Мудрый Юрист

Практика функционирования регионального института защиты прав потребителей (на примере белгородской области)

Кособродов Владимир Михайлович - доцент кафедры гражданского права Российской государственной правовой академии Минюста России, кандидат юридических наук.

Практическое применение законодательства о защите прав потребителей показало, что равная и реальная защита интересов граждан-потребителей может быть обеспечена только развитой и прочной системой защиты прав потребителей при эффективном взаимодействии всех ее составляющих и разграничении, конкретизации их задач, полномочий, сфер действия.

В Белгородской области организационная работа по созданию региональной системы по защите прав потребителей началась в 1992 г. сразу после введения в действие Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" <1> с создания в структуре администрации области отдела по защите прав потребителей. Одновременно в состав администраций органов местного самоуправления повсеместно были введены должности специалистов по защите прав потребителей.

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. С. 766 (с послед. изм.).

В целях повышения эффективности работы по защите прав потребителей глава администрации области утвердил первую региональную комплексную программу по защите прав потребителей на 1995 - 2000 годы. Основной задачей в этот период было формирование регионального института защиты прав потребителей.

Для реализации защиты прав и интересов потребителей в 1999 г. при администрации области был сформирован Межведомственный координационный совет по защите прав потребителей, в основные задачи которого входили пресечение и предупреждение нарушений в этой сфере на территории области.

Государственную защиту законных прав и интересов потребителей на территории Белгородской области в этот период осуществляли:

Работа над выполнением первой программы выявила ряд недостатков, в том числе отсутствие взаимодействия между территориальной государственной, муниципальной и общественной ветвями системы защиты прав потребителей. В этот период встал вопрос о необходимости ввести в судах потребительскую специализацию судей. А главное, необходимо было добиться действительной независимости судов. В стране, в том числе в Белгородской области, надлежало ввести в действие правило "Главный контролер - потребитель, единственный контрольный орган - суд" <2>.

<2> Вяткина Л.Б. Роль института защиты прав потребителей в повышении уровня жизни населения // Общество и экономика. 1996. N 9. С. 143 - 149.

Накопленная практика защиты прав потребителей и выявленные проблемы в период выполнения первой региональной программы по защите прав потребителей позволили Межведомственному координационному совету по защите прав потребителей разработать и реализовать вторую региональную программу по защите прав потребителей в Белгородской области на 2001 - 2005 гг. <3>.

<3> Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. 2001. N 33.

Участниками этой программы, кроме правительства области и территориального управления, являлись органы местного самоуправления, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, таможня, правоохранительные органы, территориальный фонд обязательного медицинского страхования, Белгородская государственная универсальная научная библиотека, общественные объединения потребителей, ГУП "Белгородское качество" <4>.

<4> Защита прав потребителей в 2005 году: Доклад / Сост. И.И. Койфман. Белгород: БИЦ БГУНБ, 2006. С. 9.

В этот период в Белгородской области были приняты дополнительные меры по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в различных секторах потребительского рынка товаров, работ, услуг. С этой целью губернатором и правительством области утверждены следующие организационно-распорядительные документы по защите интересов граждан-потребителей:

<5> Белгородские известия. 2005. N 36.<6> СЗ РФ. 2005. N 10. С. 759.

Отличительной особенностью региональной программы по защите прав потребителей является ее комплексный подход к осуществлению поставленных целей государственной поддержки потребителей.

Актуальность и значимость программы позволила ей стать одной из составляющих губернаторской программы улучшения качества жизни населения Белгородской области, принятой в 1993 г. Приоритетное место в программе по защите прав потребителей занимают вопросы обеспечения стабильности потребительского рынка, качества и безопасности товаров и услуг, поступающих на потребительский рынок области, защиты законных прав и интересов потребителей и создания условий для усиления позиций местных товаропроизводителей в части выпуска качественной и конкурентоспособной продукции.

С целью рассмотрения принципиальных вопросов координации работ по разработке и внедрению на предприятиях области систем менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000 Постановлением губернатора области от 13 декабря 2005 г. N 193 <7> утвержден Межведомственный координационный совет Белгородской области по качеству продукции (услуг), который стал постоянно действующим органом при губернаторе.

<7> Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. 2005 - 2006. N 80.

Дальнейшая реализация программы улучшения качества жизни населения Белгородской области, проведение административной реформы, расширение потребительского спроса выдвинули качественно новые задачи перед системой государственной и общественной защиты прав потребителей.

Для решения данных задач Постановлением правительства области от 19 января 2006 г. N 4-пп <8> была принята третья региональная программа по защите прав потребителей на 2006 - 2010 гг. и утвержден комплекс практических мер, направленных на формирование необходимых условий для обеспечения потребительских прав жителей области и защиту их экономических интересов.

<8> Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. 2006. N 83.

В целях защиты экономических интересов Белгородской области, обеспечения и повышения качества товаров и безопасности их для здоровья граждан Постановлением губернатора области от 19 апреля 2006 г. N 56 "Об областной межведомственной комиссии при губернаторе области по обеспечению качества и безопасности товаров и услуг на потребительском рынке Белгородской области" создана областная межведомственная комиссия.

В настоящее время реализация государственной потребительской политики в регионе - это комплексная задача, в решении которой задействованы практически все территориальные органы федеральных органов власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) за производством и оборотом товаров (работ, услуг) в различных сферах потребительского рынка.

Ведущая роль в обеспечении государственных мер защиты прав потребителей в регионе отведена территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), созданной в начале 2004 г. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <9>.

<9> Российская газета. 2004. N 50.

Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Федеральная служба), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 <10>, Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

<10> Российская газета. 2004. N 144.

В целях обеспечения безопасности жизни, здоровья, имущества граждан определенные полномочия в сфере защите прав потребителей возложены на территориальные органы федеральных органов исполнительной власти: управление государственного автодорожного надзора по Белгородской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Государственную жилищную инспекцию Белгородской области, управления внутренних дел Белгородской области, Белгородскую таможню и др.

Общее руководство проведением на территории области единой государственной политики осуществляет правительство Белгородской области, которое определяет и разрабатывает ее приоритетные направления, обеспечивает принятие необходимых мер, направленных на реализацию законодательства по защите прав потребителей в интересах населения.

Основные функции по организации этой работы возложены на департамент экономического развития Белгородской области в лице управления по развитию потребительского рынка, созданного на основании распоряжения правительства области от 28 марта 2006 г. N 31-рп, и внесены в административный регламент деятельности отдела по контролю в сфере защиты прав потребителей. Полномочия управления по развитию потребительского рынка департамента экономического развития области в сфере защиты законных интересов и прав потребителей определены статьей 44 Закона РФ "О защите прав потребителей".

Особое место в системе органов, от деятельности которых зависит организация надежной защиты прав потребителей непосредственно по месту жительства граждан, занимают органы местного самоуправления. Для оказания помощи потребителям, проживающим в селах и поселках, в ряде муниципальных образований назначены уполномоченные при поселковых и сельских администрациях.

Важной составляющей региональной системы защиты прав потребителей и реальной силой являются общественные объединения потребителей, которые создаются на добровольной основе. В 2008 г. на территории области общественную защиту потребительских прав и интересов граждан осуществляло 14 добровольных объединений потребителей.

Полноправными участниками региональной системы и социальными партнерами в вопросах защиты прав потребителей также являются:

Каждый из участников имеет свою специфику работы, но в данном случае их объединяет одна цель - обеспечить защиту потребительских прав и интересов граждан, защиту их имущественных интересов, а порой защиту их здоровья и гражданского достоинства.

Однако, несмотря на проведенную работу, институт защиты прав потребителей в Белгородской области и прогноз его развития требуют совершенствования форм и методов работы, обеспечения более эффективной деятельности органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В настоящее время в функционировании системы защиты прав потребителей Белгородской области имеются проблемы.

Прежде всего, требуется искоренить дублирование контрольных органов, бороться с превышением полномочий многими контролерами, сократить чрезмерное количество проверок контролирующими органами. Необходимо провести работу по практической реализации требований недавно вступившего в действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" <11>. Необходимо также разработать нормативные документы по взаимодействию контрольных органов и общественных организаций потребителей.

<11> Российская газета. 2001. N 155 - 156.

Права потребителей не могут быть действенно защищены без информирования людей о некачественных, опасных товарах, работах, услугах, о недобросовестных продавцах, изготовителях, исполнителях, без широкого просвещения населения. Это направление потребительской политики развивается все больше, хотя и недостаточно. Здесь необходимо сосредоточить усилия всех органов и организаций, занимающихся защитой прав потребителей, средств массовой информации, сферы образования, культуры, социального обслуживания, найти способы преодоления узковедомственных интересов и межведомственных противоречий.

Чрезвычайно сложной до настоящего времени остается проблема взаимодействия всех органов и организаций, занимающихся потребительской тематикой в Белгородской области. Есть успехи во взаимодействии небольшого количества органов местного самоуправления и обществ потребителей. Достаточно широко, пожалуй, развиваются только отношения между территориальным управлением Роспотребнадзора и контрольными органами.

Библиография

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (в ред. от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ) "О защите прав потребителей" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. С. 766.

Федеральный закон от 25 октября 2007 г. N 234-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации" // Российская газета. 2007. N 241.

Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета. 2004. N 50.

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 (в ред. от 7 ноября 2008 г.) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" // Российская газета. 2004. N 144.

Постановление Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575 "Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков" // Российская газета. 1997. N 100.

Постановление правительства Белгородской области от 18 февраля 2005 г. N 37-пп "О дополнительных мерах по полному недопущению использования генетически модифицированных источников на территории области" (вместе с Положением о порядке выдачи свидетельства, декларации, сертификата предприятию, выпускающему продукцию без генетически модифицированных источников; Положением о порядке заверения копий сертификатов соответствия (деклараций о соответствии) продукции, в составе которой могут быть использованы генетически модифицированные источники (ГМИ)) // Белгородские известия. 2005. N 36.

Постановление правительства Белгородской области от 19 января 2006 г. N 4-пп "О региональной комплексной программе по защите прав потребителей в Белгородской области на 2006 - 2010 годы" (в ред. от 6 сентября 2006 г.) // Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. 2006. N 83.

Постановление главы администрации Белгородской области от 7 сентября 2001 г. N 566 "О региональной комплексной программе по защите прав потребителей в Белгородской области на 2001 - 2005 годы" (вместе с Региональной комплексной программой о защите прав потребителей в Белгородской области на 2001 - 2005 годы) // Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. 2001. N 33.

Постановление губернатора Белгородской области от 13 декабря 2005 г. N 193 "Об образовании межведомственного координационного совета Белгородской области по качеству продукции (услуг)" // Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. 2005 - 2006. N 80.

Васильчикова Н.В. Как потребителю защитить свои интересы: рекомендации и примеры. М.: Омега-Л, 2007.

Вяткина Л.Б. Роль института защиты прав потребителей в повышении уровня жизни населения // Общество и экономика. 1996. N 9.

Гуляева И.Н. Защита прав потребителей в вопросах и ответах: типовые ситуации и примеры. М.: Омега-Л, 2007.

Актуальные вопросы взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и гражданского общества // Юридический мир. 2005. N 2.

О взаимодействии органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей в деле защиты прав потребителей // Городское управление. 2005. N 3.

О полномочиях органов местного самоуправления // Городское управление. 2005. N 9.