Мудрый Юрист

Классификация воинских должностных преступлений в уголовном праве России

Холопова Е.Н., профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Калининградского пограничного института ФСБ России, доктор юридических наук.

Андриянченко Е.Г., сотрудник ФСБ России.

Современная криминализированная обстановка в Российской Федерации характеризуется значительным увеличением количества должностных преступлений, совершаемых военнослужащими, что подтверждает анализ уголовной статистики: за первые шесть месяцев 2009 г. количество преступлений, совершенных должностными лицами, увеличилось на 10,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (при этом доля коррупционных преступлений увеличилась на 6,4%) <1>. При этом в общей структуре российской преступности должностные преступления занимают третье место, уступая лишь преступлениям в сфере собственности и экономической деятельности. Вместе с тем совершение воинских должностных преступлений особенно негативно сказывается на безопасности нашего государства, поскольку именно военнослужащие являются одним из ключевых субъектов ее обеспечения. Совершая преступления, военнослужащие подрывают безопасность государства и его граждан. Тем не менее отдельной категории воинских должностных преступлений в российском уголовном законе не выделяется, а они органически входят в состав различных разделов, глав и статей УК РФ, что не может не влиять на эффективность выявления и расследования этой группы общественно опасных деяний.

<1> Общие сведения о преступной статистике в России и регионах // Из материалов уголовной статистики Главной военной прокуратуры Балтийского флота ВС России. 2009.

Анализ УК РФ позволяет выделить следующие составы воинских должностных преступлений, которые имеют свои особенности при квалификации: присвоение или растрата (ч. 3 и ч. 4 ст. 160 УК РФ), контрабанда (п. "б" ч. 3 ст. 188 УК РФ), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (п. "в" ч. 3 и ч. 4 ст. 226 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ч. 1 и ч. 3 ст. 285 УК РФ), нецелевое расходование бюджетных средств (ч. 1 и ч. 2 ст. 285.1), превышение должностных полномочий (ч. 1 и ч. 3 ст. 286 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), получение взятки (ч. 1, ч. 2 и ч. 4 ст. 290 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ), халатность (ч. 1, ч. 2 и ч. 3 ст. 293 УК РФ), привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ч. 1 и ч. 2 ст. 299 УК РФ), незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ), незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ч. 1, ч. 2 и ч. 3 ст. 301 УК РФ), принуждение к даче показаний (ч. 1 и ч. 2 ст. 302 УК РФ), фальсификация доказательств (ч. 2 и ч. 3 ст. 303 УК РФ). Можно определить различные критерии классификации этих преступных деяний.

Объект воинских должностных преступлений (общественные отношения, складывающиеся в рамках военной организации, которым наносится ущерб) позволяет выделить следующие группы:

а) преступления, посягающие на осуществление управленческой деятельности в органах и подразделениях военной организации. К ним относятся преступные деяния, предусмотренные ст. ст. 160, 285, 285.1, 286, 289, 293 УК РФ, совершаемые военнослужащими с использованием ими должностного положения, которые наносят вред прежде всего нормальной управленческой деятельности в органах и структурных подразделений военной организации Российской Федерации <2>;

<2> Габузян А.А. Должностные преступления: криминологический и уголовно-правовой аспект субъективной стороны: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1994.

б) преступления, причиняющие вред законному порядку осуществления правосудия в рамках военной организации. К ним относятся преступления, выделенные в особую главу Уголовного кодекса РФ (ст. ст. 299, 300, 301, 302, 303 УК РФ) <3>, совершаемые военнослужащими, исполняющими обязанности военных дознавателей и следователей в следственных органах и органах при военной прокуратуре, а также судей в военных судах.

<3> Глава 32 Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ "Уголовный кодекс Российской Федерации" (с изм.) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. N 25. Ст. 2954.

По количеству непосредственных объектов преступления (нормальная деятельность конкретного звена аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ, нормальная работа органов правосудия, конституционные права и свободы человека и гражданина, имущественные и иные экономические интересы граждан и т.д.) можно выделить следующие группы воинских должностных преступлений: однообъектные, двухобъектные и многообъектные.

К однообъектным преступлениям относятся воинские должностные преступления, наносящие ущерб строго определенному виду общественных отношений в рамках исполнения должностных полномочий военнослужащими. На основе анализа Особенной части УК РФ в эту группу можно включить следующие преступления: нецелевое использование бюджетных средств (объект - нормальная деятельность по использованию бюджетных средств, выделенных на развитие системы органов военного управления и материальное обеспечение военнослужащих) - ст. 285.1 УК РФ; получение взятки (объект - нормальная деятельность публичного аппарата военного управления) - ст. 290 УК РФ; служебный подлог (объект - нормальная деятельность публичного аппарата военного управления) - ст. 292 УК РФ.

В группу двухобъектных преступлений входят деяния, имеющие два объекта преступного посягательства, один из которых является основным, а второй - дополнительным. Так, например, некоторые квалифицированные виды халатности помимо основного объекта - добросовестного исполнения должностных обязанностей - имеют и дополнительный - жизнь и здоровье человека (ч. 2 и ч. 3 ст. 293 УК РФ) <4>. Кроме того, в данную группу будут включены следующие составы: присвоение или растрата (объекты: основной - общественные отношения в сфере собственности, дополнительный - интересы хозяйствования, которые предполагают бережное отношение к имущественным ценностям, их надлежащее использование и рациональное распоряжение этими ценностями) - ст. 160 УК РФ; хищение либо вымогательство военнослужащими с использованием своего служебного положения, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ (объекты: основной - состояние защищенности личности, общества и государства от угроз, связанных с нарушением установленного порядка оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; дополнительный - общественные отношения в сфере собственности) - п. "в" ч. 3 и ч. 4 ст. 226 УК РФ; а также некоторые преступления против правосудия (ст. ст. 299, 300, 301 УК РФ), предусматривающие в качестве дополнительного объекта конституционные права и свободы человека (право на свободу передвижения и др.).

<4> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. первого заместителя министра внутренних дел России А.А. Чекалина. М., 2006.

К многообъектным должностным преступлениям военнослужащих относятся деяния с дополнительным непосредственным объектом посягательства. Так, последствиями злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий признаны нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. ст. 285, 286 УК РФ), нарушения равноправия граждан (ст. 136 УК РФ), вред правам и законным интересам граждан <5>. Точно так же последствиями принуждения к даче показаний (ст. 302 УК РФ), помимо вреда общественным отношениям в области правосудия, будут являться также жизнь и здоровье человека, а также его законные права и интересы.

<5> Гаухман Л. Проблемы уголовной ответственности за должностные преступления по УК РФ 1996 года // Уголовное право. 1999. N 4.

Классификация воинских должностных преступлений по признакам объекта преступного посягательства имеет значение для квалификации этих уголовно наказуемых деяний при определении количества объектов уголовно-правовой охраны, которым нанесен (мог быть нанесен) ущерб, а также при определении тяжести совершенного преступления и особенностей уголовной ответственности.

По признакам объективной стороны можно выделить преступления формального состава и материального состава.

Преступлениями формального состава будут являться деяния, характеризующиеся только одним основным признаком объективной стороны - общественно опасным деянием. Это преступления, предусмотренные ст. ст. 289, 290, 292, 299 - 303 УК РФ. Анализ указанных составов позволяет сделать вывод, что большую часть данной категории составляют воинские должностные преступления, так называемые коррупционные, т.е. совершенные из корыстной и иной личной заинтересованности вопреки интересам военной службы <6>.

<6> Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий судебной практики и доктринальное толкование / Под ред. Г.М. Резника. М., 2006.

В группу преступлений материального состава входят воинские должностные преступления, характеризующиеся всеми тремя признаками объективной стороны: общественно опасным деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью. К ним будут относиться следующие воинские должностные преступления: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), халатность и некоторые другие.

Классификация воинских должностных преступлений по признакам объективной стороны необходима для установления достаточности оснований привлечения к уголовной ответственности за совершенное правонарушение в соответствии с наличием обязательных элементов объективной стороны. Так, например, получение воинским должностным лицом взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя является уголовно наказуемым независимо от размера суммы взятки и характера действий в пользу взяткодателя и должно квалифицироваться по ст. 290 УК РФ. Вместе с тем злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) могут считаться уголовными преступлениями лишь в случае существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (в случае отсутствия указанных последствий данные правонарушения будут попадать к категории административных проступков). Таким образом, данная квалификация имеет большое значение для отграничения некоторых видов воинских должностных преступлений от административных правонарушений аналогичного состава.

Основным признаком субъективной стороны является вина, которая в зависимости от состояния интеллектуального и волевого компонента деятельности преступника в момент совершения преступления может выражаться умыслом или неосторожностью. На основании этого положения воинские должностные преступления можно разделить на две группы: преступления, совершенные с прямым умыслом, к которым относятся преступные деяния, предусмотренные ст. ст. 160, 188, 226, 285, 285.1, 286, 289, 290, 292, 299 - 303 УК РФ, совершаемые военнослужащими - должностными лицами, и преступления, совершаемые по неосторожности, к которым будет относиться только один состав воинских должностных преступлений - халатность (ст. 293 УК РФ).

Воинские должностные преступления могут классифицироваться и по таким элементам субъективной стороны, как мотивы и цели. Данные классификации актуальны прежде всего для определения тех видов воинских должностных преступлений, в которых форма вины имеет значение как для правильной квалификации деяния, так и для определения вида и размера ответственности за его совершение.

Воинские должностные преступления характеризуются специальным субъектом преступления - воинским должностным лицом. Поскольку самого термина этого не существует в науке уголовного права, приходится обращаться к понятию должностного лица.

Итак, согласно примечанию 1 ст. 285 УК РФ должностными лицами считаются:

  1. лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти;
  2. лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации;
  3. лица, выполняющие административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации <7>.
<7> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Председателя ВС РФ В.М. Лебедева. М., 2005.

В соответствии с этой типологизацией воинских должностных лиц, преступления, совершаемые данными лицами, делятся на три основные группы.

К первой группе будут относиться преступления, совершаемые военнослужащими, выполняющими функции представителя власти (т.е. наделенными в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости <8>). К ним относятся преступления, предусмотренные ст. ст. 285, 286, 290, 292, 299 - 303 УК РФ. Другими словами, преступные деяния, представленные в данной категории, наиболее характерны для военнослужащих, входящих в состав специальных комиссий по проверке службы тех или иных подразделений органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, а также военнослужащих, исполняющих обязанности военных дознавателей и следователей в следственных органах и органах военной прокуратуры, а также судей в военных судах;

<8> Примечание к ст. 318 Федерального закона от 13 июля 1996 г. N 63-ФЗ "Уголовный кодекс Российской Федерации" (с изм.) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. N 25. Ст. 2954.

Ко второй группе относятся преступления, совершаемые военнослужащими, выполняющими организационно-распорядительные функции в органах исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, а также в структурных подразделениях этих органов и войск. Эта категория образует две подгруппы: 1) преступления, совершаемые военнослужащими, осуществляющими организационно-распорядительные функции в соответствии со своим воинским званием; 2) преступления, совершаемые военнослужащими, осуществляющими организационно-распорядительные функции в соответствии с занимаемой ими воинской должностью <9>.

<9> Тарасова Е.В. Квалификация преступлений, совершаемых должностными лицами путем использования своего должностного положения: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1999.

К данным видам деяний будут относиться прежде всего преступления, совершаемые начальниками против своих подчиненных: превышение должностных полномочий и халатность (ст. 286 и ст. 293 УК РФ соответственно).

К третьей группе будут относиться преступления, совершаемые военнослужащими, выполняющими административно-хозяйственные функции в государственных органах, где предусмотрена военная служба, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Как показывает судебная статистика, наиболее распространенными преступлениями для данной категории субъектов являются присвоение и растрата (ч. 3 ст. 160 УК РФ), соединенные со служебным подлогом (ст. 292 УК РФ), хищение в крупных количествах оружия и боеприпасов (п. "в" ч. 3 ст. 226 УК РФ), а также незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ) <10>.

<10> Как показывает анализ судебной статистики, данное преступление чаще других совершают командиры воинских частей Вооруженных Сил РФ.

Данная классификация необходима в случаях, когда возникают проблемы отграничения некоторых воинских должностных преступлений от иных преступных деяний со схожим составом преступления. В качестве примера можно привести применение насилия одним военнослужащим в отношении другого, которое в силу определенных обстоятельств может иметь различную квалификацию (в одних случаях как превышение должностных полномочий - ст. 286 УК РФ, а в других как нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности - ст. 335 УК РФ).

Вышеуказанные уголовно-правовые классификации воинских должностных преступлений не являются исчерпывающими, но позволяют внести ясность в некоторые проблемные вопросы квалификации воинских должностных преступлений.