Мудрый Юрист

Полномочия органов государственной власти и местного управления в области защиты прав потребителей

Кособродов В.М., доцент кафедры гражданского права Российской правовой академии Минюста России, кандидат юридических наук.

Защита прав потребителя представляет собой комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности - изготовителем, исполнителем, продавцом, и включает в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.

Защита прав потребителей - понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.

До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг диктовали им свои условия. Судебная защита практически отсутствовала. Только с принятием Верховным Советом РФ 7 февраля 1992 г. Закона РФ "О защите прав потребителей" <1> у граждан появилась возможность реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (от 9 апреля 1985 г. N 39/248).

<1> Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 766.

Введение этого Закона прямого действия положило начало созданию в России национальной системы защиты прав потребителей, обеспечило нормативно-правовое поле для ее функционирования, в том числе создало потребителям необходимые условия для осуществления самозащиты при нарушении их прав, а общественным объединениям - возможность организации деятельности по защите потребительских прав и интересов.

На протяжении 15 лет правоприменительной практики в данный Закон неоднократно вносились изменения, и, несмотря на это, потребители сталкиваются с целым рядом проблем, требующих незамедлительного решения.

В настоящее время на положении потребителей негативно сказываются большое количество монопольных рынков, деятельность отраслей, относящихся к естественным монополиям, ценовая спекуляция; наводнение потребительского рынка некачественными и фальсифицированными товарами; неудовлетворительное состояние защиты авторского права и смежных прав практически во всех областях, связанных с созданием или использованием объектов интеллектуальной собственности; низкий уровень сознания потребителей; отсутствие или низкий уровень информационных систем, доступных для потребителей, на фоне широкой и наступательной рекламы <2>.

<2> Головкова Н.С. Качество в пору дефицита и дефицит в эпоху качества // Стандарты и качество. 2004. N 3. С. 76 - 80.

Отдельные опасения вызывает ситуация с продуктами питания. Главная проблема здесь - отсутствие достаточной информации о товаре. Острой проблемой является и защита прав потребителей от продукции, полученной с помощью генной инженерии, способной вызвать в человеческом организме в будущем непредсказуемые изменения.

Проводимая в нашей стране административная реформа повлекла за собой организационную перестройку системы надзора в сфере защиты прав потребителей. Расширились функции вновь образованной Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, создана новая структура органов и учреждений. Современные условия требуют совершенствования существующих, разработки и внедрения новых правовых, экономических и организационных подходов, включая оптимизацию структуры и кадрового состава органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Чрезвычайно сложной до настоящего времени остается проблема взаимодействия всех органов и организаций, занимающихся потребительской тематикой.

Федеральным органом, осуществляющим государственный контроль над соблюдением законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также дающим официальные разъяснения по вопросам применения указанных актов, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы (далее - Роспотребнадзор).

Контроль осуществляется над соблюдением указанных актов продавцами, изготовителями товаров, исполнителями работ и услуг независимо от их организационно-правовой формы.

Для реализации результатов контроля Роспотребнадзор наделен широким кругом полномочий. Эти полномочия можно условно разделить на три группы:

Основными полномочиями первой группы являются направление в пределах своей компетенции обязательных для исполнения предписаний изготовителям, исполнителям, продавцам и наложение на них штрафов за неисполнение предписаний. Предусмотрен следующий перечень нарушений:

К полномочиям второй группы относится направление материалов в лицензирующие органы, органы прокуратуры, Министерство внутренних дел РФ и др. Полномочия контролирующих и лицензирующих органов, осуществляющих надзор в данной области, определены Федеральным законом от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <3>.

<3> Российская газета. 2001. N 153 - 154.

В соответствии со статьей 12 этого Закона лицензирующие органы в пределах своей компетенции имеют право:

Третью группу полномочий Роспотребнадзора составляет право обращения в суд и арбитражный суд в защиту нарушенных прав потребителей. Иски могут предъявляться в защиту прав отдельных потребителей, группы потребителей или в интересах неопределенного круга потребителей. Содержание иска определяется характером нарушений права и направлено на устранение допущенных нарушений.

Кроме Роспотребнадзора и его территориальных органов существует ряд федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль над безопасностью и качеством товаров, работ и услуг: органы по стандартизации, метрологии и сертификации, санитарно-эпидемиологического надзора, по охране окружающей среды и природных ресурсов и др. Их объединяет единая цель: обеспечение безопасности товаров, работ и услуг. Единство цели предопределяет единство полномочий в данной области, во многом совпадающих с полномочиями Роспотребнадзора: осуществление мероприятий по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и принятие определенных мер в пределах своих полномочий (ст. 42.1 Закона о защите прав потребителей). Каждый из этих органов, контролирующих безопасность товаров, реализует предоставленные полномочия в закрепленной области деятельности или по определенной группе товаров, работ, услуг в соответствии со своей компетенцией, установленной законодательством.

В настоящее время действуют следующие наиболее важные законы и постановления Правительства РФ, определяющие компетенцию федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль над качеством и безопасностью товаров:

<4> Российская газета. 2002. N 245.<5> Российская газета. 1999. N 64 - 65.

Кроме того, Законом о защите прав потребителей также были учтены положения Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <6>. Так, согласно ст. 40 Закона государственный контроль и надзор над соблюдением законов и иных нормативных актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей, осуществляется Роспотребнадзором.

<6> Российская газета. 2004. N 50.

Наряду с названной Службой полномочиями в области защиты прав потребителей наделены и другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы).

Государственный контроль соответствующими компетентными органами осуществляется над соблюдением указанных актов продавцами, изготовителями товаров, исполнителями работ и услуг независимо от их организационных форм. Для осуществления должного контроля и надзора указанные органы наделяются правом проведения комплекса мероприятий, предусмотренных непосредственно в Законе о защите прав потребителей, а также в других законах и иных правовых актах. В этот комплекс мероприятий в том числе входят:

Предписание должно действовать до устранения нарушений. Предписание может быть обжаловано продавцом, изготовителем, исполнителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером в арбитражный суд с просьбой о признании его недействительным полностью или частично в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством (АПК РФ <7>);

<7> Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2008 г.) // Российская газета. 2002. N 137.<8> Российская газета. 2001. N 153 - 154.<9> Золотухина Т.А. Постатейный комментарий к новой редакции Закона РФ "О защите прав потребителей". М.: Дашков и Ко, 2007. С. 238.

Закон о защите прав потребителей допускает также привлечение судом к участию в деле соответствующего федерального органа исполнительной власти, не лишенного права вступить в дело по собственной инициативе либо по инициативе лица, участвующего в деле. Цель участия такого органа - выдача заключения по делу для обеспечения надлежащей защиты прав потребителей.

Непосредственной защите прав потребителей и контролю (надзору) над соблюдением соответствующего законодательства предшествует выработка государственной политики в этой области.

Роспотребнадзор дает разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов в области защиты прав потребителей.

Потребителю, столкнувшемуся с нарушением своих прав, целесообразно обращаться за помощью в уполномоченные органы исполнительной власти, направив руководителю жалобу с просьбой принять меры в отношении недобросовестного продавца, изготовителя, исполнителя.

Защита прав потребителей - важная социальная и экономическая функция исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. В связи с этим Закон о защите прав потребителей наделил полномочиями в данной области не только федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, но и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации, например администрацию области.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <10> в субъекте Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта, который разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

<10> Российская газета. 1999. N 206.

В рамках этих полномочий высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации обязан осуществлять мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей. Применительно к этой обязанности соответствующий орган наделяется правом принимать определенные меры, однако их характер и объем напрямую зависят от объема и характера полномочий указанного органа и определяются им самостоятельно путем согласования с пределами своих полномочий, установленных в конституции (уставе) субъекта Федерации.

Органы местного самоуправления выведены из системы органов государственной власти <11>. Однако и они обеспечивают защиту прав потребителей в пределах территории соответствующего муниципального образования (района, города, поселка, села и т.п.).

<11> Золотухина Т.А. Указ. соч. С. 246.

С этой целью органы местного самоуправления наделяются полномочиями по рассмотрению жалоб потребителей, даче консультаций по вопросам защиты прав потребителей, по обращению в суды (в защиту неопределенного круга потребителей). Для реализации данных полномочий они вправе при выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль над качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

В первоначальной редакции Закона о защите прав потребителей перечисленные выше органы обладали ограниченными контрольно-аналитическими функциями и при обнаружении недостатков товара (работы, услуги) могли направлять соответствующие материалы в государственные органы, обладающие необходимой компетенцией, для принятия мер либо предъявления в суды исков в интересах потребителей.

В настоящее время для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры (отделы по защите прав потребителей местных администраций).

Закон о защите прав потребителей определяет формы взаимодействия между муниципальными и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль над качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) <12>. Оно выражается в незамедлительном информировании соответствующих федеральных органов о выявлении ненадлежащего качества товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. При этом обнаружение указанных обстоятельств является практически возможным в результате проведения проверочных мероприятий по жалобам граждан, направляемым в органы местного самоуправления.

<12> О взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей в деле защиты прав потребителей // Городское управление. 2005. N 3. С. 87 - 90.

В то же время местные органы по защите прав потребителей в отличие от федеральных не наделены никакими контрольными функциями.

Закон о защите прав потребителей устанавливает не только государственную, но и общественную защиту прав потребителей и контроль над соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации <13>, регулирующих отношения в рассматриваемой области.

<13> Митяева Ю.В. Формирование института общественного потребительского движения в Российской Федерации // Социально-гуманитарные знания. 2006. N 3. С. 303.

Эти функции выполняют общественные организации потребителей, а также их ассоциации, союзы. В соответствии с Гражданским кодексом РФ <14> общественными признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившиеся на основе общности их интересов для удовлетворения нематериальных потребностей. Они являются некоммерческими организациями, имеющими право осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

<14> Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Российская газета. 1994. N 238 - 239.

Целью создания общественных объединений потребителей является охрана и защита прав потребителей. Так, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе <15>:

<15> Митяева Ю.В. Указ. соч.

Одной из основных функций общественных объединений потребителей в сфере защиты прав потребителей является осуществление юридических консультаций и оказание иной правовой помощи в собирании и представлении доказательств, свидетельствующих о нарушении прав потребителей, представительство их интересов в суде. Эти мероприятия могут осуществляться как на договорной основе, так и безвозмездно <16>.

<16> Золотухина Т.А. Указ. соч. С. 250.

Законом о защите прав потребителей предусмотрены широкие права общественных объединений потребителей по оказанию влияния на определение требований к качеству товаров (работ, услуг), повышение их качества, а также снятие с производства и изъятие из оборота опасных товаров, по привлечению к ответственности нарушителей прав потребителей.

Таким образом, в России в настоящее время сложилась национальная система защиты прав потребителей, под которой принято понимать совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, чьи полномочия в рассматриваемой области специально оговорены в Законе о защите прав потребителей. Составляющие систему элементы осуществляют весь комплекс работ по формированию и реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей на национальном, региональном и муниципальном уровнях.

Вместе с тем вопрос взаимодействия всех потребительских органов и организаций, а также добросовестного предпринимательства выходит в настоящее время на первое место. Опыт прошедших лет четко показал: добиться серьезного уровня защиты прав потребителей можно только соединением всех сил и возможностей по всему кругу потребительской проблематики.

Библиография

Головкова Н.С. Качество в пору дефицита и дефицит в эпоху качества // Стандарты и качество. 2004. N 3.

Золотухина Т.А. Постатейный комментарий к новой редакции Закона РФ "О защите прав потребителей". М.: Дашков и Ко, 2007.

Митяева Ю.В. Формирование института общественного потребительского движения в Российской Федерации // Социально-гуманитарные знания. 2006. N 3.

О взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей в деле защиты прав потребителей // Городское управление. 2005. N 3.