Мудрый Юрист

Частноправовая природа обязательного государственного страхования *

<*> Machkasov A.I. Private-law nature of obligatory state insurance.

Мачкасов А.И., адъюнкт кафедры гражданского права и процесса Академии ФСИН России.

Данная статья посвящена определению правовой природы обязательного государственного страхования. Приводится сравнительный анализ рассматриваемого вида страхования с обязательным социальным страхованием. Признаки обязательного государственного страхования позволяют выделить его социальную направленность без принадлежности к государственной системе социального обеспечения.

Ключевые слова: страхование, обязательное страхование, договор страхования, государственное страхование.

The article is devoted to determination of legal nature of obligatory state insurance. The author conducts comparative analysis of the considered type of insurance with obligatory social insurance. The features of obligatory state insurance allow to accentuate its social purpose without being a part of the state system of social service.

Key words: insurance, obligatory insurance, insurance contract, state insurance.

В современных условиях в отношении различных категорий государственных служащих действует обязательное государственное страхование, которое согласно норме Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) осуществляется в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства <1>. Указанная в законе цель порождает мнение о том, что данный вид страхования является разновидностью социального страхования, а соответственно должен регулироваться нормами социального права.

<1> См.: п. 1 ст. 969 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

Безусловно, что обеспечение социальных интересов граждан является основной целью обязательного государственного страхования. Однако не стоит забывать, что данный интерес прежде всего является имущественным и застрахованные лица при наступлении страхового случая приобретают право на возмещение причиненного им вреда, которое выражается именно в денежном эквиваленте. Законодатель указывает на социальный интерес с той позиции, что достаточно большая часть населения страны являются служащими, на которых распространяется данный вид страхования. Либо это военнослужащие, либо сотрудники правоохранительных органов. Поэтому можно с уверенностью сказать, что защищаемые интересы этой категории граждан имеют статус социальных.

В п. 1 ст. 969 ГК РФ также называются и интересы государства, в целях которых наряду с интересами граждан осуществляется обязательное государственное страхование. Это положение абсолютно оправданно с позиции законодателя. Страхованию подлежат различные категории служащих. Они являются представителями государственной власти, как правило, исполнительной. Государство в данном случае выступает непосредственно тем лицом, которое больше всех заинтересовано в защищенности своих работников. От нормальной трудовой деятельности последних напрямую зависит эффективность работы различных государственных и общественных институтов. Поэтому защита этой категории лиц осуществляется и в интересах государства.

М.А. Ковалевский обязательное государственное страхование рассматривает как некую форму реализации конституционного института социального обеспечения <2>. На наш взгляд, эта позиция является не совсем верной, поскольку в данном случае искажается суть социальной направленности обязательного государственного страхования.

<2> См.: Ковалевский М.А. Конституционные принципы в обязательном страховании военнослужащих и проблема ответственности страховщика // Страховое право. 2002. N 4. С. 54.

Под социальным обеспечением следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества <3>.

<3> См.: Право социального обеспечения России: Учебник / М.О. Буянова, К.Н. Гусов; Отв. ред. К.Н. Гусов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2008. С. 11.

Исходя из этого определения, к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан <4>.

<4> См.: Там же.

Все перечисленные случаи и виды социального обеспечения являются взаимосвязанными элементами государственной системы социального обеспечения, которая включает в себя несколько подсистем: обязательное социальное страхование, государственное социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета, государственная социальная помощь. В науке эти подсистемы принято называть организационно-правовыми формами социального обеспечения.

Все виды социального обеспечения можно разделить на две основные группы: страховое и нестраховое обеспечение. К последнему относятся выплаты различного характера из государственного бюджета (государственные пенсии, пособие по безработице, пособия лицам, пострадавшим от терроризма, компенсационные выплаты и т.д.) и иных источников, не имеющих страхового механизма осуществления, а также государственная социальная помощь, под которой понимается "предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в Законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров" <5>. К страховому же обеспечению следует отнести обязательное социальное страхование, которое включает в себя различные разновидности <6>. Поскольку обязательное государственное страхование к этим видам социального страхования не относится, следовательно, и элементом системы социального обеспечения его назвать нельзя.

<5> Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" // Собрание законодательства РФ. 1999. N 29. Ст. 3699.
<6> См.: Право социального обеспечения: Учеб. пособие / А.В. Удалова. 3-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2008. С. 13.

В целях определения правовой природы обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников УИС мы провели сравнительный анализ данного вида страхования с социальным страхованием и пришли к следующим выводам:

  1. Обязательное социальное страхование представляет собой очень обширную сферу общественных отношений и включает в себя такие виды страхования, как: пенсионное, медицинское, на случай временной нетрудоспособности, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" <7> не содержит понятия объекта социального страхования. В юридической литературе по праву социального обеспечения данное понятие также отсутствует. Большинство изданий содержит лишь определения объекта правоотношений по социальному обеспечению <8>, которые в большинстве своем сводятся к конкретным социальным благам, по поводу которых возникает юридическая связь между субъектами. В связи с этим для определения объектов социального страхования необходимо обратиться к его конкретным видам.
<7> См.: Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" // Собрание законодательства РФ. 1999. N 29. Ст. 3686.
<8> См., например: Право социального обеспечения России: Учебник / М.О. Буянова, К.Н. Гусов; Отв. ред. К.Н. Гусов... С. 134; Право социального обеспечения: Учеб. пособие / А.В. Удалова... С. 24; Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебник для вузов. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2006. С. 24 и др.

Объектами этих разновидностей социального страхования выступают имущественные интересы <9>, которые подлежат защите в результате наступления различных обстоятельств, в том числе несчастных случаев. Последние зачастую связаны с причинением вреда жизни и здоровью застрахованных лиц <10>.

<9> См.: ст. 4 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 // Российская газета. N 6. 1993.
<10> См.: ст. 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3803.

Согласно ст. 1 Федерального закона N 52-ФЗ объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц. Учитывая при этом положения Закона РФ "Об организации страхового дела в РФ", объектами страхования в данном случае можно признать имущественные интересы указанных лиц, связанные с причинением вреда их жизни и здоровью. В связи с этим следует отметить сходство объектов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с объектами обязательного государственного страхования. Однако не стоит забывать, что страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является лишь одной из разновидностей обязательного социального страхования наряду с пенсионным, медицинским и страхованием на случай временной нетрудоспособности <11>. Поэтому совокупность объектов последнего, учитывая все его разновидности, является наиболее широкой, нежели объекты обязательного государственного страхования, которые совпадают с первыми лишь в части.

<11> Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" в ст. 3 содержит указание на объект добровольного медицинского страхования, под которым понимает страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. В данном случае форма страхования не играет определяющего значения для объекта медицинского страхования. Поэтому указанный в Законе объект добровольного медицинского страхования можно соотнести с объектом обязательной формы этого страхования. Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ не содержит определения объекта этого вида социального страхования. Тем не менее исходя из текста Закона таковым можно признать имущественный интерес, связанный с наступлением пенсионного возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца.
  1. Представляется различным субъектный состав рассмотренных нами отношений. Несмотря на терминологическое совпадение субъектных категорий, указанных в федеральных законах (страхователь, страховщик, застрахованные лица и выгодоприобретатели), содержание их различно. Ни страхователи, ни страховщики, ни застрахованные лица не имеют в рассмотренных нами видах страхования ничего общего. Обязательное государственное страхование распространяется на государственных служащих (в том числе и сотрудников УИС), страховщиком выступает негосударственная коммерческая организация в лице ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота", а страхователем является федеральный орган исполнительной власти - Федеральная служба исполнения наказаний России (далее - ФСИН России).

Обязательное социальное страхование распространяется на работающих по трудовому договору граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства <12>, страховщиками выступают: государственный внебюджетный Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования <13>, а в лице страхователя может быть любой работодатель (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, самостоятельный работник) <14>.

<12> См.: абз. 4 п. 2 ст. 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования".
<13> См.: ст. 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3823; ст. 3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 51. Ст. 4832.
<14> См.: абз. 2 п. 2 ст. 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования".
  1. Различны источники финансирования денежных фондов страховщика. В обязательном государственном страховании это средства федерального бюджета, выделяемые в качестве статьи расходов на ФСИН России, во втором случае это страховые взносы, уплачиваемые работодателем в виде единого социального налога. Этот налог был введен Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" <15>. Уплачивать ЕСН должны все работодатели, в том числе индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты, частные нотариусы и др.
<15> Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3341.
  1. Не подлежат совпадению и основания возникновения правоотношений по данным видам страхования. В теории права под такими основаниями понимаются "юридические факты - это такие сформулированные в гипотезах правовых норм жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, существование, изменение или прекращение правовых отношений" <16>. Для возникновения обоих видов страхования необходимо наличие нескольких юридических фактов, которые представляют собой сложный юридический состав. Согласно ст. 9 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" для возникновения соответствующих страховых отношений необходимо наличие следующих юридических фактов: заключение трудового договора работника с работодателем (трудоустройство), а также регистрация последнего у страховщика. Причем регистрация страхователя в исполнительных органах страховщика осуществляется в случаях, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования <17>. Из анализа законодательства об обязательном государственном страховании вытекает положение о том, что для возникновения страховых отношений по данному виду страхования также необходимо наличие двух фактических обстоятельств. Во-первых, принятие гражданина на службу в органы УИС (заключение контракта), что вытекает из смысла ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 52-ФЗ. Данное обстоятельство подтверждает статус сотрудника ФСИН как застрахованного лица. Во-вторых, согласно ст. 6 настоящего Закона, а также п. 2 ст. 969 ГК РФ необходимо заключение гражданско-правового договора страхования между страхователем и страховщиком. Таким образом, в первом случае страховые отношения возникают в административном порядке, а в случае с обязательным государственным страхованием этот порядок носит договорный гражданско-правовой характер.
<16> Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Основы государства и права: Учебник. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2008. С. 125.
<17> См., например: ст. 6 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
  1. Рассмотренные нами виды страхования регулируются нормами различных отраслей права. Обязательное социальное страхование выступает элементом государственной системы социального обеспечения и регулируется нормами социального права. Обязательное государственное страхование, являясь разновидностью обязательного страхования, урегулировано нормами гражданского права, которые закреплены в законодательстве о страховании. Кроме того, нормы этих отраслей в части страхования не распространяются друг на друга. Подтверждением этому служит положение ст. 1 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", которое гласит, что действие настоящего Федерального закона не распространяется на обязательное государственное страхование, регулируемое специальным законодательством Российской Федерации.

Поскольку обязательное государственное страхование не является ни элементом государственной системы социального обеспечения, ни разновидностью социального страхования, то следует признать, что природа возникающих отношений у данного вида страхования частноправовая. Вместе с тем нельзя отрицать социальную направленность обязательного государственного страхования, так как оно непосредственно затрагивает социальные интересы различных категорий служащих.