Мудрый Юрист

Функции атипичных правовых актов

Кивленок Т.В., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Владимирского государственного гуманитарного университета, кандидат юридических наук.

Деление правовых актов на типичные и атипичные весьма условно: к категории атипичных отнесены те документы, которые не вписываются в рамки правовой природы юридических актов.

К атипичным актам принято относить правовые акты с нехарактерными чертами, признаками, функциями или свойствами либо с нетрадиционными логическими, грамматическими и иными способами изложения правового материала (например, в правовых актах нормативные рисунки выражены графически, юридические формулы - числами и другими математическими средствами).

Рассматривая положение любого правового акта (и типичного, и атипичного) в системе права, невозможно не коснуться тех функций, которые выполняет правовой акт в процессе регулирования общественных отношений.

Латинское слово "function" переводится как деятельность, исполнение, совершение. В науке понятие "функция" употребляется в самых разнообразных значениях и применяется для характеристики различных динамических структур. Под функциями понимают "роль, выполняемую определенным объектом социальной системы в ее организации как целого, зависимость между социальными процессами; характеристики, свойственные объекту, входящему в ансамбль, части которого взаимосвязаны" <1>, "устойчивый способ взаимоотношения вещей, при котором изменение одних объектов приводит к изменению других" <2>.

<1> Мендра А. Основы социологии: Учеб. пособие для вузов. М., 1998. С. 326.
<2> Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М., 1998. С. 603.

Функции в праве связаны с задачами и целями, стоящими перед каждым правовым явлением, которые и определяют содержание функции. По мнению Т.Н. Радько, функция права является проявлением его имманентных, специфических свойств. В функции аккумулируются такие свойства права, которые характеризуют его качественную самостоятельность как социального феномена <3>.

<3> См.: Радько Т.Н. Функции права // Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2002. Т. 2. С. 54.

Функция присуща каждому правовому акту, так как правовой акт представляет собой волеизъявление, обязательное для исполнения юридическими и физическими лицами, которым они адресованы. Функции правовых актов вытекают из их природы и направлены на осуществление стоящей перед ними роли. По мнению С.С. Алексеева, функции правового акта проявляются в его особенностях как внешней формы выражения элементов правовой системы: правовые акты призваны обеспечить полное и точное выражение содержащейся в них воли; правовые акты - одно из важнейших средств и источников правовой пропаганды и правового воспитания <4>.

<4> См.: Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981. Т. 1. С. 196.

Необходимо отметить, что функции правовых актов наиболее полным образом проявляются в таких видах атипичных правовых актов, как смешанные правовые акты (нормативно-правовые акты, включающие элементы интерпретации, правореализации или правоприменения и т.п.), поскольку взаимодействие (смешение) элементов различных видов правовых актов значительно усиливает (качественно) и увеличивает (количественно) направления юридического воздействия на общественные отношения.

В литературе существуют различные классификации функций правовых актов, которые позволяют в той или иной степени отразить отдельные аспекты воздействия правовых актов на объективную и субъективную реальность. Нам представляется более предпочтительной как в научном, так и в практическом плане позиция тех авторов, которые выделяют общие и специальные функции правовых актов. Общие - функции, присущие вообще всем правовым актам, специальные - присущие каждой разновидности правовых актов, выражающие их специфические (отличительные) черты. К общим функциям правовых актов относятся: экономическая, политическая, социальная, регулятивная, информационная, воспитательно-идеологическая.

Экономическая функция правовых актов отражает активную роль правовых актов по отношению к экономической системе общества. Экономическая система - это упорядоченная совокупность хозяйственных связей и отношений, которые устанавливаются в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и нематериальных благ. Экономическая система отражает особую структуру общества, возникающую из практики хозяйствования в конкретных условиях. В ней представлены традиции, духовное состояние народа, господствующие у него ценности и своеобразие понимания мира, хозяйственные навыки в реализации экономических отношений. На основе правовых предписаний, содержащихся в юридических актах, возникают урегулированные правом экономические отношения, в которых определяются права и обязанности сторон, условия наступления тех или иных правовых результатов, устанавливаются санкции за ненадлежащее исполнение предписаний. Наиболее ярко данная функция проявляется при издании правовых актов, связанных с реализацией имущественных отношений и вопросов собственности: ГК РФ, законов о приватизации, банках, банкротстве, конкуренции, а также при заключении и реализации гражданско-правовых договоров.

Рассматривая политическую функцию правовых актов, необходимо отметить, что, будучи весьма сложным и многогранным явлением, политическая система общества выступает как система существующих в его пределах политических организаций (объединений). К их числу относятся: государство, политические партии, многочисленные общественные объединения, в той или иной степени принимающие участие в политической жизни страны, и т.п. В структуре политической системы общества все эти организации неразрывно связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. Структурные элементы, составные части политической системы общества рассматриваются в комплексе, в единстве со всеми обосновывающими их существование и функционирование политическими идеями, теориями, взглядами и представлениями. Суть политической функции заключается в том, что право посредством правовых актов закрепляет и охраняет политическую систему общества, основные политические институты, регулирует деятельность различных участников политических отношений.

Так, в большей степени политическая функция правовых актов реализуется в таких атипичных правовых актах, как нормативно-правовые, включающие правореализующие элементы, в нормативных договорах, регулирующих внутренние и внешние межгосударственные отношения.

Социальная функция правовых актов призвана развивать и конкретизировать конституционные положения о праве граждан на пользование социальными благами, т.е. гарантированным социальным обеспечением по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и т.д. Правовые акты, содержащие предписания в сфере трудовых и пенсионных отношений, медицинского обеспечения граждан, науки, образования, культуры, спорта, имеют социальное содержание и отражают идеи справедливости и гуманизма гражданского общества.

Суть регулятивной функции правовых актов заключается в регулировании общественных отношений как правовыми нормами (применительно к нормативным правовым актам), так и вспомогательными правилами <5> (применительно к правоприменительным, интерпретационным и правореализующим актам), при помощи которых реализуются правовые нормы. Регулятивный потенциал атипичных, в первую очередь смешанных, правовых актов - нормативно-правоприменительных, нормативно-интерпретационных и нормативно-правореализующих усилен. Это связано с тем, что регулирование общественных отношений производится одновременно и правовыми нормами, и вспомогательными правилами, что многократно повышает эффект воздействия юридических предписаний на общественные отношения.

<5> См.: Кошелева В.В. Акты судебного толкования правовых норм. Вопросы теории и практики: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1999. С. 86.

Осуществляя регулятивную функцию, правовые акты определяют полномочия и структуру органов власти и управления различных организаций, направляют деятельность государственных органов, устанавливая их компетенцию и определяя их правовой статус.

Анализируя информационную функцию правовых актов, необходимо указать, что правовые акты содержат в себе информацию о самых разнообразных явлениях общественной жизни. Так как правовой акт является материальным носителем правовой информации, то все сведения о праве, о средствах его регулирования и о правовой действительности вообще граждане получают именно благодаря существованию правовых актов. "Благодаря знакомству с нормативными актами многие люди получают информацию о структуре органов власти и управления, о том, что истинно и что ложно, что правомерно и что запрещено, как можно поступать и как нельзя действовать, какие последствия наступают вследствие совершения того или иного поступка" <6>.

<6> Нормы советского права: Проблемы теории / Под ред. М.И. Байтина, В.К. Бабаева. Саратов, 1987. С. 219.

Таким образом, информационная функция проявляется в описании намеченной цели, признаков желаемого или запрещаемого поведения в общественном отношении, в обозначении круга участвующих и в доведении до них необходимых сведений, в том числе о мерах, обеспечивающих реализацию правовых норм.

Воспитательно-идеологическая функция правовых актов проявляется в том, что правовые акты оказывают воспитательное воздействие на субъектов общественных отношений. "Закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, - писал Цицерон, - а не ко всему принуждать силой и угрозами" <7>. С их помощью происходит становление правового сознания личности, ее приобщение к такому многогранному социальному явлению, каковым является право. Осуществляя функцию правового воспитания субъектов, акты должны нести знания о государстве и праве, законности и правопорядке, правах и свободах личности, вырабатывать у граждан устойчивую ориентацию на законопослушное поведение. Особенно актуально это в настоящее время, так как в период проведения реформ всех сфер жизнедеятельности Российского государства произошла деидеологизация общества, политики, права, которая повлекла за собой утрату многих нравственных, культурных, правовых ценностей, должного уважения к традициям права и морали, потере духовности. В создавшихся условиях остро возникла потребность в государственно-правовой идеологии и правовом воспитании, что является неотъемлемым условием жизнедеятельности любого общества.

<7> История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1983. С. 7 - 8.

Специальные функции атипичных правовых актов зависят от их вида и являются конкретизацией их служебной роли.

К специальным функциям можно отнести следующие.

Правоохранительная функция атипичных правовых актов выражается в направлениях правового воздействия, нацеленных на охрану общезначимых и индивидуальных интересов. Эта функция связана с угрозой совершения правонарушения и проявляется в установлении запретов на совершение тех или иных действий. По сути, это правообеспечительная подфункция в рамках охранительной функции атипичных правовых актов.

Превентивная подфункция атипичных правовых актов связана с предупреждением правонарушений.

Правовосстановительная подфункция направлена на отмену незаконных решений, фактическое и юридическое восстановление нарушенных прав граждан и организаций.

Компенсационная подфункция выражается в компенсации материального и морального вреда.

Карательная подфункция проявляется в применении к нарушителю правовых предписаний мер юридического воздействия и в негативных последствиях такого воздействия.

Правовосполнительная функция, или устранение пробелов в праве, характерна для всех видов атипичных правовых актов.

Контрольно-оценочная функция дает возможность компетентным органам (Конституционному Суду РФ, судам общей юрисдикции, арбитражным судам) осуществлять проверку соблюдения действующего законодательства и оценку правомерности атипичных правовых актов. При нарушении установленной в таких актах "идеальной" модели поведения у судов появляется возможность оценить реально возникшую ситуацию.

Мотивационная функция заключается в опосредованном воздействии установленных в атипичных правовых актах предписаниях на мотивацию субъектов правоотношений. По мнению Т.Н. Радько, мотивационная функция нормы права непосредственным образом влияет на эффективность ее применения <8>. Суть данной функции в том, что атипичные акты, регулирующие те или иные общественные отношения, воздействуют на формирование поступков субъектов данных правоотношений. Степень воздействия атипичных правовых актов на выстраивание поведения субъекта, на его взаимоотношения с другими субъектами в рамках установленных предписаний зависит (не в последнюю очередь) и от уровня правосознания субъекта.

<8> См.: Радько Т.Н. Функции права. С. 74.

Целеопределяющая функция свойственна любому атипичному правовому акту, поскольку принимать документ, не имеющий определенной цели, бессмысленно, а в некоторых случаях и противозаконно.

Ограничительная функция атипичных правовых актов заключается в установлении определенных правил и условий поведения для субъектов правоотношений, регулируемых данными актами. Конституция РФ (п. 3 ст. 17), гарантируя права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, вместе с тем устанавливает обязательность их осуществления без нарушения прав и свобод других лиц. Ограничительная функция является своеобразным инструментом стабильности и справедливости.

Обеспечительная функция, на наш взгляд, является специфической функцией таких атипичных актов, как смешанные правовые акты, поскольку именно они обеспечивают оптимальные результаты работы различных государственных и негосударственных органов и организаций.

Можно выделить ряд других функций атипичных правовых актов (конкретизирующую, унифицирующую, гносеологическую (познавательную), объяснительную и др.). Каждая функция, синтезируя множество однопорядковых направлений воздействия, состоит из определенных подфункций. Если функция - это наиболее общее направление влияния, в котором выражаются природа, специальная роль и назначение атипичных правовых актов, то подфункции обозначают в рамках данного направления некоторые специфические стороны воздействия на сознание и поведение людей, их коллективов, организаций. Например, в пределах регулятивной функции можно выделить ориентационную, регистрационную и др.

Таким образом, система функций атипичных правовых актов дает цельное представление об их роли в процессе воздействия на общественные отношения, указывая при этом, что некоторые виды атипичных правовых актов (например, смешанные) выполняют более сложную роль и занимают свою нишу в механизме правового регулирования.