Мудрый Юрист

Институт права собственности в конституциях стран латинской америки *

<*> Sorokovaya E.A. Institute of right of ownership in the constitutions of the countries of Latin America.

Отношения к вопросу собственности в решающей степени

определяют реальный статус свободы личности,

экономическую и политическую систему любого общества.

(М.В. Баглай)

Сороковая Е.А., аспирантка Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.

Сравнительное правоведение играет важную роль в области развития отечественной правовой системы. В статье анализируется институт права собственности в конституциях стран Латинской Америки. Выводы автора могут быть использованы в нормотворческой деятельности.

Ключевые слова: институт права собственности, Латинская Америка, конституция, ограничение права собственности.

Comparative law plays an important role in the sphere of development of Russian legal system. The article analyses the institute of right of ownership in the constitution of the countries of Latin America. The author's conclusions might be used in law-making activity.

Key words: institute of right of ownership, Latin America, Constitution, limitation of right of ownership.

Сегодня страны Латинской Америки являются предметом всестороннего интереса. И это не случайно, поскольку Латинская Америка - один из крупнейших по экономическому потенциалу район мира, на его долю приходится 1/6 часть суши, темпы прироста населения - одни из самых высоких в мире.

Несмотря на территориальную удаленность, изучение законодательства и права латиноамериканских стран сегодня также видится востребованным и перспективным ввиду взаимных внешнеэкономических и политических интересов, связывающих страны Латинской Америки и Россию. Кроме того, правовая система, законодательная техника и культура стран данного региона сами по себе дают существенный материал как для отдельных отраслевых юридических наук, так и для изучения ряда общетеоретических явлений и категорий.

Автор настоящей статьи не преследует цели провести детальное и всеобъемлющее исследование всех правовых институтов, существующих в современной Латинской Америке. За основу данной работы взят один из ключевых правовых институтов, присущий всем развитым государствам, в том числе и латиноамериканским странам, а именно институт права собственности.

Такой выбор не случаен, поскольку собственность является основополагающим, системообразующим элементом социально-экономических отношений любого государства. Собственность определяет всю систему экономических отношений: производство, распределение, обмен, потребление; определяет место индивида, социальной группы, класса в жизни общества. Институт собственности выступает определенным индикатором развитости того или иного общества.

Напомним, что юридическое закрепление института собственности выражается как в системе правовых норм, регулирующих указанные отношения и образующих институт права собственности, так и в закреплении определенной меры юридической власти за конкретным лицом, являющимся собственником данной вещи. В первом случае говорят о праве собственности в объективном смысле, во втором - в субъективном смысле, или о субъективном праве собственности. Право собственности как юридический институт представляет собой комплексный (многоотраслевой) институт права, в котором преобладающее место занимают гражданско-правовые нормы <1>. Вместе с тем, говоря о вопросах собственности, нельзя не отметить уникальную роль конституционно-правового регулирования этой сферы.

<1> См.: Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. М.: Юрист, 1999. С. 310 - 311.

Категория собственности в известной мере предопределяет природу экономических отношений, природу экономической власти. Природа присвоения дает ключ к пониманию природы общественного и государственного строя. "В конституциях возможно закрепление принципиальных взаимосвязей экономической сути собственности и правовой формы ее осуществления. Недаром в конституциях современных развитых государств пытаются отразить эти взаимосвязи, например в закреплении социального назначения собственности, роли общественных форм собственности в общественном развитии" <2>.

<2> Мазаев В.Д. Публичная собственность в России: конституционные основы. М.: ОАО "Издательский дом "Городец", 2004. С. 22.

В настоящее время конкретные результаты правового регулирования отношений собственности в зарубежных странах, и в частности в латиноамериканских, приобретают для отечественной науки особо важное значение. Иностранный опыт в переустройстве экономической и социальной жизни позволяет оптимизировать поиски собственных путей и средств решения возникающих в связи с таким переустройством проблем.

В рамках настоящей работы мы обратимся к конституциям некоторых латиноамериканских государств, для того чтобы установить, в какой степени отношения собственности нашли закрепление на конституционном уровне, и попробуем проследить, какие закономерности стоят за этим.

Предметом настоящего исследования стали старейшие Конституции на континенте таких государств, как Восточная Республика Уругвай, Кооперативная Республика Гайана и Республика Чили.

Все Конституции указанных государств провозглашают право собственности в качестве одного из основных прав каждого гражданина своей страны. Однако формулировки этого положения, а также степень его раскрытия в тексте каждой конституции различны.

Так, в старейшей из ныне действующих Политической конституции Восточной Республики Уругвай (1967 г.) в одной из первых статей выделяется такой вид собственности, как собственность Католической церкви, несмотря на то что в этой же статье указано, что государство не поддерживает никакой религии.

Далее по тексту раздела, посвященного правам, обязанностям и гарантиям, говорится о том, что каждый имеет право на защиту права собственности и никто не может быть лишен этого права иначе как на основании законов, принятых по мотивам всеобщего блага, и при условии получения предварительного и справедливого возмещения из государственной казны. Также указываются условия экспроприации собственности. В указанном разделе также выделяется имущество семьи, состав, пользование и наследование которого регулируются специальным законодательством, имеющим охранительную направленность.

Конституции Кооперативной Республики Гайана и Республики Чили были приняты практически одновременно, в феврале и октябре 1980 г. соответственно. Несмотря на это, общие принципы регулирования института права собственности изложены в них различно.

Так, в Кооперативной Республике Гайана существование предприятий частной формы собственности признается и поддерживается только тогда, когда их деятельность соответствует таким целям и задачам, как построение демократии и развитие экономической системы, и лишь в том случае, если это не ущемляет права и свободы других лиц или государственные интересы. Кроме того, также предусмотрена процедура своевременной и соразмерной компенсации в случае принудительного изъятия. При этом интересно то, что принудительное отчуждение является абсолютно законным и не противоречащим вышеизложенному в случае, если оно производится для погашения задолженности по уплате налогов и сборов, для уплаты штрафа, во исполнение решений или приказов судов, для осуществления определенного вида платежей, с целью изъятия общественно опасного объекта, а также в том случае, если отчуждаемая собственность не занята выгодоприобретателем или лицом, обладающим правом землевладения или членами его семьи.

Также на конституционном уровне закреплен закрытый список субъектов, чья собственность может отчуждаться без всякой компенсации на абсолютно законных основаниях с некоторыми уточнениями. К таким субъектам относятся: американские индейцы Гайаны (в том случае, если их собственность отчуждается для целей защиты и управления ею); неприятель во время войны; умершие лица, лица, страдающие психическими заболеваниями, и лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста (в том случае, если их собственность отчуждается для целей управления такой собственностью в интересах лиц, обладающих законным правом на такое имущество); лица, признанные судом банкротами, а также юридические лица, находящиеся в процессе ликвидации (для целей управления такой собственностью в интересах кредиторов, а также в интересах иных лиц, имеющих законное право на такое имущество). Указанный режим действует и в отношении собственности, являющейся объектом доверительного управления, для передачи указанных объектов собственности лицам, назначенным в качестве доверенных лиц в соответствии с решением суда, а также в отношении собственности, предназначенной для использования государством для организации, содержания и управления образовательных учреждений в определенных случаях.

Если в Конституции Кооперативной Республики Гайана подробно изложены нюансы, относящиеся к отчуждению имущества, то в Конституции Республики Чили говорится в том числе и о свободе приобретения в собственность любого имущества, кроме того, которое по своему характеру стало принадлежностью всех, или того, которое должно принадлежать государству в целом, и закон закрепляет это именно таким образом.

Кроме того, положения указанной Конституции устанавливают и защищают интеллектуальную собственность.

Как и в других рассматриваемых Конституциях, Конституция Республики Чили предусматривает ограничение права собственности, а также владения, пользования и распоряжения ею при условии, что такое ограничение осуществляется в общественных интересах.

Как видим из изложенного, исследованные выше Основные Законы государств крайне скудно описывают регулирование института права собственности. Полностью отсутствует упоминание, например, о различных формах собственности.

Общим является также то, что Основными Законами исследуемых государств Латинской Америки, даже теми, в которых провозглашается принцип неприкосновенности собственности, все же предусмотрена возможность ее, как правило, серьезного ограничения в определенных случаях, список которых обширен, а данная процедура часто прописана в мельчайших подробностях.

Часто доктрина неприкосновенности собственности заменяется иными концептуальными понятиями: право собственности признается, гарантируется, защищается или охраняется.

Все вышеперечисленное свидетельствует прежде всего о низком уровне развития как экономики, так и общественного строя в указанных государствах. Но при всем этом следует учитывать тот факт, что в данном исследовании рассматривались старейшие конституции, действующие уже 30 и даже более 40 лет, что, безусловно, в некотором роде оправдывает их архаичность и, возможно, неполное соответствие общественным отношениям, существующим в Восточной Республике Уругвай, Кооперативной Республике Гайана и Республике Чили на данный момент.