Мудрый Юрист

Общесоциальные меры предупреждения угонов и хищений транспортных средств

Колесников Р.В., преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Воронежского института МВД России.

Социальная система предупреждения преступности представляет собой сложную иерархию предупредительных мер, отражающую структуру причин и условий, способствующих совершению преступлений. В этой иерархии в криминологической литературе выделяются общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения <1>. В ограниченных рамках статьи мы остановимся только на раскрытии некоторых общесоциальных мер предупреждения угонов и хищений транспортных средств.

<1> См.: Криминология: Учеб. пособие / Под ред. С.Я. Лебедева, М.А. Кочубей. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2007. С. 190 - 191; Криминология: Учеб. / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М., 1994. С. 156 - 157; Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. М.: Щит-М, 1998. С. 117; Иншаков С.М. Криминология: Учебник. М.: Юриспруденция, 2000. С. 75.

Общесоциальное предупреждение - это вся социально позитивная деятельность общества и государства (политическая, экономическая, нравственная и др.), создающая основу для сокращения негативных и антиобщественных проявлений в обществе <2>.

<2> См.: Криминология: Учебник / Под ред. Г.А. Аванесова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 296.

Мы полностью согласны с мнением профессора А.И. Алексеева, который считает, что "меры общесоциального предупреждения имеют исключительно широкий диапазон, они воздействуют практически на все виды, группы, разновидности причин, условий и других детерминант преступности. Многоаспектный, комплексный характер предупреждения преступности наиболее ярко проявляется именно на общесоциальном уровне. При этом сильной стороной общесоциального предупреждения является взаимосвязь различных по содержанию мер" <3>.

<3> Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. 2-е изд., испр. и доп. М.: Щит, 2001. С. 122.

Общесоциальными мерами предупреждения преступлений, в том числе угонов и хищений транспортных средств, по мнению В.Е. Эминова, являются профилактические мероприятия социально-экономического, политического, воспитательного, правового и организационного характера <4>.

<4> См.: Криминология: Учеб. / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2002. С. 285.

Среди основных мер общесоциального уровня можно отметить целый комплекс мер экономического и социального характера, направленных на улучшение положения населения и способствующих сокращению преступности, в том числе совершению угонов и хищений транспортных средств: это снижение уровня реальной инфляции; ресурсное обеспечение прожиточного минимума населения; снижение количества безработных; обеспечение государственной политики, направленной на охрану семьи, материнства и детства; развитие социального обслуживания семьи и детей, оставшихся без попечения родителей; решение жилищной проблемы; поощрение благотворительной деятельности и благотворительных организаций со стороны государства.

Рыночные условия хозяйствования неизбежно приводят к имущественному неравенству. Несмотря на невозможность, да и ненужность искоренения имущественного неравенства, тем не менее необходимо его определенное сглаживание. Основные направления деятельности государства для достижения нейтрализации имущественного неравенства должны сводиться к созданию условий для многообразия и широкой доступности законных способов достижения материального благополучия. Предоставление гражданам равных возможностей в сфере осуществления экономической деятельности позволит сформировать широкий слой экономически активных, материально обеспеченных людей, уважающих закон.

Оптимальное решение проблемы - это приведение материального положения населения в такое состояние, когда разрыв между уровнями жизни 10% относительно богатых и 10% относительно бедных людей не будет превышать 4 - 5-кратного размера <5>.

<5> См.: Криминология: Учеб. / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 385.

Необходимо установить в качестве одного из национальных приоритетов инициирование государством создания рабочих мест, контроль за соблюдением законности функционирования рабочих мест, независимо от форм собственности, в том числе за размером оплаты труда и своевременностью выплаты заработной платы, особенно в современных условиях экономического кризиса.

К числу политических мер борьбы с преступлениями против собственности, включая исследуемые составы преступлений, необходимо относить такие, как обеспечение стабильности государственного управления экономической деятельностью; обеспечение равновесия государственных и частных интересов в сфере экономики; принятие мер, направленных на искоренение коррупции сотрудников государственного аппарата и органов местного управления; определение целей, задач, основных направлений борьбы с преступностью в различных программных документах и др.

Наряду с этим необходима государственная пропаганда идеологии приоритета духовных ценностей над материальными. Приобретение имущества незаконным путем не должно оставаться безнаказанным. К лицам, совершающим преступления против собственности, должны применяться самые суровые меры уголовной ответственности. Государство должно направить свои усилия на воспитание такой личности, для которой единственным путем достижения своих целей будет являться законный путь. Необходимо создание и охрана таких общественных отношений, при которых каждый человек будет способен позаботиться о себе самостоятельно правомерным способом, обеспечивая условия для достойной жизни себе и своим детям.

Большое предупредительное значение имеет формирование адекватной, соответствующей коренным и долгосрочным интересам общества оценки в массовом сознании корыстной мотивации действий людей. С переходом к рыночным отношениям произошли дифференциация и в определенной мере снижение остроты правовых и моральных оценок корысти. Это неизбежно хотя бы потому, что нельзя представить нормальное функционирование институтов частной собственности, частного предпринимательства, игнорирующих соображения выгоды, материальной пользы, прибыли.

Но, к сожалению, по мнению В.В. Лунеева, в последнее десятилетие в массовом сознании людей стали утверждаться взгляды о полной "реабилитации" корысти, всех ее проявлений и степеней развития; насаждаться культ наживы любым путем; пропагандироваться допустимость получения материальной выгоды при игнорировании правовых, а также моральных дозволений и запретов. Произошло, по выражению В.В. Лунеева, общее "окорыствование" экономических, социальных и даже духовных отношений <6>.

<6> См.: Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. М., 1991. С. 218.

Представляется, что в настоящее время эти крайности, с учетом интересов предупреждения угонов и хищений транспортных средств, постепенно преодолеваются, соблюдается разумная мера в морально-правовой оценке корысти: корысть до определенных пределов (как польза, материальная выгода) в условиях рынка - нормальное явление, на которое не распространяются уголовно-правовые и иные запреты; корысть, выходящая за эти пределы, превращающаяся в социальный паразитизм, социальное хищничество, порицаема моралью, наказуема в соответствии с нормами права. С учетом этого должны быть расставлены правильные акценты: в работе по нравственному формированию молодежи; в массовых информационных воздействиях, рассчитанных на все категории людей, включая тех, чьи взгляды, ориентации и позиции подлежат существенной корректировке применительно к новым экономическим, духовно-нравственным и другим реалиям. Очень важно восстановить в массовом сознании остроту оценок противоправных проявлений корысти, не допускать распространения взглядов о моральной допустимости и даже привлекательности некоторых форм отклоняющегося и преступного поведения с корыстной мотивацией, полностью исключить как несовместимые с ценностями и нормами цивилизованного общества пропаганду культа наживы любым путем, какое бы то ни было нивелирование различий между аморальным и моральным, преступным и непреступным в сфере имущественных отношений.

Особая роль в предупреждении угонов и хищений транспортных средств принадлежит жесткому социально-правовому контролю за экономической деятельностью юридических и физических лиц. Как отмечают криминологи <7>, основные направления государственного контроля должны включать: меры по обеспечению финансового контроля в стране; меры по обеспечению налогового контроля; меры по обеспечению пограничного, таможенного и экспортного контроля; меры по обеспечению валютного контроля; меры, предпринимаемые административными, финансовыми и налоговыми органами контроля в соответствии с законодательством о борьбе с коррупцией в системе государственной службы в целях выявления и предупреждения коррупционных действий государственных служащих.

<7> Криминология: Учеб. / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. С. 386.

Следует разработать комплекс мероприятий, направленных на преодоление правового нигилизма, которые бы включали в себя: воспитание уважительного отношения к законодательству Российской Федерации, регламентирующему различные сферы государственной и общественной жизни; формирование доверия у населения к проводимым государством реформам; информирование населения о состоянии законодательства об ответственности за корыстные преступления против собственности; широкое освещение материалов о привлеченных к ответственности за совершенные корыстные преступления против собственности и мерах ответственности, которые были к ним применены; освещение мер, разрабатываемых государством, направленных на предупреждение корыстных преступлений против собственности; предоставление информации о способах легальной защиты своих прав, в том числе имущественных; демонстрация положительных результатов предупреждения корыстных преступлений против собственности, широкое освещение статистических данных о количестве выявленных и раскрытых уголовных дел, объектом посягательства которых выступила собственность.

Правовое обеспечение борьбы с угонами и хищениями транспортных средств должно включать постоянное совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе совершенствование уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за совершение данных деяний. Законодательное обеспечение не должно отставать, необходимо устранить многочисленные пробелы и противоречия в законодательстве. В целях обеспечения единства правоприменительной практики Пленуму Верховного Суда РФ следует внести изменения в руководящие разъяснения по квалификации неправомерного использования транспортных средств <8>.

<8> Принятое новое Постановление Пленума Верховного Суда РФ не устраняет противоречия при квалификации преступлений в отношении транспортных средств и разграничения составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 166 и 158 УК РФ. См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения" // Бюл. Верховного Суда РФ. 2009. N 2. С. 5 - 23.

Изучение юридической литературы показывает <9>, что в некоторых зарубежных государствах приняты специальные законы, устанавливающие повышенную уголовную ответственность за кражи автотранспортных средств и связанные с ними другие преступления. Примечательно в этом отношении федеральное законодательство США, которое предусматривает ответственность, наряду с хищением транспортных средств, за импорт и экспорт краденых автомобилей, их перевозку из одного штата в другой, за преднамеренное изменение, уничтожение, подделку регистрационных номеров и заводской маркировки, замену отдельных узлов и агрегатов, приобретение и хранение похищенных транспортных средств и т.п. <10>.

<9> См.: Малиновский А.А. Уголовное право зарубежных государств. М.: Новый юрист, 1998; Гаврилов С.Т. и др. Международное и зарубежное уголовное право. Воронеж: ВИ МВД России, 2003.
<10> См.: Уголовное право Соединенных Штатов Америки // Центр по изучению проблем транснациональной преступности Американского университета (г. Вашингтон, США). URL: http://www.american.edu/traccc.

В европейских странах практически везде наблюдается тенденция к усилению наказаний за преступные посягательства на автотранспорт; отягчающими обстоятельствами признаются совершение преступлений организованными преступными группами, рецидив и причинение потерпевшим крупного ущерба. Например, в Великобритании по Закону о кражах 1968 г. установлена повышенная уголовная ответственность за завладение автомобилем без соответствующих полномочий. Во Франции - "кража, совершенная бандой" наказывается 15 годами тюремного заключения с обязательным занятием трудовой деятельностью и штрафом в размере 1 млн. франков. По аналогичному пути пошли и некоторые страны ближнего зарубежья. Так, по уголовному законодательству Грузии человеку, неправомерно завладевшему чужим транспортным средством, грозит лишение свободы на срок до 15 лет, а по УК Узбекистана высшая мера наказания - смертная казнь <11>.

<11> См.: Князев В.В. Законодательное регулирование борьбы с кражами (угонами) автотранспорта // Вестник МВД Российской Федерации. 1995. N 3. С. 127 - 128; Уголовный кодекс Франции / Под ред. Л.В. Головко, Н.Е. Крыловой. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 226; Уголовный кодекс Грузии / Под ред. З.К. Бигвава. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 320; Уголовный кодекс Республики Узбекистан / Под ред. М.Х. Рустамбаева, А.С. Якубова, З.Х. Гулямова. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 365; Уголовное законодательство стран ближнего зарубежья и СНГ // Информационно-правовой портал "Юрист-Информ". URL: http://www.dogovor4you.ru/codes/clause/475426/.

К организационно-техническим мерам предупреждения угонов и хищений транспортных средств можно отнести следующие мероприятия: расширение сети платных охраняемых парковок и стоянок транспортных средств с доступными для большинства населения ценами за предоставление услуг; обязательное оборудование личного автотранспорта необходимым минимумом противоугонных средств и маркировка отдельных узлов и агрегатов автомашин в целях повышения уровня противоугонной технической оснащенности индивидуального автотранспорта; разработка и осуществление серии телепередач по вопросам использования технических средств для охраны автотранспорта и мест его содержания, организации охраны автостоянок, поведения граждан, оказавшихся потерпевшими или свидетелями преступления; подготовка материалов для средств массовой информации (местной печати, радио, телевидения) по вопросам предупреждения угонов и хищений транспортных средств, необходимости использования технических средств для предупреждения преступлений, связанных с транспортными средствами <12>.

<12> См.: Белик Ю.С. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения: проблемы предмета, квалификации и предупреждения: Монография. Екатеринбург, 2006. С. 84.

По нашему мнению, реализация хотя бы части указанных предложений позволит правоохранительным органам более успешно решать задачи борьбы с угонами и хищениями транспортных средств.