Мудрый Юрист

Надзор за уголовным преследованием в сфере реализации приоритетных национальных проектов

Мондохонов А., начальник управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Забайкальского края, кандидат юридических наук.

Федоренко М., прокурор отдела по надзору за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции прокуратуры Забайкальского края.

На протяжении последних нескольких лет вопрос выявления и пресечения преступлений, совершаемых при реализации приоритетных национальных проектов (ПНП), - один из важнейших для правоохранительных органов Забайкальского края <1>. При координирующей роли прокуратуры края, аналитическом и методическом обеспечении удалось на системной основе организовать работу правоохранительных органов по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений в указанном направлении.

<1> До 1 марта 2008 г. Читинская область.

Поначалу новизна и многочисленность законов и подзаконных актов, регламентирующих правовые отношения в рамках приоритетных национальных проектов, обусловили определенную пассивность межрайпрокуроров и органов внутренних дел при выявлении преступлений этой категории. Так, в 2005 - 2006 гг. в сфере реализации ПНП правоохранительными органами региона не было выявлено ни одного преступления.

Отсутствие выявленных преступлений в названной сфере при значительных государственных капиталовложениях стало причиной анализа в прокуратуре области организации прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства, в том числе за осуществлением оперативно-розыскной деятельности.

В 2007 г. в прокуратуре области была проведена коллегия по вопросам организации надзора в сфере реализации ПНП, приняты решения о проведении конкретных мероприятий, направленных на повышение его эффективности. Также приказом прокурора области была создана постоянно действующая рабочая группа, в состав которой вошли прокуроры отделов по надзору за исполнением федерального законодательства, по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, а также управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью.

На основе анализа действующего законодательства, правоприменительной практики в других субъектах РФ членами рабочей группы были разработаны организационно-распорядительные документы, устанавливающие повышенные требования к качеству проводимых надзорных мероприятий, регулярному отчету о проделанной работе.

Управлением по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью особое внимание уделялось построению четкого механизма учета, контроля и систематизации данных о выявленных преступлениях и расследовании уголовных дел. С учетом требований Приказа Генерального прокурора РФ от 4 октября 2007 г. N 158 "О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации" межрайпрокуроры были ориентированы на немедленное направление в прокуратуру области спецсообщений о возбуждении, результатах расследования и судебного рассмотрения уголовных дел о преступлениях в сфере ПНП. Обязанности по учету, обобщению и анализу указанных сведений возложены на конкретного прокурора отдела по надзору за процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел и юстиции. Результаты расследования и судебного рассмотрения уголовных дел ежеквартально обобщаются, на места направляются информационно-аналитические письма, содержащие как положительный, так и отрицательный опыт.

Проведенные с сотрудниками оперативных подразделений УВД оперативные совещания, а также проверки соблюдения законности при осуществлении ими оперативно-розыскной деятельности показали, что целенаправленная работа по выявлению совершаемых в ходе реализации приоритетных проектов преступлений не осуществлялась ввиду незнания оснований получения субсидий, направляемых в целях реализации ПНП. Поэтому после определения прокуратурой области основных направлений деятельности УВД в рамках оперативно-розыскной деятельности были проверены лица, обратившиеся в комитет сельского хозяйства и продовольствия администрации Читинской области с заявлениями о предоставлении субсидии на уплату процентов по кредитам, предусмотренную ПНП "Развитие агропромышленного комплекса".

В ходе проверочных мероприятий было установлено, что в ряде случаев лица, получившие льготные кредиты в ОАО "Россельхозбанк" и ОАО "Сберегательный банк РФ", заемные денежные средства тратили на цели, не предусмотренные кредитными договорами, а в последующем, имея умысел на хищение субсидии, предоставляли подложные документы о якобы целевом использовании кредитных средств и получали субсидию.

В частности, подобным образом был изобличен С., который в июне 2006 г. заключил с ОАО "Россельхозбанк" кредитный договор на сумму 300000 руб. на приобретение сельскохозяйственной техники. В нарушение взятых обязательств он использовал кредит на личные нужды, а через год обратился с заявлением в комиссию сельского хозяйства муниципального района о возмещении ему затрат на уплату процентов по кредиту, представив фиктивный договор купли-продажи трактора, на основании которого ему была начислена субсидия в размере 30716 руб. Приговором Газимуро-Заводского районного суда С. признан виновным и осужден по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 159 УК.

Кроме того, преступления, совершенные в сфере ПНП, выявляются межрайпрокурорами в ходе надзорных проверок исполнения федерального законодательства. К примеру, в 2007 г. органами предварительного расследования по результатам рассмотрения материалов проверок, направленных прокурорами в порядке ст. 37 УПК, было возбуждено 1 уголовное дело, в 2008 г. - 3, в 2009 г. - 6.

Так, по указанию прокуратуры края, межрайпрокурорами были проведены проверки исполнения жилищного законодательства и соблюдения условий предоставления субсидий для возмещения затрат на жилье в рамках программ по улучшению жилищных условий граждан проектов "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и "Развитие АПК", а также инициировано проведение соответствующих оперативно-розыскных мероприятий, по результатам которых выявлялись преступления, в ряде случаев носящие коррупционный характер.

П., построив в 1993 г. жилой дом, в 2007 г. решил похитить предоставляемую в рамках ПНП "Развитие АПК" субсидию на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. Реализуя задуманное, он, с целью хищения субсидии путем обмана и злоупотребления доверием, обратился с соответствующим заявлением в администрацию муниципального района, предоставив фиктивные документы о постройке дома в 2007 г., составленные его братом, занимавшим должность главы администрации сельского поселения "Ушмунское". На основании представленных подложных документов на счет П. в декабре 2008 г. из средств федерального и областного бюджетов была незаконно перечислена субсидия в размере 159651 руб. П. предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 159, а его брату - по ч. 1 ст. 285, ст. 292 УК.

Достаточно распространены в регионе преступления, связанные с незаконной предпринимательской деятельностью. Так, в одном из районов края индивидуальный предприниматель Н., не имея соответствующей лицензии на осуществление строительных работ, в нарушение ФЗ от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в течение 2008 г. в рамках муниципальной программы "Ветхое жилье" ПНП "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" осуществлял незаконную деятельность по строительству двух жилых домов, в результате чего получил доход в сумме 540000 руб. Н. привлечен к уголовной ответственности по п. "б" ч. 2 ст. 171 УК.

В 2008 г. управлением по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры края обобщены и проанализированы сведения об использовании органами власти и местного самоуправления денежных средств, направленных на реализацию национальных проектов, кодифицированы основные нормативно-правовые акты в этой сфере и с учетом сложившейся следственно-судебной практики разработаны и направлены межрайпрокурорам для использования в работе методические рекомендации по выявлению и расследованию уголовных дел о преступлениях, совершенных при реализации ПНП, и организации прокурорского надзора в этом направлении.

С использованием рекомендаций было выявлено следующее преступление. В течение 2008 г. Б., будучи главным бухгалтером сельского поселения, подделав подпись фельдшера, похитила денежную субсидию в сумме 7989 руб., являющуюся финансовым обеспечением оказания дополнительной медицинской помощи медицинским персоналом фельдшерско-акушерских пунктов, предусмотренную ПНП "Здоровье". Ей предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 160 и ст. 292 УК.

Принятые меры позволили обеспечить системность работы правоохранительных органов и прокурорского надзора за осуществлением уголовного преследования при сопровождении ПНП и существенно повысить их эффективность. Если в 2005 и 2006 гг. преступления в названной сфере не выявлялись, то в 2007 г. было выявлено 16 преступлений, в 2008 г. - 27, в первом полугодии 2009 г. - 16. Если в 2007 г. из 16 возбужденных уголовных дел в суд были направлены лишь 4 дела в отношении 4 лиц, то в 2008 г. из 27 в суд направлено 15 уголовных дел в отношении 17 лиц, в первом полугодии 2009 г. из 12 возбужденных уголовных дел в суд направлены 8 в отношении 9 лиц.

В 2008 г. выявлено незаконное перечисление средств федерального, краевого (областного) бюджетов и бюджета Агинского Бурятского автономного округа на общую сумму 1435535 руб. (почти в три раза больше, чем в 2007 г.). На стадии досудебного производства обвиняемые добровольно возместили ущерб, причиненный федеральному и краевому (областному) бюджетам, в сумме 817652 руб. (в 2007 г. - 171044 руб.). Заявлены иски о возмещении причиненного бюджетам ущерба в сумме 705340 руб. (в 2007 г. - 281092 руб.). В 2008 г. выявлено незаконное перечисление бюджетных средств на сумму свыше 600 тыс. руб. Прокурорами и представителями потерпевших заявлены иски о возмещении причиненного бюджетам ущерба в сумме 436 тыс. руб.

Организация надзора за выявлением, раскрытием и расследованием преступлений при реализации ПНП продолжает оставаться в числе первоочередных задач прокуратуры Забайкальского края, в связи с чем проводится постоянная аналитическая и методическая работа, направленная на повышение профессионального мастерства прокурорских работников и результативности надзорных мероприятий.

Особенности прокурорского надзора и расследования уголовных дел ежегодно обсуждаются на семинарах с участием межрайпрокуроров и оперативных совещаниях с руководителями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В целях профилактики преступлений прокуратурой края организовано постоянное взаимодействие со средствами массовой информации. Результаты расследования и судебного рассмотрения каждого уголовного дела публикуются в районных и региональных газетах, а также размещаются на интернет-сайте прокуратуры края, доводятся до сведения населения посредством взаимодействия с органами местного самоуправления и трудовыми коллективами.