Мудрый Юрист

Предметная подследственность органов дознания по производству дознания

Супрун С.В., доцент кафедры организации раскрытия и расследования преступлений Омской академии МВД России, кандидат юридических наук.

В ч. 3 ст. 150 УПК к предметной подследственности органов дознания отнесено 94 преступления, предварительное следствие по которым необязательно. Органы дознания Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны, Службы внешней разведки, Федеральной службы исполнения наказаний, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов не имеют предметной подследственности, что обязывает законодателя наделить указанные выше органы дознания предметной подследственностью либо лишить их статуса органа дознания.

Дознание - это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК). Кроме дознавателя и следователя право возбуждения и производства дознания законом предоставлено органу дознания (ч. 2 ст. 40 УПК) и начальнику подразделения дознания (п. 17.1 ст. 5 УПК).

Преступления в форме дознания расследуются дознавателем или начальником подразделения дознания единолично (ч. 2 ст. 40.1 УПК). Орган дознания расследование преступлений проводит в двух лицах: начальника органа дознания и подчиненного ему сотрудника, например начальника милиции общественной безопасности и участкового уполномоченного милиции. В случае сложности уголовного дела или его большого объема расследование преступления начальником подразделения дознания может быть поручено группе дознавателей (ч. 1 ст. 223, ч. 1 ст. 163 УПК).

Цель производства дознания - быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение и привлечение лица, его совершившего, к уголовной ответственности, а также возмещение ущерба, причиненного преступлением.

К органам дознания относятся государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК). Субъекты, уполномоченные осуществлять дознание, перечислены в ст. 40 УПК и ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД) <1>.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 33. Ст. 3349.

Согласно ст. 40 УПК к органам дознания относятся: а) органы внутренних дел Российской Федерации; б) иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. В соответствии со ст. 13 Закона об ОРД на территории России право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, федеральным органам государственной охраны, таможенным органам, органам Службы внешней разведки, Федеральной службы исполнения наказаний, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Помимо органов, осуществляющих ОРД, законодатель включил в число органов дознания органы Государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, органы Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации и должностных лиц, наделенных полномочиями органов дознания, - командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов. Совокупность указанных выше субъектов, наделенных полномочиями по производству дознания, образует систему органов дознания России. Среди органов дознания производство дознания для ОВД является основным видом деятельности, для других - производным от основного вида деятельности.

Компетенция органов дознания представляет совокупность полномочий, определяющих характер и степень их участия в производстве дознания по уголовным делам, предварительное следствие по которым необязательно (ч. 2 ст. 40 УПК). По письменному указанию прокурора дознание может проводиться по уголовным делам, предварительное следствие по которым обязательно (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК).

Наиболее важной частью компетенции органов дознания является подследственность. Подследственность - это совокупность признаков преступления, на основе которых закон определяет, какой орган дознания вправе расследовать уголовное дело в форме дознания.

Предметная подследственность органов дознания определяется квалификацией преступления. В ч. 3 ст. 150 УПК к подследственности органов дознания отнесено 94 преступления. В соответствии с этим признаком:

В ст. 40 УПК статус органов дознания предоставлен государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Отдельные из них не имеют предметной подследственности (ч. 3 ст. 151 УПК). В настоящее время отсутствует предметная подследственность у органов: а) Федеральной службы безопасности; б) федеральных органов государственной охраны; в) Службы внешней разведки; г) Федеральной службы исполнения наказаний (ст. 13 Закона об ОРД). Отсутствует предметная подследственность и у командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений, гарнизонов, наделенных полномочиями органа дознания (п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК).

В действующем уголовном судопроизводстве сложилась правовая ситуация, когда орган дознания есть, а полномочий по возбуждению и производству дознания у него нет. Представляется, что это не совсем разумно. Законодателю необходимо обратить внимание на недостатки современного состояния предметной подследственности органов дознания и принять меры к их устранению путем наделения указанных выше органов полномочиями по возбуждению и расследованию отдельных видов преступлений в форме дознания либо лишения их статуса органа дознания.