Мудрый Юрист

Реализация федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ в части дло отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в 2006 г. *

"ГлавВрач", 2007, N 2

<*> Материал предоставлен пресс-службой Комитета Государственной думы по охране здоровья.

С 01.01.2005 вступил в действие Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который изменил подходы государства к социальной защите граждан Российской Федерации.

Дополнительное лекарственное обеспечение (далее - ДЛО) является частью предоставляемого отдельным категориям граждан набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

В реализацию дополнительного лекарственного обеспечения включены следующие участники:

В 2005 г. в ДЛО отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, участвовали 21528 медицинских учреждений, 25 фармацевтических организаций, 5525 аптечных учреждений, 6594 аптечных пунктов. На один пункт отпуска лекарственных средств приходилось 1358 получателей ДЛО.

По итогам за 11 месяцев 2006 г. (по данным статистической отчетности) в ДЛО участвовали 6299 аптек, 6422 аптечных пунктов, 25734 лечебно-профилактических учреждений. Число врачей (фельдшеров), имеющих право выписки рецептов по дополнительному лекарственному обеспечению, составило 260816 (что в 2,7 раза больше, чем в 2005 г.). На один пункт отпуска лекарственных средств приходится 626 получателей ДЛО.

По состоянию на 01.01.2005 численность лиц, включенных в федеральный регистр, составила - 14456968 человек, из них получателей ДЛО - 12854214 человек.

На 01.01.2006 численность лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, составила - 16455098 человек, из них получателей дополнительного лекарственного обеспечения - 7721803 человека, оставивших за собой право на получение ДЛО.

По состоянию на 01.11.2006 численность лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, составила 16823161 человек, из них получателей дополнительного лекарственного обеспечения - 8592672 человека, (на 7% больше численности на 01.01.2006 г., что связано с ростом численности федерального регистра).

В целях обеспечения отдельных категорий граждан ДЛО при нахождении их на территории другого субъекта Российской Федерации в части подтверждения права граждан на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (социальной услуги) Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации принято постановление от 02.11.2006 N 261П (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации от 07.11.2006 N 8444) об утверждении образца справки, выдаваемой гражданам-получателям ежемесячной денежной выплаты, имеющим право на получение набора социальных услуг (социальной услуги) по мере обращения граждан в отделения Пенсионного фонда Российской Федерации.

Федеральным фондом ОМС утвержден приказ ФОМС от 28.12.2005 N 129 "Об утверждении регистров учета средств на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами", где предусмотрено, что фармацевтическая организация представляет в Территориальный фонд ОМС документы, подтверждающие фактический отпуск лекарственных средств в аптечных учреждениях (счет на возмещение суммы на лекарственные средства, счет-фактура, реестр рецептов лекарственных средств) гражданам, временно пребывающим с территории другого субъекта Российской Федерации к оплате отдельно от документов, подтверждающих фактический отпуск лекарственных средств в аптечных учреждениях гражданам по месту жительства.

По итогам 2005 г. выписано рецептов на бесплатное получение лекарственных средств - 145,6 млн. штук; средняя стоимость одного рецепта на конец года составляла - 293 руб.; отпущено лекарственных средств на сумму - 44,8 млрд. руб.

По данным мониторинга по состоянию на 01.12.2006 обслужено рецептов на бесплатное получение лекарственных средств - 118,17 млн. штук; представлено к оплате по отпущенным лекарственным средствам счетов на сумму - 61,18 млрд. руб.; подлежит к оплате по результатам медико-экономического контроля счетов на сумму - 57,35 млрд. руб.

В течение 2006 г. в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации поступали многочисленные обращения, связанные с предоставлением жизненно необходимых лекарственных средств гражданам, отказавшимся от получения набора социальных услуг, имеющим тяжелые заболевания. Заявители ссылаются на необдуманный выбор и недостаточную разъяснительную работу.

В этой связи Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации направлено письмо руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о целесообразности проведения совместно с отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации анализа списков граждан, подавших заявление об отказе от получения набора социальных услуг на 2007 г., и персональной разъяснительной работы с гражданами, страдающими хроническими заболеваниями, учитывая то, что до 1 октября 2006 г. возможен отзыв заявления об отказе от получения набора социальных услуг на 2007 г.

Лекарственные средства отдельным категориям граждан предоставляются согласно Перечню лекарственных средств, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

С 01.11.2006 действует новый Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.09.2006 N 665, который включает 436 международных непатентованных наименований лекарственных средств (МНН).

Из Перечня исключены лекарственные средства и лекарственные формы, применяемые преимущественно в условиях стационарного лечения, проводимого под наблюдением медицинских работников.

В данный Перечень лекарственных средств не вошли лекарственные препараты для лечения лиц, инфицированных ВИЧ, больных СПИДом и туберкулезом, т.к. гражданам с указанными заболеваниями оказание медицинской помощи осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" и приоритетного национального проекта "Здоровье".

В 2005-2006 гг. объем закупок противотуберкулезных лекарственных препаратов по федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)" составил 845,0 и 1080,5 млн. руб. соответственно.

Кроме того, в Перечне выделен раздел "Лекарственные средства, назначаемые по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения", в который переведен ряд дорогостоящих инновационных высокоэффективных препаратов, позволяющих осуществлять более рациональное назначение лекарственных средств пациентам с учетом ранее проводившейся медикаментозной терапии, а также индивидуального подхода к возможной непереносимости и восприимчивости к осуществляющемуся лечению.

В Перечне сохранены лекарственные препараты всех фармакологических групп, способные обеспечить качественный лечебный процесс согласно установленным стандартам, проводить адекватную амбулаторную терапию широко распространенных заболеваний, таких как артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца, заболевания желудочно-кишечного тракта, инфекционная патология, а также сахарного диабета, бронхиальной астмы, гемофилии, рассеянного склероза, лечения онкопатологий, в таких лекарственных формах, которые пациенты могут принимать самостоятельно в амбулаторных условиях (таблетки, капсулы, раствор для приема внутрь).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2004 N 769 "О мерах по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг" предусмотрено Росздравнадзору по согласованию с Федеральной службой по тарифам осуществлять государственное регулирование цен на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг.

Для решения этой задачи Росздравнадзор заключил с Федеральной службой по тарифам соглашение от 17.12.2004. Соглашение определило регламент взаимодействия и основной порядок регистрации цен и установления торговых надбавок. Протоколом совместного совещания от 26.12.2004 Росздравнадзором и Федеральной службой по тарифам был согласован порядок регистрации цен на лекарственные средства. Учитывая, что регистрация цен влечет за собой итоговое формирование перечня торговых наименовании лекарственных средств с зарегистрированными ценами, Росздравнадзор разработал "Регламент формирования перечня торговых наименований лекарственных средств, которыми обеспечиваются граждане, имеющие право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг", которым определен порядок и периодичность регистрации цен.

На основании утвержденного Министерством здравоохранения и социального развития России приказом от 18.09.2006 N 665 Перечня лекарственных средств Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по согласованию с Федеральной службой по тарифам приказом от 02.10.2006 N 2240-Пр/06 зарегистрировала цены на лекарственные средства (по торговым наименованиям), поставляемые в рамках ДЛО.

В подготовке данного приказа впервые принял участие Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, мнение которого учитывалось при определении уровня цен на лекарственные средства. По результатам проведенной работы снижены цены на 165 торговых наименований лекарственных средств (от 10 до 35%), более 600 торговых наименований выведено из перечня лекарственных средств (по торговым наименованиям), в основном это дорогостоящие зарубежные препараты при наличии отечественных аналогов.

Включению в перечень торговых наименований подлежали лекарственные средства, входящие в Перечень, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 18.09.2006 N 665, при условии наличия зарегистрированной в добровольном порядке цены, наличия государственной регистрации, решения о выпуске лекарственных средств (для отечественных производителей) и отсутствие рекламаций по качеству.

Объем финансирования ДЛО определяется исходя из стоимости части набора социальных услуг и численности получателей ДЛО.

Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг определен постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864 "О порядке финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан".

Обеспечение отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи необходимыми лекарственными средствами, осуществляется через систему обязательного медицинского страхования.

Оплата стоимости отпущенных гражданам лекарственных средств производится по ценам, не превышающим цен, зарегистрированных в установленном порядке с учетом предельной торговой надбавки к ценам на лекарственные средства.

Федеральным законом "О Федеральном бюджете на 2005 год" были предусмотрены расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами в сумме 48291678,9 тыс. руб.

Общая сумма перечисленных в 2005 г. средств Федеральным фондом ОМС Территориальным фондам ОМС на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами (включая завершение расчетов за 2005 год в 1 квартале 2006 г.) составила 43808108,0 тыс. руб.

Если в 2005 г. между территориальными фондами ОМС и фармацевтическими организациями были заключены договора финансирования, согласно которым территориальный фонд ОМС ежемесячно осуществлял перечисление средств на обеспечение необходимыми лекарственными средствами граждан по результатам медико-экономической экспертизы по представленным фармацевтическими организациями счетам и реестрам рецептов лекарственных средств, то в 2006 г. взаимодействие территориальных фондов ОМС и фармацевтических организаций осуществляется в условиях государственных контрактов, заключенных по итогам конкурса, проведенного Федеральным фондом ОМС во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.10.2005 N 1558-р. На 2006 г. общий объем финансовых средств, предусмотренных в виде трансфертов Федеральному фонду обязательного медицинского страхования на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами, составляет 34083,3 млн. руб. из которых 29083,95 млн. руб. предусмотрено Федеральным законом от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" и 4999,3 млн. руб. - остаток средств на ДЛО на счетах фондов обязательного медицинского страхования после завершения расчетов за 2005 г.

Кроме того, в проекте Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 год", принятом в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, предусмотрена текстовая статья, позволяющая Министерству финансов Российской Федерации в целях выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования направить на эти цели ассигнования федерального бюджета на 2006 г. в ходе его исполнения до 10000 млн. руб. бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования сверх сумм, установленных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год".

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "Об изменении суммы, направляемой на оплату предоставляемого гражданам набора социальных услуг (социальной услуги)", предусматривающий установление с 01.04.2007 суммы, направляемой на оплату предоставления гражданам набора социальных услуг, в размере 513 руб. в месяц в расчете на одного гражданина, в т.ч. на оплату бесплатной медицинской помощи - 456 руб., на оплату бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 57 руб.

В настоящее время указанный проект постановления Правительства Российской Федерации согласован с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации и будет внесен в Правительство Российской Федерации после утверждения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год".

В проекте Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь лекарственными средствами в размере 34,9 млрд. руб. Объем расходов на ДЛО определен, исходя из численности лиц, оставивших за собой право на получение дополнительной медицинской помощи, в т.ч. ДЛО, согласно Федеральному закону от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". Учитывая, что при получении бюджетных средств на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами на территориальные фонды ОМС возложена ответственность за организацию гарантированного предоставления гражданам набора социальных услуг в части обеспечения лекарственными средствами, территориальные фонды ОМС обязаны организовать и контролировать работу всех участников ДЛО.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.03.2005 N 154) и приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 23.06.2005 N 64 "Об определении расходов на обеспечение организационной деятельности страховых медицинских организаций (расходы на ведение дела) и расходов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление контроля качества, организационных и информационно-технических мероприятий по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами" территориальные фонды ОМС в 2005 г. осуществляли расходы на указанные цели в соответствии со сметой расходов и планом организационных мероприятий, утверждаемых Территориальным фондом ОМС по согласованию с Федеральным фондом ОМС. В течение 2005 г. Федеральный фонд ОМС направил в территориальные фонды ОМС 607,3 млн. руб. (1,4%) для проведения информационно-технических мероприятий по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами (приобретение вычислительной техники, программного обеспечения, сетевого оборудования, каналов связи для организации корпоративной сети), что позволило увеличить уровень компьютеризации лечебно-профилактических учреждений с 25% до 85%. Для участников ДЛО было закуплено 13,3 тыс. комплектов компьютерной техники и 6,9 тыс. принтеров.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864", предусматривающего направление средств на расходы на обеспечение организационной деятельности страховых медицинских организаций (расходы на ведение дела) и расходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление контроля качества, организационных и информационно-технических мероприятий по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами в размере до 1% от общего объема средств, направленных на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами.

Указанный проект постановления находится на согласовании в заинтересованных министерствах.

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328 контроль выполнения обязательств фармацевтической организации по обеспечению аптечных учреждений в соответствии с заявками, определяющими потребность в лекарственных средствах и утвержденными Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

В 2006 г. наблюдается общая тенденция роста средней стоимости рецепта в системе ДЛО. Средняя стоимость рецепта за истекший период текущего года возросла до 536 руб.

С 16 по 19 ноября Федеральным фондом обязательного медицинского страхования проведены конкурсы среди фармацевтических организаций на право заключения государственных контрактов на поставки и отпуск лекарственных средств в 2007 г. гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в т.ч. по поставкам дорогостоящих лекарственных средств, предназначенных для лечения заболеваний, по которым имеются сформированные регистры больных (сахарный диабет, гемофилия, рассеянный склероз, онкогематология). Итоги конкурса будут подведены в установленные сроки.

Одним из важнейших вопросов реализации ДЛО в 2006 г., является повышение эффективности управления расходами бюджетных средств на указанные цели.

В ходе проверок, осуществляемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, отмечается:

В настоящее время Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации продолжает работу по совершенствованию системы ДЛО:

Зам. министра

здравоохранения и

социального развития

В.И.СТАРОДУБОВ