Мудрый Юрист

Институциональный уровень механизма правовой идеологии

Беседин Александр Александрович, соискатель Московского университета МВД России.

Государство, осуществляя свои функции, широко задействует механизм правовой идеологии как на интерпретационном, так и на институциональном уровнях, обеспечивая условия для того, чтобы правовая идеология влияла на правосознание общества интенсивнее, чем массовое правосознание влияло на правовую идеологию государства.

На институциональном уровне правовой идеологии задействуются самые разные средства. Рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд, элементы механизма правовой идеологии на институциональном уровне.

Важную роль в механизме правовой идеологии играют средства массовой информации <1>. Они транслируют содержание правовой идеологии, применяют те или иные интерпретационные схемы для внедрения содержания правовой идеологии в общественное сознание. При этом они формируют определенные модели поведения человека, пропагандируют правовые ценности и в принципе оказывают серьезное влияние даже на отправление правосудия (хоть это влияние нельзя оценивать однозначно) <2>.

<1> См. об этом, например: Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. СПб., 2004. С. 361 - 362.
<2> См. подробнее: Хасанов А.М. Средства массовой информации и российская государственность: политико-правовые вопросы: Дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2001.

Важно отметить, что во многих европейских странах и в США, несмотря на то кому тот или иной печатный орган принадлежит и интересы каких политических сил выражает, абсолютно все средства массовой информации направлены на трансляцию правовой идеологии государства. Она содержит базовые правовые ценности, и все информационные структуры должны не только демонстрировать лояльность к этим ценностям, но и основывать на них свои оценки событий.

Следует отметить и еще один аспект, связанный со средствами массовой информации: они непосредственно направлены на формирование общественного мнения и используют общественное мнение как важный инструмент механизма правовой идеологии. Для этого применяются различные приемы. Во-первых, частые повторения какого-либо тезиса (например, о необходимости уважать определенные права человека). Такое повторение создает у человека впечатление, что тезис, транслируемый средствами массовой информации, является "общепризнанной истиной", аксиомой, не нуждающейся в рациональном обосновании. "Людей убеждают в массовом распространении тех или иных идей, которые выгодны управленцам. Это так называемая опора на общественное мнение" <3>. Этот прием рассчитан главным образом на тех, кто не имеет специальных юридических знаний.

<3> Гарапон А. Хранитель обещаний: суд и демократия. М., 2004. С. 85.

Во-вторых, в качестве доказательства идеологической установки приводится мнение авторитета (нравственного либо профессионального). При этом мнение профессионального авторитета (адвоката, судьи) призвано воздействовать на широкий круг непрофессионалов, мнение же нравственного авторитета (героя войны, знаменитого писателя или музыканта) воздействует как на профессионалов, так и на непрофессионалов.

В-третьих, демонстрируются кадры "без комментариев", которые призваны вызвать яркие эмоциональные впечатления с предсказуемым эффектом концептуализации этих впечатлений. Например, показ процедуры смертной казни способен вызвать жалость и стимулирует идеологическую установку на ее отмену. Или демонстрируются кадры из колонии строгого режима, что должно стимулировать людей воздерживаться от преступных действий, которые могут привести к лишению свободы.

Механизм идеологии представлен и образовательными учреждениями. Действительно, главное, что современное общество имеет в своем распоряжении для привития ценностей правовой идеологии гражданам, - это демократическое образование <4>. Следует согласиться с мнением Ж. Маритена о том, что система образования государства должна дать гражданам "глубокую продуманную веру в общее демократическое право - такую, которая необходима для самого единства политического общества. Система образования и государство обязаны наблюдать за обучением этому праву общественной жизни и таким образом защищать и поддерживать общее благо и основополагающий статус политического общества, включая даже общую светскую веру" <5>. Эта вера в современном обществе - вера в ценности, выраженные в правовой идеологии государства.

<4> См.: Денисов С.А. Административизация правовой системы: влияние обособленных управленческих групп на правовую систему общества. Екатеринбург, 2005. С. 188 - 189.
<5> Маритен Ж. Человек и государство. М., 2000. С. 113.

Существуют религиозные, философские и научные элементы механизма идеологии (которые неразрывно связаны с образовательными элементами). "Лишь одно общество может иметь дело с субстанциями разума - это церковь, поскольку она есть духовное общество" <6>, - пишет Ж. Маритен.

<6> Там же. С. 113.

Если мы отвлечемся от религиозной доктрины французского мыслителя, то сможем рассмотреть церковь в несколько ином, более широком смысле, чем он. То, что он называет церковью, есть "сообщество верующих", а точнее - "верящих" в основополагающие идеи и принципы правовой идеологии, объединенные в институты гражданского общества, как светские, так и религиозные, обладающие социальным авторитетом.

Роль религиозных институтов в трансляции правовой идеологии велика. Дело в том, что религиозные идеи, как справедливо отмечал еще Г. Лебон, являются самыми "сильными" в плане воздействия на общественное сознание <7>. Мы и сегодня видим, что религиозный "идейный" экстремизм, экстремизм, вдохновленный религиозными идеями, часто приобретает достаточно активные формы в обществе. Религиозные экстремистские идеологии побуждают людей действовать, не сообразуясь ни с требованиями закона, ни с чувством справедливости. Религиозным идеям можно противопоставить лишь равные по силе идеи <8>. Именно поэтому крайне важно, чтобы все религиозные конфессии демонстрировали лояльность правовой идеологии государства, чтобы основные религиозные идеологические системы не противоречили правовой идеологии, а дополняли, конкретизировали, развивали ее положения, подкрепляли ее авторитетом церковных институтов, сотрудничали с государственными и негосударственными учреждениями в вопросах правового воспитания, образования, формирования правового мировоззрения.

<7> См.: Лебон Г. Психология масс. Минск, 2000.
<8> См.: Клименко А.И. Роль правовой идеологии современного государства в противодействии экстремистским идейным течениям и формировании гражданского общества // Общественная палата и ее роль в формировании гражданского общества: Международная научно-практическая конференция. М., 2006. С. 197 - 201.

Для России, как для многоконфессиональной страны особенно важна включенность религиозных институтов в механизм правовой идеологии государства. В наибольшей степени государство заинтересовано во включении в идеологический процесс так называемых традиционных конфессий, а именно - Русской православной церкви, представителей "умеренного" ислама, представителей Римской католической церкви, представителей иудаизма и буддизма. Среди перечисленных религиозных направлений наиболее распространены в России православие и ислам.

Русская православная церковь до революции была теснейшим образом связана с государством. В настоящее же время в ст. 14 Конституции Российской Федерации закреплена норма, указывающая на то, что Россия является светским государством. Однако даже в светском государстве религия объективно продолжает играть важную роль. В этой связи нам видится достойным внимания предложение Патриарха Кирилла о введении в школах курсов основ православной культуры и аналогичных курсов (например, по основам исламской культуры), где преимущественно обучаются представители других конфессий. Такая практика, разумно реализованная, на наш взгляд, будет способствовать идейному сопротивлению обучаемых экстремистским интерпретациям религиозных концепций, стимуляции правосознания, выработке так необходимой в сегодняшнее время толерантности.

Научный элемент механизма правовой идеологии наиболее тесно связан сегодня с образовательным элементом. Особенно это видно на примере высших учебных заведений, где наука, образование и воспитание нераздельны. Здесь следует подчеркнуть особую роль интеллигенции в обеспечении правомерного поведения граждан посредством идеологического воздействия. А.А. Зиновьев в этой связи справедливо утверждает, что функции идеологов часто выполняют философы, социологи, психологи, историки, политологи <9>. Если мы возьмем для примера правовую идеологию США, то увидим, что, несмотря на научный плюрализм, эта идеология достаточно четко и логично обоснована именно на теоретическом уровне. Мы не можем не отдавать должное блестящей логике Р. Дворкина, обосновывающего с позиций либеральной идеологии теорию прав человека, теоретической смелости Ф. Фукуямы, Э. Тоффлера, С. Хантингтона, основательному прагматизму З. Бжезинского и т.д. Однако мы четко должны понимать, что эти ученые, несмотря на различия в их концепциях, выражают на теоретическом и философском уровнях идеологию государства США. Их профессионализм как ученых - залог их популярности, что, в свою очередь, укрепляет позиции правовой идеологии конкретного государства во всем мире, экспортирует правовую идеологию этого государства в другие страны. В этом отношении необходимо отметить, что ввиду определенной "изолированности" российской социальной науки потенциал научных концепций в механизме правовой идеологии российского государства в полной мере не используется.

<9> См.: Зиновьев А.А. Указ. соч. С. 362.

По данному вопросу, в контексте рассмотрения научного и философского элемента правовой идеологии, следует согласиться с тезисом о том, что "не может быть ни веры, кроме той, которая внутренне формируется в истине, ни согласия разума без теоретического обоснования или оправдания: например, если государство и система образования должны исполнять свои обязанности и внедрять демократическую веру реально и действенно, они не могут при этом не обращаться (так, чтобы умы людей действительно постигли это обоснование и оправдание и восприняли как истинное то, чему их учат) к тем философским и религиозным традициям и школам мышления, которые спонтанно формируют совесть нации" <10>.

<10> Маритен Ж. Указ. соч. С. 114.

Право, правовые идеи должны быть оправданы в свете философской или религиозной веры <11>. В этом мы соглашаемся с французским ученым и не можем принять противоположную точку зрения, например, С.А. Денисова, который радикально гипертрофирует инструментальный аспект правовой идеологии, указывая, в частности, что "типичной чертой правовой идеологии, распространяемой в обществе обособленными управленческими группами, является лицемерие. Провозглашаются одни цели (правового воспитания), а фактически реализуются другие" <12>. На наш взгляд, С.А. Денисов достаточно интересно и разносторонне изучает инструментальный аспект функционирования правовой идеологии, при этом не принимая во внимание ее духовно-развивающий аспект, призванный формировать, по словам И.А. Ильина, "здоровое правосознание" <13>. Кроме того, С.А. Денисов обнаруживает тенденцию рассматривать правомерное поведение как поведение, лояльное политической власти, что расходится с устоявшимся юридическим определением понятия правомерного поведения. То есть российский ученый рассматривает правовую идеологию как инструмент господства управленческих групп, а именно как некий "довесок" к политической идеологии, крайне сужая ее роль в обществе.

<11> См.: Там же.
<12> Денисов С.А. Указ. соч. С. 189.
<13> Ильин И.А. Теория права и государства. М., 2003. С. 230.

Механизм правовой идеологии представлен и учреждениями культуры. Правовая идеология проявлена в художественной литературе, живописи, кино.

В современном обществе особую идеологическую роль играет кинематограф. Любая кинокартина формирует определенные модели правового или неправового поведения. Мы часто видим стремление, особенно в молодежной среде (но не только), подражать героям кинолент. Если рассмотреть с идеологической точки зрения определенные кинокартины, нам станет ясно, что они часто вообще не ориентированы на правосознание и исповедуют культ силы. Их герои - нерефлексирующие люди, уверенно идущие к своей цели, используя все возможные средства. Такие фильмы оказывают негативное влияние в аспекте обеспечения правомерного поведения граждан. Неудивительно, что, подражая "героям" этих кинокартин, люди идут на преступления, даже не оценивая свои действия как противоправные, так как правосознание у них не актуализировано, оно затемнено потоком привлекательных образов.

Напротив, кинокартины, снятые, например, по сюжетам произведений Ф.М. Достоевского, как, впрочем, и его книги, поднимают множество различных правовых и нравственных проблем, показывают человека правового как человека разумного, стоящего перед сложным выбором. В этом смысле они более соответствуют жизненным реалиям. Эти кинофильмы обращены к правосознанию и выполняют важную воспитательную функцию, пробуждая его, прививая ему ценности правовой идеологии.

То же можно сказать и о театре, литературе, других видах искусства. Неслучайно сфере культуры и искусства всегда уделяли пристальное внимание идеологические службы тоталитарных и авторитарных государств.

Общественные объединения также являются важным элементом механизма правовой идеологии. Особое место среди них занимают политические партии - носители политической идеологии <14>. В современном государстве важно, чтобы идеология политических партий существовала в системе ценностных координат правовой идеологии.

<14> См.: Радбрух Г. Философия права. М., 2004. С. 74 - 85; Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2004. С. 137 - 139; Заславский С.Е. Политические партии России: проблемы правовой институализации. М., 2003.

Необходимо отметить, что в России, несмотря на наличие вышеназванных структур, не до конца реализован потенциал общественных объединений в механизме правовой идеологии. Здесь опять можно обратиться к положительному в этом плане опыту США (наиболее близкому к России государству по своей геополитической роли), которые используют в идеологическом механизме общественные объединения как в своей стране, так и за рубежом, навязывая другим государствам свою систему правовых ценностей.

Частью механизма правовой идеологии являются государственные органы и должностные лица. Среди них можно выделить и органы внутренних дел. В процессе правоприменительной деятельности органы государства осуществляют взаимодействие с гражданами и формируют у них определенные стандарты и модели юридического поведения, вовлекая их в процедурные правовые механизмы.

Таким образом, можно говорить о том, что механизм правовой идеологии на институциональном уровне достаточно сложно структурирован и организован.

В настоящее время в плане повышения эффективности механизма правовой идеологии на институциональном уровне нам есть к чему стремиться. В идеологической деятельности должны быть широко задействованы общественные структуры. Необходимо, чтобы эти структуры действовали именно в системе идеологического механизма правовой идеологии и транслировали именно ее содержание. Долю таких "трансляторов" правовой идеологии необходимо увеличивать, применяя их в государственной идеологической деятельности более интенсивно, так как они часто в большей степени способствуют достижению целей правового воспитания.