Мудрый Юрист

Сравнительно-правовая характеристика главы и членов фермерского хозяйства по законодательству России и стран СНГ

Н.Н. МЕЛЬНИКОВ

Мельников Николай Николаевич - доцент кафедры "Гражданское право и процесс" ОрелГТУ, кандидат юридических наук.

В соответствии с Законами стран СНГ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" КФХ <1> образуется гражданами, именуемыми членами хозяйства, один из которых выбирается главой. Специфика российского законодательства проявляется в том, что глава КФХ признается предпринимателем с момента государственной регистрации хозяйства (ст. 23 ГК РФ). Данная позиция законодателя способствовала возникновению научной дискуссии по вопросу о том, кто является субъектом правоотношений по ведению КФХ - глава или само фермерское хозяйство.

<1> КФХ - крестьянское (фермерское) хозяйство.

Ю.Н. Андреев подчеркивал, что признание главы хозяйства предпринимателем - это компромисс между признанием и непризнанием хозяйства юридическим лицом <1>. По мнению Р. Алексахиной, хозяйство представляет собой совокупность физических лиц, действующих на базе общего имущества, но хозяйство вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента регистрации главы хозяйства в качестве предпринимателя <2>. Е.В. Матигина предлагает обратить внимание на ст. 23 ГК, в которой говорится о регистрации крестьянского хозяйства. Глава при этом именуется предпринимателем, а слово "индивидуальный" здесь отсутствует, что говорит о специфичности формы предпринимательской деятельности - фермерского хозяйства, отличной от индивидуального предпринимателя <3>. Ряд ученых, рассматривая вопросы водопользования, реструктуризации кредиторской задолженности и налоговых льгот, в качестве субъекта правовых отношений также называли фермерское хозяйство, а не его главу <4>.

<1> См.: Андреев Ю.Н. Правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств // Законность. 1997. N 8. С. 52.
<2> См.: Алексахина Р. Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств, в связи с принятием части первой ГК РФ // "Гарант", Справочно-правовая система.
<3> См.: О субъектах предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве. Материалы круглого стола // Государство и право. 1997. N 4. С. 36.
<4> См.: Рочева Г.А. Плата за пользование водными объектами. // Аудиторские ведомости. 2001. Март. N 3; Котова Л. О тарифах страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды на 2000 г. // Финансовая газета. 1999. Декабрь. N 51; Скрябина О. Налогообложение водопользования // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2001. N 7, 8.

В литературе получила распространение и другая точка зрения. О.А. Макарова считает, что глава хозяйства обладает особым статусом и именно он подлежит регистрации в качестве предпринимателя <1>. М. Васильева отмечала, что статус главы фермерского хозяйства приравнен к статусу индивидуального предпринимателя <2>. Е.А. Суханов подчеркивал, что глава хозяйства приобретает статус индивидуального предпринимателя в случае единоличного создания хозяйства <3>. По мнению С.М. Корнеева, участие гражданина в предпринимательской деятельности предполагает обязательную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или главы крестьянского (фермерского) хозяйства <4>. В. Андреев говорит о том, что именно глава крестьянского хозяйства является субъектом малого предпринимательства <5>. Ряд авторов также высказывались в пользу отождествления индивидуального предпринимателя и главы крестьянского хозяйства <6>.

<1> См.: Макарова О.А. Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства // Кодекс-info. 2000. N 1. С. 9.
<2> См.: Васильева М. Правовые последствия расторжения трудового договора работника с предпринимателем в случае прекращения деятельности последнего // ФПА АКДИ "Экономика и жизнь". 2001. Выпуск 10.
<3> См. Комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей / Отв. ред. М.И. Брагинский (автор комментария Е.А. Суханов) // Справочно-правовая система "Гарант".
<4> Гражданское право / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 1998. С. 128 (автор главы С.М. Корнеев).
<5> См.: Андреев В. Правовой статус малых предприятий // Российская юстиция. 2000. N 9. С. 14.
<6> См.: Левадная Т. Учет доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей // Финансовая газета. 2001. N 38, 39, 41; Чумаченко В.Н. Какие налоги должен платить фермер? // Главбух. Отраслевое приложение "Учет в сельском хозяйстве". 2001. N 4.

С. Григоренко предлагает рассматривать фермерское хозяйство как субъект, не обладающий гражданской правоспособностью, выступающий коллективным образованием его правосубъектных членов и прежде всего главы <1>. Аналогичную точку зрения занимает М.В. Телюкина. Она отмечает, что субъектом гражданского права является не крестьянское хозяйство, а его глава - индивидуальный предприниматель <2>.

<1> См.: Григоренко С. Индивидуальный предприниматель как субъект права общей собственности // Хозяйство и право. 2000. N 7. С. 3 - 14.
<2> См.: Телюкина М.В. Сущность и некоторые проблемы конкурсного права // Законодательство. 2000. N 4; Справочно-правовая система "Гарант".

Данная позиция получила поддержку на практике и была официально закреплена действиями российских налоговых органов, которые вместо фермерского хозяйства регистрировали предпринимателя, и он же ставился на учет во всех государственных и иных органах.

Правомерность таких действий подтверждается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. N 18-П <1>, предметом рассмотрения которого стали порядок и размеры тарифообложения отдельных категорий граждан-предпринимателей и юридических лиц. В своем решении Конституционный Суд делает вывод, что плательщиком налогов в бюджет и внебюджетные фонды является глава фермерского хозяйства.

<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов" / СЗ РФ. 2000. N 3. С. 353.

Позиция Конституционного Суда и авторов, приравнивающих фермерское хозяйство к его главе, представляется спорной. Практика показывает, что фермерские хозяйства в основном представлены несколькими гражданами, совместно ведущими предпринимательскую деятельность, то есть хозяйство - это коллективный субъект. Согласно ст. 257 ГК имущество КФХ принадлежит его членам на праве общей собственности. Поэтому хозяйство неправомерно сводить исключительно к его главе <1>.

<1> См.: Лаптев В.В. Проблемы предпринимательской (хозяйственной) правосубъектности // Государство и право. 1999. N 11. С. 19.

Закон РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" <1> и Гражданский кодекс РФ регулируют правовое положение не только главы, но и его членов, которые по смыслу норм права являются равными с главой партнерами по ведению сельскохозяйственного бизнеса. Регистрации подлежит не глава как индивидуальный предприниматель, а крестьянское хозяйство. Глава наделен лишь рядом представительских функций. Внутри же хозяйства все его члены, включая главу, обладают равными правами: сообща ведут хозяйство, соблюдая нормы гражданского, земельного, налогового и иного законодательства, владеют и пользуются общим имуществом, определяют и регулируют трудовые отношения. В этой связи Г.А. Волков правильно отмечал, что глава КФХ вправе осуществлять сделки с имуществом и земельными участками, выделенными для ведения хозяйства, только с согласия членов КФХ <2>.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июня 2003 г. N 24. Ст. 2249.
<2> Волков Г.А. Крестьянское хозяйство как субъект земельных правоотношений (историко-правовой аспект): Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 1993. С. 14 - 15.

Статус крестьянского хозяйства отличается от статуса индивидуального предпринимателя. Эти различия есть и в ГК, и в Законе "О несостоятельности (банкротстве)" <1>, где для хозяйства предусмотрена специальная процедура признания его банкротом <2>.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации от 28 октября 2002. N 43. Ст. 4190.
<2> См.: Горбунова Е.П. Особенности правового положения и государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств // Кодекс-info. 2000. N 1. С. 7.

В образовании и деятельности фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей имеются существенные различия, не позволяющие рассматривать их как идентичных субъектов. Во-первых, фермерское хозяйство - это, как правило, коллективный субъект, представленный несколькими гражданами <1>. Во-вторых, в силу ст. 17 Закона РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" глава КФХ, вступая в правоотношения, действует не от собственного имени, а от имени хозяйства. Но индивидуальный предприниматель, осуществляя коммерческую деятельность, выступает под своим именем и фамилией. В-третьих, ст. 16 Закона говорит, что глава фермерского хозяйства действует в интересах представляемого им хозяйства, а индивидуальный предприниматель - в своих собственных интересах. Отсюда вытекает и еще одно отличие. Индивидуальный предприниматель сам определяет виды деятельности, которыми он предполагает заниматься, а глава фермерского хозяйства осуществляет только те полномочия, которые определены в соглашении между членами хозяйства. В-четвертых, некоторые авторы обращают внимание на различия вещно-правового статуса индивидуального предпринимателя и главы фермерского хозяйства, заключающиеся в обособлении главой части своего имущества для ведения КФХ <2>.

<1> Веденин Н.Н. Аграрное право. М., 2000. С. 75.
<2> См.: Григоренко С. Индивидуальный предприниматель как субъект права общей собственности // Хозяйство и право. 2000. N 7. С. 3 - 14.

Исходя из сказанного в литературе сделан правильный вывод, что глава фермерского хозяйства не является индивидуальным предпринимателем, поскольку ГК РФ рассматривает предпринимательскую деятельность граждан только в качестве индивидуального предпринимательства, а глава КФХ - это "представитель коллектива" и сособственник имущества, который не может действовать на свой страх и риск <1>. Глава фермерского хозяйства - "это не самостоятельный индивидуальный предприниматель, а обладающий определенной автономией участник комплексного предпринимателя, которым является фермерское хозяйство". Правоспособность главы определяется пределами правоспособности фермерского хозяйства и является его составной частью <2>. При этом члены КФХ, включая главу, "составляют единство лиц, отличных от иных граждан совокупностью предоставленных им имущественных и неимущественных прав" <3>.

<1> См.: Галиновская Е.А., Минина Е.Л. Комментарий к Федеральному закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" / Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (под ред. М.Ю. Тихомирова) включен в информационный банк согласно публикации - Издательство Тихомирова М.Ю., 2006.

<2> Комментарий к Федеральному закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" / Отв. ред. М.Ю. Тихомиров (автор комментария - М.Ю. Тихомиров). М., 2004; справочно-правовая система "Гарант".
<3> Галиновская Е.А. Правовое регулирование земельных отношений в крестьянском хозяйстве: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 1995. С. 15.

Другие авторы также справедливо отмечали, что глава хозяйства никакой иной самостоятельной предпринимательской деятельности, отличной от деятельности фермерского хозяйства, не осуществляет <1>. Он вправе заключать сделки только в интересах хозяйства и не может от собственного имени вести предпринимательскую деятельность вне связи с хозяйством и за пределами полномочий, установленных законом и соглашением между членами КФХ. При этом деятельность фермерского хозяйства осуществляется не только главой, но и членами хозяйства <2>.

<1> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Т.Е. Абова и А.Ю. Кабалкин (автор комментария - В.В. Устюкова) // Справочно-правовая система "Гарант".
<2> Устюкова В.В. Правовое положение крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства в условиях аграрной реформы. М., 2000. С. 24.

Если вернуться к Постановлению Конституционного Суда от 23 декабря 1999 г. N 18-П, мы увидим, что, определив субъектом налогообложения главу хозяйства, КС не ответил, что делать, если глава хозяйства умер, заболел, признан недееспособным, безвестно отсутствующим и т.д., а хозяйство продолжает функционировать. Кто в данном случае является субъектом? К кому предъявлять требования об уплате обязательных платежей в бюджет и применять меры ответственности? Опираясь на Постановление Конституционного Суда, главу можно признать субъектом всех правоотношений фермерского хозяйства. Но тогда обязанным лицом по сделкам выступает также глава и обращение взыскания по долгам осуществляется не на общее имущество хозяйства, принадлежащее всем членам, а на имущество главы.

Данный подход нельзя признать обоснованным. Фермерское хозяйство создается не главой, а всеми участниками, которые определяют направления деятельности хозяйства, права и обязанности членов и выбирают главу. Имущество, продукция и прибыль КФХ также подлежит разделу между членами хозяйства. Следовательно, незаконно и несправедливо возлагать ответственность по общим обязательствам на одного из членов хозяйства - главу.

На практике схема индивидуальной ответственности не будет работать, поскольку в соответствии со ст. 18 Закона РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" глава КФХ может быть заменен другим членом хозяйства, что не влечет для него утраты членства в КФХ. Если исходить из позиции Конституционного Суда, то новый глава автоматически становится обязанным лицом по налоговым платежам и сделкам хозяйства, а прежний глава никакой ответственности не несет. Такой подход выглядит противоречивым, поскольку позволяет главе хозяйства злоупотребить правом и уйти от исполнения обязательств путем изменения статуса главы КФХ - предпринимателя на статус члена фермерского хозяйства.

Рассмотрим другую ситуацию. Гражданин в установленном законом порядке вступает в действующее фермерское хозяйство и приобретает статус главы КФХ. Кто в данном случае будет являться стороной в обязательствах хозяйства? Очевидно, что вновь вступивший в КФХ участник, являющийся главой, не может нести ответственность, тем более индивидуальную, по обязательствам, заключенным в тот период, когда он членом хозяйства и стороной соответствующих правоотношений не являлся.

Противоречивая ситуация возникает также в случае приведения статуса фермерского хозяйства - юридического лица в соответствие с нормами ГК РФ. Можно ли в данном случае главу хозяйства - предпринимателя привлечь к ответственности по обязательствам юридического лица? Ведь действующее законодательство не содержит норм, допускающих правопреемство гражданином (главой КФХ) обязательств юридического лица (фермерского хозяйства).

Мнение о необходимости признания главы субъектом правоотношений фермерского хозяйства противоречит конституционному принципу равенства субъектов, закрепленному в ст. ст. 6, 19 Конституции РФ. Имущество и произведенная продукция принадлежат всем участникам фермерского хозяйства, определение основных направлений деятельности и права и обязанностей членов также находятся в компетенции участников КФХ. В такой ситуации возложение ответственности по общим обязательствам только на одного из членов - главу хозяйства является необоснованным. Правильность сделанного вывода подтверждается и положениями ст. 8 Закона РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", согласно которой по сделкам, совершенным в интересах КФХ, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, находящимся в общей собственности членов хозяйства.

В отличие от России в других странах СНГ глава КФХ не является предпринимателем, поэтому указанные противоречия характерны лишь для российского законодательства.

Актуальным является вопрос: с какого момента участник фермерского хозяйства приобретает статус главы КФХ? В соответствии со ст. 16 Закона РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" главой хозяйства признается один из членов по единогласному решению участников КФХ. Факт признания одного из членов главой хозяйства закрепляется в соглашении о создании хозяйства, утверждаемом всеми участниками (ст. 4 Закона). При этом в литературе справедливо обращалось внимание, что подписание соглашения само по себе недостаточно для приобретения статуса главы хозяйства. Требуется соблюдение еще двух условий. Во-первых, государственная регистрация самого фермерского хозяйства в соответствии со ст. 23 ГК РФ и законодательством о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, что подтверждается соответствующим свидетельством. Во-вторых, признание главы хозяйства предпринимателем путем внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о крестьянском (фермерском) хозяйстве <1>.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (под ред. М.Ю. Тихомирова) включен в информационный банк согласно публикации - Издательство Тихомирова М.Ю., 2006.

<1> Комментарий к Федеральному закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" / Отв. ред. М.Ю. Тихомиров (автор комментария - М.Ю. Тихомиров). М., 2004; справочно-правовая система "Гарант".

В соответствии с законодательством стран СНГ глава КФХ выбирается участниками хозяйства. Об этом, например, прямо говорит ст. 6 Закона Азербайджана "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" <1>. В силу ст. 14 Закона фермерское хозяйство регистрируется после выдачи государственного акта на земельный участок, предоставляемый главе хозяйства. Соответственно, гражданин приобретает статус главы после регистрации фермерского хозяйства. Закон Кыргызстана "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" <2> содержит аналогичные положения в части права членов выбрать из своего состава главу хозяйства, но, в отличие от Азербайджана, Кыргызское законодательство не связывает земельные права членов КФХ с регистрацией хозяйства. Поскольку КФХ считается созданным с момента государственной регистрации, права и обязанности главы возникают после такой регистрации.

<1> См.: сайт законодательства Азербайджана / http://www.stracker.bos.ru/laws/0102.html.
<2> См. Закон Кыргызстана "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 1998.

Законы "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" Молдовы <1> и Казахстана <2> ничего не говорят о процедуре избрания главы, но в то же время члены хозяйства обладают правом сменить главу КФХ, из чего следует, что вопрос назначения главы фермерского хозяйства также находится в компетенции его участников. Схожая ситуация наблюдается в законодательстве Беларуси <3>, Туркменистана <4> и Таджикистана <5>, где отсутствуют нормы о порядке выборов главы фермерского хозяйства. По смыслу Законов указанных государств "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" главой хозяйства является один из его членов. Отсюда следует вывод, что утверждение главы не может состояться без соответствующего решения участников КФХ.

<1> Мониторул Офичиал ал Р. Молдова от 08.02.2001 N 14-15.
<2> См.: Закон Казахстана "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" // СоюзПравоИнформ. Информационно-правовая система "Законодательство стран СНГ"
<3> См.: Закон Беларуси "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" // Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь: http:// mail.ncpi.gov.by:8081/ webnpa/ text.asp?RN= V19100611.
<4> См.: Закон Туркменистана "О дайханском хозяйстве" / Ведомости Меджлиса Туркменистана. 1994. N 1 - 2. Ст. 2.
<5> См.: Закон Таджикистана "О дехканском (фермерском) хозяйстве" // Информационно-правовая система "Энциклопедия Таджикского Права - АДЛИЯ".

В соответствии с законодательством стран СНГ глава фермерского хозяйства обладает довольно широкими полномочиями. Согласно ст. 6 Закона Азербайджана "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" глава КФХ выступает от имени хозяйства и представляет его интересы в отношениях с государственными, кооперативными, общественными и другими предприятиями и организациями, а также с гражданами - физическими лицами. Глава вправе заключать договоры, выдавать доверенности, распоряжаться имуществом и средствами КФХ, а также осуществляет иные юридические действия, связанные с ведением фермерского хозяйства. Дополнительно к указанному перечню ст. 4 Закона Кыргызстана называет право главы принимать и увольнять работников хозяйства. Аналогичные нормы предусмотрены в Казахстане, Беларуси, Таджикистане, Молдове и России.

Какова же юридическая природа функций, осуществляемых главой фермерского хозяйства? В юридической литературе на этот счет нет единого мнения. С точки зрения одних авторов, правовое положение главы хозяйства характеризуется как представительство в силу закона <1> при осуществлении внешних правоотношений фермерского хозяйства <2>, а Л.П. Чумакова считает, что глава не является представителем хозяйства и его действия основаны на презумпции согласия всех участников КФХ <3>.

<1> Коммерческое право. Часть вторая / Отв. ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлева. СПб., 1998. С. 339 - 343 (автор главы - В.С. Шишкина).
<2> См.: Комментарий к законодательству о крестьянском (фермерском) хозяйстве / Отв. ред. З.С. Беляева, М.И. Козырь, А.Е. Черноморец. М., 1994. С. 9, 10 (автор комментария - В.В. Устюкова).
<3> См.: Чумакова Л.П. Основные теоретические проблемы крестьянских (фермерских) хозяйств (цивилистический аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 1993. С. 7, 13, 14.

Как уже отмечалось выше, при анализе полномочий главы фермерского хозяйства необходимо учитывать, что глава КФХ действует не самостоятельно, а от имени хозяйства. Перечень и объем его полномочий определяются членами КФХ. Например, в статье 17 Закона РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" особо подчеркивается, что полномочия главы определяются в соглашении, утверждаемом всеми членами хозяйства, а ст. 3 Закона Кыргызстана "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предоставляет членам КФХ право отменять любое решение главы хозяйства.

Законы стран СНГ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" возлагают на главу КФХ обязанности действовать разумно, добросовестно и не совершать действия, ущемляющие права фермерского хозяйства и его членов. При ненадлежащем исполнении своих обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством, полномочия главы могут быть прекращены участниками КФХ с последующим выбором нового главы хозяйства.

Для участия в гражданском обороте фермерскому хозяйству необходима правосубъектность, включая правоспособность и дееспособность, которые возникают у хозяйства одновременно в момент государственной регистрации. Наличие у хозяйства дееспособности означает, что оно своими действиями может приобретать гражданские права и исполнять обязанности, а также нести имущественную ответственность.

Приобретение и отчасти осуществление прав и обязанностей фермерского хозяйства - это прерогатива главы, представляющего интересы хозяйства в отношениях с другими субъектами без специальных на то полномочий (без доверенности). Но реализация заключенных соглашений и выполнение обязательств фермерского хозяйства осуществляются за счет имущества, принадлежащего всем членам хозяйства. Деятельность фермерского хозяйства также регулируется решениями членов КФХ. Таким образом, носителями правосубъектности фермерского хозяйства являются все его участники, включая его главу.

Поскольку глава фермерского хозяйства обладает расширенными по сравнению с другими участниками КФХ полномочиями, основания принудительного прекращения статуса главы носят самостоятельное правовое регулирование. В соответствии со ст. 15 Закона Молдова "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" длительное невыполнение своих обязанностей либо ненадлежащее их выполнение влечет отстранение главы по решению членов хозяйства. Схожие нормы предусмотрены в ст. 3 Закона Кыргызстана "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", где сказано, что глава освобождается от своей должности, если он не выполняет обязанностей по управлению фермерским хозяйством.

Иные нормы действует в России. Закон РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в качестве основания прекращения статуса главы говорит о добровольном отказе от своих полномочий и невозможности исполнения обязанностей более шести месяцев либо смерти (ст. 18). Другие случаи прекращения полномочий главы в Законе не предусмотрены. Следует сказать, что формулировка "невозможность исполнения обязанностей" является нечеткой и допускает двусмысленное толкование. Во-первых, не ясно идет ли речь об уклонении главы от своих функций, или же подразумевается объективная причина, например болезнь, длительная утрата трудоспособности, служба в армии, занятие выборной должности, нахождение в декретном отпуске и т.д. Исходя из буквального толкования российского Закона не понятно, вправе ли члены хозяйства принудительно отстранить главу. Такой подход является противоречивым, поскольку создает преференции для главы хозяйства и ограничивает права других членов КФХ. Более обоснованными представляются положения кыргызского и молдавского законодательства, согласно которым полномочия главы прекращаются в связи длительным невыполнением обязанностей или ненадлежащим их исполнением.

Все члены фермерского хозяйства обладают равными правами по ведению фермерского хозяйства и несут равные обязанности. Глава хозяйства избирается членами КФХ. Его статус характеризуется специальными правами, определяемыми членами хозяйства. Отсюда следует, что, если глава не справляется с исполнением возложенных на него функций, участники хозяйства вправе прекратить его полномочия. Противоположное толкование статуса главы ведет к тому, что он наделяется правами, но при этом исключаются обязанности, так как за их нарушение не следует никакая ответственность. В данном случае налицо серьезное противоречие, которое нужно устранить путем внесения в Закон РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" дополнений о том, что участники КФХ обладают правом отстранить главу от исполнения обязанностей в следующих случаях: 1) смерть; 2) признание главы в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим; 3) утрата трудоспособности на срок более шести месяцев; 4) инвалидность главы, не позволяющая выполнять ему свои обязанности; 5) невыполнение функций главы более шести месяцев; 6) другие основания, определенные членами фермерского хозяйства и закрепленные в соглашении между ними. Также рекомендуется установить, что глава отстраняется от своих обязанностей при наличии общих причин, влекущих прекращение членства в хозяйстве, а именно: 1) утрата родственных связей с членами КФХ; 2) неучастие личным трудом в хозяйственной деятельности; 3) невыполнение обязанностей, предусмотренных соглашением между членами фермерского хозяйства; 4) систематическое причинение убытков хозяйству, если членами КФХ не установлено, что полномочия главы прекращаются при причинении разового ущерба. При наличии указанных причин наряду с отставкой главы он исключается из членов фермерского хозяйства.