Мудрый Юрист

Молодежная политика как одна из функций социального государства

Шапошников С.П., аспирант ЧитГУ.

Изменение потребностей и снижение уровня жизни населения, а также его резкая дифференциация по уровню доходов; падение морали и нравственности, переоценка ценностей, особенно у молодежи; люмпенизация и маргинализация части граждан, необеспеченность жильем и недоступность его для многих; дискредитация власти, в том числе противозаконными действиями ее представителей, - все это сегодня является основными социальными факторами роста преступности в России.

В сложном взаимодействии обстоятельств и процессов, порождающих преступность, существенную роль играют негативные компоненты семейных отношений. Сплетаясь определенным образом между собой, а также с иными криминогенными детерминантами, они обусловливают совершение преступлений [1, с. 117].

Предупреждение преступности, осуществляемое в семейной сфере, состоит прежде всего в обеспечении законопослушного поведения граждан путем воздействия на коренящиеся в семье причины и условия различных видов преступного поведения. Однако профилактирование семейной сферы охватывает также механизм нейтрализации внесемейных социальных явлений, в зависимости от которых находится институт семьи [1, с. 219].

Только путем решения стратегических задач, которые позволят совершенствовать Российское государство, повысить уровень социально-экономической активности и уровень жизни населения, можно добиться реальных результатов в данной сфере. Базовым условием достижения стратегических перспектив является современная молодежная политика. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 июня 1993 г. "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации" под молодежью понимаются лица в возрасте от 14 до 30 лет. Часть молодых людей в данном возрасте еще интегрирована в родительские семьи, другая - более зрелая - создает свои. Молодежь - самая активная во всех отношениях часть населения страны, это ее будущее.

При этом социокультурный сдвиг, который в настоящее время переживает Россия, привел к тому, что большое число молодых людей оказались в ситуации ценностного вакуума, отсутствия привлекательных жизненных ориентиров. Неготовность и неспособность молодых людей к самоопределению и самостоятельному построению индивидуальных жизненных планов привела к увеличению проявлений пассивности, асоциального и криминального поведения в среде молодежи. Изменения, связанные с переходом на рыночные отношения, охватывают широкий спектр интересов, ценностей и психологических состояний молодых людей.

К сожалению, сегодня для значительной части российской молодежи характерны эгоцентрическое стремление к получению максимума удовольствий, цинизм и подчеркнутый прагматизм, равнодушие ко всему окружающему и политическая апатия, размывание критериев морали и нравственности, рост проявлений экстремизма и других форм противоправного поведения [2, с. 65]. Молодежь становится невосприимчивой к педагогическому воздействию, к социальным ценностям и проблемам общества. Среди части молодежи распространены представления о возможностях и перспективности легкого и быстрого обогащения за счет государства и других людей, о преимуществах, которые дает агрессивное поведение и применение силы.

Немаловажную роль в развитии таких негативных тенденций сыграли прежде всего процессы общесоциального уровня, такие, как дезорганизация досуга, неудовлетворительная работа по повышению образовательного, культурного и профессионального уровня. И обязанность по выправлению сложившейся ситуации лежит в первую очередь на государстве.

Сегодня, на наш взгляд, нет четкой и скоординированной государственной молодежной политики. Вышеупомянутое Постановление Правительства РФ, закрепляющее основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации, принятое в 1993 г., уже морально устарело и реально не действует.

Нельзя говорить о том, что государство не озабочено данной проблемой и не принимает никаких мер. В настоящее время действует Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и ряд других. Кроме этого в августе 2006 г. издан Указ Президента Российской Федерации об образовании общественных советов при федеральных министерствах и ведомствах. Некоторые из них уже созданы, в том числе общественный совет при МВД России, одной из основных функций которого провозглашена реализация мер по патриотическому воспитанию молодежи.

Говоря о федеральном уровне, необходимо отметить приоритетные национальные проекты, в том числе затрагивающие и молодежь, среди которых можно выделить национальный проект "Образование", а также "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Однако и здесь есть проблемы. Так, по сообщению главы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Сергея Павленкова, в 2006 г. были выявлены финансовые нарушения при использовании средств на реализацию приоритетных национальных проектов на сумму 399,3 миллиона рублей [3].

В 2004 г. в Министерстве образования и науки Российской Федерации был создан Департамент государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей. Основной его функцией является выработка и обеспечение реализации и нормативно-правового регулирования государственной молодежной политики. Однако до настоящего времени в России не просматривается единой и эффективной государственной молодежной политики. Так, нет федерального закона, определяющего цели, принципы, основные направления и организационные меры реализации государственной молодежной политики как важного направления федеральной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации, который бы стал правовой основой для развития законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к государственной молодежной политике в Российской Федерации.

Коррекция семейных отношений и девиантного поведения молодежи обладает многоуровневой структурой. Поэтому государственная молодежная политика, преследующая более масштабные и глубокие цели, нежели простое противодействие преступности, должна обрести свою иерархию, конкретизированность во времени, территориально и по субъектам реализации. При этом в ее реализацию должны быть вовлечены не только органы государственной власти, но и органы местного самоуправления, общественные и политические движения, средства массовой информации, а также все общество в целом.

Литература

  1. Шестаков Д.А. Семейная криминология: Криминофамилистика. 2-е изд. СПб.: Юридический центр "Пресс", 2003.
  2. Бабаев М.М. Социально-психологические компоненты детерминации преступного поведения молодежи // Российский криминологический взгляд. 2005. N 1.
  3. URL: http://minfin.rinet.ru/Interview/2007/Interview04/110406Pavlhtm.