Мудрый Юрист

Государственная служба в администрации президента России: некоторые аспекты правовой неопределенности

Черкасов К.В., заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Поволжского филиала ГОУ ВПО "Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации", доцент, кандидат юридических наук.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 30 апреля 2008 г. N 634 "Вопросы федеральной государственной гражданской службы" <1> замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в Администрации Президента России, назначение на которые производится Президентом Российской Федерации, осуществляется федеральными государственными гражданскими служащими в течение срока исполнения Президентом России своих полномочий. По истечении этого срока решением вступившего в должность главы государства на них может быть возложено временное исполнение обязанностей по замещаемым ими должностям. Срок исполнения Президентом России своих полномочий - время фактического исполнения им своих обязанностей, ибо если исходить из конституционно установленного шестилетнего срока без "привязки" к определенному лицу, то в этот период теоретически может смениться несколько глав государства. Поэтому в данном случае остался открытым вопрос о том, как быть, если срок исполнения полномочий Президента России не совпадет с установленным в Основном Законе страны периодом, если глава государства по каким-либо причинам досрочно прекратит свои полномочия и их некоторое время согласно Конституции России будет временно исполнять Председатель Правительства Российской Федерации.

<1> СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 2006.

Исходя из буквального толкования данного нормативного акта, указанные государственные гражданские служащие Администрации Президента России должны сложить свои полномочия, но временное исполнение обязанностей вопреки замыслу разработчиков акта на них возложено быть не может. Ведь вступить в должность (а не исполнять должностные обязанности) Президента России согласно ст. 92 Конституции Российской Федерации лицо может только после избрания и принесения соответствующей присяги. В то же время Администрация Президента России и ее должностные лица обязаны обеспечивать исполнение полномочий главы государства в таком случае временно исполняющего обязанности Президента Российской Федерации, иначе они останутся нереализованными в течение весьма длительного времени. Возможно, рассмотренный акт имеет личностную направленность и не планируется к длительному и периодическому применению, носит "сиюминутный характер". В противном случае следует внести в него уточнения в части замены словосочетания "вступивший в должность" на "исполняющий должностные обязанности" (возможно одновременное использование этих понятий) либо установить, что указанные должностные лица слагают свои полномочия не по истечении срока исполнения Президентом России своих полномочий, а перед вновь избранным и вступившим в должность Президентом Российской Федерации (данный вариант предпочтительней, так как позволяет максимально учесть весь массив федерального законодательства).

Неоднозначное восприятие вызывает также содержащий информацию для служебного пользования Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 2008 г. N 295 "О статусе вновь избранного и не вступившего в должность Президента Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) <2>, в соответствии с которым на Администрацию Президента России возложена обязанность обеспечивать деятельность вновь избранного и не вступившего в должность Президента России. Очевидно, указанный правовой акт также во многом носит "индивидуально-личностный" характер и в силу ряда сложностей вряд ли рассчитан на неоднократное применение. По сути, он возлагает обязанность обеспечивать деятельность вновь избранного и не вступившего в должность Президента Российской Федерации на Руководителя Администрации Президента России, его заместителей, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных государственных органах и федеральных округах, иных должностных лиц, имеющих личностно-доверительные связи с действующим, а не вновь избранным и не вступившим в должность Президентом России. Так, например, в Указе Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" (с посл. изм. и доп.) <3> закреплено, что полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе непосредственно подчиняется Президенту России и подотчетен ему; назначается на должность на срок, определяемый Президентом Российской Федерации, но не превышающий срока исполнения главой государства своих полномочий.

<2> СЗ РФ. 2008. N 10 (ч. 2). Ст. 905.
<3> СЗ РФ. 2000. N 20. Ст. 2112.

Возникает вопрос и о сфере деятельности вновь избранного и не вступившего в должность Президента России, неясно, о какой конкретно деятельности идет речь. Кроме того, при досрочном прекращении главой государства своих полномочий положения данного нормативного акта вступят в противоречие с нормами Указа Президента Российской Федерации от 30 апреля 2008 г. N 634 "Вопросы федеральной государственной гражданской службы", согласно которому, напомним, указанные государственные гражданские служащие должны будут прекратить исполнение своих должностных обязанностей с истечением срока полномочий Президента Российской Федерации. Следовательно, обеспечивать деятельность вновь избранного и не вступившего в должность Президента России они не могут.