Мудрый Юрист

Роль банков в инфраструктуре еврооблигаций Минфина

Прокудин А.А., Финансовая академия, кандидат юридических наук.

Сыропятова Е.С., Финансовая академия.

Государственный долг является одним из важнейших элементов финансовой политики государства, планирование и управление которым обеспечивают успешное развитие экономики государства, особенно в период экономического кризиса.

Государственный долг - признанная государством задолженность по непогашенным долговым обязательствам и не выплаченным по ним процентам <1>. По валюте займа и особенностям обслуживания, а также рискам долговые обязательства разделяются на внутренние и внешние. Они бывают нескольких видов, в том числе в форме государственных ценных бумаг, выпущенных от имени РФ. Заимствования, осуществленные в такой форме, должны быть направлены на финансирование дефицита федерального бюджета, а также на погашение долговых обязательств РФ. На 1 сентября 2009 г. сумма внешнего долга РФ составляет 39 млрд. долл. США. Далее рассматривается только внешний долг, выраженный в форме еврооблигаций.

<1> Статья 103 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (в ред. от 09.04.2009, с изм. от 22.06.2009) // Российская газета. N 153 - 154. 1998.

Еврооблигации (евробонды) - ценные бумаги, номинированные в валюте иной, нежели валюта территории, на которой зарегистрирован эмитент. Конституцией РФ установлена рублевая зона, поэтому займы РФ, номинированные в долларах США <2>, подпадают под определение еврооблигаций. На 1 сентября 2009 г. сумма долга по еврооблигациям составляет 27 млрд. долл. США <3>. В последние 40 лет еврооблигации стали активно использоваться на международных рынках для осуществления межгосударственных заимствований на среднесрочной основе.

<2> Сейчас в Минфине России обсуждается вопрос об эмиссии новых еврооблигаций в объеме, не превышающем 5 млрд. долл. США в 2009 г., 18 млрд. долл. США в 2010 г., 20,7 млрд. долл. США в 2011 г. Исходя из текущих долгосрочных рыночных ставок в 5,93% (на 1 октября 2009 г.), это увеличит нагрузку на бюджет минимум в размере 2,59 млрд. долл. США в год (без учета погашения облигаций). Стоит отметить, что общая долговая нагрузка на бюджет останется низкой.
<3> Minfin.ru, структура государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 сентября 2009 г.

На осуществление государственных заимствований имеет право Правительство РФ либо уполномоченный им Минфин РФ. Они вправе осуществлять внешние заимствования с превышением установленного на соответствующий финансовый год и плановый период верхнего предела государственного внешнего долга РФ, что составляет на 1 января 2010 г. 41,4 млрд. долл. США, в целях замещения внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга. Размеры внешних заимствований на очередной финансовый год и плановый период утверждаются Программой государственных заимствований, являющейся приложением к ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 годов". Программа государственных внешних заимствований согласно ст. 108 БК РФ представляет собой перечень всех внешних заимствований РФ на очередной финансовый год и плановый период по видам заимствований с отражением разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства. На основании приложения 23 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 годов" сумма государственных внешних заимствований на 2009 г. составляет 4,06 млрд. долл. США, из которых 1,59 млрд. составляют заимствования путем выпуска государственных ценных бумаг. Минфин России вправе осуществлять заимствования, не включенные в Программу, если они осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга РФ.

Реструктуризация государственного долга представляет собой прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательства на иные обязательства, предусматривающие иные условия обслуживания и погашения обязательств, приводит к снижению расходов на обслуживание государственного внешнего долга РФ в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга РФ. Реструктуризация внешнего долга возможна с согласия кредиторов. Так, в 2004 г. была осуществлена замена долга перед МИБ и МБЭС в размере 0,41 млрд. долл. США, а в 2006 г. - обмен коммерческой задолженности в размер 1,05 млрд. долл. США на еврооблигации с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 гг. <4>.

<4> URL: http://www.cbonds.info/all/rus/news/index.phtml/params/id/13025; http://www.minfin.ru/ru/press/press_releases/index.php?pg4=19&id4=2777.

Под обслуживанием государственного долга понимаются операции по выплате доходов по государственным долговым обязательствам в виде процентов по ним или дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета. Внешэкономбанк осуществляет работу по учету использования, обслуживанию и погашению государственного внешнего долга бывшего СССР и Российской Федерации, а также государственных кредитов, предоставленных бывшим СССР и Российской Федерацией иностранным государствам. Выпуск еврооблигаций оформляется глобальным сертификатом, в котором установлены условия займа и порядок его обслуживания. Однако в российском законодательстве нет определения термина глобального сертификата. Несмотря на это, глобальный сертификат используется для выпусков ценных бумаг во внутренних эмиссиях.

Поскольку еврооблигации являются иностранным финансовым инструментом (выпускаются по законодательству Великобритании), структура профессиональных участников фондового рынка, обслуживающих еврооблигации, установлена в соответствии с законодательством Евросоюза. Функции агентов обычно выполняют банки. Обязанности инфраструктуры выглядят следующим образом.

Фискальный агент:

Регистратор:

Платежный агент:

Трансфер-агент:

Калькуляционный агент:

На данный момент агентская структура по еврооблигациям не имеет законодательного оформления, кроме указания на фискального агента JPMorgan. Ввиду этого целесообразно закрепить агентскую структуру законодательно для более эффективного и четкого осуществления операций по еврооблигациям.

Депозитариями в Европе выступают Clearstream, Euroclear, а в США - DTC.

Еврооблигации активно котируются на межбанковском рынке. Но сделки с ними есть также на бирже - Luxembourg Stock Exchange.

Глобальный сертификат Минфин России передает регистратору, а после погашения облигаций регистратор передает его фискальному агенту. Перфорированные (погашенные) сертификаты облигаций поступают фискальному агенту от регистратора (а ему от трансфер-агентов) и платежных агентов.

Таким образом, современная инфраструктура обслуживания государственного долга позволяет Минфину осуществить плановые заимствования в несколько десятков миллиардов долларов США в форме еврооблигаций в целях покрытия бюджетного дефицита в ближайшие годы, однако нуждается в доработке по следующим направлениям: