Мудрый Юрист

Основные направления налоговой политики России

Моисеенко М.А., доцент кафедры финансового и налогового права ВГНА Минфина России.

Статья посвящена исследованию значения налоговой политики для государства, а также рассмотрению основных направлений налоговой политики Российской Федерации на текущий и будущий периоды.

Налоговая политика является частью финансовой политики любого государства и оказывает колоссальное воздействие на экономику.

Налоговая политика России в 90-е годы прошлого столетия являлась довольно пассивным инерционным инструментом мобилизации доходов в бюджет страны. Именно игнорирование роли налогов как одного из важнейших рычагов управления экономикой привело к тому, что на протяжении всего периода реформ российская экономика функционировала в условиях высокого фискального бремени. Это привело к нестабильности всей хозяйственной системы и к криминализации экономики, что в конечном итоге сказалось на снижении конкурентоспособности страны. Реформирование налоговой системы, начавшееся в 1999 г., было вызвано в том числе необходимостью активизации налоговых инструментов в процессе экономического развития страны.

Одним из звеньев налоговой политики является определение основных направлений использования налогов на перспективу и текущий период, с учетом путей достижения поставленных финансовой политикой целей, международных факторов и возможностей роста финансовых ресурсов <1>.

<1> См.: Титов А.С. Налоговое администрирование и контроль. М., 2007. С. 29.

Таким образом, на налоговую политику колоссальное влияние оказывает в том числе и международная политика. Сегодня вместе с набирающим темпы процессом глобализации возрастает налоговая конкуренция между странами в борьбе за капитальные инвестиции. Страны вынуждены проводить налоговую политику, максимально способствующую привлечению инвестиций и повышению конкурентоспособности национальной экономики. Более того, именно активная позиция государства в сфере налоговой конкуренции является одним из факторов долгосрочного экономического роста. Например, Китай еще в 2004 г. начал налоговую реформу, направленную на стимулирование конкурентоспособности национальной экономики.

В разгар мирового финансового кризиса распоряжением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 691-р была утверждена Программа развития конкуренции в Российской Федерации вместе с Планом мероприятий по реализации программ развития конкуренции в Российской Федерации на 2009 - 2012 гг. <2> (далее - Программа). В данной Программе концепция налоговой конкуренции впервые была определена как одно из направлений развития налоговой политики на ближайшие три года.

<2> СПС "КонсультантПлюс".

В соответствии с Программой налоговая политика наряду с таможенно-тарифным регулированием, планированием и тарифным регулированием естественных монополий выступает инструментом экономического регулирования. В Программе отмечается, что в условиях глобализации важную роль играет налоговая конкуренция между государствами. Выбор налоговой политики в качестве детерминанты конкурентоспособности был обусловлен именно мощным потенциалом воздействия налоговой политики на экономику <3>.

<3> См.: Васькова Е.В. Взаимосвязь конкурентоспособности национальной экономики и налоговой политики государства: Дис. ... к.э.н. Иркутск, 2006.

Очевидно, что наиболее конкурентоспособными являются налоговые системы в офшорных юрисдикциях. Следует отметить, что элементы налоговой конкуренции присутствуют не только на глобальном уровне (прежде всего между промышленно развитыми государствами и офшорными юрисдикциями), но и на уровне региональных группировок (например, ЕС и МЕРКОСУР - Общего рынка государств Южного конуса). В результате налоговой конкуренции государства для привлечения труда и капитала используются различные уровни налоговых ставок и трансформация налоговых режимов, поскольку в условиях глобализации компании и граждане имеют возможность выбирать наиболее выгодные или благоприятные для инвестиций юрисдикции.

Налоговая конкуренция имеет следующие положительные результаты:

Вместе с тем ОЭСР сформулировал критерии для определения того, какая налоговая конкуренция является вредоносной, а именно: нулевое или вредоносное налогообложение; строгая секретность и отсутствие эффективного обмена информацией с налоговыми органами других стран; недостаточная прозрачность в действии законов и административных правил <4>.

<4> См.: Смолин В.В. Совершенствование методов прямого налогообложения в условиях международной налоговой конкуренции // Налоговая политика и практика. 2005. N 12. С. 20 - 25.

В частности, так называемые офшоры - налоговые гавани, налоговые убежища имеют следующие признаки: упрощенный порядок регистрации и функционирования хозяйствующих субъектов; отсутствие налогов на доходы (прибыль); взимание различного рода разовых регистрационных сборов; льготный режим налогообложения доходов определенного вида (дивидендов, роялти, банковских процентов); льготный режим налогообложения доходов, полученных от зарубежных источников; распространение налоговых льгот на компании определенной организационно-правовой формы; распространение налоговых льгот исключительно на нерезидентов; льготирование, вплоть до освобождения от налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности; закрытость информации о деятельности офшорных компаний и об их собственниках и др. <5>.

<5> См.: Кучеров И.И. Теория налогов и сборов. М., 2009. С. 384 - 385; Хейфец Б.А. Офшорные юрисдикции в глобальной и национальной экономике. М., 2008. С. 19 - 20.

Промышленно развитые государства, отказываясь от создания офшоров, сориентировали национальные налоговые системы на конкуренцию с налоговыми гаванями, при этом международное влияние на решения, принимаемые отдельными странами, не должно превалировать над защитой их национальных интересов.

Концепция международной налоговой конкуренции противоположна концепции международной налоговой гармонизации. Процесс гармонизации налогового законодательства должен привести к установлению сходных правил налогообложения на территориях всех государств, входящих в то или иное международное сообщество. Согласованные действия государств по осуществлению налоговой политики и реформированию национального налогового законодательства составляют существо гармонизации налогообложения. Ее основная цель - устранение различий в налоговом законодательстве государств, препятствующих экономической интеграции <6>.

<6> См.: Кучеров И.И. Международное налоговое право. С. 135.

Юридическую основу для гармонизации налогообложения создает унификация национальных законодательств, т.е. целенаправленная совместная деятельность субъектов нормотворческой деятельности различных государств, ориентированная на достижение единообразия юридических конструкций национальных налогово-правовых норм <7>.

<7> Там же. С. 134 - 135.

Совокупная налоговая нагрузка является основным критерием, определяющим конкурентоспособность налоговой системы. При этом совокупная налоговая нагрузка складывается из номинального налогового бремени и издержек налогоплательщика, связанных с налоговым администрированием. В последнее время внесены изменения в налоговое законодательство, направленные на снижение номинальной налоговой нагрузки. Номинальное налоговое бремя в России в целом сопоставимо с общеевропейским уровнем. В частности, эффективная налоговая нагрузка на потребление в России та же, что и в развитых странах, и ниже, чем в странах с переходной экономикой; нагрузка на капитал более или менее сопоставима с тем же показателем, рассчитанным по странам с переходной и с развитой экономикой; налоговая нагрузка на труд в России практически в два раза ниже, чем в странах с переходной и развитой экономикой. Однако остаются проблемы, связанные с издержками налогоплательщика, связанные с процедурами налогового контроля и особенностями правоприменительной практики. Именно эти причины приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки и к попыткам ее минимизации за счет уклонения от уплаты налогов, как отмечается в Программе. Поэтому Россия по-прежнему остается малопривлекательной страной для иностранных инвестиций.

Налоговая реформа, направленная на повышение конкурентоспособности налоговой системы, необходима прежде всего для выживания российских предприятий в условиях глобальной конкуренции, поскольку для конкуренции с иностранными предприятиями на равных в России должна действовать гораздо более стимулирующая производство и инвестиции налоговая система, чем в зарубежных странах.

В соответствии с Программой в целях повышения конкурентоспособности российской налоговой системы необходимо:

  1. продолжить снижение налогового бремени с учетом возможностей бюджета и задач по диверсификации экономики;
  2. упростить форму и процедуры представления налоговой отчетности;
  3. сократить срок возмещения НДС по итогам камеральных налоговых проверок для налогоплательщиков, регулярно представляющих налоговую отчетность и исполняющих законные обязанности по уплате налогов;
  4. предусмотреть налоговое стимулирование для предприятий, направляющих средства на развитие технологий и снижение издержек, в том числе стимулирование энергосбережений и внедрение экологически чистых технологий <8>.
<8> Например, компания ТНК - ВР, которая ведет разработку и добычу нефти в Западной Сибири, в Поволжско-Уральском районе, в Восточной Сибири и на Сахалине и занимает 3-е место по добыче нефти в России в 2009 г., направляет на экологию около 437 млн. руб., по сравнению с 320 млн. руб. в 2008 г., или на 35,6% больше. URL: www//corpinvest.ru.

Основные направления налоговой политики России последних четырех лет имели целью совершенствование налогового администрирования. Но, к сожалению, основополагающие проблемы налогового администрирования не были решены за эти годы. В этой связи задачи, которые необходимо решить для повышения конкурентоспособности российской налоговой системы, логически вписываются в задачи налоговой реформы, начавшейся в 2005 г. Мировой опыт свидетельствует о том, что практически все страны, достигшие наиболее высоких показателей ВВП на душу населения (свыше 20 тыс. долл. США), обладают эффективным налоговым администрированием и налоговой системой, подконтрольной налогоплательщикам через демократические представительские институты.

Снижение конкурентоспособности налоговой системы способствует тому, что налогоплательщики, использующие различные схемы уклонения от уплаты налогов, получают дополнительные необоснованные конкурентные преимущества, по сравнению с организациями, ведущими легальные бизнес.

Конкурентоспособность российской экономики, выходящей из кризиса, должна основываться на налоговой системе, которая способна обеспечить не только фискальные функции государства, но и стимулировать привлечение капитала.