Мудрый Юрист

Еще раз о контрафактности

Мухина Р.Р., адъюнкт Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Восточно-Сибирский институт МВД России" (ФГОУ ВПО ВСИ МВД России).

В данной статье обобщены различные взгляды ученых по вопросу понятия контрафактности. Предпринята попытка проанализировать законодательство, регулирующее интеллектуальную собственность, и сделан вывод о необходимости разработать единый нормативно-правовой акт, указывающий признаки контрафактной продукции.

В последние годы наблюдается неуклонный рост посягательств на объекты интеллектуальной собственности, особенно на аудио-, видеопродукцию. На рынке появляются неучтенные контрафактные экземпляры, нарушители устанавливают демпинговые цены, влекущие выход из-под контроля ценовой политики правообладателей и недополучение денежных средств, на которые правообладатель мог рассчитывать при нормальном обороте законной продукции, и как следствие, недополучение государством крупных сумм от налоговых поступлений в бюджет. Прибыль же от незаконного использования авторских прав очень высока, по некоторым источникам, превышает уровень доходов от наркобизнеса.

На сегодняшний день в различных научно-популярных изданиях, экономической и юридической литературе, средствах массовой информации, других источниках в отношении поддельных товаров употребляется различная терминология: "пиратская" продукция, фальсифицированные товары, контрафактная продукция, поддельные экземпляры, изделия с нарушением права интеллектуальной собственности и т.д. Указанные термины и понятия стали входить в противоречие друг с другом <1>, что и влияет на отсутствие единого мнения по данному вопросу.

<1> Дворянкин О.А., Тихонов А.В. Операция, которую назвали "Контрафакт": Научно-популярное издание / Под общ. ред. О.А. Дворянкина, А.В. Тихонова. М.: Издательская группа "Юрист", 2006. С. 50 - 55.

В словаре иностранных слов контрафакция (фр. "contrefaction" - подделка и лат. "contra" - против и "facere" - делать) определяется как литературная подделка; нарушение авторского права путем воспроизведения и распространения чужого произведения <2>.

<2> Словарь иностранных слов. 10-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1983.

В начале 90-х годов XX в. именно поддельные аудио-, видеопродукция, музыкальные произведения ассоциировались с понятием "контрафакт". Впоследствии данный термин получил более широкое толкование.

Т.Ю. Погосян под "контрафактной деятельностью" понимает "изготовление продукта (изделия), который настолько близко имитирует продукт другой компании, что он кажется продуктом именно этой фирмы" <3>. Именно это определение считается наиболее распространенным. Если исходить из приведенного определения, то оно подразумевает копирование торговой марки, а также упаковку, наклейку или любые другие отличительные черты какой-либо продукции.

<3> Погосян Т.Ю. Контрафактная продукция - как ее понимать? // Уголовное право: Стратегия развития в XXI веке: Материалы 4-й Междунар. науч.-практ. конф. 25 - 26 января 2007 г. М., 2007. С. 357 - 359.

По мнению ряда авторов (В.В. Толкачев, П. Пальчиков), под термином "контрафактная продукция" в широком смысле следует понимать продукцию, произведенную и реализуемую с нарушением действующего законодательства. Разновидностью контрафактной продукции является производство фальсифицированной продукции, подделки под оригинальные товары <4>.

<4> Толкачев В.В. Контрафактная и немаркированная продукция, товары: деяние и возмездие // Предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ). 2005. N 11; Пальчиков П. Нападение на правообладателя // Российская газета. 2005. 28 дек.

По мнению же О.Д. Соловьева, контрафакция - это разновидность фальсификации, представляющая собой намеренное, в коммерческих целях, незаконное введение в коммерческий оборот объектов, на которые распространяются действия законов Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, интеллектуальной, в том числе промышленной, собственности, а также международных договоров <5>. Считаем данное определение наиболее приемлемым и полным.

<5> Соловьев О.Д. Использование специальных знаний при выявлении фальсифицированной и контрафактной продукции на потребительском рынке // Контрафакт как угроза экономической безопасности России (политико-правовые, оперативно-розыскные и морально-психологические проблемы противодействия): Сб. статей / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2006. С. 510.

На законодательном уровне до вступления в силу четвертой части ГК РФ отношения интеллектуальной собственности регулировали шесть федеральных законов <6>:

<6> См.: Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Российская газета. 2006. 22 дек. N 289.

Понятие контрафактной продукции впервые законодательно было определено еще в 1992 г. Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" <7>. Согласно ч. 2 ст. 4 указанного Закона "нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения:

<7> Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (в ред. от 11 декабря 2002 г., с изм. от 24 декабря 2002 г.) // Российская газета. 1992. 17 окт. N 228; Парламентская газета. 2002. 16 дек.

Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, также являются контрафактными".

Кроме того, в п. 2 ст. 40 указанного Закона говорится, что "не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими выражениями, как "род", "тип", "имитация" и т.п., а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара (незаконное использование наименования места происхождения товара). Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или обозначения, сходные с ними до степени смешения, являются контрафактными" (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 48 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" <8> к категории контрафактных отнесены экземпляры произведений и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав, а также экземпляры охраняемых в Российской Федерации, в соответствии с Законом об авторском праве, произведений и фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться (например, правомерно воспроизведенные и распространяемые на территории другой страны экземпляры произведений, не предназначенные для распространения на территории РФ, являются контрафактными при распространении на российской территории).

<8> Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (в ред. от 20 июля 2004 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1242.

Нарушение существенных условий авторского договора является нарушением авторского права, так как указанные действия осуществляются за пределами правомочий, предоставленных автором.

Экземпляры произведений и фонограмм, изготовленные и (или) распространенные с нарушением существенных условий договора о передаче исключительных прав, являются контрафактными. В частности, если воспроизведение превышает тираж, оговоренный в договоре, то превышение тиража следует рассматривать как нарушение авторского права и смежных прав.

Контрафактными являются и экземпляры произведений и объектов смежных прав, в которых наряду с правомерно используемыми объектами авторского права и смежных прав используются неправомерно воспроизведенные (например, глава в книге, рассказ или статья в сборнике либо фонограмма на любом материальном носителе).

Экземпляры произведений, воспроизведенные сверх установленного тиража, являются контрафактными <9>.

<9> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 8.

В Законе РФ "О правовой охране программы для электронных вычислительных машин и баз данных" <10> "контрафактными признаются экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовление или использование которых влечет за собой нарушение авторских прав", "контрафактными являются также экземпляры охраняемой в Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом программы для ЭВМ или базы данных, ввозимые в Российскую Федерацию из государства, в котором эта программа для ЭВМ или базы данных никогда не охранялись или перестали охраняться законом" (ст. 17).

<10> Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (в ред. от 2 февраля 2006 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2325.

В остальных из указанных Законов понятие контрафакта не давалось, следовательно, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем (если они выражены на материальных носителях) не могли иметь признаков контрафактности.

В п. 4 ст. 1252 части четвертой Гражданского кодекса РФ сказано, что "в случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными..." <11>.

<11> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая). Принят 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2008 г. N 201-ФЗ // Российская газета. 2006. 22 нояб. N 289; 2008. 11 нояб. N 232.

Кроме того, контрафактными признаются экземпляры произведений (ст. 1302 ГК РФ), объектов смежных прав (ст. 1312 ГК РФ), а также товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно: размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение (ст. 1515 ГК РФ); использованы наименования мест происхождения товаров или сходные с ними до степени смешения обозначения (ст. 1519 ГК РФ).

Вышесказанное позволяет остановиться на признаках контрафактности. Так, по мнению Н.Л. Аристовой <12>, можно выделить такие признаки, как отсутствие: фирменного наименования товара и места нахождения изготовителя (юридический адрес); латинской буквы "C" в окружности; имени обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования (выпуска) продукции; обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар; а также срока службы или годности, если они установлены для конкретного товара, и др.

<12> Аристова Н.Л. Контрафактная продукция: основные признаки // Контрафакт как угроза экономической безопасности России (политико-правовые, оперативно-розыскные и морально-психологические проблемы противодействия): Сб. статей / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2006. С. 126 - 130.

Аналитическое подразделение Федеральной таможенной службы России предприняло попытку объединить основные видимые признаки контрафактной продукции, содержащиеся в различных нормативных актах <13>. К таковым были отнесены следующие:

<13> Распоряжение ГТК России от 27 мая 1999 г. N 01-14/632 "Об усилении контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности" (в ред. от 1 ноября 2002 г. N 1169) // Таможенный вестник. 1999. N 13; 2002. N 23.
  1. Наименование страны происхождения, указанное на товаре (упаковке), не соответствует наименованию страны вывоза товара.
  2. Упаковка товара содержит дефекты.
  3. Инструкция по применению товара является копией (изготовленной на копировальной машине или фотокопией).
  4. Текстильные товары не содержат этикеток, на которых должен быть указан состав ткани, а также инструкции по уходу за данным видом товара.
  5. Товар перевозится навалом (без упаковки) или в разукомплектованном виде (духи, часы, одежда, компакт-диски и др.).
  6. Значительно снижена стоимость или сумма страховки, по сравнению с товарами подобного типа.
  7. Товары представляют собой этикетки, наклейки, бирки, ярлыки, вкладыши, обложки, футляры, маркированные коробки или штампы.
  8. Отсутствуют данные о заключении лицензионных договоров при ввозе (вывозе) партий магнитных, оптических, механических носителей информации.
  9. Ввоз (вывоз) определенного вида товаров осуществляется через пограничные пункты, которые не используются импортером (экспортером) подлинных изделий.
  10. Ввозимый в страну продукт не является местом изготовления подлинных товаров.
  11. Товары маркированы знаками соответствия, сходными до степени смешения (т.е. ассоциирующимися в целом) с товарными обозначениями, указанными в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ.
  12. Продукция распространяется по более низкой цене, чем оптовая цена или цена в фирменных магазинах на тот же товар; а также отсутствуют накладные и другая документация на данный вид товаров.
  13. Отсутствие информации для покупателей о свойствах товара на упаковке или в инструкции по его применению на государственном языке.

Сказанное позволяет отметить, что разработка единого нормативно-правового акта, указывающего признаки контрафактной продукции, является объективной необходимостью. И пусть объем данного документа будет большим, зато его принятие поможет практическим органам в борьбе с распространением поддельного товара, а следовательно, позволит оградить потребителей от некачественного продукта и поднимет престиж России на международном уровне.