Мудрый Юрист

Основные направления деятельности ростуризма по реализации государственных услуг и правоприменительных функций в сфере туризма

Ярочкин А.И., руководитель Федерального агентства по туризму.

Туризм представляет собой одну из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства, играет важную роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития большого числа стран и регионов.

Важнейшие политические решения, принятые руководством Российского государства в 2004 - 2008 гг., дали существенный толчок развитию туризма, повышению его значения для социально-экономического развития Российской Федерации и способствовали формированию конкурентоспособной национальной туристской индустрии.

В то же время 2009 г. стал сложным годом для туристской индустрии Российской Федерации. Он ознаменован глобальным экономическим кризисом, который негативно сказался на въездном и выездном туризме, а также развитии предпринимательства в сфере туризма.

В первом полугодии 2009 г. турпоездки иностранных граждан в нашу страну сократились на 15%, а деловые поездки - на 6% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Тем не менее экспертные прогнозы на 2009 г. в целом более благоприятные, чем на полугодие.

Во внутреннем туризме в начале туристского сезона наблюдался спад туристского потока в среднем по регионам на 10%. В настоящее время ситуация выравнивается и рост туристских потоков принимает устойчивый характер (по экспертным оценкам в 2009 г. в России отдохнет около 32 млн. россиян).

Экономический кризис не обошел стороной бюджетные ассигнования, выделяемые федеральным и региональным органам государственной власти на развитие туризма (бюджет Ростуризма на поддержку туристической деятельности по сравнению с 2008 г. уменьшился на 35% в 2009 г. и на 55% в 2010 г.). В регионах России произошло существенное сокращение финансирования программ в сфере туризма в пользу других отраслей экономики, что привело к приостановлению реализации программных мероприятий, а в ряде случаев и к отмене программ.

Вместе с тем позитивным моментом являются изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", дающие право органам местного самоуправления осуществлять полномочия по развитию туризма, а также позволяющие использовать для этого соответствующие материальные и финансовые средства.

В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы реализации государственной политики и осуществления правоприменительных функций в сфере туризма. Ключевые цели, задачи, принципы и направления государственной политики России в сфере туризма определены в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 года и других политико-правовых документах. Эти документы являются правовой основой реализации основных функций Федерального агентства по туризму.

Федеральное агентство по туризму Минспорттуризма России (далее - Ростуризм) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма.

В связи с этим миссией Ростуризма является обеспечение стимулов для успешного развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации как одного из элементов экономического роста, укрепления международного авторитета страны и повышения качества жизни населения. Для выполнения этой миссии Ростуризм осуществляет:

В деятельности Ростуризма большое внимание отводится работе по созданию в регионах России благоприятных условий для развития туристской индустрии, в том числе путем реализации программ и проектов в области государственно-частного партнерства.

Ростуризм является государственным заказчиком ФЦП "Юг России (2008 - 2012 годы)". Основной целью этой Программы является повышение благосостояния и качества жизни населения республик, входящих в состав Южного федерального округа, обеспечивающее сокращение их отставания от среднероссийского уровня.

Для реализации этой цели необходимо снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики республик, развитие стратегически приоритетных направлений - промышленного и туристско-рекреационного комплексов, агропромышленного комплекса, транспортных коммуникаций, а также реализация задач по повышению занятости населения.

Ростуризм определен государственным заказчиком по ряду мероприятий раздела Программы "Развитие туристско-рекреационного комплекса" с объемом софинансирования из федерального бюджета 2,173 млрд. рублей.

В 2009 г. Ростуризмом заключены четыре соглашения с органами исполнительной власти субъектов ЮФО, в рамках которых осуществляется софинансирование объектов туристской инфраструктуры. По состоянию на 1 октября 2009 г. общий объем финансирования программных мероприятий из федерального бюджета составляет 136 млн. рублей.

В соответствии с утвержденными в Программе мероприятиями в целях дальнейшего развития туризма на Юге России предполагается расширение действующих и строительство новых туристско-рекреационных комплексов в республиках Северного Кавказа.

В целом в рамках Программы на развитие туристско-рекреационного комплекса республик Северного Кавказа планировалось направить 21,22 млрд. рублей, в том числе 17,683 млрд. рублей - средства федерального бюджета, 3,537 млрд. рублей - средства субъектов Российской Федерации.

Средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию Программы, выделяются субъектам Российской Федерации в виде целевых субсидий и направляются на софинансирование строительства объектов инженерной и обеспечивающей инфраструктуры к создаваемым туристическим комплексам, а строительство самих туристических комплексов должно осуществляться за счет внебюджетных источников.

В рамках раздела Программы "Развитие туристско-рекреационного комплекса" в республиках Северного Кавказа планируется привлечь более 35 млрд. рублей частных инвестиций, за счет которых в период реализации Программы должно быть создано 16 крупных туристско-рекреационных комплексов, включающих гостиницы, канатные дороги, горнолыжные трассы, ледовые и лыжные стадионы, объекты сферы услуг, в том числе:

В Республике Дагестан - туристско-рекреационные комплексы "Новокаякент", "Немецкая деревня "Порт-Петровск", "Чиндер-Черо" и "Дарваг-Чай".

В марте 2009 г. в рамках реализации программы по строительству туристско-рекреационного комплекса "Новокаякент" правительством Республики подписано инвестиционное соглашение с инвестиционной компанией Швейцарии "ИК Инвестком АГ" о строительстве гостиничного комплекса на 1600 мест. В результате реализации проекта предусматривается создание не менее 1000 рабочих мест.

В Карачаево-Черкесской Республике - туристско-рекреационные комплексы "Архыз" и "Теберда-Домбай".

В Домбае только за счет введения в 2008 г. новых очередей канатных дорог создано 100 дополнительных рабочих мест, а последующее строительство гостиниц и развитие сферы услуг позволит создать еще 400 рабочих мест.

В настоящее время в рамках программы реализуется проект создания горно-рекреационного комплекса "Архыз" с привлечением средств инвестора - ЗАО "Группа "Синара". Реализация проекта позволит создать 3000 рабочих мест.

В Республике Северная Осетия - Алания ведется строительство инженерной инфраструктуры в рамках создания горно-рекреационных комплексов "Мамисон" и "Дигория". Реализация этих проектов позволит создать дополнительно 3800 рабочих мест.

В Республике Адыгея - создание в рамках программы горно-рекреационных комплексов "Хаджох", "Оштен", "Партизанский", "Свято-Михайловский" позволит ввести 3600 рабочих мест.

В Кабардино-Балкарской Республике осуществляется реализация проектов по созданию горнолыжного комплекса Приэльбрусья. Его строительство позволит создать 1600 рабочих мест.

В Республике Калмыкия - создание туристско-рекреационных комплексов "Березовское" и "Магой". Реализация этих проектов позволит создать более 600 рабочих мест.

Строительство туристических комплексов и обеспечивающей туристской инфраструктуры на Юге России в целом позволит создать дополнительно более 15 000 рабочих мест, в том числе и во время строительства объектов, увеличить к 2012 г. туристический поток в республиках Юга России почти в 2 раза (с 1058 тыс. человек в 2008 г. до 1947 тыс. человек в 2012 г.), а также повысить налоговые платежи в бюджеты республик.

В связи проведением оптимизации расходов федерального бюджета, вызванной экономическим кризисом, объем выделяемых из федерального бюджета средств на реализацию ФЦП "Юг России (2008 - 2012 годы)" ежегодно сокращается. Так, в 2009 г. сокращение составило 30%, на 2010 г. запланировано сокращение 25%, а в параметрах федерального бюджета на 2011 - 2012 гг. предусмотрено сокращение на 70% и 80% соответственно. Такое сокращение финансирования негативно отразится на сроках строительства объектов инженерной инфраструктуры, приведет к значительному незавершенному строительству и к оттоку инвесторов и, как следствие, отрицательно скажется на социально-экономическом и политическом положении в вышеуказанных Республиках.

Кроме того, в целях эффективного использования предусмотренных в федеральном бюджете финансовых средств государственный заказчик вынужден концентрировать их на нескольких объектах с целью завершения начатого строительства. В связи с этим из-за недостатка финансовых средств вынужденно будут исключены из Программы несколько субъектов Российской Федерации, в том числе Республика Адыгея, Республика Калмыкия, будет свернут проект по Республике Северная Осетия - Алания.

Ростуризмом совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма проведена работа по актуализации реестра инвестиционных проектов туристско-рекреационного комплекса регионов России. На официальном сайте Ростуризма размещена обновленная версия реестра инвестиционных проектов в сфере туризма, который состоит из 140 наименований.

Важным аспектом деятельности Ростуризма является подготовка индустрии туризма г. Сочи к Олимпийским играм 2014 г. Ростуризмом в целях контроля и мониторинга существующих, реконструируемых и строящихся гостиниц и других средств размещения сформирована рабочая группа по гостиницам и другим средствам размещения президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи (далее - Рабочая группа). В состав Рабочей группы вошли представители ГК "Олимпстрой", Счетной палаты, Министерства регионального развития Российской Федерации, автономной некоммерческой организации (АНО) "Оргкомитет "Сочи 2014", ОАО "Внешэкономбанк", администраций Краснодарского края и города Сочи.

Рабочей группой ведется контроль рассмотрения вопросов о земельных участках для строительства гостиничного комплекса в Имеретинской низменности Адлерского района города Сочи, классификации гостиниц, по исполнению заключенных договоров между Администрацией города Сочи, Оргкомитетом "Сочи 2014" и владельцами гостиниц и других средств размещения участников и гостей Олимпиады 2014 г. В структуре центрального аппарата Ростуризма также создан отдел организации подготовки гостиничного комплекса г. Сочи к Олимпиаде 2014 г.

В целях выработки и реализации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере туризма Приказом Ростуризма от 31 марта 2009 г. N 63 создана Рабочая группа по поддержке малого и среднего предпринимательства в сфере туризма.

В рамках деятельности Рабочей группы проведен мониторинг субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере туризма в субъектах Российской Федерации (сбор и анализ данных о субъектах малого и среднего предпринимательства, включая количество работников предприятий, оказание финансовой и имущественной поддержки организациям из бюджета региона, количество предприятий в сфере туризма по направлениям: экскурсионное обслуживание, гостиницы, турагенты, туроператоры и др.).

Одной из ключевых функций Ростуризма является формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров, а также защита прав и законных интересов туристов. Правоприменительная практика в сфере туризма показала, что законодательные новеллы последних лет в целом положительно повлияли на ситуацию на туристском рынке. Механизм лицензирования туристской деятельности, существовавший до 2007 г., был заменен на более эффективный способ государственного регулирования туристской деятельности - Единый федеральный реестр туроператоров.

Эффективно функционирует механизм финансового обеспечения ответственности туроператоров. Отмечается существенный рост случаев урегулирования имущественных споров между туристскими организациями и потребителями в досудебном порядке. Постепенно повышается прозрачность и инвестиционная привлекательность индустрии туризма, идет процесс укрупнения туристического бизнеса, создаются саморегулируемые организации, потребители становятся все более просвещенными в правовом отношении, умеющими применять закон на практике.

В сентябре 2009 г. Ростуризм исключил из Единого федерального реестра туроператоров более 700 туристических компаний, не представивших в установленные сроки документы о финансовом обеспечении согласно новым требованиям законодательства. В целях обеспечения защиты прав и законных интересов потребителей туристских услуг, а также пресечения незаконной предпринимательской деятельности списки исключенных из Реестра туркомпаний по мере необходимости будут направлены в правоохранительные органы и Роспотребнадзор. Практика такого взаимодействия уже существует, об этом же шла речь на встрече руководителя Ростуризма Анатолия Ярочкина и руководителя Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, которая состоялась в сентябре текущего года.

4 октября вступил в силу Приказ Ростуризма, которым утвержден Порядок представления юридическими лицами, осуществляющими туроператорскую деятельность, бухгалтерской отчетности в Федеральное агентство по туризму (от 4 августа 2009 г. N 175). При рассмотрении заявлений туроператоров о внесении сведений о них в реестр Ростуризм проверяет наличие необходимых документов, подтверждающих эти сведения, в том числе бухгалтерскую отчетность. В полную силу данный правовой акт начнет действовать в 2010 г. после сдачи туроператорами бухгалтерской отчетности за 2009 г.

В то же время правоприменительная практика выявила и ряд проблем реализации нового законодательства. Прежде всего следует отметить все еще невысокий уровень правовой культуры на туристском рынке: у потребителей - при отстаивании своих прав и законных интересов, у предпринимателей - при применении законодательства, а также в рамках взаимодействия с контролирующими органами и партнерами (гостиницами, перевозчиками и др.). Недостаточно четко в законодательстве определена юридическая ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность в сфере туризма, нет эффективных правовых механизмов, позволяющих Ростуризму оперативно и своевременно принимать меры к недобросовестным участникам рынка, в том числе исключать их из реестра туроператоров и др.

Значительное место в деятельности Ростуризма отводится работе по обеспечению объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения индивидуальных и коллективных обращений граждан, а также по принятию мер, направленных на восстановление или защиту их нарушенных прав и законных интересов. Анализ правоприменительной практики Ростуризма по реализации положений Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" показывает, что подавляющее большинство авторов устных и письменных обращений жалуются на ненадлежащее оказание и/или неоказание туристских услуг российскими туроператорами и/или работающими с ними туристическими компаниями ряда иностранных государств.

В Ростуризме образована общественная приемная для личного приема граждан. На официальном сайте Ростуризма размещена информация для граждан о возможности обращаться в Ростуризм не только письменно и/или устно, но и посредством электронных средств связи.

В соответствии с Административным регламентом Ростуризма по организации приема граждан и обеспечения своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятия по ним решений и направления ответов заявителям, утвержденным Приказом Минспорттуризма России от 20 апреля 2009 г. N 226, сформирован и ведется электронный реестр обращений граждан.

Важной частью государственной политики России в сфере туризма является формирование с учетом национальных традиций нового образа (имиджа) России как туристского направления. Турпродукты, которые российские предприниматели сегодня предлагают, часто рассматриваются как устаревшие. Следовательно, стоит задача адаптировать турпродукты в соответствии с новыми требованиями и вызовами времени, повысить конкурентоспособность российского турпродукта на международном рынке.

Основная задача государства в области развития внутреннего и въездного туризма - оказывать бизнесу и регионам поддержку прежде всего в продвижении туристского продукта. Уже сегодня продвижение туризма - одна из основных функций Ростуризма. В этих целях Ростуризм осуществляет:

По инициативе Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Виталия Мутко в 2009 г. Ростуризму было выделено около 50 млн. рублей. Данные средства были использованы для производства и многократной трансляции (в период с 1 августа по 15 декабря 2009 г.) телесюжетов и телефильмов о развитии туризма в 14 регионах России. В настоящее время трансляция этих сюжетов осуществляется на крупнейших общероссийских телеканалах на всей территории России. Планируется также трансляция отдельных телесюжетов (с переводом на английский язык) для зарубежной аудитории.

Данные ЮНВТО показывают, что для дополнительного привлечения одного иностранного туриста, обеспечивающего поступление в экономику страны в среднем 1000 евро, государства затрачивают от 3 до 10 евро на некоммерческую рекламу туристского продукта. В соответствии с этим средний объем бюджетных средств, выделяемый в европейских странах на продвижение туристского продукта, составляет 31,7 млн. евро.

Однако при действующем в настоящее время бюджетном финансировании, которое составляет 0,69 евро на привлечение одного иностранного туриста, меры по продвижению российского национального турпродукта могут лишь минимально изменить параметры существующего туристского потока. Вместе с тем Ростуризмом в целях продвижения въездного туризма организован единый стенд и проведены презентации "Новый туристский продукт России" на следующих международных туристских выставках: "MATKA", Хельсинки; "FITUR", Мадрид; "BIT", Милан; "OTM", Нью-Дели; "ITB", Берлин; "Globe", Рим; "GITF", Гуанчжоу; "KOTFA", Сеул; "BITE", Пекин, "JATA", Токио; "TOP RESA", Париж; "ОТДЫХ/LEISURE", Москва.

Участники презентаций, среди которых были представители деловых туристических кругов, зарубежных СМИ, органов исполнительной власти в сфере туризма, высоко оценивают эффективность проведения подобных мероприятий на регулярной основе.

В июне 2009 г. Ростуризмом, Минспорттуризмом России совместно с посольствами и торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом были организованы презентации туристских возможностей нашей страны, посвященные Дню России (Варшава, Мадрид, Хельсинки).

В настоящий момент идет подготовка к следующим международным туристским выставкам: "TOUR SALON", 21 - 24 октября 2009 г., Познань, Польша; "ITF", 30 октября - 2 ноября 2009 г., Тайбэй, Тайвань; "WTM", 9 - 12 ноября 2009 г., Лондон, Великобритания; "CITM", 19 - 22 ноября 2009 г., Куньмин, КНР; "EIBTM", 1 - 3 декабря 2009 г., Барселона, Испания.

При поддержке Ростуризма в Москве прошла ежегодная Международная туристская выставка "Интурмаркет-2009", работа которой ориентирована на продвижение национального туристского продукта на внутреннем и международном рынках. "Интурмаркет" является выставочным мероприятием, официально признанным Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) - специализированным учреждением ООН. В выставке приняли участие представители 73 субъектов Российской Федерации и 50 зарубежных стран. Были представлены все сектора туристической индустрии, включая не только российских и зарубежных туроператоров, но и отели, транспортные компании, федеральные и региональные органы власти, курирующие вопросы туризма, а также специализированные вузы и средства массовой информации.

На систематической основе в Ростуризме ведется работа в области информационного обеспечения туризма. В ноябре 2009 г. начнет функционировать новый официальный сайт (портал) Ростуризма, который будет содержать не только обязательную информацию, но и сведения о развитии туризма в регионах России, как на русском, так и иностранных языках. Ростуризм планирует активно сотрудничать в этом аспекте с уполномоченными органами по туризму субъектов Российской Федерации.

При эффективной государственной поддержке доля туризма в ВВП России может существенно вырасти - до уровня европейских стран. Для этого необходимо создание сети представительств Ростуризма за рубежом. В настоящий момент Ростуризм подготовил все необходимые финансово-экономические обоснования создания представительств и в 2010 г. планирует совместно с Минспорттуризмом России подготовить соответствующие проекты правовых актов.

Развивая туризм, современные государства призваны решать как минимум две ключевые задачи. Первая задача - всемерное содействие путешествиям граждан, оказание им качественных и безопасных туристских услуг, а также создание благоприятных условий для развития индустрии и инфраструктуры въездного и внутреннего туризма. Вторая задача - обеспечение безопасности личности, общества, основополагающих элементов государства, а также охрана окружающей среды от угроз безопасности, связанных с разрушительным и неупорядоченным развитием туризма, негативными последствиями такого развития.

Важнейшим аспектом формирования образа России как страны, благоприятной для туризма, является ее визовая политика. В 2008 - 2009 гг. Ростуризм совместно с Минспорттуризмом России, МИД России участвовали в подготовке важных политико-правовых решений в данной сфере. Так, благодаря принятию Указа Президента России от 13 мая 2008 г. N 773 "О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с проведением в г. Москве в 2008 году финального футбольного матча Лиги чемпионов УЕФА" десятки тысяч английских болельщиков смогли посетить проходивший в Москве финальный футбольный матч Лиги чемпионов УЕФА. Для въезда на территорию нашей страны им не требовалось оформления визы, а достаточно было предъявления действительных документов, удостоверяющих личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и билета на указанный матч.

Аналогичный правовой механизм может использоваться и при проведении иных крупных международных событий (форум АТЭС во Владивостоке, Всемирная универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи).

Целям упрощения визовых формальностей служит и Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2009 г. N 397 "О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки". Постановлением определен Перечень портов, через которые допускается въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки (Большой порт Санкт-Петербург (г. Санкт-Петербург), Владивосток (Приморский край), Выборг (Ленинградская область), Калининград (Калининградская область), Корсаков (Сахалинская область), Новороссийск (Краснодарский край), Пассажирский порт Санкт-Петербург (г. Санкт-Петербург), Сочи (Краснодарский край)).

В настоящее время стратегическое значение придается диалогу Российской Федерации с Европейским союзом об отмене в долгосрочной перспективе виз при взаимных поездках граждан России и ЕС. Вопросы упрощения визовых формальностей начинают успешно решаться и на двустороннем уровне. Примерами этому могут служить Соглашения между Правительствами России и Таиланда, России и Китая, России и Бразилии, а также России и Израиля о безвизовых поездках граждан.

Российское Правительство планирует не позднее 2015 г., отработав всю необходимую нормативно-правовую документацию, обеспечить допуск иностранных спортивных и круизных судов во внутренние водные пути нашей страны. Планируется также принятие законопроекта "Консульский устав Российской Федерации", который предусматривает оптимизацию процедур по оформлению российских виз для иностранных граждан, в том числе с учетом интересов развития въездного туризма в нашей стране.

Вопросы обеспечения безопасности российских туристов за рубежом приобрели в последнее время особую актуальность. В мае 2008 г. вступил в силу Административный регламент Ростуризма по предоставлению государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания.

Информация об угрозе безопасности, которая является основанием для предоставления государственной услуги, поступает из компетентных органов и других организаций, которые поименованы в Регламенте (МИД, МЧС, МВД, ФСБ, Роспотребнадзор, Росгидромет, ВТО, ВОЗ, Федеральный центр гигиены и эпидемиологии).

В соответствии с данным Регламентом Ростуризмом в 2008 - 2009 гг. оперативно размещалась на своем сайте и доводилась до туроператоров, турагентов и туристов информация, поступающая от федеральных органов исполнительной власти (МИД, Роспотребнадзор, МЧС и т.д.), об угрозах безопасности в стране (месте) временного пребывания:

Ростуризм начал работу по подготовке предложений по обновлению двусторонних международных документов о сотрудничестве в сфере туризма в части обеспечения безопасности туризма. В рамках этой деятельности в апреле 2009 г. во Владивостоке проведено российско-китайское совещание.

Согласно действующему законодательству о туристской деятельности государственное регулирование туристской деятельности осуществляется в том числе путем стандартизации и классификации объектов туристской индустрии. Системы классификации объектов туристской индустрии (гостиниц, пляжей и горнолыжных трасс), утвержденные Ростуризмом (далее - системы классификации), в настоящий момент являются единственными в Российской Федерации национальными системами классификации. Они носят добровольный характер и являются открытыми для участия в них организаций различных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, признающих и выполняющих их правила.

Системы классификаций показали свою жизнеспособность и являются эффективными инструментом защиты прав и законных интересов потребителей, содействуют увеличению туристского потока и доходов от въездного и внутреннего туризма за счет укрепления доверия российских и иностранных потребителей к объективности оценки услуг, предоставляемых объектами туристской индустрии. За время работы Системы классификации объектов туристской индустрии было проклассифицировано 428 средств размещения, 5 пляжей и 6 горнолыжных трасс.

В связи с подготовкой к проведению в г. Сочи XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. и в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации Ростуризмом проводится работа по внедрению системы классификации гостиниц и других средств размещения.

В настоящее время Минспорттуризм России и Ростуризм по поручению Правительства Российской Федерации готовят проекты правовых актов, направленные на введение единой общероссийской системы классификации объектов туристской индустрии.

Для выработки эффективной стратегии развития туризма необходим постоянный анализ рынка и прогноз его развития, что невозможно без достоверной статистической информации. В связи с этим Ростуризмом совместно с Росстатом проводится работа по формированию современной статистики туризма, соответствующей международным требованиям. Проведена работа по систематизации статистических данных, определена совокупность форм федерального статистического наблюдения, в которых отражены показатели туристского рынка России. Установлена практика регулярного мониторинга таких важных показателей туристского рынка, как: внутренние, въездные и выездные туристские потоки, объем туристических и гостиничных услуг. Результаты анализа регулярно размещаются на сайте Ростуризма.

В рамках деятельности Рабочей группы по статистике туризма, в состав которой кроме сотрудников Ростуризма и Росстата входят представители Банка России, Пограничной службы ФСБ России, МИД России, а также ведущие туроператоры, освоены актуальные аспекты оценки экономической роли туризма с помощью внедрения в систему статистики сателлитного счета туризма. В 2008 г. завершен эксперимент на базе Краснодарского края, проводимый совместно с Росстатом и Администрацией Краснодарского края по проведению экспериментальных расчетов вклада туризма в экономику Краснодарского края.

В целях развития международного сотрудничества в сфере туризма Ростуризмом в рамках межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству созданы и функционируют на регулярной основе рабочие группы по туризму со следующими государствами: Венгерская Республика, Французская Республика, Турецкая Республика, Чешская Республика, Республика Болгария, Литва, Австрийская Республика, Республика Египет, Королевство Испания, КНР, Куба, Королевство Норвегия, Польская Республика и др.

Ростуризм совместно с Минспорттуризмом России представляет интересы Российской Федерации в исполнительном совете Всемирной туристской организации (ЮНВТО). Активное участие Ростуризма в деятельности указанной международной авторитетной организации способствует повышению политического престижа нашей страны в международном туристском сообществе, а также способствует интеграции национальной туристской индустрии в мировую экономику.