой, экономической науки, практические работники из аппарата Счетной палаты Российской Федерации, государственные служащие - Б.Г. Преображенский (председатель комиссии), В.М. Родионова, С.А. Комаров, Ю.А. Крохина, разработан проект Федерального закона "О государственном финансовом контроле в Российской Федерации".

На заседании секции публичного права ученого совета Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации под председательством первого заместителя директора института профессора Ю.А. Тихомирова было предложено разработать концепцию Федерального закона "О финансовом контроле". Основным отличием этого законопроекта от предыдущего является более широкий предмет регулирования, который включает в себя не только государственный, но и негосударственный финансовый контроль.

Таким образом, законопроектные работы по устранению пробела в регулировании финансового (бюджетного) контроля проводятся, поэтому будем надеяться, что в скором времени на федеральном уровне появится рамочный закон, определяющий основные положения по регулированию государственного финансового (бюджетного) контроля.