Мудрый Юрист

О транспортном средстве как источнике повышенной опасности в российском уголовном законодательстве

Проценко С.В., подполковник милиции, доцент кафедры уголовного права и криминологии Дальневосточного юридического института (ДВЮИ) МВД России.

Переход к рыночным отношениям, новейшие достижения в области науки, техники современных технологий предопределяют высокую степень зависимости соблюдения интересов, охраняемых уголовным законом, от деятельности источников повышенной опасности. Значительное увеличение источников повышенной опасности, повышение уровня осведомленности человека в этой сфере потребовали коренного пересмотра научных представлений не только о системе мер безопасности, но и о видах источников повышенной опасности.

Вопрос о видах источников повышенной опасности далеко не новый. К настоящему времени практика накопила значительную массу соображений относительно конкретных объектов (предметов материального мира), являющихся источниками повышенной опасности. Немало высказано различных доктринальных мнений и в литературе. Однако наиболее правильную позицию в решении вопроса о видах источников повышенной опасности занимает, на наш взгляд, О.А. Красавчиков. Ибо он разделил источники повышенной опасности на определенные группы (виды) в зависимости от формы энергии (которая различается по своим качественным характеристикам и количественным состояниям), заключенной в предметах материального мира на физические, физико-химические, биологические, химические. Именно наличие в указанных предметах определенной физической, химической и иной энергии создает в процессе их использования, создания, хранения, транспортировки и т.д. объективную повышенную опасность причинения вреда окружающим <1>.

<1> См.: Красавчиков О.А. Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности. М.: Юрид. лит., 1966. С. 34 - 44.

Анализ материалов судебной практики показывает, что различные подвиды физической группы источников повышенной опасности (т.е. оказывающие механическое, тепловое, электрическое и иное физическое воздействие на окружающую среду), а нас интересуют именно они, имеют далеко не одинаковый удельный вес в общей массе случаев причинения вреда жизни и здоровью людей, другим охраняемым законом благам и ценностям. Наиболее часто вред причиняется механическими источниками повышенной опасности (механические транспортные средства, агрегаты, механизмы, устройства и т.п.). В ст. 1079 ГК РФ законодатель дает лишь их примерный перечень, но на первом месте среди них находится транспортное средство.

Известно, что возможность отнесения того или иного объекта материального мира к кругу источников повышенной опасности корректируется правоприменительной практикой. Именно судебная практика уже вскоре после принятия и введения в действие ГК РСФСР 1922 г. стала рассматривать автомашину в качестве источника повышенной опасности <2>.

<2> См.: Варшавский К.М. Обязательства, возникающие вследствие причинения другому вреда. М.: Юриздат, 1929. С. 135.

Ряд обстоятельств объективного порядка ставит транспортное средство в число источников повышенной опасности. Данные предметы становятся источниками повышенной опасности благодаря их специфическим качествам, в связи с которыми они при использовании развивают такую энергию, проявляют такие свойства, которые, как замечает Е.А. Флейшиц, при достигнутом уровне развития техники не поддаются полностью контролю человека и поэтому создают высокую степень вероятности причинения вреда <3>.

<3> См.: Флейшиц Е.А. Обязательства из причинения вреда и из неосновательного обогащения. М.: Госюриздат, 1951. С. 132.

К специфическим качествам (свойствам) транспортного средства следует относить определенный запас кинетической и (или) потенциальной энергии, которой обладает механический источник в процессе эксплуатации (использования), где энергию, обусловленную движением тела, принято называть кинетической, а энергию, обусловленную взаимным расположением взаимодействующих между собой тел (или частей одного тела), потенциальной.

Эти свойства источников повышенной опасности обусловили разработку и нормативное закрепление детальных правил безопасного их использования, соблюдение которых существенно снижает (но вряд ли может исключить полностью) вероятность выхода их из-под контроля субъекта и причинения вреда. Не случайно поэтому многие составы неосторожных преступлений формулируются как нарушения соответствующих правил безопасности <4>.

<4> См.: Дагель П.С. Неосторожность. Уголовно-правовые и криминологические проблемы. М., 1977. С. 50.

Мы не будем рассматривать каждый вид транспорта в отдельности, тем более что они достаточно подробно описаны в специальной литературе. Обратим внимание только на те источники повышенной опасности <5>, в отношении которых дискуссии ведутся до сих пор, порождая разнообразие мнений.

<5> Использование категории источника повышенной опасности в том или ином виде в нормах уголовного закона, например в гл. 27 "Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта" УК РФ, не делает ее уголовно-правовой. Как показывает наше исследование, сущность и смысл этой категории определяются российским федеральным законодательством (административным, транспортным, гражданским), из положений которого и следует исходить в процессе применения уголовно-правовых норм, оперирующих понятием "транспортное средство". При этом, разумеется, речь идет именно об истолковании понятия "транспортное средство", а не о существе самих уголовно-правовых норм, в которых он указан.

Эта проблема не так проста, как может показаться на первый взгляд. Сложность ее обусловлена не только многообразием различных видов механических и немеханических транспортных средств, используемых человеком в его практической деятельности, но и содержанием различных критериев оценки транспортного средства как источника повышенной опасности в российском законодательстве. Так, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" <6>, определяя в общих чертах понятие "транспортные средства", не называет даже основные типы дорожных транспортных средств. Более полное определение понятия "транспортные средства" с прямым их перечислением дано в Правилах учета дорожно-транспортных происшествий. К их числу отнесены автомобиль, мотоцикл, мотороллер, мотоколяска, велосипед с подвесным мотором, мотонарты, трамвай, троллейбус, трактор, самоходная машина, а также путевой транспорт, за исключением вьючных и верховых животных. Исходя из этого перечня мы еще не можем сделать вывод о том, допустимо ли рассматривать в качестве предмета изучаемого преступления транспортное средство, не являющееся механическим (например, гужевую повозку)?

<6> Собрание законодательства РФ. 1995. N 50. Ст. 4873; N 10. Ст. 1158.

Ответ на вопрос, что такое механическое транспортное средство, дают Правила дорожного движения РФ <7>. Термин "механическое транспортное средство" определяется в Правилах как "транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины". Вместе с тем согласно примечанию к ст. 12.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях под механическим транспортным средством следует понимать автотранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации. Следовательно, велосипеды с подвесным двигателем, мотоколяски, мопеды и другие самодвижущиеся механизмы с рабочим объемом двигателя менее 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью менее 50 км/ч не относятся к предмету рассматриваемого преступления.

<7> Утверждены Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090. Редакция от 27 января 2009 г. Вступили в действие с 1 марта 2009 г.

Отметим, что данная норма была принята в соответствии со ст. 1 Конвенции о дорожных знаках и сигналах (8 ноября 1968 г., Вена). В ней дано определение понятия велосипеда с подвесным двигателем. Под ним понимается "любое двух- или трехколесное транспортное средство, снабженное двигателем внутреннего сгорания с объемом цилиндра, не превышающим 50 куб. см (3,05 куб. дюйма), максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч (30 миль/ч)".

Из приведенных выше положений видно, что запас кинетической энергии определяется главным образом скоростью движения и массой движущегося тела. Следовательно, те предметы, параметры движения которых характеризуются относительно невысокими уровнями, не могут создавать повышенную опасность для окружающих. Понятно, что никто не станет относить к источникам повышенной опасности, например, детскую игрушку или велосипед. Причина ясна - величина потенциальной и (или) кинетической энергии мала, и она не может служить основой для создания повышенной опасности механического причинения вреда <8>.

<8> См.: Красавчиков О.А. Указ. соч. С. 50 - 52.

Есть мнение, что обязательным признаком всех морских и речных транспортных средств является наличие такого качества, как самоходность <9>. Однако эта позиция имеет ряд изъянов.

<9> См.: Чучаев А.И. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Ульяновск, 1997. С. 22.

Во-первых, приверженцы данной точки зрения в той или иной интерпретации относят к предмету рассматриваемого преступления так называемые маломерные морские и речные суда (моторные катера и лодки, водные мотоциклы). Вместе с тем согласно примечанию к ст. 11.7 КоАП РФ под маломерным судном следует понимать как самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем менее 55 киловатт (75 лошадиных сил) или с подвесными моторами независимо от мощности, так и парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, а также иное несамоходное судно (гребная лодка грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарка грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов). Таким образом, законодатель прямо указывает, что определяющим признаком понятия "маломерное судно" является валовая вместимость или грузоподъемность, а не самоходность (несамоходность) или иной источник движения (некоторые авторы считают, что источником движения не может выступать мускульная сила).

Нельзя не видеть, что повышенная опасность создается транспортными средствами именно в силу того, что они, обладая значительной физической массой, даже при незначительной скорости перемещения располагают необходимым запасом кинетической и (или) потенциальной энергии для реализации возможности (составляющей сущность опасности) причинения существенного вреда.

Во-вторых, законодатель говорит о парусных судах и яхтах как о несамоходных судах. Действительно, трудно представить эти транспортные средства как самодвижущиеся, когда их движение фактически полностью зависит от погодных условий. Так, например, штиль на море ставит эти суда в равное положение с несамоходными транспортными средствами. А раз так, то они являются несамоходными в полном понимании этого слова и, следовательно, не должны входить в предмет рассматриваемого преступления. Тем самым содержательный объем предмета приведения в негодность транспортного средства или путей сообщения неоправданно сужается.

В-третьих, и самоходные транспортные средства в некоторых случаях могут утрачивать способность к автономному плаванию в связи с отсутствием работающего энергетического источника движения (плановая профилактика двигателя во время стоянки, его поломка, отсутствие топлива и т.п.). Как быть с этими судами, у которых есть двигатель, но он находится в нерабочем состоянии, т.е. при всем желании экипажа судно не может перемещаться по водной поверхности самостоятельно. Спрашивается, достаточно ли в этих случаях простого наличия на судне источника движения, который находится в нерабочем состоянии и в течение какого времени он может находиться в таком состоянии (1 час, 1 сутки, 1 месяц и т.д.) для признания судна несамоходным? В полной мере сказанное относится и к иным механическим транспортным средствам, приводимым в движение двигателем, под которыми понимаются автомобили, троллейбусы, тракторы и иные самоходные машины, мотоциклы и т.д.

Кроме того, в Положении о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания <10>, однозначно решен вопрос о значении самоходности (несамоходности). Так, употребляя в Положении термин "судно", законодатель указывает на то, что этим термином охватываются не только самоходные, но и несамоходные плавучие сооружения, используемые в целях торгового мореплавания.

<10> Собрание законодательства РФ. 2000. N 16. Ст. 1714.

Следует также обратить внимание на примечание к ст. 12.1 КоАП РФ, где законодатель под транспортным средством предлагает понимать не только автотранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, но также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, т.е. несамоходные транспортные средства.

По этим соображениям вряд ли двигатель должен быть отнесен к числу обязательных компонентов (признаков) транспортного средства. Соответственно, наука и судебная практика также должны руководствоваться иными критериями в оценке транспортного средства как источника повышенной опасности. Так, например, М.С. Гринберг выделяет как основное свойство источника повышенной опасности его неустойчивость. От него производны два других его признака - мощность, которая определяет способность источника повышенной опасности причинять существенный ущерб, и сложность, которая определяет лишь его относительную надежность <11>. Такое истолкование существа источника повышенной опасности представляется более приемлемым. Ибо особые свойства "сложности", например, проявляются в способности транспортного средства при определенных условиях выходить из-под контроля человека, создавая тем самым высокую вероятность причинения существенного вреда окружающим.

<11> О понятии и признаках источника повышенной опасности см.: Гринберг М.С. Преступления против общественной безопасности. Свердловск, 1974. С. 31 - 34.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством транспортными источниками повышенной опасности являются, во-первых, как самоходные, так и несамоходные плавучие сооружения, используемые в целях (морского, речного) плавания; во-вторых, маломерные морские и речные суда, перечисленные в примечании к ст. 11.7 КоАП РФ. При этом в качестве предмета преступления могут выступать только те несамоходные транспортные средства, которые относятся ведомственными нормативными актами к водному транспорту либо подлежат регистрации в бассейновых судовых инспекциях или морских торговых портах.

К транспортным средствам следует отнести различные виды железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта, а также все виды автомобилей, тракторы и иные самоходные машины, трамваи, троллейбусы, мотоциклы и другие транспортные средства, которые относятся ведомственными нормативными актами к транспорту. Они различны по конструктивным особенностям, выполняют свойственные только им технические функции, но им присущи и общие признаки, что их и объединяет в одной главе УК. Все они должны быть пригодны к эксплуатации, их правовой статус определен действующими на транспорте нормативными актами. При этом техническое состояние и оборудование участвующих в движении транспортных средств должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.

Учитывая то обстоятельство, что в уголовном законе нет четкого определения термина "транспортное средство", исследование этой проблемы в теории уголовного права следует признать необходимым.

Отметим, что бурное развитие транспорта, возникновение его новых видов, стирание границ между традиционными видами, появление многофункциональных транспортных средств, сочетающих в себе качества различных видов транспорта (суда на воздушной подушке, вездеходы, амфибии, транспортные средства на магнитной подвеске и т.п.), уже заставили законодателя отказаться от использования вида транспорта в качестве одного из основных критериев криминализации преступления, предусмотренного ст. ст. 266, 267, 268 УК РФ.

Тенденцией в уголовном законодательстве является ныне не только появление новых понятий и, следовательно, терминов, но и семантическое углубление уже имеющихся понятий, обогащение их новыми существенными признаками. Так, предлагается расширить содержательный объем понятия "транспортные средства", включив в него и немеханические транспортные средства (например, гужевую повозку <12>). Для более детального уяснения этого понятия целесообразно обратиться к Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения", в ст. 2 которого разъяснено, что под транспортным средством следует понимать устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

<12> Техническое состояние и оборудование участвующей в дорожном движении гужевой повозки должно отвечать целому ряду требований. Так, гужевая повозка должна иметь предусмотренные конструкцией исправное стояночное тормозное устройство и противооткатные упоры, быть оборудована спереди двумя световозвращателями и фонарем белого цвета (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости), сзади - двумя световозвращателями и фонарем красного цвета. См.: Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. URL: http://ppdd.ru/pdd/dopusk.htm.

Учитывая современные реалии, стоит говорить об унификации юридического термина "транспортное средство". Очевидно, что для повышения эффективности борьбы с транспортными преступлениями законодателю необходимо предусмотреть примечание не к конкретной ст. 264 УК РФ, а уже к целой гл. 27 УК РФ. Наиболее эффективным вариантом унификации понятия "транспортное средство" было бы обязывающее предписание в виде примечания к данной главе: "Примечание. Под транспортными средствами в настоящей главе понимаются самоходные и несамоходные устройства, предназначенные для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Техническое состояние и оборудование участвующих в движении транспортных средств должны отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации".