Мудрый Юрист

История развития института наследования

Рашидова А.И., старший преподаватель кафедры гражданского права Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Наследование - это отношение с экономическим содержанием, по сути дела, один из способов приобретения права собственности, ее производная. Категория собственности указывает на принадлежность имущества в настоящее время, категория же наследования - на принадлежность его в будущем, после смерти собственника. Человеческому обществу нельзя обойтись без наследования, поэтому его значение очень велико <1>. Особенно возросла роль наследственного права в нашей жизни в последние годы. У многих граждан появилась дорогостоящая собственность - прежде всего приватизированные земельные участки и квартиры. Если вспомнить о появившемся слое состоятельных и очень богатых людей, то придется признать, что для десятков миллионов россиян вопрос о судьбе их имущества после смерти либо о получении имущества в наследство перестает быть безразличным.

<1> См.: Толстой Ю.К. Наследственное право. М., 1999. С. 5 - 7.

Знание закона о наследстве является актуальным в настоящее время. В новых условиях российской государственности определенная роль в преобразовании экономической основы нашего общества отводится совершенствованию законодательства о собственности. При этом особое значение приобретает институт наследования, так как, во-первых, данный институт гражданского права в той или иной степени затрагивает интересы каждого гражданина и, во-вторых, институт наследования необходим для обеспечения развития частной собственности. И хотя в целом наследственное право - это весьма консервативная подотрасль гражданского права, дополнение и уточнение механизмов использования наследственного имущества и распоряжения им, перехода этого имущества к наследникам, отраженное в части третьей Гражданского кодекса РФ, привело к тому, что названные механизмы приобрели целый ряд не имевшихся ранее важных черт. А самое главное, что теперь законодательно закреплено расширение права частной собственности граждан в части распоряжения своим имуществом на случай смерти, что реализует конституционные положения о свободе наследования и защите этого права.

Вопросам наследования как одному из институтов частной собственности уделялось огромное внимание во все времена. Юристы, философы, общественные деятели пытались определить природу наследования, его роль в жизни отдельного индивида, с одной стороны, и значение для всего общества - с другой.

По вопросу о том, каким должно быть наследственное право, идеологи высказывали разные мнения. Однако в главном у них не было расхождений. Все они оправдывали переход от поколения к поколению частной собственности, никто из них не затрагивал социальной сущности наследования.

Развитие наследственного права на разных этапах зависело от экономических, политических и других условий жизни общества.

Первобытный строй - первая в истории человечества общественно-экономическая формация. Он со временем переродился в матриархат, который дошел до развитого. В целях укрепления экономической основы родовой общины, обычай не допускал выхода имущества умершего за пределы рода. Принадлежавшее умершему имущество распределялось между сородичами и чаще всего поступало в наследство ближайшим кровным родственникам со стороны матери. Наиболее ценные предметы индивидуального пользования погребались вместе с их владельцем. Если умирала женщина, ее имущество поступало к детям и сестрам (но не к братьям).

Наиболее полное регулирование наследственных отношений в период рабовладельческого строя содержится в римском праве.

Римское право является настолько классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных изменений. Римское право оказало огромное влияние на наследственное право в целом.

В истории советского периода у института наследования были подъемы и падения. Так, например, советская власть Декретом ВЦИК от 27 (14) апреля 1918 г. "Об отмене наследования" отменила наследование капиталистической частной собственности. Согласно ст. 1 этого Декрета наследование как по закону, так и по духовному завещанию отменяется. После смерти владельца "имущество, ему принадлежащее (как движимое, так и недвижимое), становится государственным достоянием РСФСР" (СУ. 1918. N 34. Ст. 456). Этот Декрет и специальное Постановление Народного комиссариата юстиции РСФСР от 21 мая 1919 г., по сути, уничтожили наследование частной собственности и заложили основы для дальнейшего развития наследственного права личной собственности, качественно отличного от прежнего права наследования.

Институт наследования был вновь введен в России в период перехода к нэпу Декретом ВЦИК от 22 мая 1922 г. "Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР" (СУ. 1922. N 36. С. 425). Им было признано "право наследования по завещанию и по закону супругами и прямыми нисходящими потомками в пределах общей стоимости наследства 10 000 золотых рублей".

На основе Декрета ВЦИК от 22 мая 1922 г. был разработан раздел Гражданского кодекса РСФСР о наследственном праве. Первоначально Гражданский кодекс допускал наследование по закону и завещанию только в пределах общей стоимости наследственного имущества не свыше 10 000 золотых рублей, за вычетом всех долгов умершего. В этом заключалось одно из нескольких ограничений наследственного преемства по Гражданскому кодексу 1922 г. <2>. Если же общая стоимость наследства превышала 10 000 золотых рублей, то между государством в лице Наркомфина и его органов и частными лицами, являющимися наследниками по закону или по завещанию, производился раздел или ликвидация наследственного имущества в части, превышающей предельную стоимость наследства, в пользу заинтересованных органов государства. Изъятие из этого общего правила допускалось только в отношении договоров, заключаемых государством с частными лицами, а также в отношении предметов домашней обстановки и обихода, переходивших к наследникам, проживавшим совместно с умершим, без зачисления в предельную сумму. Другое ограничение касается свободы завещательных распоряжений: наследственное имущество не могло быть завещано лицам, не являющимся наследниками по закону.

<2> См.: Серебровский В.И. Наследственное право. М., 1948. С. 9 - 13.

В период индустриализации страны и в период коллективизации сельского хозяйства советское наследственное право получает дальнейшее развитие.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 января 1926 г. (СЗ. 1926. N 6. С. 37) с 1 марта 1926 г. был отменен предельный размер (10 000 рублей) для имущества, переходящего по наследству. С введением в 1926 г. в советском праве института усыновления в число наследников были включены усыновленные и их потомство.

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 6 апреля 1928 г. было разрешено завещать имущество не только физическим лицам, но и государству и его органам, а также партийным, профессиональным и общественным организациям.

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 28 мая 1928 г. в интересах несовершеннолетних наследников было запрещено лишать их по завещанию наследства, а при составлении завещания оставлять им не менее 3/4 той доли, которую они должны были бы получить при наследовании по закону (СУ. 1928. N 65. С. 468 и примечание 2 к ст. 422 ГК РСФСР 1922 г.).

В тех же целях на наследников, получивших наследство от лица, содержавшего детей или обязанного их содержать, Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 29 ноября 1928 г. была возложена обязанность - предоставлять содержание несовершеннолетним или нуждающимся детям наследодателя в пределах полученного наследства (СУ. 1929. N 22. Ст. 233).

Огромное значение в развитии советского наследственного права имеет Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. "О наследниках по закону и по завещанию" (Ведомости Верховного Совета СССР. 1945. N 15) <3>.

<3> См.: Там же. С. 9 - 13.

До распада Союза ССР наследственное законодательство относилось к совместному ведению Союза ССР и союзных республик. Раздел "Наследственное право" был включен как в Основы гражданского законодательства 1961 г., так и в ГК всех союзных республик. После принятия Гражданского кодекса 1964 г. в разделе VII институт наследования получил достаточно разработанную систему права <4>.

<4> См.: Толстой Ю.К. Наследственное право. М., 1948. С. 41.

31 мая 1991 г. Верховный Совет Союза ССР принимает Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, в которые включены разделы VI "Наследственное право" и VII "Правоспособность иностранных граждан и юридических лиц. Применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров".

В связи с распадом Союза ССР Основы гражданского законодательства 1991 г., которые должны были вступить в действие с 1 января 1992 г., вступили в действие на территории Российской Федерации лишь 3 августа 1992 г. в части, не противоречащей Конституции РФ и законодательным актам РФ, принятым после 12 июня 1990 г. <5>.

<5> См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М., 1998. Гл. 2.

На сегодняшний день право наследования тесно связано с правом частной собственности, а это значит, что в нашей стране частная собственность и право на ее наследование охраняются государством, т.е. Конституцией РФ.

Конституция РФ 1993 г. в отношении наследования ограничивается предельно кратким положением: право наследования гарантируется (ч. 4 ст. 35 Конституции РФ).

Нормы, относящиеся к наследованию, включены в части первую и вторую Гражданского кодекса, которые были введены в действие соответственно с 1 января 1995 г. и с 1 марта 1996 г., и третью часть Гражданского кодекса, введенную в действие 1 марта 2002 г.

Едва ли не впервые за всю историю развития российского права нормы о наследовании получили столь четкое закрепление. Едва ли не впервые законодатель ответил на большинство вопросов, которые задавались ему со стороны доктрины и правоприменительной практики <6>.

<6> См.: Лиманский Г.С. Наследственные правоотношения: теоретико-методические и практические проблемы: Монография. М., 2006. С. 15.

Современное гражданское законодательство предоставляет гражданам право иметь в собственности любое имущество, за исключением отдельных объектов, которые в соответствии с федеральными законами не могут принадлежать гражданам (например, нельзя иметь атомную бомбу). При этом в отличие от законодательства, действовавшего до начала 90-х годов, количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются.